ХРАМ СПАСА НА КРОВИ. Санкт-Петербург.Архитектура. Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II. Гр.
ХРАМ СПАСА НА КРОВИ. Санкт-Петербург.Архитектура. Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II. Гр. «Путешествия».
Мозаика.
Первое, что бросается в глаза при входе в храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге - удивительный мозаичный ковер его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 квадратных метров, - одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик для этого храма. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма "Пуль и Вагнер", итальянские фирмы "Сальвиати" и "Societa Musiva" и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов комиссии, как по техническим , так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик.
В мастерской Фролова мозаики набирали "обратным", или "венецианским" способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция "добиралась" уже прямым способом набора.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Наиболее насыщена мозаичным декором колокольня, возведенная над местом смертельного ранения царя. Ее отличительная особенность - собрание 134 мозаичных гербов областей, губерний, уездов, городов Российской империи, внесших пожертвования на возведение храма Воскресения Христова.
06.
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
07.
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
08.
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона.
09.
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.
10.
11.
Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)
Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
12.
13.
Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам иконостаса, созданным по эскизам Виктора Михайловича Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».
В решении образов художник придерживался византийских приемов, передавая при этом внутреннее состояние персонажей.
14.
Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)
"Богоматери" Васнецова свойственна особая одухотворенность. В Ее глазах - материнская тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби. Небольшая по размеру композиция уравновешена. За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
15.
Спаситель (художник В.М. Васнецов)
Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения и строгой симметрией. Господь торжественно восседает на троне. В Его левой руке - раскрытое Евангелие со словами любви к ближнему, правая застыла в благословляющем жесте. Через устремленный на зрителя взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа. Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию глубины пространства.
Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
16.
17.
18.
Иконостас
Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
19.
Фрагмент решетки набережной.
Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции.
20.
Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
Главная утверждающая тема - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма.
72.
Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров).
На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он - воплощение торжества жизни над смертью.
Справа - бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа.
21.
Несение креста (художник В.М.Васнецов)
22.
Распятие Христово (художник А.А.Парланд)
23.
Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный
На фасаде колокольни с трех сторон большого окна помещена трехчастная композиция по эскизам М.В.Нестерова. В центре изображен плат со Спасом Нерукотворным, несомый ангелами. К нему обращены взоры предстоящих, молящихся об искуплении греха за содеянное убийство. Справа - исполненный благоговения Иоанн Богослов. Слева - Богоматерь с молитвенно поднятыми руками, на фоне холмистого "умбрийского пейзажа". Колористическое решение композиции - насыщенные локальные цветовые пятна - подходит для монументального характера произведения. Однако умиротворенная покорность образов нарушает это впечатление.
24.
Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)
25.
Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)
26.
Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)
На южном фасаде храма привлекает внимание мозаика большого кокошника по эскизу Н.А.Кошелева "Христос во славе". Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Все пространство мозаики пронизывает золотой поток лучей, исходящий от мандорлы. Обычный для этого сюжета сонм предстоящих ограничен двумя фигурами. Справа - св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева - св. Александр Невский, покровитель города и императора Александра II. Модель Спаса в его руке указывает на причину возведения храма.
27.
Вид на южную арку
28.
29.
Северный киот.
30.
Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров). Удачна в плане цветового решения мозаика "Св. князь Александр Невский". Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой и этим заметно отличает его от других работ.
Безукоризненна цветовая гамма мозаики, великолепно передан блеск доспехов и оружия князя, тепло горящей в его руках свечи.
31.
Южный киот
32.
Центральный неф
33.
34.
Шатёр
35.
Вид внутри собора
36.
Свод северного притвора
37.
Северный притвор
38.
Центральный трансепт
39.
Троица (художник М.В. Нестеров)
40.
Мозаики центральной части храма
41.
Лик двенадцатилетнего Христа
42.
Расположение мозаик соответствует теологической концепции храма и представляет несколько циклов. На западе - сцены из Ветхого Завета и Двунадесятые праздники. В центральной части храма - земная жизнь Иисуса Христа. На востоке - явления Господа после Воскресения. В плафоне центральной главы - традиционный Пантократор. На пилонах и пилястрах стен изображены "опоры" Церкви - апостолы, мученики, святые, пророки и святители.
43.
44.
Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)
45.
Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)
46.
Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)
На южном фасаде храма привлекает внимание мозаика большого кокошника по эскизу Н.А.Кошелева "Христос во славе". Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Все пространство мозаики пронизывает золотой поток лучей, исходящий от мандорлы. Обычный для этого сюжета сонм предстоящих ограничен двумя фигурами. Справа - св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева - св. Александр Невский, покровитель города и императора Александра II. Модель Спаса в его руке указывает на причину возведения храма.
Композиция этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать "Христа во славе" в числе лучших работ.
47.
Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
48.
Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)
49.
Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)
50.
Введение во Храм (художник В.В. Беляев)
51.
Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)
52.
Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
53.
Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)
54.
Отечество (художник В.В. Беляев)
55.
Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
56.
Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону - место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: "Положение во гроб", "Распятие", "Сошествие во ад" и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.
Скорбное место - сень - освещено окном на западной стене. Венчает его композиция "Яко царствие Твое", или "Новозаветная Троица", с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем - символом Святого Духа.
Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского. Два воина - небесный и земной - застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Образы мужественны, исполнены достоинства, выполнены в академических традициях.
57.
Преображение (художник Н.А. Кошелев)
58.
Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
59.
Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
60.
Сон Иакова (художник В.В. Беляев)
61.
София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)
62.
Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
63.
Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
Академические приемы использовал В.В.Беляев в мозаике "Ветхозаветная Троица", расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет - гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников - ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова.
64.
Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)
65.
Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
66.
67.
Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
68.
Благословение детей (художник В.В. Беляев)
69.
Благовещение (художник А.А. Парланд)
70.
Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)
Добрый вечер, Дейзи! Два месяца тому назад я бродил около храма, думал то ли обвенчаться ,то ли обручиться, а может развестись, но меня туда не пустили. Выручил меня Казанский собор, где я не только поставил свечку, но и одной милой девушке надел на шею крестик. Спасибо за подборку о храме!
71.
Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров
73.
Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)
74.
Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
75.
Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)
76.
Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)
77.
Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)
78.
Покров (художник В.В. Беляев)
79.
Св. Димитрий
80.
Св. Евграф
81.
Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
82.
Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
83.
Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)
84.
Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)
85.
Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
86.
Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)
87.
Христос и самарянка
88.
Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)
89.
Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)
То, что в оформлении храма Воскресения Христова участвовали более 30 художников, предопределило разные стили художественного решения его убранства. Не все живописцы сумели учесть специфику воплощения своих эскизов в технике мозаики. Однако выразительность материала и высокий профессионализм мозаичистов Фролова сумели объединить разнохарактерные произведения в единый ансамбль.
Использованы материалы из Интернета
90.
Спас на крови ночью.
91.
Спас-на-крови с Ново-Конюшенного моста.
92.
Решетка около Спаса на крови
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке.
93.
Началась блокада Ленинграда. Следы осколков.
94.
Следы осколков в блокаду Лениграда - Храм Спаса на крови. Южный фасад.
Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.
В последние годы у Храма Спаса - на - крови - традиционное фотографирование молодожёнов.
Добро пожаловать! Загрузка альбома закончена.
Ночной.Спас на крови.Алексей Говорушкин.М.ой Мир.М.ру.
Добрый вечер , Юрий! Обидно : внутри храма - красота! Но, и снаружи он великолепен. А , если были в нерешительности по поводу "таинства", то сам Бог недопустил Вас к опрометчивому шагу. А молодожёнов Вы , наверно , видели, да?! Завидно, небось, стало? В Казанском же, соборе доброе дело сделали... Думаю, у Вас ещё будет время посетить это красивейший в Санкт-Петербурге храм. Благодарю Вас и Ирину за просмотр и нажатие кнопочки "нравится" - мне приятно, что мои труды оценены. Всего доброго, до встречи.uras пишет:
Добрый вечер, Дейзи! Два месяца тому назад я бродил около храма, думал то ли обвенчаться ,то ли обручиться, а может развестись, но меня туда не пустили. Выручил меня Казанский собор, где я не только поставил свечку, но и одной милой девушке надел на шею крестик. Спасибо за подборку о храме!
Еще раз добрый вечер,Дейзи. Я думал, что Вы закончили с иллюстрациями к храму и влез со своими комментами посреди Вашего поста . Простите великодушно!
. Не беспокойтесь, Юрий, всё нормально! Слишком большая у меня загрузка, хотя ещё многое можно было бы показать и рассказать. Сейчас выше вставлю фото 93 , 94 и пояснение небольшое. Советую заглянуть чуть позже. С уважением, ... uras пишет:
Еще раз добрый вечер,Дейзи. Я думал, что Вы закончили с иллюстрациями к храму и влез со своими комментами посреди Вашего поста . Простите великодушно!
Доброе утро, дорогая Дейзи! Мои слова только в превосходной степени. Замечательный материал и прекрасное качество фотографий! Спасибо огромное!
Доброе утро, милая Сеньора!
У нас с Вами какая-то синхронизация , ориентированная на просмотр альбомов, своеобразный ритуал приветствия : заглянул к другу в альбом, почитал, посмотрел, послушал и, создаётся впечатление , что мы побывали в реале в гостях, улыбнулись, посидели за самоварчиком или кофе, пообщались ( поболтали ни о чём и о своём) и опять разбежались по своим делам, чтобы потом опять , соскучившись, опять заглянуть в полюбившийся альбом , или обнаружить новый только что загруженный и опять по новой "окунаться" в воспоминания, наслаждаться музыкой, любоваться картинками , узнавать что-то новое и радоваться успехам друга, оставлять отзывы - метки (-я была), связаться , если нужно в "привате" или по СКАЙПу для уточнения некоторых вопросов и перекинуться личными впечатлениями.
Вот и сегодня, из какого-то альбома по активной ссылке попала на Ваш блог "Сеньора Д-2" детской тематики, "пробежалась глазами" по обложкам альбомов, освежила память, кое-что захотелось заново прослушать - альбомы - бесценные сокровища на сайте "Спроси Алёну", заглянула в любимый "Зимняя сказка" Топпелиуса и даже прочитала свой давнишний отзыв !
Ваша энергия , милая Фея, всегда меня восхищала и удивляла : при большой семейной нагрузке Вы умудряетесь почти ежедневно бывать "на Завалинке" и при этом , всегда прихватываете пару-тройку новых альбомов. Последнее время стали баловать нас аудио книгами и спектаклями, а среди них скромно в одиночестве появился альбом "Лаванда" , воплотивший в себе все сведения об этом цветке, альбом до того обширный , что я отложила его до лучших времён, то есть, когда у меня будет дастаточно времени и соответствующее настроение и самочувствие ( не хочется читать и смотреть эту красоту урывками ). Тем более, что и на отзыв нужно время.
Прекрасная Сеньора, благодарю Вас за приход, просмотр, отзыв и "нравится" ! Но, эти лавры мне только за поиск , обработку и загрузку этого материала из Интернета ( все эти чудесные фотографии из Инета). Но, всё равно , приятно!!!
Материал большой, хотя взята маленькая толика, можно выделить несколько тем, но , - это уже для гостей- пусть сами выбирают.
Начала с того , что у нас с Вами синхронность дум, интересов и даже походы "в гости". Пишу это, а сама слушаю прекрасные пени из вашего нового альбома :"Песни нашей коммуналки". Замечательный песенный спектакль!
До встречи, Танечка!
Доброе утро,Дейзи! Проссматривая еще раз Ваш прекрасный материал о Храме,мне вспомнилась моя недавняя поездка в Израиль по святым местам(был около храма через четыре дня после возвращения из Израиля).Крестился я "юнным отроком" в 94 году в Храме Воскресения Христова, что в Сокольниках, Поздно приходишь к богу, но приходишь рано или поздно! Спасибо Вам еще раз о напоминание о светлом в нашей жизни!
Храм Спаса на Крови.oakamysh.янд.
Доброе утро, Юрий!
А я решила для Вас добавить из запасников моего компьютера по любимому городу ещё несколько фотографий этого красивейшего храма. Лучше их просматривать после сохранения на компьютере, тогда увидите всю красоту ( сейчас здесь мелко смотрятся фотографии), посмотрите - не пожалеете!
.
Петербург.Ограда.Алексей Говорушкин
СПб.Храм на крови.sha-nik.янд.
Я помню время Вашей поездки в Израиль ( Вы ещё писали отзыв в мой альбом по празднованию 7 Ноября в советское время). Хорошо, что человек приходит к Богу осознанно, а не по принуждению, по карьерному росту и т.д.А , что "рано или поздно" , то к этому порогу все подходят, и совсем не важно, как называется Бог ( в разных религиях по-разному), но в душе и по жизни Он - Один для всех нас!!!
Рада, если страницы этого альбома напомнили и всколыхнули в Вашей душе что-то светлое, приятное...
До встечи!
uras пишет:
Доброе утро,Дейзи! Проссматривая еще раз Ваш прекрасный материал о Храме,мне вспомнилась моя недавняя поездка в Израиль по святым местам(был около храма через четыре дня после возвращения из Израиля).Крестился я "юным отроком" в 94 году в Храме Воскресения Христова, что в Сокольниках, Поздно приходишь к богу, но приходишь рано или поздно! Спасибо Вам еще раз о напоминание о светлом в нашей жизни!
Милая Дейзи, добрый день!!! Огромное спасибо Вам за интересную экскурсию!!!
Благодаря Вам я увидела внутреннее убранство Храма.
Спас - на - крови, СПб.
Доброе утро, дорогая Альбиночка!
Это Вам большое спасибо, что уделили внимание этому альбому. Как писала Юрию, многое не показано, но представление есть , и у кого будет возможность и желание, то могут , "вооружившись" предварительными знаниями из этого альбома посетить в дальнейшем храм. Всем советую, смотреть фотографии отсюда через сохранение в своём компьютере, тогда фотография "высветит" ту красоту, которую увидел фотограф и попытался передать в снимках.
Albina пишет:
Милая Дейзи, добрый день!!! Огромное спасибо Вам за интересную экскурсию!!!
Благодаря Вам я увидела внутреннее убранство Храма.
Спасибо, Дейзи! Сделаю как вы советуете и переброшу все материалы о Храме в компъютер.
Внутреннее убранство храма Спаса - на - крови,СПб.
Благодарю, Юрий, за понимание, уверена : не пожалеете! До встречи ( хочу исполнить задуманное и обещанное по любимому аватару в ближайшие дни )!
uras пишет:
Спасибо, Дейзи! Сделаю как вы советуете и переброшу все материалы о Храме в компъютер.
01.
По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Собор венчают 9 глав против 10 московских. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.
02.
Печальный факт, но от уничтожения собор спасла грянувшая война, во время блокады сюда свозили трупы погибших. Под охрану государства храм попал в 1968 г.
03.
Боковое крыльцо южного фасада
Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом
04.
Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.
05.
Вход внутрь собора.
Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.