Коллекция "Русский романс" из раритетных изданий XVIII – начала XX веков выложена в Сеть
На сайте Национальной электронной библиотеки (НЭБ) выложена коллекция «Русский романс», которая открывает большой пласт нотных изданий отечественной романсовой лирики. Уникальное явление мировой музыкальной культуры впервые представлено столь широко и разнообразно благодаря богатейшим фондам библиотек – участниц НЭБ, прежде всего РГБ и РНБ. Коллекция содержит свыше тысячи образцов раритетных изданий XVIII – начала XX вв. и почти сто подразделов, посвященных творчеству того или иного автора.
Коллекция «Русский романс» позволяет обогатить современный учебный и исполнительский репертуар исторически и культурно значимыми произведениями, стать ценной источниковедческой базой для исследовательской работы. По мере появления новых цифровых копий коллекция будет пополняться с тем, чтобы постепенно составить возможно полное собрание русской вокальной камерной музыки. В будущем частью коллекции станут и аудиозаписи русских романсов.
Обширное собрание русских романсов позволяет осмыслить богатейшее наследие отечественной культуры с новой исторической дистанции, открыть забытые сочинения, проникнуться духом культуры прошлого и найти в ней черты, необходимые дню сегодняшнему.
Пришедший в середине XVIII века из Западной Европы жанр уже к концу столетия становится популярным, обретает на русской почве совершенно особое звучание.
В XIX веке романс – важная часть русского быта и духовной жизни. Гибкость жанра,
его демократичность позволили ему стать неотъемлемой частью домашнего музицирования, звучать на вечерах в поместьях и усадьбах, художественных салонах, дворянских гостиных и на концертной эстраде. Романс отвечал всеобщей тяге к музыке и песенному сочинительству; фортепиано, гитара, скрипка, арфа становятся необходимыми предметами домашнего быта.
История русского романса слагается из множества индивидуальных преломлений. Имена знаменитых творцов (М.И. Глинки, А.А. Алябьева, П.П. Булахова, П.И. Чайков-ского, С.В. Рахманинова и др.) соседствуют в коллекции с менее известными, порой полузабытыми авторами – профессионалами и любителями (Н.И. Бахметев,
А.П. Васильев, А.А. Вилламов, Н.Д. Дмитриев, Ю.А. Капри, М.Л. Яковлев, А.А. Оппель, М.Н. Офросимов, Е.С. Шашина, Н.Г. Растеряев и многие другие). Некоторые из них известны как авторы одного-двух знаменитых романсов, теперь же возможно представить их творчество гораздо шире.
Каждый из подразделов коллекции посвящен творчеству определенного композитора
и включает как отдельно изданные романсы, так и сборники, многотомные собрания, сочинения в сопровождении фортепиано, гитары, инструментальных ансамблей. Раздел «Самые красивые романсы» соединяет известнейшие произведения этого жанра и также будет пополняться. Раздел «Романсы отдельных композиторов» представляет сочинения авторов, чьи произведения оцифрованы пока в небольшом количестве, но со временем могут составить отдельное собрание в рамках настоящей коллекции.
Русский романс – многогранное, прошедшее свою эволюцию явление. Но все годы существования в нем присутствуют сложившиеся сущностные черты мировоззрения
и национальной музыкальной интонации. Яркая эмоциональность и задушевность, удивительно богатая и выразительная мелодика, духовная наполненность, образность, большой жанровый диапазон – романсы в духе народной песни, элегии, жанровые зарисовки, баллады, застольные песни, цыганские романсы, национальные жанровые сценки. Все эти жанры можно увидеть в настоящей коллекции.
В развитии романса основополагающую роль сыграла современная ему русская поэзия. Стихи Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Плещеева, Фета, Толстого и других авторов обрели свою жизнь
в романсовом творчестве. Поэтический образ, эмоциональность речи играют в нем важнейшую роль. Известно, что когда А. Варламов сочинял, то читал стихи вслух, прежде чем положить их на музыку, а когда пел, то достигал гармонического единства слова и напева, словно «рассказывал» романсы и песни.
Обширность коллекции позволяет увидеть разные интерпретации известных стихо-творений. Так, стихотворение М.Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную» легло в основу одноименных романсов П.П. Булахова, А.Л. Гурилева, И.Ф. Офросимова,
А.А. Вилламова, И.И. Чернова, П.В. Запольского, знаменитой «Молитвы» М.И. Глинки.
Авторы романсов на стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил» – композиторы
А.Л. Гурилев, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Б.С. Шереметев, А.С. Даргомыжский,
В.Ф. Алоиз, Б.А. Шель.
Многие авторы были прекрасными исполнителями своих вокальных сочинений и даже давали уроки (А. Варламов, М. Глинка и др.), передавая свой опыт молодым певцам. Камерное исполнительство требовало не оперных красок и большого голоса, а естественности, искренности и проникновенности. По словам композитора Ц. Кюи, исполнитель романсов «должен обладать не столько прекрасным голосом, сколько прекрасной дикцией, фразировкой, отчетливым произношением слов, выразительностью, музыкальностью, тонким вкусом и чувством меры, которое составляет высшую степень художественного совершенства».