Комбат
«Комбат» — знаменитая фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотографом Максом Альпертом. На фотографии изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке, за несколько секунд до гибели. «Комбат» — одно из самых ярких и выразительных фото времен Великой Отечественной войны. Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, были известны только история его создания и название, данное ему фотографом. Личность изображённого на ней человека долгое время оставалась неизвестной.
Снимок был сделан 12 июля 1942 года на Луганщине (тогда — Ворошиловградская область), на участке военных действий, в которых принимал участие 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, где в те дни Красная Армия вела упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника. Снимок был сделан на поле боя около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая.
Фотограф занял позицию в окопчике чуть впереди линии обороны. В этот момент началась атака немцев, прошёл авианалёт и начался артобстрел. Альперт увидел поднявшегося командира и сразу его сфотографировал. В тот же самый момент осколок разбил объектив фотоаппарата. Корреспондент посчитал, что плёнка погибла и кадр утрачен безвозвратно. Возясь с разбитым аппаратом в своем окопчике, он некоторое время не следил за обстановкой, но услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.
Автор получил множество писем от самых разных людей, узнавших в командире своего родственника. Как минимум, один ветеран войны считал себя изображенным на этой фотографии.
В начале 1970-х годов журналистами «Комсомольской правды» и членами луганской областной молодежной организации «Молодогвардієць» (рус. «Молодогвардеец») была предпринята попытка установления личности запечатленного на знаменитом снимке человека. Им, как утверждается, оказался уроженец села Терсянка Вольнянского района Запорожской области Алексей Гордеевич Ерёменко, младший политрук одной из рот 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии.
Вот что рассказывал о тех событиях бывший боец санвзвода 220-го полка, впоследствии майор-политработник Александр Матвеевич Макаров:
Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», Ерёменко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб.
»
Ветеран 285-й дивизии, подполковник запаса Василий Севастьянович Березубчак излагает эти события следующим образом:
Восемь месяцев наша дивизия стояла в обороне, прикрывая Ворошиловградское направление. Затем по приказу генерала Гречко передвинулась на новый рубеж, заняв оборону у села Хорошее. Здесь и разгорелся горячий бой, во время которого погиб политрук Еременко. Мне трудно поверить, что фотография сделана в другом месте, во время другого боя. Потому что убит был Еременко во время контратаки. Впрочем, в том бою корреспондента поблизости не было… А было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь — полопали барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. «Стой! Стой!» — кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Ерёменко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается…
С другой стороны, по данным ЦАМО, политрук А. Г. Ерёменко числится пропавшим без вести в январе 1942 года, то есть, по документам, он погиб в самом начале года и при не вполне выясненных обстоятельствах. Однако утверждается, что вдова спустя 32 года, то есть примерно в то же время, когда проводился упомянутый поиск «Комсомольской правды», получила новое извещение с поправкой о геройской гибели мужа 12 июля.
Это было в июле 1970 года. Я только что пришёл на работу в
АПН, в редакцию, готовившую материал для прессы Чехословакии. И получаю первое
задание: сделать репортаж о международном конкурсе юных математиков, куда
приехал и школьник из Праги. Несмотря на то, что после событий 1968 года прошло
почти два года, отношение чехословаков к нам было, мягко говоря, сдержанным. Поэтому
каждый позитивный контакт между нашими людьми мы стремились должным образом
освещать и пропагандировать.
В паре со мной должен был работать фотограф, которого выделяла фоторедакция. Когда стало известно имя фотографа, мой шеф заметил:
- Гордись, с тобой будет работать сам Альперт!
Я, конечно, знал, что он - автор знаменитой фотографии «Комбат», человек, известный всей стране, поэтому перед встречей с ним немного робел. Всё-таки, впервые предстояло встретиться с Мастером, почти классиком фотографии!
Но все тревоги развеялись сразу же при первой встрече. Макс Владимирович ничем не выдавал своего «величия» или «звёздности». Мы работали с ним несколько дней как на самом конкурсе, так и во время культурной программы, которую устраивали организаторы для школьников. Даже в Суздаль с ними ездили.
Альперту было уже за 70, но работал он неутомимо: постоянно искал наиболее эффектные точки съёмки, интересные ракурсы. Ведь чтобы получить хорошую фотографию, профессиональные мастера делают большое количество снимков, из которых потом выбирают лучший.
...Фоторепортаж Макса Альперта с моим текстом опубликовал пражский журнал «Свет социалисму» (Мир социализма) и получил высокую оценку в редакции. Иначе и быть не могло: работал-то Мастер!
Вот такая, можно сказать, мимолётная встреча была у меня с Максом Альпертом. И вот такой я древний. Обо мне, если слегка изменить известный анекдот, можно говорить: «Он Альперта видел!».
Владимир, спасибо.