Очень интересный пост! Иллюстрации замечательные!
Ролики прекрасные!!
Спасибо, Альбина! Очень большое спасибо!
Да, эти страшные годы репрессий многие судьбы замечательных талантливых людей искалечили........ это нельзя забывать.
Посмертно реабилитированы" Враги Народа"-чудовищно звучит все это!
Народ еще хохотал над приключениями Веселых Ребят, а в застенках НКВД после мучительных допросов был расстрелян Владимир Нильсен.
За что?
(Из Сети):
" Обвинение в шпионаже , в передаче немецким шпионам данные о фотопромышленнрсти СССР, в намерении
совершить террористический акт с целью убийства членов правительства СССР в Москве во время
первомайской демонстрации."
По всей стране шла кровавая комедия репрессий конца 30-х годов.....
В сериале: Орлова и Александров-(2015 г.) актер Сергей Чирков замечательно сыграл Владимира Нильсена .
Владимир Нильсен..... вернувшийся, чтобы умереть........
Мемориальная таблица в доме-Малый Палашевский переулок 4.Москва 2017 год
Не знаю.
Хорошее это выражение или не очень-не знаю.Да и знать не хочу.......
Мое отношение ко всему этому ужасу Истории ты знаешь.
Поэтому ПОМНИТЬ эту темную, эту трагическую , страшную сторону Истории и репрессий, помнить ужас людей от ночного стука в двери, помнить безвинно осужденных, покалеченных морально и физически ,многих убитых...очень многих!!!!, замученных с лагерях ГУЛАГа и впоследствии реабилитированных,сиротское детство детей Врагов Народа- Помнить надо,поэтому еще раз спасибо тебе за пост!
АЛЬБИНА,Я ПРОШУ ПРОЩЕНЬЯ.
Была в раздумьях, грузить ли сюда, в твой пост, этот ролик-БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН,где был расстрелян и Нильсен тоже...
И все же я его гружу.
Спасибо за понимание.
Это очень тяжело,но это НАДО ПОМНИТЬ.
Татьяна, спасибо, что выложила! Это наши люди, наша История!!!
«Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» – Владимир Нильсен вложил в эти фильмы уйму гениальных находок, хотя режиссёром значится другой, коллега по съёмочной площадке. Тот другой, присвоил себе все достижения талантливого сценариста и оператора. А его жизнь была раздавлена безжалостным маховиком репрессий...
Владимир Нильсен
Владимир Семёнович Нильсен (настоящее имя Владимир Соломонович Альпер) родился 3 марта 1906 года в Санкт-Петербурге в семье Шлёмы Мовшевича (Соломона Моисеевича) Альпера и зубного врача Софьи Моисеевны Альпер. Отец был крупным инженером на фабрике в Санкт-Петербурге. Володя рос в духовной атмосфере интеллигентной семьи, где часто говорили по-немецки и по-французски, любили классическую русскую литературу. Мальчик жил недалеко от центра Ленинграда, на Загородном проспекте, близ знаменитых пяти углов, и в гимназию часто ходил пешком.
Впервые Володя попал в синематограф в возрасте десяти лет. Его так потрясло увиденное чудо, что с тех пор мальчик буквально заболел операторским искусством. Он всё свободное время чертил схемы проекторов, инсценировал придуманные им самим сюжеты в домашнем кукольном театре. Завёл блокнот и в дальнейшем всю жизнь записывал диалоги, мысли, наблюдения. «Память – вытеснение менее значительного более значительным» – было зафиксировано там среди прочего. Его пытливый ум впитывал интересные детали и фиксировал их в памяти. Весь этот ценный опыт стал первыми шагами на пути к созданию в будущем кинематографических шедевров. Время было революционное, нарождающееся – оно ещё как бодрило.
А спустя несколько лет сын известного в Санкт-Петербурге инженера, Владимир был объявлен «классово чуждым элементом» и отчислен в начале 1923 года с первого курса физико-математического факультета Петроградского университета. И тогда, через десять-двенадцать дней, с поистине ломоносовским рвением к учёбе, Володя с приятелем Александром Коганом отправился в Германию. Нелегально перешел границу и обосновался в Берлине. Он великолепно владел несколькими языками, что позволило юноше успешно поступить в Штрелиц-Мекленбургский политехникум и получить базовое техническое образование. Кроме того, он увлекся фотографией и проштудировал массу литературы по вопросам съёмочной аппаратуры.
Профессию оператора Владимир Альпер освоил самостоятельно, на практике. Он работал как кинохроникер на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях и даже вступил в профсоюз работников немецкого кино. Среди документов, выданных ему в этот период, есть и диплом электротехника, и удостоверение члена Коммунистического Союза молодежи Германии, датированное 1924 годом. Он нашел в Берлине своих дальних родственников, но жил на съёмных квартирах, выдавая себя за шведа по фамилии Нильсен. Эта же фамилия помогла ему позже вступить в коммунистическую партию Германии и быть зачисленным в секцию шведов-коммунистов, так как советских подданных в партию не принимали. Интересно, что в Берлине судьба свела Нильсена с человеком по имени Николай Емельянов – сыном того самого крестьянина, который присматривал за Владимиром Ильичём в шалаше у Финского залива.
В середине 20-х годов Владимир знакомится с молодыми людьми, которые становятся его единомышленниками, а в лице двадцатичетырехлетнего секретаря «Инторга» Саула Гофмана он обрел друга и соавтора-переводчика. К тому же С. Гофман владел кинокамерой. Их всех объединяет одна пламенная страсть – кино. Именно друзья Нильсена порекомендовали его как талантливого фотографа актрисе Марии Фёдоровне Андреевой (гражданской жене М. Горького), которая в то время работала в советском Торгпредстве в Германии и заведовала художественно-промышленным отделом. Тогда Мария Федоровна разглядела в молодом человеке будущего гения кинематографа и дала путевку в будущую профессию.
Нильсен работал оператором на съёмках фильма у Н.А. Лебедева, члена Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Весной 1926 года в Берлине произвела фурор кинолента Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Владимир присутствовал на одном из закрытых просмотров, организованном по инициативе советского Торгпредства и познакомился с Сергеем Эйзенштейном. И сразу решил, что обязательно должен сотрудничать с таким талантливым режиссёром и учиться у Эйзенштейна всем премудростям киношного ремесла. «Это гений, – говорил он С. Гофману, – я буду с ним работать. И, кажется, он этого хочет».
Ради этого в 1927 году Владимир Нильсен вернулся в Советский Союз и стал работать над картинами рядом со своим учителем.
В.С. Нильсен. Фото начало 1930-х годов.
Вместе они сняли фильмы «Старое и новое» и «Октябрь». Преуспевающий ассистент оператора был рекомендован своим гуру во ВГИК.
В Советской России Владимир Нильсен начинает вести активную творческую и общественную деятельность по линии комсомола. С 1928 года Нильсен ушёл ещё и в агитационную работу. Пока заграничный опыт жизни приносил ему только положительные результаты. Для начала он прослушал лекции «по изучению революционного движения за рубежом» и «о целях и задачах МОПРа» (МОПР – Международная организация помощи борцам революции). Потом стал принимать активное участие в агитсекции райкома комсомола Замоскворецкого района. На следующий год в качестве председателя выступает по интернациональным вопросам на собраниях МК ВЛКСМ, проводит конференции и политические диспуты с иностранными студентами, выполняет поручения молодёжной секции Коминтерна. Не перестёт работать переводчиком – однажды в Большом театре на Первомай ему пришлось переводить сразу с четырёх языков: английского, французского, немецкого и испанского. Способных на такое переводчиков к тому времени в Советском Союзе легко было пересчитать по пальцам.
Но и любимому делу не изменяет, начинает переводить первую для СССР учебную литературу по операторскому искусству в соавторстве с Саулом Гофманом. Именно благодаря им появились две книги, ставшие в итоге на долгое время основой теории: «Техника кинотрюка» Г. Зебера и «Фильм и техника» Р. Туна. Именно Нильсен становится одним из соавторов учебников по теории кинотехники, предисловие к одному из которых написал сам Эйзенштейн.
«В процессе редактирования книги Г. Зебера, - рассказывал С. Гофман, - Эйзенштейн вдруг процитировал стихотворные строки знаменитого клоуна Виталия Лазаренко:
Критиковать легко –
Попробуйте-ка сами!
А знаете ли вы,
Что я не сплю ночами,
Обдумывая каждый трюк.
Он предложил поместить их на отдельном листе как эпиграф к книге».
В 1927 году Владимир Нильсен встречает свою настоящую любовь – балерину Большого театра Итту Пензо (Ида Петровна Пензо) и женится на ней. Итальянская подданная – несмотря на то, что родилась и училась в России, она жила в Москве по «виду на жительство в СССР для иностранцев».
Ида Пензо в «Сумка дипкурьера» (1927)
Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей, членство в Компартии Германии и женитьба на подданной «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ и НКВД как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение, в итоге приведшие к трагическим последствиям – приговор суда: «Три года ссылки в северный край». Пензо любила Нильсена и, как декабристка, последовала за ним в ссылку. Последующие два года провели в Няндоме, около Вологды, а потом в Коми-Пермяцком округе в городе Кудымкаре. В ссылке Нильсен преподавал рабочим основы электротехники, исполнял обязанности осветителя в местных клубах.
В 1933 году Нильсен с женой возвращаются в Москву.
«В тридцатые годы, – вспоминала Ида Пензо, – мы жили в Москве и в Малом Палашевском переулке, и на квартире А.Д. Дикого, и в рубленом доме около Киевского вокзала, и в гостинице “Метрополь”. К нам постоянно приходили Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Леонид Утесов, Исаак Дунаевский, Григорий Александров, Любовь Орлова, Юрий Олеша, Самуил Бубрик. Нас часто навещал драматург Николай Эрдман, находившийся в ссылке недалеко от Москвы; он оставался в нашем доме два-три дня. Мы очень любили шутки Эйзенштейна. Он еще говорил: “У вас в комнате – как на вокзале: плохая еда, и из окон видны поезда”. Владимир Семенович (Нильсен) встречался с кинорежиссером Михаилом Дубсоном и его женой, киноактрисой Хильдой Еннингс, дружил с Ильей Ильфом, и они часто гуляли по улице Горького».
Ида Петровна вспоминала, что уже в конце двадцатых годов в голове Нильсена, увлекшегося джазом, крепко засела мысль о необходимости постановки такой музыкальной кинокомедии, в которой можно было бы использовать и трюки любимых им американских комических лент, и транспарантную съемку, дающую возможность создания интересных комбинированных совмещений, эффектов. Мечтал снять что-то масштабное, красочное, музыкально-комедийное, что-нибудь немыслимое для своего времени, с использованием своих технологических разработок.
Когда начальник Главного управления кинематографии СССР Борис Шумяцкий, давно мечтавший о советском Голливуде, увидел на сцене Ленинградского мюзик-холла постановку «Музыкальный магазин» с участием утёсовского джаза, предложил Леониду Утёсову озаботиться созданием музыкальной кинокомедии.
Когда была задумана постановка картины «Весёлые ребята», постановку Шумяцкий планировал поручить одному из преуспевающих учеников Эйзенштейна Григорию Александрову. Утёсов же настоял, чтобы авторами сценария «Весёлых ребят» остались создатели «Музыкального магазина» Николай Эрдман и Владимир Маас, а композитором был Исаак Дунаевский. Оператором Григорию Александрову Шумяцкий посоветовал взять Владимира Нильсена. Так у Нильсена с Александровым началось продолжительное сотрудничество – плодотворное и мучительное одновременно, скорее, соперничество двух талантливых людей. Да ещё и закончившееся трагедией.
Владимир Нильсен был не просто оператором, который выполняет чисто технические задачи.
Съемочная группа фильма «Веселые ребята» на натурной площадке - Григорий Александров, Владимир Нильсен, Мария Стрелкова
Фотография рабочего момента съемки фильма Г. В. Александрова «Весёлые ребята».
В.С. Нильсен – оператор фильма. РГАЛИ, ф. 2753 оп. 1 ед. хр. 3 л. 6
У него были образование, опыт и природное чутье настоящего художника, вдумчивость, въедливость и творческая свобода, в конце концов. С этой своей извечной записной книжкой Нильсен пересекал съёмочную площадку, расставлял актёров по задачам, руководил светом, декорациями и постоянно всё записывал. На основе записей рождались новые сюжеты, забавные проходные линии, сценки и диалоги.
Именно он впервые в нашем кино снял знаменитый проход главного героя картины движущейся камерой (эпизод «Легко на сердце от песни веселой») - камера летела рядом, пританцовывая в ритм музыки Дунаевского. На самом деле, четыре проезда снимали в разных местах, стыки маскировали предметами на первом плане. Камера на маятниковом штативе двигалась по специально построенным деревянным рельсам. Потом этот прием начали использовать и в других картинах. Это по его идее Костя Потехин играет, когда ласточки рассаживаются на проводах в виде нот. Сцена потасовки участников оркестра – тоже детище оператора. То, что фильм практически полностью «сделал» Нильсен, а не Александров, видела вся съёмочная команда. С помощью транспарантной съёмки он снимал эпизоды у Большого театра и на его сцене. В «Весёлых ребятах» свою первую лирическую роль в кино сыграла Любовь Орлова.
Тогда еще незамужняя Орлова флиртовала с Григорием и Владимиром одновременно, и это очень раздражало будущего мужа звезды. После этой картины Орлова все-таки отдала предпочтение Александрову и стала его женой. Но чувство соперничества дополняло чашу творческой зависти в душе Александрова.
Но «Весёлые ребята» имели колоссальный успех, как и остальные его картины, снятые и во многом поставленные Нильсеном. Приходилось терпеть.
У Кремлевской стены. Владимир Нильсен в центре, слева актер Владимир Володин, справа кинорежиссер Григорий Александров, 1936 год
В 1935-1936 годах Владимир Нильсен работает вместе с командой Александрова над фильмом «Цирк».
Самой выдающейся работой оператора стала картина «Волга-Волга». Здесь Нильсен самостоятельно работал над сценарием, постановкой трюков, руководил съёмкой, стоя в холодной воде; снимал сцены в реке, делал с лодки ершистые, дикие панорамы лесов по берегам.
Пересматривая «Волгу-Волгу», и сегодня восхищаемся кадрами песенки старого лоцмана-Володина, снятыми словно с воды. Словно камера летает вокруг парохода с волшебным именем «Севрюга». Тогда Нильсен впервые применил метод рир-проекции и транспарантной съёмки.
«Волга, Волга» был любимым фильмом Владимира Нильсена, о процессе создания которого он мечтал написать книгу. Он так и не увидит свою «Волгу-Волгу».
В это время неурядицы с Александровым переросли в серьезные конфликты, которые серьезно тормозили творческий процесс.
Мария Миронова, блестяще сыгравшая в картине секретаршу Бывалова, с юмором рассказывала о съёмках «Волги-Волги»:
«Я провела на киносъемках четыре месяца. Григорий Александров теперь казался мне крепким организатором: на работе он крайне редко выпускал из рук символ своей режиссерской власти-рупор. Он по-прежнему утверждал свое единовластие на съемочной площадке. Актеры добродушно посмеивались, читая надписи на спинках стульев, стоявших на палубе старого парохода – “режиссер”, “оператор”. Однако Володя Нильсен все равно воспринимался нами как второй режиссер: он тщательно готовился к каждой съемке, вникая во все мелочи, работал с актерами и всегда имел с собой небольшой блокнот, где записывал карандашом пришедшие в голову сценки, диалоги, мысли. Владимир Семенович производил на меня впечатление очень интеллигентного, тонкого, образованного, много знавшего человека. Конечно, по образованию и кинематографическому опыту он был выше Александрова, который очень не любил, когда к Нильсену приходили посоветоваться актеры, члены нашей творческой группы. Однажды Нильсен захотел развить драматургическую линию моего сатирического персонажа, представив на экране смешной роман секретарши со своим тщеславным начальником, но Александров отказался от этого замысла, так как, я думаю, в центре его режиссерских интересов была в основном Любовь Орлова. Несколько моих небольших, но смешных сцен он вырезал, чтобы внимание зрителя было сосредоточено только на планах с Любовью Орловой».
Владимир Нильсен и Григорий Александров на съемках фильма «Волга-Волга»
Уже в 1933-34 годах достаточно ярко проявились амбиции Александрова, его тайное стремление достичь высокого положения в кино, несмотря на отсутствие даже среднего образования. О своем учителе Эйзенштейне он всерьез говорил как о «старом товарище», «соавторе», с которым работал «на равных». Сталин внимательно относился к Александрову, и тот воспринимал вождя как покровителя и цензора. Григорий Васильевич был способным режиссёром и организатором, но не обладал хорошим литературным вкусом. Его шутливо называли Бароном Мюнхгаузеном за пристрастие к хвастовству и саморекламе. Взаимоотношения Александрова с В. Нильсеном, Н. Эрдманом, В. Массом, Л. Утесовым, И. Дунаевским были скорее деловыми, нежели теплыми и дружескими.
Владимир Семенович Нильсен ценил талант Любови Орловой, восхищался её актёрским темпераментом, но после «Веселых ребят» и «Цирка» все чаще замечал новые и новые морщины на лице актрисы. «Как-то осенью 1936 года, – рассказывал С.М. Гофман, – Нильсен пришел ко мне взволнованный и сказал: “В следующем фильме, который я буду делать с Александровым, в роли Стрелки, лихой почтальонши, будет сниматься другая молодая актриса. Я предупредил Гришу”. Александров не на шутку возмутился и резко заявил ему: “Орловой поклоняется вся страна, и её любит как актрису товарищ Сталин”. И Володя уступил ему, сказав мне серьезно, но как всегда шутливо: “Чтобы снимать Любу, нужно быть гением”». Сама актриса спрашивала Нильсена: «Мурзилка, это моя последняя с тобой картина? Или моя последняя молодая роль?».
В снятых ими «Веселых ребятах», «Цирке», «Волге-Волге» своеобразно соединились особенности музыкального ревю, приемы музыкальной эксцентрики и сатирической комедии.
Художественный вклад Владимира Нильсена в создание трех названных киномедий значительно шире, чем безукоризненная работа шеф-оператора. Во многих своих статьях и в книге «Изобразительное построение фильма» он утверждал, что оператор фильма – это «сорежиссер», принимающий участие в «творческом процессе создания фильма от начала до конца». Владимир Нильсен активно участвовал в работе над литературным и режиссерским сценарием, в подборе актеров, выборе натуры, организации всей многообразной деятельности на съемочной площадке...
В конце 1936 года Нильсен работает шеф-оператором в документальном фильме «Доклад тов. Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов». Режиссерскую группу возглавлял Григорий Александров. Отснятые и смонтированные кадры придирчиво просматривал сам Л. Каганович. «Весь период работы над этой заказной картиной, – вспоминала Ида Пензо, – Нильсен был очень скованным, усталым, нерадостным». Давал себя знать жесткий партийный контроль.
В начале 1937 года за работу над документальным фильмом о Сталине Нильсен был удостоен ордена «Знак Почета» и личного автомобиля. После съёмок «Волги-Волги», когда Владимир с женой вернулись с Урала в Москву, они поселились в одном из гостиничных номеров. Последнюю запись в своем дневнике, который всегда находился рядом с его кроватью, Владимир Семенович Нильсен сделал 7 октября 1937 года в московской гостинице «Метрополь».
Вечером 8 октября 1937 года Владимир Семёнович Нильсен был арестован в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой. Нильсена не удивил предъявленный ордер на его арест, ведь к тому времени многие его коллеги уже пропали в недрах ГУЛАГа.
Теперь талантливому оператору припомнили отца - “классово-чуждого элемента”, незаконный переход границы, учебу в Германии, посещение Франции и Голливуда в составе советской делегации, жену-итальянку. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Место захоронения: Бутово-Коммунарка.
Из титров фильмов, над которыми трудился оператор, упоминание о нём вырезали. Этого имени в титрах нет и поныне.
В архиве сестры Владимира Нильсена сохранилась пожелтевшая бумажка, написанная матерью оператора - Софьей Моисеевной Альпер со слов работника НКВД: «...Нильсен Владимир Семенович арестован восьмого октября 1937 года по ордеру № 5965». Больше никаких сведений о его судьбе ни мать, ни жена, ни сестры не получали целых двенадцать лет.
Когда супруга Нильсена обратилась в Александрову за помощью, он ей отказал.
В.С. Нильсен реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР.
11 июня 2017 года в Москве на фасаде дома 4 в Малом Палашёвском переулке был установлен мемориальный знак «Последний адрес» Владимира Семеновича Нильсена.
В.С. Нильсен прожил всего тридцать два года, но за такой короткий срок он сделал очень много, проявив себя как педагог, организатор первой кафедры операторского искусства во ВГИКе, переводчик, литератор, талантливый сценарист и прекрасный оператор. Можно без преувеличений назвать В.С. Нильсена первым в истории советского кино теоретиком операторского искусства, который просто не мог жить без обобщения своих мыслей, практических знаний, проектов.