Лхасаран Лодонович Линховоин
Выдающийся оперный певец Лхасаран Лодонович Линховоин начи- нал свою карьеру с хора Бурятского музыкально-драматического театра (1942-1949). В январе 1945 года впервые вышел на сцену в качестве солиста в партии юноши-студента Вагнера в опере «Фауст», а в апреле 1946 года вместо заболевшего Бадмы Балдакова исполнил партию Бумал-хана в «Энхэ-Булат баторе». Партию, которой суждено было стать одной из его «коронных». В том же 1946 Лхасаран Линховоин вместе с другими певцами учился на специальных курсах, открывшихся при Московской консерватории.
В 1954 окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу пения у профессора И. И. Плешакова и с этого времени стал одним из ведущих солистов Бурятского театра оперы и балета.
В годы студенчества спел на сцене Большого зала Московской консерватории арию Мельника из оперы А. Даргомыжского «Русалка». И хотя это было концертное исполнение, зрители хорошо ощутили атмосферу оперы, а в молодом бурятском певце — полное внутреннее слияние с образом. Арию Мельника он исполнил и в спектакле Большого театра в 1958 году с дирижёром Евгением Светлановым. «Линховоин — опытный актёр. Он потрясает», — таким было мнение выдающегося режиссёра Бориса Покровского. Партия Мельника стала для певца одной из главных высот в большом искусстве, наряду с Иваном Сусаниным, князем Греминым, Собакиным, Мефистофелем, Бумал-ханом, Булган-Табитой, доном Базилио и, наконец, Кончаком и Борисом Годуновым. Лишь один их перечень вызывает в памяти яркие и колоритные образы, созданные мастером.
С 1955 преподавал в Улан-Удэнском музыкальном училище, где среди его первых учеников были известные в будущем певцы, мастера вокала народный артист СССР Ким Базарсадаев (учившийся затем в консерватории у педагога Линховоина И.И. Плешакова), народные артисты России Саян Раднаев и Владимир Буруев, заслуженные артисты Бурятской АССР Жамсаран Дандаров и Григорий Тушемилов.
В 1959 году Лхасаран Лодонович Линховоин участвовал во второй декаде бурят-монгольской литературы и искусства в Москве. С 1962 по 1966 год был художественным руководителем театра.
Певец исполнил более тридцати оперных партий. Среди них Бумал-хан («Энхэ-Булат батор» М. Фролова), Булган-Табита («Побратимы» Д. Аюшеева и Б. Майзеля), Шэрэтэ-лама («Будамшу» Б. Ямпилова), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Гремин, Кочубей («Евгений Онегин», «Мазепа» П. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Д. Россини), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), Василий («Цыремпил Ранжуров» Б. Ямпилова), Шоно («Грозные годы» Б. Ямпилова), Хан («Баир» П. Берлинского), Олоферн («Юдифь» А. Серова), Филипп II («Дон Карлос» Д. Верди) и др.
Голос Лхасарана Лодоновича прозвучал в 38 странах на трёх континентах — Азии, Африке и Европе. Многогранен был его талант: он был не только певцом, обладавшим редким искусством актёрского перевоплощения, но и поставил ряд опер как режиссёр, сам создавал эскизы своих гримов и костюмов, написал две книги («По странам Африки», 1961, «С песней по странам мира», 1970) и многочисленные статьи, пьесы для драматического театра («Гражданин России» — в соавторстве с С. Метелицей, «Сожжённые цветы»). А также либретто: оперное («Прозрение» — в соавторстве с Н. Логачёвым и Ю. Хазановым) и балетные («Во имя любви» — в соавторстве с М. Заславским и с ним же «Песню поэта»).
В 1979 году Лхасаран Лодонович был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки — за исполнение партий Кончака, Бумал-хана и Ивана Хованского в оперных спектаклях «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Энхэ-Булат батор» М. П. Фролова, «Хованщина» М. П. Мусоргского.«Наверное, Линховоин не полностью раскрыл бы свои актёрские возможности, — отмечал певец и педагог А. Седов, — если бы он не обратился к партии Кончака в опере А. Бородина „Князь Игорь“. Здесь было полное слияние певческого, драматического и пластического искусств. Вот где пригодилась Линховоину его удивительная пластика! Настоящий степной барс: хищный, жестокий, коварный, но, вместе с тем, гибкий, мягкий, обаятельный. Он всё время в движении».
Народный артист СССР Лхасаран Линховоин пел о народе и для народа. Вспомним, что молодой выпускник уже был не только дипломантом Всемирных фестивалей в Праге и Берлине, но и народным артистом Бурят-Монгольской АССР. Это звание было присвоено студенту за пропаганду музыкальной культуры своего народа. Богатой гаммой вокальных красок отличалось исполнение певцом народных песен, произведений бурятских, русских и зарубежных композиторов, входивших в его концертный репертуар. Собственно, каждая исполненная им ария, романс, песня воспринимались как отдельный маленький концерт. Вспомним, к примеру, его бетховенскую «Шотландскую застольную», «Блоху» М. Мусоргского, «Старого капрала» А. Даргомыжского, песни Б. Ямпилова, Д. Аюшеева, Ж. Батуева, Ч. Павлова, Б. Цырендашиева, С. Манжигеева.
Ушёл из жизни 10 июля 1980 года, похоронен на мемориальном кладбище «Память» в Улан-Удэ.
Именем Л.Л. Линховоина названа одна из улиц Улан-Удэ, а также Детская музыкальная школа № 1. В селе Ага-Хангил есть музей Линховоина. В поселке Могойтуй Забайкальского края имя Л. Л. Линховоина носит Могойтуйская Детская школа искусств.
Во Дворце культуры пос. Агинское проводится Международный конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Л. Л. Линховоина, начинавшийся в 1988 году как окружной смотр-конкурс. И всякий раз он становится настоящим праздником для земляков великого певца. В состав жюри неизменно входит его дочь, народная артистка России, талантливый концертмейстер, лауреат и дипломант международных конкурсов вокалистов, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Дарима Лхасарановна Линховоин. Жена — певица, заслуженная артистка РСФСР Вера Лыгденова (1925-1990).
Автор : Надежда Гончикова
Спасибо,хотелось бы послушать!