Лютневая музыка эпохи Возрождения (Винил 1975г) 320
Лютня — струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и грушевидным корпусом
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и строй которого соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. Изображения лютни отмечаются в росписи резного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами эпохи Фатимидов ок. 1140 года.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
1. Марио Фабрицио Каррозо. Сладчайшая Лаура
2. Франческо да Милано. Три фантазии
3. Неизвестный автор XVI века. Три танца
4. Неизвестный автор XVI века. Виланелла и Канцона
5. Марио Фабрицио Каррозо. Паванилья
6. Марио Фабрицио Каррозо. Её Величество Королева
7. Марио Фабрицио Каррозо. Небесная Джилия
8. Жан-Батист Бессар. Вольта
9. Неизвестный автор XVI века. Прелюдия
10. Неизвестный автор XVI века. Аллеманда
11. Неизвестный автор XVI века. Пока я жив
12. Луи де Моа. Балет
13. Джон Доуленд. Гальярда
14. Джон Доуленд. Павана
15. Джон Доуленд. Гальярда
16. Джон Доуленд. Страдания Доуленда
17. Джон Доуленд. Фортуна
18. Джон Доуленд. Гальярда короля Дании
Исполнители:
Шандор Каллош - лютня (1 - 18)
Игорь Богуславский - виоль д’амур (1, 5 - 7, 13, 16, 18)
Федор Дружинин - виоль д’амур (4, 13, 16, 18)
Михаил Толпыго - виоль д’амур (13, 16, 18)
Марк Вайнрот - виола да гамба (1, 5 - 8, 13, 16, 18)
Андрей Демин - виола да гамба (13, 16, 18)