Магнитофильм Ленинградского отделения Музфонда СССР "Советские композиторы - В.И.Ленину".
Автор - В.С.Фомин
Режиссер - з. а. РСФСР Е.Б.Флакс
Текст читает Э.Р.Шварцберг
Мои благодарности СТАРОМУ РАДИО.
За Салманова не скажу, а оратория Щедрина превосходна, как и многие другие его произведения.
"Ленин в сердце народном" целиком есть в ютубе, "Ода Ленину" - в ККРЭ.
Вспоминаю "Здравицу" Сталину - Прокофьева. Все молодцы. Что Прокофьев, что Шостаковича, что Щедрин. По-разному, но старались выжить...
Спасибо!
...Ласково напевает женский голос - до боли знакомый голос Людмилы Зыкиной... Спасибо Дмитрий!
...Да, Лещенко удивил, мог бы и в опере спеть, а не только в оперетте.
--------------------------------------------
"Ода Ленину"
1970 год знаменателен тем, что страна широко отметила ленинский столетний юбилей
Вади́м Никола́евич Салма́нов (1912 ― 1978) ― советский композитор. Народный артист РСФСР (1972).
"Ода Ленину", В III частях.
Кантата для солиста (баритон), смешанного хора и симфонического оркестра
Стихи Пабло Неруды (перевод О.Савича) - Овадий Герцович Савич (17 (29) июля 1896, Варшава — 19 июля 1967, Москва) — русский советский прозаик и переводчик, поэт
4 января 1970 г в Большом зале ленинградской филармонии состоялось первое исполнение поэмы В.Салманова «Ода Ленину», созданной к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Об этом сообщает в рубрике «Премьеры сезона» газеты «Вечерний Ленинград» от12 января 1970 г. музыковед доктор искусствоведения А.Н.Сохор.
«Ода Ленину» В.Салманова (для солиста, хора и оркестра) на стихи замечательного чилийского поэта П.Неруды (перевод О.Савича).
Это произведение, безусловно, относится к числу подлинных творческих удач композитора. В его музыке есть и широкий размах, порождённый могучими «вселенскими» образами стихов, и та искренняя, чистая, свободная от сентиментальности сердечная теплота, которая с самого начала внушает слушателям доверие к автору.
Ленин показан здесь великим и в то же время земным человеком, заслуживающим горячую любовь и благодарность всех народов планеты.
«Ода» Салманова – настоящее вокальное произведение, где выразительные возможности голосов – и солиста, и хора – использованы полно и разнообразно, а кое в чём и не совсем обычно. Так, во второй части, где речь идёт о революции, хор не только поёт, но и говорит, дружно скандируя части фраз или переходя на сплошной речевой гул, создавая тем самым звуковой образ бурлящей людской массы. Кажется, будто огромная толпа возбуждённо переговаривается, бросает реплики, многократно повторяет отдельные слова. Речевые вставки, возникая в качестве контрастирующих эпизодов в середине пения, накладываются обычно на оркестровое звучание, органично сливаются с ним так, что музыкальное единство произведения не нарушается.
«Ода Ленину» нашла хороших исполнителей в лице певца Николая Калошина, хора ленинградской академической Капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов) и оркестра ленинградской филармонии под управлением А.Янсонса, по праву разделивших с автором большой успех её концертной премьеры».
Информация из интернета
--------------------------------------------
После событий августа 1968 года и ввода советских войск в Чехословакию над рядом творческих деятелей СССР, не подписавших письмо в поддержку действия советской власти, нависла незримая, но вполне реальная угроза. В их числе был молодой член Союза композиторов РСФСР, преподаватель композиции Московской консерватории Родион Щедрин. Его преподавательская карьера завершилась скоро – в 1969 Родион Константинович покинул родную консерваторию из-за конфликта с партийным руководством. Одной из причин стал отказ подписать то самое письмо.
Понимая нависшую над ним угрозу, Родион Щедрин понял – надо как-то исправлять ситуацию. Близилось 100-летие со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина, и Щедрин решился создать произведение на эту тематику. Идею подал и друг композитора поэт Андрей Вознесенский, который ранее, в 1962 году, опубликовал стихи «Лонжюмо», посвященные слушателям школы Ленина.
Другим источником идеи создать ораторию на ленинскую тему стал пример Дмитрия Шостаковича. В 1949 году им была создана оратория «Песня о лесах», прославляющая план заселения российских степей и прославляющая Сталина. Ее премьера помогла Шостаковичу вернуть благосклонность правительства: через год после премьеры композитору вручили Сталинскую премию.
Щедрин не был согласен идти на уступки и поступаться собственными принципами. Решение было найдено гениальное: литературным источником новой оратории стали документальные воспоминания о Ленине простых людей. В основу легли воспоминания латышского стрелка Бельмаса, который дежурил в Горках в день смерти Ленина, работницы завода имени Михельсона Наторовой, которая заметила отсутствие у Ленина на пальто пуговицы и пришила взамен свою и слова сказительницы Крюковой.
Документальная основа текста, эмоциональный окрас воспоминаний простых людей и взгляд на монументальную фигуру Ленина с бытовой стороны полностью исключили формальный характер оратории. Яркое произведение изобиловало фольклорными мотивами, атональными эпизодами, было наполнено яркими образами и резко выделялось на фоне традиционных произведений идеологической тематики.
Оратория «Ленин в сердце народном» была принята с большим воодушевлением, имела огромный успех не только в СССР, но была также с овациями принята в Лондоне, Париже и Берлине. Молодой композитор не только «подправил» свою репутацию перед партией, но был награжден Государственной премией СССР в 1972 году. Спустя еще год его избрали председателем правления Союза композиторов РСФСР. При этом Щедрин, в отличие от Шостаковича, так и не вступил в партию.
Первым исполнителем партии Бельмаса в оратории «Ленин в сердце народном» был Лев Лещенко. Для молодого солиста Гостелерадио СССР это был знаковый дебют, который наравне с победой в том же году на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, подарил молодому исполнителю большую известность и признание.
"Две недели я как проклятый учу эту партию с таким примерно текстом: «Я, бывший батрак, в семнадцатом году бросил работать у кулака и вступил в ряды большевистской партии…». Привычных тактов здесь нет, чистейший образец атональной, аритмической музыки. … Особенно запомнился тот момент, когда, по оратории, Бельмас узнаёт о смерти Ленина: «Не верится, не верится, не может этого быть! Ленин жив, жив Ленин!..» Сажусь после этого на стул, а меня всего аж трясёт — и от премьерного волнения, и от нервного перенапряжения, пережитого в партии Бельмаса".
Из книги «Апология памяти» Л. Лещенко
В 2000-х годах Родион Щедрин, вспоминая о созданной оратории на ленинскую тематику, отметил, что нисколько не стыдится этого произведения. С точки зрения композиторского мастерства «Ленин в сердце народном» является совершенным образцом творческого почерка Щедрина, а документальный характер текстов полностью исключает какие-то ни было идеологические поползновения в сторону композитора.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения