- Манцу Джакомо Дата рождения: 22 декабря 1908 года Дата смерти: 17 января 1991 года
Биография Джакомо Манцу
Джакомо Манцу - итальянский скульптор, живописец, иллюстратор, театральный художник/ Ключевой темой во всем творчестве Джакомо Манцу можно считать тему "Художник и модель", которая впервые воплотилась в его рельефах в 30-е годы. А вариации на эту тему появлялись у Манцу вплоть до середины 60-х. Всего две фигуры, однако их размещение позволяет говорить о свободе пространственных построений, прекрасном владении материалом. Создается ощущение, что свет постоянно движется по форме. Манцу стремился показать сам процесс творчества, озвучить в пластике диалог художника со своей моделью, которую он как бы на наших глазах Воссоздает из тяжелого плотного материала. Рельефы Манцу по-настоящему живописны, в них есть чувство жизни, физически ощущаемая материальность.
Джакомо Манцу родился 24 декабря 1908 года в Северной Италии в городе Бергамо. С детства он был молчаливым и упорным в работе. Его семья была бедна, и он учился в вечерней художественной школе (днем ему приходилось работать в мастерской резчика по дереву). Потом Манцу служил в армии и одновременно учился в Художественном институте Чиконьини в Вероне.
Успех пришел к нему еще в ранней молодости. В 20-е годы он очень внимательно изучал классическую скульптуру. Как и его ровесники М. Марини и А. Мартини, Манцу был увлечен творчеством Мадардо Россо, который при передаче движения масс решающее значение придавал свету (он предпочитал такие мягкие материалы, как воск и глина). В 1929 году, съездив в Париж, Манцу познакомился с произведениями французских импрессионистов и молодых художников. Одновременно Манцу очень внимательно изучал классическую скульптуру Донателло, Гиберти, древнегреческие памятники. Самое же большое впечатление на него произвели рельефы дверей собора Сан Дзено в Вероне, которые сделали неизвестные мастера XII века. Восприятие мира как гармонического целого было ему ближе, чем неопределенные, расплывчатые пластические объемы импрессионистов. Именно под впечатлением от этого портала в веронском соборе родились его рельефы "Художник и модель", "Христос - человек среди людей".
В 30-е годы появились его скульптуры "Сусанна", "Девочка на стуле", варианты "Давида".
В этот период Манцу жил и работал в Милане, который в то время был своеобразным центром культурной жизни. Когда в 1931 году он впервые выставил свои работы в частной галерее Дель Мильоне, о нем сразу заговорили и даже издали монографию. А в 1938 году, после участия Манцу в XXI Бьенна-ле, критика признала его лучшим скульптором Италии. В 1940 году его пригласили преподавать в крупнейшей итальянской академии Брера. Именно в это время зрители впервые увидели полные трагизма его небольшие рельефы "Христос - человек среди людей". В них рассказ о том, как страдал Христос, ведется от имени современного человека. В то время, когда над Европой сгущались тучи, когда Италию втягивали в страшную войну, эти работы Манцу воспринимались как обвинение фашизму. Манцу, как и Гуттузо, был связан с антифашистским объединением "Корренте".
Сюжет рельефов прост. Композиция лаконична. Сведенное судорогой тело распятого человека, а рядом застывшие, оцепеневшие свидетели казни. Изображение почти плоское, главными здесь становятся графические элементы образной пластической структуры. Особый эмоциональный эффект достигается благодаря свету и теням, которые прочерчивают форму предметов, делают более выразительными жесты и позы. И хотя фигуры, казалось бы, статичны, в них чувствуются скрытое напряжение и динамика. Именно в этих рельефах Манцу впервые использовал прием, который стал очень популярен во второй половине XX века. Первым планом стал сам фон (раньше события чаще развивались перед фоном).
В 1947 году Джакомо Манцу начал работу над большим заказом - рельефами "Врат смерти" для собора Св. Петра в Риме. Задача была довольно сложной, так как выполненные им рельефы должны были органично сочетаться с рельефами XV века на соседних дверях и с уже существующими интерьерами. Непосредственно к работе Манцу приступил только в 1960 году. В 1963 году работа была окончена. Всего на дверях десять клейм, выполненных в технике низкого рельефа с очень сложной градацией планов. Действие развивается не в глубь пространства, а как бы вовне, и зритель помимо воли включается в действие.
Два самых больших клейма - "Успение Марии" и "Снятие с креста". А внизу в равновеликих клеймах изображены сцены смертей - "Смерть Авеля", "Смерть Иосифа", "Насильственная смерть", "Смерть св. Стефана", "Смерть папы Григория VII", "Смерть в воздухе", "Смерть на земле". Уже в самом конце работы Манцу, потрясенный смертью папы, которого знал лично, ввел новый сюжет - "Смерть папы Иоанна XXIII".
Тела угасают, но дух торжествует. Именно эта мысль, пластически воплощенная Манцу, придает "Вратам смерти" возвышенное спокойствие. Торжественное открытие "Врат смерти" состоялось в 1964 году.
Одна из работ Джакомо Манцу (Детройт)
Переосмысление в разных вариантах одних и тех же образов характерно и для работы Манцу в области круглой скульптуры. Так, первые наброски и рисунки "Сидящего кардинала" Манцу сделал еще в 1934 году, в 1947 году зрители увидели первые скульптуры, и только в 50-е - классические варианты трактовки образа, которые теперь находятся во многих музеях мира.
Сама фигура кардинала массивная и неподвижная, что подчеркивает напряженность внутренней, духовной жизни. То, что лицо кардинала вылеплено неровно, нечетко, дает необыкновенный эффект. Когда меняется точка зрения - меняется и выражение его лица.
Скрытое движение есть и в серии скульптур так называемых "балерин" или "танцовщиц", над которыми Манцу начал работать еще в 1941 году. Открытие точного прочтения этой темы пришло к Манцу только в 1954 году в Зальцбурге, где он познакомился с молодой балериной Инге Шабель.
В 50-е годы появились и его знаменитые "Девушка на коньках", "Натурщицы". Особой одухотворенностью отличаются созданный в 1946 году портрет синьоры Лампуньяни ("Большой портрет дамы") и портреты Инге Шабель. Самое удивительное, что чем больше отходил Манцу от натуры, удлиняя линии, идеализируя черты лица, тем больше его скульптуры делались похожими на оригинал.
Monumento al partigiano (1977), Bergamo. Foto Paolo Monti.
Начиная с 1954 года Манцу преподавал в Летней международной академии в Зальцбурге, а в 1958 году переехал в Рим.
В 60-е годы его художественный язык изменился. Всех удивила очень экзальтированная, нарушающая законы архитектоники скульптурная группа "Любовники". Затем начали появляться скульптуры, в которых изображались разные предметы действительности - "Игра", "Стул с омаром", "Дети и повозка". Много пространственно-декоративных композиций создал Манцу и в семидесятые. Одна из самых известных - "После танца".
Манцу очень остро ощущал жизнь человеческого тела, умел моделировать поверхность так, что образ обретал свойство реального. Даже показывая полные трагизма сцены, Манцу утверждал победу добра и света.
История жизни Джакомо Манцу
«Я родился в Бергамо в 1908 году с потребностью есть, пить и стать скульптором. Потом, когда я немного подрос, потребности не изменились», - полушутя-полусерьезно рассказывал Джакомо Манцу Джону Ревалду, своему биографу, известному писателю-искусствоведу. Братья и сестры стали первыми его моделями. Он лепил и рисовал еще до поступления в школу. Однако в семье было двенадцать детей, и в одиннадцать лет Джакомо вынужден был оставить начальную школу. Он стал учеником в мастерской позолотчика. Затем Джакомо работал подмастерьем у штукатура-лепщика. В свободное время мальчик рисует, лепит, занимается живописью, посещает вечернюю школу прикладного искусства.
В 1927 году Манцу покидает Бергамо, чтобы восемнадцать месяцев провести в армии. Он служит в Вероне и находит возможность посещать местную академию Чеконьяни, где с упоением штудирует слепки с античной скульптуры. В Вероне его воображение поразили рельефы портала церкви Сан-Дзено Маджоре. Теперь рельеф на всю жизнь станет для него излюбленной формой выражения сокровенных мыслей и чувств.
Творческая биография Манцу начинается в Милане. Сюда Джакомо перебирается в 1929 году, сразу после окончания военной службы и короткой поездки в Париж в конце 1928 года. Двадцатидневная поездка в столицу Франции почти ничего ему не дала не удалось устроиться работать и посетить Майоля, он не смог увидеть скульптуру Родена и современных художников. Все кончилось голодным обмороком, объяснением в полиции и высылкой на родину.
Bambina
В Милане он начинает работать в угнетающей бедности без какой бы то ни было поддержки. Благодаря содействию архитектора Мучио Манцу получает первый самостоятельный заказ на убранство капеллы католического университета.
В 1930 году Манцу принимает участие в выставке миланских художников в Галерее дель Милионе и обращает на себя внимание критики. Его ранним произведениям присуща острая и несколько ироническая наблюдательность («Голкипер», 1931), а иногда и изысканная стилизация («Благовещение»).
В 1932 году к Манцу приходит настоящий успех. Он завоевывает признание. Ему даже посвящена выпущенная в Милане монография. Но именно в этот период Джакомо переживает состояние, близкое к кризису. Он и сам не может объяснить, почему пришло разочарование в тех работах, которые создали ему популярность. Под предлогом невозможности для него жизни в большом и слишком шумном Милане он возвращается в Бергамо.
В 1934 году Манцу едет в Рим, чтобы изучать в музеях древней столицы греческую скульптуру. Шествие кардиналов на одном из торжественных богослужений в соборе Святого Петра «застряло» в памяти, дало толчок воображению. Тогда Манцу делает первые рисунки на тему «Кардиналы». С того времени до конца шестидесятых годов эта тема становится одной из постоянных. Художник разрабатывает ее и в социально-историческом и в образно-пластическом плане.
Sedia con Pomodoro
В 1938 году он создает «Давида». Своим «Давидом» скульптор бросает вызов итальянскому «неоклассицизму» фашистской диктатуры Муссолини. Ему отвратительна мрачная, пустопорожняя гигантомания. «Давид» у Манцу - худенький мальчик, присевший на корточки, чтобы поднять с земли камень для пращи. Но в напряженном повороте головы, взгляде, направленном на подступающего врага, чувствуется грозная решимость. Драматические противоречия современной действительности, грозные испытания мировой войны находят отзвук у Манцу в его серии рельефов «Распятие».
В годы Второй мировой войны скульптор становится членом Сопротивления, вступив в группу художников-антифашистов. Через Ренато Гуттузо, члена этой же группы, были установлены связи с Коммунистической партией Италии, находившейся в подполье. Художники начинают видеть в искусстве средство освободительной борьбы.
Военные и послевоенные годы - период наступившей творческой зрелости Манцу-портретиста. Его портреты приобретают все большую психологическую остроту. Таков очень жизненный и по-современному психологически острый портрет Альфонсины Пасторио (1944), «Портрет девушки» (1946). И особо надо отметить серию портретов Инге, ставшей другом и женой мастера.
Во второй половине cороковых годов Манцу обращается к нескольким тематическим циклам. Один из них - «Танцовщицы». Здесь Манцу создает языком скульптуры музыкальную сюиту, раскрывающую поэзию жизни, радость бытия прекрасного человеческого тела.
Amanti
«Кардиналы» в эстетической биографии Джакомо Манцу играют роль того необходимого звена, которое связывает разные стадии созревания его творческой личности, - считает лауреат Нобелевской премии, поэт, публицист Сальваторе Квазимодо. - Эти геометрические фигуры решают ту же пространственную задачу, что и изображения «Врат» мы видим здесь тот же разящий свет, те же кривые, гипотенузы, параллели, которыми Манцу всегда оперирует в своих поисках объема.
В «Кардинале» 1954 года, еще фрагментарном, и в следующем, созданном в 1955 году, где строгие линии ризы даны более четко, уже содержится смелая идея гладкого эллипса. Она найдет свое полное воплощение в «Кардинале» 1960 года, следующем той же излюбленной Манцу линии бесконечности, о какой мы уже говорили в связи с «Бюстом Инге». Тут у Джакомо Манцу снова происходит поворот мысли, который можно охарактеризовать не только как высочайший взлет интеллекта, но и как критику нравов. От кривой, составлявшей идею «Кардинала» 1960 года, от световой клетки, в которой предстают прелаты Вселенского собора, собравшиеся возле Врат собора Святого Петра, он приходит к вертикальности «Кардинала» 1964 года».
Особое место в творчестве Манцу занимает огромная по масштабам работа над «Вратами смерти» для собора Св. Петра в Риме. Она позволила художнику выйти за пределы камерного станкового искусства, но отняла у него без малого восемнадцать лет творческой жизни. Поскольку «Врата смерти» посвящены теме смерти как неизбежной стороне жизни, то наряду с воплощением смерти в библейских и евангельских сказаниях Манцу обращается к теме смерти сегодняшнего реального - земного мира.
Busto di Inge
В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». Затем несколько ниже - ярус из четырех рельефов, почерпнутых из Священного Писания и житиях святых «Каин, убивающий Авеля», «Смерть Иосифа», смерть св. Стефана, побиваемого камнями за свою веру, смерть папы Григория VII. Третий ярус из четырех рельефов - «Смерть насильственная», «Смерть папы Иоанна XXIII», «Смерть в пространстве», «Смерть на земле» В нижней части ворот можно видеть аллегорические, имеющие свое каноническое значение изображения животных.
Словно в противовес трагическому лиризму «Врат смерти» вскоре Манцу создает произведения, воспевающие радости жизни. Манцу обращается и к извечной и излюбленной теме скульптуры - к прекрасному обнаженному телу. Такова работа Манцу «Любовники» (1966). Сплетение одежд и тел выражает любовное томление в самом естественном, а посему в самом высоком смысле, как движение - самоутверждение поколений.
Одним из последних крупных произведений мастера стали врата Собора Св. Лаврентия в Роттердаме, посвященные теме войны и мира, завершенные в 1969 году.
Умер Джакомо Манцу в 1991 году.