Маркиза де Помпадур. «Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государ
Маркиза де Помпадур. «Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об эпохе Помпадур. (гр. «Живопись - История в портретах»).
Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц - был мал ростом и совершенно
некрасив, но он из хорошей семьи, к тому же богат и страстно влюблен в невесту.
5. Жанне Антуанетте 19 лет
Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?
Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".
Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля.
Так девица Пуассон рассталась со своей незавидной фамилией и стала мадам д’Этиоль.Но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.
Ее семейная жизнь текла безмятежно, спустя два года она родила дочь Александру, что, впрочем, не смогло заслонить в ее сознании мечты о короле, гвоздем засевшие в ее хорошенькой головке.
Всякое свое появление в будуарах многочисленных подруг, равно как и в гостиных высшего света, куда ей открыли дорогу имя и богатство мужа, Жанна использовала с выгодой. Слухи, сплетни, а порой и правдивая информация — все шло в копилку ее представлений о жизни короля и его двора.
Она уже знала, что на тот момент король был занят герцогиней де Шатору. И тут начали проявляться главные черты ее характера — настойчивость и целеустремленность. Она стала регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Однако попасться на глаза ей пришлось отнюдь не королю, а амбициозной герцогине де Шатору, быстро рассекретившей цель ее лесных прогулок. И Жанне было запрещено появляться в этих местах. Такой щелчок по носу на какое-то время отрезвил соискательницу, но карты, похоже, все-таки не врали.
6. В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору.Ф. Ю. Друэ
В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору 27-лет от роду от пневмонии. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.
7. Jean - Marc Nattier Jeann - Antoinette Poisson, Marquise de Pompadouras Dianathe Huntress
28 февраля 1745 года в Парижской ратуше, на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек.
Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу.
Конкурентки в трауре - платок брошен...
8. Людовик XV.
Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал.
Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.
Хотя внешность этой женщины, столь артистически одаренной, однозначно охарактеризовать вряд ли возможно. Тут, как справедливо было замечено классиком, «все не то, что есть, а то, что кажется». Оттого так разнились описания облика будущей маркизы де Помпадур. Здесь многое, конечно, зависело от отношения к ней. Один из недоброжелателей не находил в ней ничего особенного: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами».
9. Портрет маркизы Помпадур, Ф.Буше. Francois Boucher The Marquise de Pompadour,1755 г.
А вот обер-егерьмейстер лесов и парков Версаля мсье Леруа, описавший подругу короля как сущую красавицу, отмечал прекрасный цвет лица, густые, пышные волосы с каштановым отливом, совершенной формы нос и рот, буквально «созданный для поцелуев». Особенно же восхищали его большие, непонятного цвета глаза, оставлявшие впечатление «какой-то смутной точки в мятущейся душе». Поэтично. И вполне совпадает с портретами Франсуа Буше, которому будущая маркиза оказывала неизменное покровительство.
Не исключено, что именно покровительство маркизы и повлияло на то, что на портретах кисти Буше она предстает богиней красоты, а заодно и плодородия, со свежим, румяным и достаточно упитанным лицом пейзанки, в то время как история донесла до нас факты, свидетельствующие о том, какого слабого здоровья была эта женщина и каких невероятных усилий требовало от нее поддержание иллюзорной славы цветущей красавицы.
10. Портрет маркизы Помпадур, Ф.Буше. Francois Boucher The Marquise de Pompadour,1758 (Fogg Art Museum, Harvard University).
Так или иначе, но ее «непонятного цвета глаза» оказались напротив королевских не только на бал-маскараде, но и на последовавшем за ним представлении итальянской комедии. Жанне надо было сильно изловчиться, чтобы получить место рядом с его ложей. В итоге король пригласил мадам д’Этиоль поужинать, что и стало началом их связи.
На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".
Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой.
Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»
Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.
11. Портрет маркизы де Помпадур. Ф. Буше, ок. 1750 г.:
14 сентября 1745 года новоиспеченную маркизу король представил приближенным как свою подругу. Можно удивляться, но наиболее лояльно отнеслась к ней... жена короля, привыкшая к тому времени буквально ко всему. Придворные же тихо негодовали. Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха — Генриха IV Наваррского, это почетное место занимала дама хорошей фамилии. Им же предлагалось любить и жаловать едва ли не плебейку.
Маркизе тут же дали прозвище Гризетка с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.
13. Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750. «Нужно самому иметь достоинства, чтобы увидеть их в других».
Жанна понимала, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. А значит, Жанне предстояло сделаться эдакой версальской Шахерезадой.
14. "Если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства".
О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.
15. Jean-Baptiste Pigalle Bust of Madame de Pompadour, 1751 (Metropolitan Museum of Art, Manhattan)
16.Маркиза де Помпадур. Francois Boucher (Франсуа Буше). Маркиза де Помпадур.
Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон — вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу.
17. Ж. А. Гудон. Вольтер
На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов.
Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.
Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» — одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.
18. (Saint-Quentin, musée Antoine Lécuyer).Quentin de la Tour Madame de Pompadour, 1752.
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".
Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки.
19. Шампанское разливается в узкие бокалы-тюльпаны
Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы — люди бесспорно талантливые — в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.
20. Портрет маркизы де Помпадур. К. де Латур, 1755 г.
В 1751 году свет увидел первый том французской
Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро — убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.
21. Портрет маркизы де Помпадур. К. де Латур, 1755 г.Quentin De la Tour Portrait of the Marquise de Pompadour, 1755.
Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.
22.
Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена.
Вообще театр — та сфера, которая оказалась бы для нее истинным призванием, повернись судьба иначе. В ней явно погибла большая и крайне разноплановая — и комедийная, и драматическая, и гротесковая, способная к тому же петь и танцевать, — актриса.
Маркиза де Помпадур за туалетным столиком, 1758.
Страсть к преображению до неузнаваемости и созданию потрясающих туалетов, определивших стиль целой эпохи, бесконечные поиски и новации в области парикмахерского искусства и макияжа — во всем этом видится не только желание удержать непостоянного короля, но и насущная потребность богато одаренной натуры маркизы.
Она использовала любую подходящую возможность, дабы обрести зрителей и слушателей. Как свидетельствовали современники, она играла и в прекрасно оборудованных театрах, и на маленьких сценах особняков французской знати.
24. В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора.
Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство. В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно — для работников, другое — для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью — маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех
проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий.
25. Севрский фарфор
Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь — «RosePompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».
В Версальском дворце маркизой был задуман и воплощен Камерный театр. В январе 1747 года состоялось его открытие: давали мольеровского «Тартюфа». Актеров на сцене вместе с занятой в спектакле маркизой было едва ли не меньше, чем зрителей в зале: приглашено было лишь 14 персон. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектакля превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры Жанны. «Вы самая очаровательная женщина во Франции», — сказал он ей после окончания спектакля.
26. M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , Monde illustré 1857
Те же, кто имел удовольствие побывать на певческих выступлениях маркизы, утверждал, что «она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не менее сотни песен».
Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.
Она была очень щепетильна в вопросах этикета и церемониала. Важные визитеры — придворные и послы — принимались ею в роскошном парадном зале Версаля, где располагалось только одно кресло — остальным присутствующим полагалось стоять.
27. Портрет маркизы де Помпадур. Ф. Буше, 1759 г.Francois Boucher Portrait of Marquise de Pompadour, 1759
Она добилась того, чтобы к ее дочери обращались как к особе королевской крови — по имени. Прах своей матери маркиза с большими почестями перезахоронила в самом центре Парижа — в монастыре капуцинов на Вандомской площади. На этом месте, специально откупленном маркизой, был сооружен роскошный мавзолей. Родственники маркизы, а также все те, кому она благоволила, дожидались своего часа: кто-то из них выдавался замуж за родовитого жениха, кому-то сваталась богатая невеста, дарились должности, пожизненные ренты, титулы, награды.
28. Наряды Помпадур поглощали массу денег
Маркиза Помпадур изменила женскую моду – ввела собственный стиль – помпадур. Ввела каблуки для дам, их до того носили одни мужчины. Помпадур ввела и новые платья. Приказала отпороть громоздкие, неуклюжие фижмы, убрать неимоверное количество тяжелых складок и оборок и начала шить платья из легкого материла. Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который маркиза сажала, где только могла, со временем были названы “розами Помпадур”.
А в итоге — нескрываемое, а порой и публичное осуждение ее расточительности. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а ее «хвастливое меценатство» обошлось казне в 8 миллионов ливров.
Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки.
29. Маркиза де Помпадур, любимая хозяйка Луи XV,
Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.
Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.
30. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы - планировка парков.
Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.
31. Версаль.
Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.
Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.
Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля. Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.
С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.
Уже к своему 30-летию маркиза де Помпадур почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно.
Охлаждение августейшей особы во все времена означало безвозвратный уход бывшей фаворитки в тень и дальнейшее забытье, если не опалу. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.
32. Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения.
В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.
33. Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. Louis XV France by Louis-Michel van Loo.
После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год.
Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества
34. Супруга Людовика XV, королева Мария Лещинская
Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.
35. Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи.
В 1751 году Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке.
36. Edith Davidson Madame de Pompadour as Diane.
«Мне нужно его сердце»
«Мне нужно его сердце», – говорила она о Людовике. Она сама, не дожидаясь королевского распоряжения, оставила его личные апартаменты и, оставаясь его преданным другом, по-прежнему деятельная и внимательная, виделась с ним все реже и реже – болезнь меняла ее на глазах. И еще не раз выходила она победительницей в единоборствах с молодыми красотками, впрочем, как и со своими весьма опытными политическими противниками. Хотя ситуация существенно обострилась после дипломатических переговоров маркизы де Помпадур с австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезой, приведших к изменению союзнических отношений между двумя странами. В 1756 году Франция, традиционный союзник Пруссии, примкнула к Австрии. К тому же Людовик под давлением своей фаворитки, яро ненавидевшей иезуитов, запретил деятельность их ордена во Франции.
37.Alexander Roslin Portrait of Madame Pompadour.
Двадцать лет, до самой своей смерти, Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в ее руках, но и в Европе.
Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Не Людовик правил Францией, Помпадур. Она обладала холодным рассудком и железной волей, что удивительным образом сочеталось с ее слабым телом. Она с юности болела тяжелой формой туберкулеза, но, несмотря на это, не жалела сил на государственные дела, заменяя короля на дипломатических приемах и совещаниях с министрами. С ней вели официальную переписку русская и австрийская императрицы и прусский король.
«Вся тайна политики состоит в том, чтобы вовремя солгать и вовремя промолчать», – замечала она, Это и позволило ей почти 20 лет быть у трона, несмотря на козни недоброжелателей.
Она склонила короля к союзу с Австрией, противоречившему традиционной политике Франции.
Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля.
По ее желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции.
При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.
Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Ее верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря.
Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и "энциклопедию". Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над ее мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.
Такого рода перемены слишком явно затрагивали интересы высокопоставленных лиц, чтобы маркиза могла чувствовать себя неуязвимой. И она это понимала. Приготовленная для нее пища тщательно проверялась — из всех способов устранения неугодных отравление оставалось по-прежнему трудно доказуемым.
Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало.
Тяжело переживая это горе, маркиза, как никогда раньше, остро чувствовала свое одиночество. Ее ближайшая подруга оказалась шпионкой ее противников. Король все более превращался в снисходительного друга.
38. Маркиза задумалась о возможном удалении из дворца.
Душевный кризис заставил маркизу задуматься о возможном удалении от двора. Она даже написала письмо своему мужу, прося прощения за нанесенную ему обиду и явно нащупывая пути возвращения под давно оставленный семейный кров. Д’Этиоль без промедления ответил, что с готовностью прощает ее, но о большем речи не было...
39. Franзois-Hubert Drouais Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour.
К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло.Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником.
Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!
40. Всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И , хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.
41. Портрет маркизы де Помпадур. François-Hubert Drouais Madame de Pompadour 1764.(National Gallery, London)
В последний час своей жизни, одетая в монашеское платье, спокойная и сосредоточенная, маркиза набрасывала пером на бумаге эскиз фасада церкви Святой Магдалины. Той самой Магдалины, которую хотели забить камнями за распутство. А Христос сказал, что бросить камень может только тот, кто сам безгрешен, и никто не бросил…
15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».
Историк пишет: "Вечером того же дня во исполнение закона, запрещающего оставлять труп в королевском дворце, тело фаворитки на носилках перенесли в Эрмитаж.
Двумя днями позже, когда останки мадам де Помпадур вывозили из Версаля в Париж, шел проливной дождь… Людовик XV не мог следовать за кортежем – он смотрел на процессию с балкона. В гробовом молчании он провожал взглядом похоронный кортеж, пока тот не скрылся из виду… Ненастья и завывания ветра он, казалось, не замечал. Потом вернулся в апартаменты. Две крупных слезы скатились по его щекам, и он произнес лишь одну фразу: " – Это единственные почести, которые я смог ей оказать".
42. Carle van Loo Madame de Pompadour
Когда маркиза умерла, Вольтер, один из немногих, нашел теплые слова в адрес покойной: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который... едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы".
Портрет маркизы де Помпадур :
43. Ф. Друэ. Маркиза де Помпадур. Последние годы жизни.
Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов.
44. Монастырь капуцинов.
Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.
Секрет маркизы де Помпадур
45. Секрет маркизы де Помпадур
Маркиза де Помпадур была не только чьей-то неверной женой и не просто «любовницей на славу» короля Людовика XV. Собственно, любовницей короля она была пять лет, и после того, как перестала быть ею, еще четырнадцать лет оставалась его ближайшим другом и доверенным лицом.
Эту женщину историк Анри Матрен назвал «первой женщиной премьер-министром». Это она организовала завод по производству Севрского фарфора – гордости Франции – и основала военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, воспитавшую впоследствии и Наполеона Бонапарта.
Именно ей мы обязаны высокой прической – «помпадур», чудесным оттенком глубокого розового цвета «помпадур» и даже рождением первой дамской сумочки – «помпадур»…
Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.
Страшно подумать, чего бы лишился мир, останься она всего-навсего «верной женой»…
46. Книги в коллекции мадам де Помпадур. Jean-Marc Nattier Madame Pompadour 1752
Книги в коллекции мадам де Помпадур были способны свести с ума любого понимающего в этих делах библиофила. Но маркиза вовсе не собиралась использовать книги как украшение интерьера; она любила чтение, а потому собрание ее авторов могло бы многое сказать о ее характере и душе. Всего в библиотеке мадам де Помпадур, распроданной на следующий год после ее смерти, было 3525 томов:
87 переводных томов классической литературы;
25 учебников французской, испанской и итальянской грамматики, а также словари;
844 тома французской поэзии;
718 романов, и среди них «Принцесса Клевская», «Манон Лес-ко», «Том Джонс», «Робинзон», «Принцесса де Монпансье», «Тайные похождения английского двора», «Молль Флендерс», «Милорд Стенли, или Преступная добродетель», «Амелия», «Настоящие сыновья Кромвеля»;
47. Скульптура Мадам Помпадур
42 труда по истории религии;
5 проповеднических трудов (Фенелон, Бурдалу, Масильон);
783 исторические или библиографические книги;
235 музыкальных сборников;
215 философских трудов;
75 писательских биографий.
О любви маркизы к чтению свидетельствовало и то, что все свои книги она велела переплести в телячью кожу или изящный сафьян красного, синего, золотистого или лимонного цвета. И все они были украшены замками и грифонами, гербовыми знаками маркизы.
Уважаемые Друзья! Благодарю Вас за терпение , альбом на этом закончен. Есть ещё дополнительные материалы по : "
Секреты кулинарии маркизы Помпадур". Но , не знаю, нужны ли они здесь? Желаю приятного просмотра и чтения альбома, надеюсь, Вам будет интересно! Все материалы взяты из разных источников Интернета ( ссылки давать правилами сайта запрещено).
С уважением , Дейзи.
Дорогая Дейзи, добрый день! Вы проделали колоссальную работу и выполнили её великолепно! Вчера не работал интернет, поэтому сегодня, опасаясь от него повторения подобной подлости, срочно скачал и примусь за изучение материала. Спасибо Вам большое!
Здравствуйте , уважаемый Анатолий!
Примите мою сердечную благодарность за Ваш отзыв в этом альбоме. Для меня промежуток молчания в альбомах по серьёзной теме литературно- живописного оформления всегда волнение. Ещё загружая альбом , тревожусь, что по тематике он не подходит к сайту ( нет музыки), да и посетители Завалинки имеют свой настрой и уж, совершенно не интересны им такие альбомы. Но появляется "первая ласточка" , которой для моего настроя совершенно достаточно , и я понимаю, что альбомы такие нужны, пусть для ограниченного по количеству людей, но интересны и нужны, и у меня появляется стимул показать других персонажей. В заначке есть два альбома такой направленности. К тому же , всегда приятно делиться и радоваться от того , что и кому то другому эта тема и её подача интересна.
В последнее время "забросила" походы в альбомы своих подписчиков, времени очень мало, темы захватили, к тому же , не умею давать сжато, хочется предложить материалы обширнее и дать побольше иллюстраций. Маркиза де Помпадур не забывала творить добро. Об этой женщине , благодаря поискам узнала многое интересного и поменяла своё мнение в положительную сторону. Да, она была расточительна, но , со временем, её вклад в жизни Франции, Парижа, моды и проч. только укрепил величие Франции, желание больше узнать её историю, посмотреть достопримечательности ( представляете, я чуть не замахнулась на иллюстрации парков, домов, посуды, моды , которые были связаны с Маркизой де Помпадур и Францией!) Поистине великая женщина, которая при слабом здоровье и короткой жизни могла оставить такой впечатляющий след в истории!)
Надеюсь, что Интернет больше не подведёт Вас ( у меня снизилась скорость его) и Вы сможете "гулять" на его просторах в различных направлениях.
Всего доброго! С уважением , Дейзи.
anatol995 пишет:
Дорогая Дейзи, добрый день! Вы проделали колоссальную работу и выполнили её великолепно! Вчера не работал интернет, поэтому сегодня, опасаясь от него повторения подобной подлости, срочно скачал и примусь за изучение материала. Спасибо Вам большое!
Добрый день, дорогая Дейзи!)) Замечательная работа!!! В след за Анатолием, забираю себе (пора покупать новый жёсткий диск:)).
Как я Вас понимаю, дорогая Сеньора : мне самой не хватает жизненного поля моего компьютера! Поспешила ответить и даже забыла поздороваться, извините. Добрый вечер , милая Сеньора! Вы вместе с Анатолием - "первые ласточки" в моих аольбомах. Приятно вас обоих видеть! Спасибо за всё!!!
С уважением , Дейзи.
Уважаемая Дейзи! Большье спасибо за этот очень интересный альбом! С нетерпением жду и другие обещанные Вами!
Добрый день, уважаемая lara7 ! Очень приятно получить одобрение , благодарю Вас! Постараюсь по - возможности , побыстрее представить ещё один альбом из жизни Франции ( короли - женщины), думаю , он также заинтересует Вас. С уважением , Дейзи.
lara7 пишет:
Уважаемая Дейзи! Большье спасибо за этот очень интересный альбом! С нетерпением жду и другие обещанные Вами!
Лишь власть, сосредоточенная в руках самой влиятельной фаворитки Людовика XV, заставляла слишком рьяных ее противников не копаться в подробностях ее происхождения. А это крайне раздражало женщину, стремящуюся к совершенству во всем.
2. Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году.
Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. До сих пор не вполне ясно, кто был настоящим отцом девочки: лакей, выбившийся в интенданты, на новой должности проворовавшийся и сбежавший от правосудия, бросив семью (самолюбивая маркиза с легкостью могла бы откреститься от подобного родителя, но тогда ей пришлось бы признать, что она вовсе внебрачное дитя) или дворянин Норман де Турнэм, регулярно дававший деньги на содержание и обучение маленькой Жанны.
Дело в том, что ее отцом называли также дворянина-финансиста Нормана де Турнэма. Предполагалось, что именно он дал девочке, появившейся на свет в 1721 году, великолепное образование и всячески принимал участие в ее судьбе. И не зря...
Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Окружающие неизменно выражали восторг, давая мадемуазель Пуассон необходимую уверенность в себе.
3."Только с королем я могла бы изменить своему мужу!"
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"Гадалка лишь подтвердила ее избранность и исключительность.
4.Carle Van Loo Madame Pompadour as a sultana, 1752.(San Petersburg, The Hermitage Museum)
Этой доброй женщине будущая маркиза выплачивала пенсию до конца своих дней.