Марлен Дитрих.
Марлен Дитрих
Какое имя осталось от 20-го века, вызывающее восторг? Конечно - это Марлен Дитрих. И дело было не в том, что она снималась в кино и была звездой мирового экрана. Дело было в её стиле жизни, в её лице, её повадках.
Марлен родилась 27 декабря 1901 года и мать назвала её Мария Магдалена. Когда ей исполнилось 12 лет, она придумала себе имя Марлен. Так же, она придумала части своей биографии, в том числе, что она была ученицей Макса Рейнхардта - знаменитого немецкого режиссёра. На самом деле ничего этого не было, он был даже не знаком с Марлен, хотя она работала в его театре. Но кто мог подумать тогда, что Марлен Дитрих станет именем, которое затмит имя Макса Рейнхардта. Хотя, в начале карьеры, никаких успехов у неё не было.
В 22 года она влюбилась и вышла замуж. И у неё был только один муж - Рудольф Зибер. Она никогда с ним не разводилась. После года брака, у неё родилась дочь.
Карьера Марлен в сущности началась в 30-м году, когда она снялась в знаменитом фильме «Голубой ангел». Режиссёр Джозеф фон Штернберг искал исполнительницу роли Лолы и нашёл её в лице Марлен. Во время съёмок у них начался любовный роман и после фантастического успеха «Голубого ангела» она, вместе с Штернбергом, уехала в Америку, оставив, и мужа, и дочь в Берлине.
Марлен Дитрих с мужем и дочкой
Штернберг в Голливуде снял с ней семь фильмов, но первая же лента с участием Марлен Дитрих, сделала её имя знаменитым на всю Америку, на весь мир. Это был фильм «Марокко».
Она снималась очень много. Были удачи, были и неудачи, но её лицо было повсюду. Она была элегантна, изыскана и бесконечно умна. Таких умных женщин в мире кино почти не бывало.
В Венеции, где она была вместе с Джозефом фон Штернбергом, Марлен познакомилась с Эрихом Ремарком - немецким писателем, который сразу же влюбился в неё. Он писал роман «Три товарища», который сделал его имя знаменитым. А после этого написал «Триумфальную арку», где прототипом образа Жоан Маду была Марлен Дитрих. К сожалению, когда американцы снимали фильм по книге Ремарка «Триумфальная арка», её не взяли на главную на роль. Марлен очень переживала, ведь роман был написан о ней.
Марлен привезла Эриха в Америку. Это было тогда, когда её дочь, муж и возлюбленная мужа уже сами жили в Америке.
Ремарк был поселён в Голливуде, в бунгало напротив виллы Марлен, а муж жил в соседнем отеле.
Марлен Дитрих с Ремарком
Вилла у неё была роскошная. Стены в ней были обшиты белым мехом. Эту виллу бесконечно снимали фотографы. Во всех самых модных журналах того времени, можно было увидеть изысканный интерьер и потрясающий участок, где росли диковинные растения, а в комнатах было всегда много цветов.
Поселив рядом с собой Ремарка, она не стеснялась того, что у них были очень близкие отношения.
Марлен изменяла всегда, всю жизнь. Романов у неё было бесчисленное количество и это были люди высокого класса. И когда она «зажигалась», то зажигала людей вокруг и не терпела, когда ей возражали. И вообще, Марлен была крайне нетерпимым человеком. Своего мужа она называла «Папиляйн», и когда он ей надоел, она купила ему квартиру в Нью-Йорке, а так же посылала ему деньги.
Снималась Марлен бесконечно и зарабатывала астрономические деньги, но не надо думать, что так было всегда. Наступил период, когда студия Paramount, где она работала, перестал её снимать.
В 1937 году общество владельцев кинотеатров объявило, что есть пять кинозвёзд, которые не приносят вообще никакого успеха. Это Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепбёрн и Бетт Дейвис. Но это было очень странно, потому что это были самые успешные и знаменитые актрисы. Поэтому, Марлен написала «Папиляйну» письмо о том, что она уезжает в Европу, что ей надоели американцы, что ей надоел Голливуд. И она уехала в свой любимый город - Париж. В нём она прожила большую часть своей жизни.
Жан Кокто написал: «Марлен Дитрих - это имя, которое звучит, как ласка, только последнее слово напоминает удар хлыста». Это довольно точное определение её характера.
На маленьких улицах перестали ходить машины, потому что тысячные толпы собирались в ожидании увидеть Марлен, она имела безумный успех в Париже. Она была необыкновенно хороша. И её лицо «висело» в каждом кинотеатре на Елисейских полях, весь Париж был окутан шармом Марлен Дитрих.
Через какое-то время, Марлен стала другом Коко Шанель, у которой она одевалась. И Шанель, перед тем, как делать свою коллекцию, всегда просила Марлен приехать и посмотреть, на сколько эта коллекция хороша. Ведь Коко не всегда доверяла себе, а Марлен доверяла всегда.
Эрих Ремарк приехал в Париж вместе с возлюбленной Марлен и жил в отеле «Ланкастер». Однако, Дитрих увидела что Эриху скучно. Бросив всё, она уехала на юг, на Лазурный берег и позже написала мужу: «Папиляйн», тебе нужно обязательно сюда приехать. Потому, что я совершенно не знаю, что мне делать с Ремарком! Это невозможная вещь. Днём он сидит в тёмной комнате и пишет свой роман, вечером не доволен, тем, что написал и исчезает. И он пьёт. Я не могу всё время мотаться между Каннами и Монте-Карло и искать его в ночных барах. Ты же всё-таки дружил с ним, ты должен приехать. Потому что, у меня нет на это никакого времени».
А времени у Марлен не было потому что, она в этот момент была увлечена. У неё был новый роман с американским послом в Англии, отцом Джона Кеннеди.
Слухов на побережье было очень много и Ремарк от этого сходил с ума. Он любил Марлен Дитрих, это была любовь, которая не отпускала его. Она была единственной женщиной, которая его вдохновляла, в ней был какой-то секрет. В Марлен влюблялись мужчины и теряли голову, теряли сознание, от её изысканных манер, красоты и главным образом, от остроты ума. Потому что ум у Марлен был необыкновенный, при том, что в голове и жизни, у неё было всё перемешано.
Как-то, в своём письме «Папиляйну» она написала: «Все говорят о том, что скоро будет война, но я не знаю, наверное она будет месяца через два. А я сейчас нашла дивного итальянского кутюрье и он мне шьёт костюмы. Он нашёл линии для юбок, которые мне очень хороши. Но я понимаю, что будет война, и что наверное надо будет бежать. Но я же не могу бежать в старых юбках?! Мне всё равно нужны юбки модные, элегантные и с линиями, которые мне идут. И вот из-за этого, я сижу тут, пока он не закончит всю коллекцию».
В 1937 году она решила поехать в Австрию для того, чтобы повидать родителей и своего мужа. В эту поездку она увидела мать и свою сестру Лизель. Это был момент очень резкого спора матери и дочери, потому что мать одобряла гитлеровский режим, а Марлен Дитрих ненавидела Гитлера и ненавидела фашизм. Поэтому, она была очень активна в этой позиции, она понимала, что война неизбежна.
Она писала «Папиляйну»: «Как глупо, что Чемберлен едет в Мюнхен заключать соглашение. Неужели он думает, что кто-нибудь к этому соглашению отнесётся всерьёз? Эти немцы выигрывают время, больше ничего. Англичане очень странный народ». Она писала это в тот самый момент, когда у неё начинался бурный роман с молодым англичанином, который делал первые шаги в кино - Майклом Уайлдингом. В последствии этот Майкл станет мужем Элизабет Тейлор, которая родит ему двух сыновей, поживёт с ним не долго и они разойдутся. И в последствии, он вернётся к Марлен Дитрих, которая никогда не забывала Майкла. Она ценила его за великолепное умение себя вести, воспитанность и образованность.
Но вдруг, она страстно влюбилась в Шарля де Голля. Когда он переехал в Лондон, она стала носить на шее медали посвящённые свободной Франции и говорила о том, что он необыкновенно умён и что он безусловно выиграет войну.
Она не верила немцам и в этот самый момент к ней приехали представители Ульриха Риббентропа. Конечно, это был указ Гитлера, чтобы великая мировая звезда вернулась в Германию. Но она выгнала их. А «гитлеровцы» уходя выкрикнули: «Heil, Hitler!». Марлен кипела злости, от того, что Гитлер посмел сделать ей такое предложение. И после этого она написала «Папиляйну»: «Война неизбежна и надо быстренько собирать свои манатки и уезжать!». И она уехала в Америку. Потом туда же приехала и её семья. Все вместе они поселились в Голливуде, в том числе Эрих Ремарк, который уже тоже считался членом её семьи.
Кадр из вестерна "Дестри снова в седле"
Она ведь не снималась довольно долго, пока продюсер Джо Пастернак не предложил ей снятся в вестерне. Она согласилась, и фильм имел сенсационный успех. И Марлен Дитрих вернулась на экран.
В 1941 году, когда Грета Гарбо ушла из кино, Марлен написала «Папиляйну»: «Я слышала, что Гарбо ушла из кино. Ну что ж, я рада! Значит теперь я осталась одна». Других актрис она в расчёт не брала.
У неё снова появились деньги, большую часть которых она тратила на содержание огромного количества людей.
Марлен случайно узнала о том, что в Голливуд приезжает знаменитый французский актёр Жан Габен. Она как раз посмотрела фильм «Набережная туманов», где он снимался практически со своей женой, знаменитой французской звездой Мишель Морган. Этот фильм Дитрих пересмотрела много раз. И очень ждала приезда Габена. По традиции, она написала своему «Папиляйну»: «Я должна с ним познакомится первой! Немедленно, как только он появится в Голливуде». А сам Жан Габен себя не уютно чувствовал в Голливуде.
Его поселили в одном бунгало с Эрихом Ремарком, напротив дома Марлен Дитрих. И так она познакомилась с ним.
Это наверное, была самая сильная её любовь, среди всех бесчисленных любовных приключений, которые случились в её жизни. Марлен нужно было иметь идола, Бога и Жан Габен стал её Богом. Его талант играл тоже не малую роль. В душе она мечтала о совместной кино роли с ним. И она делала всё возможное для того, чтобы его снимали и он имел успех. Но американцы были к нему равнодушны. Габен был человеком домашним и Марлен сокрушалась о том, как ей не везёт. Ведь Эрих Ремарк тоже был домашним, не любил шумного общества, отдавая предпочтение тишине. И вот Жан Габен оказался таким же спокойным. Ей пришлось научиться готовить и этот навык она освоила замечательно. Она начала принимать у себя в гостях огромное количество французов - эмигрантов. Но любовь к ночной жизни «брала верх», что приводило к ссорам с Габеном.
Она не могла истребить в себе любовь к танцам, ночным барам, а Жан всего этого не любил. Но у них была страсть, которая положительно отразилась на её карьере. И всё то, что она делала в кино в 40-м году, имело невероятный успех. А Габен очень больно переживал, что немцы вошли в Париж и поэтому, решил пойти на фронт.
После его ухода, Марлен была одержима мыслью только об одном - как ей оказаться на фронте. Вместе со своей портнихой она приготовила роскошные платья и одновременно сделала изысканный военный мундир и отправилась в Алжир. Там были американские войска и она думала, что среди них находится Жан Габен. Но встретила она его не в Алжире, а на севере Италии.
Марлен Дитрих и Жан Габен
Они не могли оторваться друг от друга. Марлен была в потрясении от того, что она видит своего любимого человека, его лицо, что слышит его чуть хрипловатый голос.
Уже позже, в 44-м году, она давала для американцев, которые находились в Италии, бесконечное количество концертов.
Конечно же, Марлен очень рисковала. Ведь она могла погибнуть или её могли взять в плен. Но ей посчастливилось выжить, хотя неприятность с ней всё же случилась. У Марлен заболела нога и её положили в госпиталь. В последствии, ноги будут самым больным местом, во внешне здоровом организме блистательной Марлен Дитрих.
За свой неоценимый вклад, она получила орден почётного легиона от французского правительства, который ей вручал Шарль де Голль. А от американского правительства Марлен получила самую высшую награду - «Орден свободы» и множество медалей за свои заслуги в годы войны. И вот теперь перед Марлен стоял вопрос: что делать дальше?
Марлен вернулась в Париж. Габен настаивал на том, чтобы она оформила развод и вышла за него замуж. Но она чувствовала, что не может стать добропорядочной женой, поэтому села в самолёт и улетела в Америку на съёмки фильма. Жан Габен ей этого не простил. Он позвонил ей по телефону и сказал, что обязательно женится в самое ближайшее время.
В своём письме, которое Габен позже написал для Марлен, он говорил: «Я понимаю, что таких женщин, как ты, на свете нет и не бывает. Я с ужасом думаю о том, что остаток своих дней проживу без тебя. И всё же я ухожу от тебя и никогда к тебе не вернусь. Я постараюсь построить свою жизнь, не смотря на то, что ты моя единственная великая страсть».
Когда Марлен получила это письмо, то долго рыдала, а потом, чтобы развеяться, уехала танцевать в ночной клуб. Когда она вернулась, то поняла что не может развеяться.
Тем временем, Габен действительно женился, причём довольно быстро. Это была 18-ти летняя девочка, которая в последствии родила ему троих детей и с которой, он прожил всю оставшуюся жизнь.
А Марлен больше никогда не видела Габена, за исключением одного единственного раза, когда она приехала в Париж и случайно столкнулась с ним на Елисейских полях. Но он прошёл мимо и не поздоровался с ней. Марлен была в отчаянии. И пройдёт очень много лет, когда уже не будет Жан Габена, и его вдова опубликует записки из дневников мужа. И в одной из этих записок было написано: «Я вчера столкнулся с Марлен Дитрих. И я понял, что если я остановлюсь, то одна секунда и я брошу всё - дом, детей, жену, всю свою карьеру, и пойду за ней, потому что я её люблю. Люблю так же, как любил всегда».
Марлен всегда была очень непостоянна, но при этом она удивительно умела дружить. А если в неё влюблялись, то влюблялись мгновенно.
В неё был влюблён Эрнест Хемингуэй, который хвалил литературный вкус Марлен. Поэтому он ей первой присылал свои романы. В частности «Старик и море», который был ещё в черновом варианте и не опубликован. Так же делал и Эрих Ремарк. Два крупнейших писателя 20 века ценили взгляд Марлен Дитрих на своё творчество. Ведь она очень любила литературу. И особенно русскую литературу, читая переводы русских стихов.
Эрнест Хемингуэй и Марлен Дитрих
Это было время, когда она отдавала всё Юлу Бриннеру, который поражал её своей физической выносливостью, мужественной красотой и фантастической мужской силой, которой славился этот актёр, русский по происхождению. Все это знали, ведь она никогда ничего не скрывала.
А между тем, ей уже исполнилось 50 лет и она понимала, что надо сниматься меньше. Но её лицо по-прежнему, было во всех журналах и всё то, что сказала Марлен Дитрих, тут же становилось законом и эталоном моды.
В эти годы в Париже она подружилась с певицей Эдит Пиаф. Пиаф посоветовала ей начать петь. Голоса у Марлен почти не было, он был очень низкий. Но у неё было особое искусство выразительности и она пела, как бы рассказывая сюжет. Для выступлений она сшила себе фантастические наряды из лебяжьего пуха, изысканные платья на свою идеальную фигуру. Многие отмечали, что у Марлен потрясающие ноги. И они действительно были такими. Она их даже застраховала в 1934 году на 100 тысяч долларов.
В 1953 году в Лас-Вегасе, Марлен начала свою концертную деятельность, которая продолжалась ровно 20 лет.
В 1998 году был переведен двухтомник Марии Рива «Моя мать Марлен Дитрих». Ясно одно, что дочь оказалась не в силах пережить славу своей матери. Хотя она позволила себе в этой книге написать о том, что видела мать в Лас-Вегасе и была потрясена. Ведь в это утро её матери сделали операцию. У Марлен болели ноги и кровь совсем не поступала в левую ногу. А она стояла роскошная, зал гремел и не восхищаться этим не могла даже Мария Рива.
Марлен объездила весь мир. Она была даже в Москве в мае 1964 года. Ей аккомпанировал замечательный музыкант и пианист Берт Бакарак.
Но прежде всего, Марлен была и оставалась актрисой. У неё были роли, которые вошли в историю кино, несмотря на то, что было очень много плохих лент. Она снималась в фильме «Свидетель обвинения». А у Стэнли Крамера она играла в фильме «Нюрнбергский процесс». И видно, что Марлен очень большая и талантливая актриса.
В кино она закончила сниматься в 1978 году. До конца своих дней, оставшиеся ей 13 лет, она прожила в Париже на Авеню Монтень. Уже не было прежних денег. Уже умер «Папиляйн». И когда она совсем нуждалась в деньгах, она приняла предложение Максимилиана Шелла рассказать о себе и сделать документальный фильм.
Он надеялся увидеть Марлен, но этого Шеллу не удалось, потому что она рассказывала сидя в кресле-каталке в соседней комнате за занавесом. Как всегда, она была не довольна лентой, когда увидела её по телевидению. А между тем мир сходил с ума. Все телевизионные компании в Европе и Америке показывали этот документальный фильм о жизни Марлен Дитрих.
Несмотря на своё нынешнее положение, Марлен по-прежнему посылала свою консьержку в самые дорогие магазины. Она уже имела правнуков, но осознать этого она не могла. Ведь Марлен всегда должна была быть молодой, и всегда должна быть победительницей. И она ею была.
Конец Марлен был довольно печальный. Потому что, последние годы она очень тяжело болела. Но она никого не подпускала к себе. Она просто хотела умереть.
5 мая 1992 года Марлен Дитрих умерла. Ей был 91 год. Её гроб поставили перед алтарём в церкви Святой Мадлен в Париже и десятки тысяч людей шли, чтобы попрощаться с гениальной женщиной 20 века. Потом гроб поместили в самолёт и привезли в Германию. Там её похоронили, как она завещала: на кладбище Фриденау, в местечке Шёнеберг в окрестности Берлина, где была могила её матери.
Теперь осталась только легенда и память. И сегодня, когда Марлен Дитрих уже нет в живых, Мария Рива, в свои преклонные годы, зарабатывает деньги на имени своей великой матери.
Марлен Дитрих прожила самую насыщенную жизнь. В этой жизни было очень много иллюзий, обмана, страсти. Была невероятная трудоспособность, чтобы сниматься и не отчаиваться, когда постигали неудачи. Быть на экране звездой. И она пела о том, чем занималась всю жизнь - пела о любви.
Небольшой штрих:
Марлен Дитрих приехала в 1963 г. с концертами в Москву.
В конце концерта на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой начальник из кагэбэшников и любезно спросил Дитрих: “Что бы вы хотели еще увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, мавзолей?”
И эта как бы недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: “Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!”
Сказать, что присутствующие были ошарашены, – значит не сказать ничего. Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Поставили всех на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, перенесшего инфаркт в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. И вот пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили…
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик.
А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, гордая валькирия, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер, как в параличе. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий!
А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского “Телеграмма”, который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала – очень просто: “С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем – и спасибо России!”
Спасибо за публикацию . У Марлен Дитрих бездонное количество вариантов её жизнеописания,начиная с её детства и заканчивая её уходом... Иначе и быть не могло.Очень известное и популярное ИМЯ. Отдадим ей должное:нашу любовь и восхищение.