------------------------------------------------
TWO-STEP (Karapet), 19??
D. KORNIENKO
Ensemble
101-A
Из коллекции Юрия Берникова
Наименование произведения:Как цветок душистый
Жанр: Тустеп
Исполнитель:Ансамбль под управлением Д.Корниенко
Композитор:Саша Макаров
Руководитель или дирижёр:Д.Корниенко
------------------------------------------------
Спасибо , Вам Евгений, за интересный концерт, и Валере (123) за не менее интересное повествование!
И сразу пару-тройку вопросов:
1. Не подскажите, каких приблизительно годов может быть Ваша запись "Письма в Заполярье" Т.Кравцовой ? На слух - очень позднего периода. Есть у меня она же 1951-го но сильно отличается.
2.Ещё датировка (хотя бы приблизительная) интересна М.Б.Михайлов-В.Кнушевицкий - Вечер в парке?
Очень понравилась. Никогда не слышал. И если можно - расшифровку инициалов М.Б
3. И эта прибалтийская версия "У самовара я и моя Маша" Danielius Dolskis - Palangos iuroj pop - это лишь версия или всё же предшествующий нашему "Самовару" - исходник...не наш? На слух тоже рубежа 20х\30х
-----------------------------------------------
Вечер в парке, 19??
муз. К.Листова
сл. Я.Белинского
Вечер в парке
М.Б.Михайлов, орк. п/у А.М.Ковалева
Наименование произведения: Вечер в парке
Язык(и) или этнос(ы): Русский |
Каталожная категория: Тенор с оркестром |
Жанр: Песня
Исполнитель: Михаил Васильевич Михайлов
Композитор: Константин Яковлевич Листов
Либретто (cлова): Яков Львович Белинский
Вид аккомпанемента: Оркестр
Руководитель или дирижёр: Алексей Михайлович Ковалёв
-----------------------------------------------
Спасибо большое Евгений, за информацию и удивительные (для меня) открытия! На слух - думал 40-х "В парке" . Хорошо 50-х так 50-х. И за историю "Самовара" спасибо. Как услышал прибалтийское, сразу закралось сомнение, что это наш шедевр. Но признаться (до сего часа) думал, что Утёсовский - оригинал и не слышал других (более ранних).
Вопрос к знатокам." Бал в Кремле " вальс. Не могу нигде найти. Кто автор музыки не знаю. Этот вальс мы играли духовым оркестром в 60х г. Очень красивый вальс
Огромное спасибо Евгений. Три лета подряд мы играли этот вальс на открытой эстраде парка им Коста Хетагурова в г. Орджоникидзе-Владикавказе.Начинали этим вальсом программу и заканчивали им. Танцевальные вечера под духовой оркестр. Военный. Столько воспоминаний о тех годах. Ещё раз огромное спасибо.
Я играл на трубе в этом оркестре.с 1963по1966г. Служба в СА. Я долго и безуспешно искал песенку про " бананы ел. Пил кофе на Мартинике. Не знал название.А молодые ребята и понятия не имели что есть такая песня в исполнении Марка Бернеса. и наконец получил подарок. нашлась песня в этой подборке. Ура. Я рад и счастлив. Честное слово.
Евгений, огромная благодарность Вам за чудесную подборку и Валерию за замечательное дополнение. Очень понравился "Вечер в парке", "Бал в Кремле", тустеп ансамбля Корниенко. Не меньшее удовольствие получаешь, читая обмен мнениями корифеев.
---------------------------------------------
Виктор Гридин - Девочка Надя
--------------------------------------------
Какъ цвѣтокъ душистый, 1914 год
ром. Саши Макарова
ЮРIЙ МОРФЕССИ, съ акк. гитаръ
Саши Макарова и Вани де-Лазари
В начале прошлого века наряду с Петербургом, Москвой, Ригой и Варшавой, пятой "граммофонной" столицей Российской империи был Киев. Здесь в 1909 году начало функционировать отделение берлинской фирмы "Интернациональ Экстра Рекорд" -"Экстрафон". Наивысшей точкой взлета для "Экстрафона" стал 1916 год. Осенью 1916 года в Киеве состоялись новые записи. Любимец столичной публики Брагин, которого привыкли слушать в "Онегине" и "Демоне", запел совсем "из другой оперы": "Как цветок душистый", "Зачем было влюбляться?" - вот что пел оперный кумир, и пел великолепно. Перед Рождеством фабрика напрягала все силы, акционеры прекрасно понимали, что товар продавцам нужен к сроку. Сенсацией сезона, как и ожидалось, стала пластинка "Как цветок душистый". Заказы на нее (как на сахар или обувь от "Скорохода") формировались по очереди. "Экстрафон" прекрасно провел предпраздничную компанию, - торговцы совсем затормошили своими заказами. Многие перед праздниками приезжали в Киев, а один, кажется из Умани, заявил, что если ему не будет выдана немедленно нужная пластинка, то он разденется, ляжет на диван и не встанет до тех пор, пока не получит того, чего хочет. С собой он имел запас провизии. Автором музыки и слов романса "Как цветок душистый" был назван Саша Макаров, гитарист-виртуоз из московского "Яра". Был ли Саша действительно цыганом, неизвестно, но он выступал в 10-е годы прошлого века с цыганскими ансамблями и был постоянным аккомпаниатором и другом известного певца Юрия Спиридоновича Морфесси. Собственно, эти куплеты в духе цыганских величальных песен Макаров и написал для него. До наших дней дошла запись, сделанная уже в эмиграции, куда отбыл вслед за Морфесси Саша Макаров: "Как цветок душистый" (старинный русский романс на музыку С. Макарова) / Ю. Морфесси (баритон), Саша Макаров и Ваня де Лазари (гитары)
Впрочем, впоследствии у этих куплетов появилось очень много вариантов. А музыку в измененном виде добавляли в другие величальные цыганские песни:
Фрагмент из фильма "Жестокий романс":
[www.youtube.com]
Казалось бы все ясно, если бы не тот факт, что задолго до появления песенки Саши Макарова в казачих станицах России казаки да казачки лихо отплясывали кавказский танец "Карапет", который армяне считают своим народным танцем. А на улицах старого Тифлиса его играли шарманщики, и тифлисские кинто пели на эту музыку забавные куплеты под названием "Тамара" (помнится, одна из героинь купринской "Ямы" их обожала).
А в конце 19 века на всех гимназических вечерах и даже светских балах с упоением танцевали веселый тустеп "Карапет": "Раздались громкие залихватские звуки тустепа: «Карапет мой бедный, почему ты бледный?» – «Потому я бледный, что я очень бедный!» – «Почему ты лысый, без волос остался?» – «Потому что в жизни много увлекался!» Мы всегда подхватывали, когда играли эту веселую шуточную песню" (из воспоминаний).
Позже тустеп поменял свое название и стал называться "Надя", в честь девочки, которой ничего было не надо, кроме шоколада: "Ах, девочка Надя! А что тебе надо? - Ничего не надо, только шоколада!"
Есть интересная версия происхождения этого варианта: до революции музыку популярнейшего тустепа "Карапет" использовали предприимчивые владельцы московской кондитерской фабрики, известной нам как "Красный Октябрь", для рекламы своего шоколада. Известно, что для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса Монпасье», «Кекс-галопа», и, вполне вероятно, "шоколадного" тустепа "Девочка Надя"
Но и на этом превращения удалого тустепа не заканчиваются. В 60-ые годы появляется песенка городских окраин и сельских околиц про бабку Любку-сизую голубку во множестве вариантов, отражающих разные стороны советской действительности. Воистину вечный мотив! За рубежом его хорошо знают и называют "Russian two-step". Интересно, существуют ли джазовые обработки тустепа? Или в исполнении клейзмеров?
Ностальгия
-----------------------------------------------