В 1948 году (и приблизительно по 1953 год) на экраны выпускают подборку зарубежных фильмов, названных «трофейными». Эти фильмы (а большая их часть была американскими) начинались титром
Фильмы демонстрировались с «идеологическими» купюрами, которые инициировались Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Из фильмов были вырезаны все сведения об их создателях. Так что, например, имя и фамилию исполнителя роли популярнейшего Тарзана можно было узнать лишь от более просвещенных зрителей. Никакой информации о фильмах на городских стендах, в газетах и по радио не было. Сообщалось лишь - «Заграничный фильм» и время начала сеансов. «Трофейные фильмы» для советского зрителя были окном в мир, и уже через 2 года после начала их демонстрации идеологи озаботились тем, что «американские фильмы, наносят вред идейному воспитанию советских людей”. Однако интересы пополнения казны перевесили. Рекомендую почитать статью Ю. Саакова в журнале «Новый мир» ( http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/3/saa12.html ), содержащую много любопытнейших подробностей.
Среди «трофейных» фильмов были и музыкальные, например, «Три мушкетера» и «Роз Мари» (прокат в СССР последнего - в 1950 году). Характерно, что все музыкальные номера исполняли актеры, снимавшиеся в фильме.
Ниже представлены фрагменты фонограмм этих фильмов: «My lady» (Samuel Pokrass – Walter Bullok) в исполнении Don Ameche & Pauline Moore (между прочим, Самуил Покрасс — один из трех братьев-композиторов, автор песни «Красная армия всех сильней», в 20-е годы эмигрировавший в Америку) и ария из оперетты «Rose Marie» (Rudolph Friml - Herbert Stothart) в исполнении Eddy Nelson.
Еще один популярнейший американский фильм, проходивший по разряду «трофейных», - «Судьба солдата в Америке» (оригинальное название - «Ревущие 20-е»).
Две известные американские песни, прозвучавшие в нем, исполняет актриса Priscilla Lane (фонограмма фильма): It Had To Be You (авторы Isham Jones - Gus Kahn), My Melancholy Baby (авторы Ernie Burnett - George A. Norton).
Еще одна зарубежная мелодия «Golfstream» (композитор — Helmuth Wernicke) стала весьма популярна благодаря советскому фильму «Подвиг разведчика» (премьера в сентябре 1947 года):
Она звучит в исполнении Franz Thon & Sein Orchester:
Далее представлены фильмы 50-х годов.
В 1953 году на Мосфильме снят фильм «Степные зори», в котором были заняты очень популярные в будущем актеры. Несмотря на стандартную по тем временам тематику — борьба лучшего с хорошим - фильм на экраны не вышел. От него осталась лишь песня, написанная композитором Анатолием Лепиным на стихи Евгения Долматовского, «Как в степи сожженной». Здесь она дается в исполнении Марии Максаковой.
В 50-е годы Анатолий Лепин был самым популярным кино-композитором. Вспомните «Карнавальную ночь», «Девушку без адреса», «Мы с Вами где-то встречались». А в 1953 и 1954 годах на экранах страны появились два детских фильма с его музыкой: «Чук и Гек» и «Огни на реке»:
Песня "О родной стране" из фильма «Чук и Гек» (стихи Георгия Рублева) звучит в исполнении Детского хора, а «Привольные просторы» из фильма «Огни на реке» (стихи Сергея Михалкова) - в исполнении Большого детского хора.
Анатолий Лепин писал музыку и для документального кино. Яркий пример — фильм «О Москве и москвичах» 1957 (?) года. К нему написаны две песни и прекрасная инструментальная музыка. Одна из песен "Добро пожаловать в Москву" на слова Евгения Долматовского в исполнении Людмилы Гурченко и Владимира Трошина представлена ниже.
В 50-е годы прекрасную музыку для документального кино создавали Василий Соловьев-Седой (вспомните его «Подмосковные вечера», написанные для фильма «Мы были на спартакиаде», 1959 год) и Кирилл Молчанов. Послушайте его пьесу «Сочи» из первого панорамного фильма «Широка страна моя», в прокате с 1958 года. Играет оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого.
Использовались в документальном кино и старые записи. Так, например, в «Артистах цирка», выпущенных на экраны в 1958 году, прозвучала песня «Нет, нельзя» в исполнении Ефрема Флакса (1946 год). В ней легко узнается «J'attendrai») композитора Dino Olivieri. Русский текст В. Крылова:
После 1953 года на советских экранах появляется много разнообразных, а не только «идеологически выдержанных», зарубежных фильмов. Для зрителей распахнулось широкое окно в мир. «Трофейные « фильмы, образно выражаясь, были лишь приоткрытой форточкой.
В 1954 году на экраны вышел американский фильм «Мост Ватерлоо»:
Полюбившаяся зрителям старинная шотландская мелодия, названная у нас «Вальсом свечей», прозвучала в фильме в исполнении Jackie Gleason & His Orchestra.
Ее оригинальное название - Auld Lang Syne (Starlight Melody).
Среди популярных у советского зрителя зарубежных фильмов (отмечу, что все они весьма недобирают по количеству проданных билетов до мексиканской «Есении»: 91.4 млн. в расчете на каждую серию) замечательный полнометражный мультфильм Walt Disney «Белоснежка и семь гномов» (в советском прокате с 1955 года), ревю «Золотая симфония» (1958), немецкая комедия — оригинал знаменитого американского фильма «Некоторые любят погорячее» (у нас «В джазе только девушки») - «Фанфары любви» (1958), польская комедия «Шляпа пана Анатоля» (1958) и фильм Federico Fellini «Ночи Кабирии» (1960):
А что творилось в кинотеатрах СССР, когда в 1954 году впервые появились индийские фильмы, прежде всего «Бродяга» и «Ураган»! Наплыв зрителей был так велик, что пришлось вводить ночные сеансы. И даже документальный фильм о визите Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина в Индию собирал полные залы (количество сеансов, конечно, было во многие разы меньшим).
«Белоснежка и семь гномов» представлена здесь песней Whistle While You Work (Frank Churchill - Larry Morey) в исполнении Lawrence Welk & His Orchestra,
«Золотая симфония» (композитор - Lothar Olias) - фрагментом фонограммы фильма,
«Фанфары любви» - Ich zahl mir's an den knopfen ab (Franz Grothe - Willy Dehmel) в исполнении Evelyn Kunneke,
«Шляпа пана Анатоля» (композитор Jerzy Harald) - фрагментом фонограммы фильма (эта мелодия, прозвучавшая только в кино, была "гвоздем" танцплощадок),
«Ночи Кабирии» - Ma la vita continua (композитор Nino Rota), Orchestra Franco Ferrara.
Песня Awara Hoon из индийского фильма «Бродяга», композиторы - Shankar и Jaikishan исполнитель - Mukesh, представлена видеороликом.
В 50- годы возобновилось производство фильмов на студиях союзных республик, и во многих из них звучали популярные песни.
Выше представлены афиши армянского фильма «В поисках адресата» (год премьеры — 1955), украинского - «Командир корабля» (1954), грузинского - «Заноза» (1956). Еще для двух фильмов: белорусского - «Наши соседи» (1956) и таджикского - «Огонек в горах» (1959 ) афиш найти не удалось.
Послушайте (соответственно) «Песню Наташи» (Арно Бабаджанян — Н. Аджемян) в исполнении Капиталины Лазаренко, «Где ты теперь» (Игорь Шамо — Б. Палийчук) - Михаила Кузнецова, «Романс» (композитор — Султан Цинцадзе) - Лили Гегелия, «Ты рядом со мной» (Борис Мокроусов — Николай Глейзаров) - Владимира Трошина, «Сероглазая» (Андрей Бабаев — Гарольд Регистан) - Михаила Новохижина.
Интересно заметить, что песня «Ты рядом со мной» в фильме представлена невзрачно, и только после исполнения Трошиным она стала любима народом.
Отдельно хотелось бы рассказать о песне «Я сказал тебе не все слова», исполнение которой издавна приписывается Михаилу Новохижину. Мелодия прозвучала как инструментальная пьеса в фильме Одесской киностудии «Исправленному верить» (1959).
Вот что сообщил Сергей Борисов (ККРЭ): «Вчера (10-05-2011) по случаю Дня Победы был у артиста-фронтовика Михаила Новохижина. Говорили о его работах в кино. Мне хотелось узнать почему песня "Я сказал тебе не все слова" (Эшпай - Карпеко), которую он записывал для фильма "Исправленному верить" (1959 г.), в фильме не прозвучала, оставшись в инструментальной версии. Выяснить не удалось, но открылось другое. На пластинке 1960 года Д 6485-86 "МЕЛОДИИ ЭКРАНА Третья серия" записан не Новохижин, хотя ошибочно указан он».
Позже удалось установить, что песня исполнена Сергеем Заржицким, солистом Одесской филармонии.
Хочу вспомнить еще один фильм Одесской киностудии - «Весна на Заречной улице» (1957). Для меня он уже 60 лет остается одним из самых любимых.
Всем известны песни из этого фильма (композитор — Борис Мокроусов), Но там много и прекрасной инструментальной музыки, которую можно услышать только в фильме. Для того, чтобы сохранить ее для повседневного прослушивания, несколько лет назад я сделал композицию, составленную из фрагментов фонограммы фильма.
«Веселые звезды» (1954) — фильм-концерт с участием звезд эстрады. Здесь представлена инструментальная пьеса Александра Цфасмана «Аттракционы».
В фильме «Они были первыми» (1956) прозвучали две популярные и в наши дни песни. Одна из них - «Мы жили по-соседству» (Марк Фрадкин — Евгений Долматовский) в исполнении Владимира Трошина и Олега Анофриева.
В фильме «В добрый час» (1954) Леонид Харитонов спел свою первую песню в кино (Марк Фрадкин — Евгений Долматовский).
Фильм «Простая история» (1960) представлен инструментальной версией песни «На тот большак» (Марк Фрадкин) в исполнении оркестра народных инструментов.
В комедиях 1958 года «К Черному морю» и «Девушка с гитарой» прозвучали песни «Настоящая любовь» (Никита Богословский — Вадим Коростылев и Михаил Львовский), исполняет Нина Дорда и «То пришла любовь» (композитор Аркадий Островский), поют Людмила Гурченко и Владимир Гусев.
Вспоминать старые песни, звучавшие с экрана можно еще очень долго. Я готов слушать их бесконечно.
Закончу этот пост веселой «Песенкой сорняков» из мультфильма 1957 года «Чудесница» (Александр Варламов - Лев Позднеев). Соло — Сергей Аникеев:
Мама рассказывала, что на танцах (да, в Горьком и в войну были танцы) исполняли песни из "Серенады солнечной долины" ещё до выхода фильма на экраны. По её словам, ноты были получены оркестрами СССР с условием обязательного объявления при исполнении о готовящейся премьере.
К сожалению, подробностей уже не спросить.
Феликс, вот это дааа... Спасибо большое за интересный, красивый пост!
Великолепный пост!
Спасибо Феликс и за песни, мелодии и главное за Афиши! Очень интересно всегда художественное оформление посмотреть 50-х
Песенку сорняков из м/ф "Чудесница" поет Серафим Аникеев, артист Московской оперетты. Почему-то везде его путают с Вициным.
В послевоенное время основная часть населения СССР могла услышать музыку лишь благодаря радио, грампластинкам, а также в кино. В кинофильмах в то время было много популярных песен и инструментальной музыки, но далеко не все они транслировались по радио и издавались в виде грамзаписей (наверное, вследствие недостаточно высокого идеологического уровня). А других возможностей услышать их не было. Поэтому у меня возникло желание сделать подборку музыки, которая звучала с советских киноэкранов в 1946 — 1960 годах. Подчеркну, что речь идет о всех (а не только советских) фильмах, бывших у нас в прокате.
Для того, чтобы дать возможность ощутить аромат того времени, решил сопроводить треки афишами тех лет и комментариями. Постарался избегать всем известных образцов вроде музыки к фильмам «Карнавальная ночь», «Матрос с Кометы», «Возраст любви», «Уличная серенада» и т. п.
Большинство фильмов в этой подборке относятся к 50-м годам. И это не удивительно: сталинские послевоенные годы в советском киноискусстве называют «периодом малокартинья». Так в 1951 году было выпущено на экран всего 9 фильмов. Положение несколько спасали так называемые «новые копии» старых советских фильмов и немногочисленные зарубежные новинки.
Так, например, в июне 1944 года на советские экраны вышел известный американский фильм «Серенада солнечной долины» (с января 1961 года - повторно).
Песню «I Know Why» (авторы Harry Warren - Mack Gordo)исполняют Marion Hutton, The Modernaires with Glenn Miller & His Orchestra: