MIA альбом Kala (2007)
Очень сильно этнический Kala - второй студийный альбом британской хип-хоп исполнительницы M.I.A., выпущенный 8 августа 2007 года лейблом XL Recordings. Kala назван в честь матери M.I.A., в отличие от ее предыдущего альбома Arular, который был назван в честь ее отца. Она утверждает, что Arular был "мужским" альбомом, а Kala "о моей маме и ее борьбе – как вы работаете, кормите своих детей, воспитываете их и даете им силу убеждений" В основном, он был написан и спродюсирован M.I.A. и Switch при участии Timbaland, Diplo, Afrikan Boy и The Wilcannia Mob.
На обложке голова и плечи женщины в солнцезащитных очках и меховой шапке заключены в круг, вокруг которого многократно написаны слова "Сражайся!". Вокруг этого изображения на негативе расположены четыре уменьшенные версии одного и того же изображения, различные яркие геометрические фигуры и слова "МИА" и "КАЛА", написанные заглавными буквами.
Изначально M.I.A. планировала поработать с американским продюсером Тимбалэндом над основной частью альбома, но не смогла получить долгосрочную рабочую визу для въезда в США. Поэтому она записывала альбом во многих местах по всему миру, включая Индию, Анголу, Тринидад, Либерию, Ямайку и Австралию. M.I.A. и Switch в значительной степени полагались на цифровую звуковую рабочую станцию Logic Pro и записывали дополнительный вокал и фоновые звуки вне традиционной студийной обстановки. Кала сочетает в себе заметные влияния южноазиатской музыки, образцы Болливуда и тамильского кинематографа. В альбоме использованы различные стили, от фанк-кариоки до африканского фолка. Песни посвящены политическим темам, связанным с проблемами стран Третьего мира, включая нелегальную иммиграцию, бедность, капитализм, насилие, доступность оружия в Африке и аспекты городской британской рейв культуры.
Альбом Kala стал самым продаваемым в американском чарте электронных альбомов Billboard в 2007 году и был сертифицирован RIAA как золотой за 500 000 копий в США. Он был сертифицирован как платиновый в Канаде и серебряный в Великобритании. Трек "Paper Planes" получил номинацию "Грэмми" как "Запись года" на церемонии вручения премии "Грэмми" в 2009 году. Альбом получил широкое признание критиков и был признан многими изданиями одним из лучших альбомов 2007 года. С момента своего первого релиза он был включен в несколько списков величайших альбомов. Известный музыкальный критик Роберт Кристгау отметил, что этот альбом является его любимым альбомом , записанном в 21 веке.
По словам Доминика Хорнера из The Independent, музыку альбома нельзя назвать исключительно танцевальной или мировой музыкой, но это смесь того и другого. Музыкальный критик Роберт Кристгау охарактеризовал музыку альбома как "эклектичную танцевальную смесь мирового низшего класса", а Джонатан Браун из The Irish Independent назвал Kala достойным введением в "мировой фьюжн", жанр, который "сочетает в себе звуки со всего мира, которые не были бы – и, по мнению некоторых, не должны были бы звучать". – быть собранным воедино". Оливер Ванг из NPR, напротив, утверждал, что Kala - это не "так называемый мировой музыкальный фьюжн", а "волнующий, стремительный поп", наполненный интернациональными звуками. Музыкальный журналист Джоди Розен назвала это "танцевальной пластинкой агитпропа", которая переосмысливает хип-хоп в международной среде.
В 2008 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там до сих пор.
Kala был встречен с большим одобрением критиков. На сайте Metacritic, который присваивает стандартную оценку из 100 рецензий основным изданиям, альбом получил среднюю оценку в 87 баллов, основанную на 37 рецензиях.
В рецензии для Los Angeles Times Энн Пауэрс написала, что Kala преуспела в воплощении бесправных персонажей в диссонирующем Третьем мире с помощью "по-настоящему многоголосой" музыки, в которой "каждый звук означал что-то новое, уводя смысл музыки в какой-то новый угол". Роберт Кристгау, пишущий для MSN Music, сказал, что тексты были "политически более продуманными", чем у Arular, а музыка была более решительной в воплощении воображения и воссоздании "непокоренного международного низшего класса, который доказывает, насколько он умен, просто заявляя о своем бизнесе, который включает в себя получение ваших денег". Позже он сказал, что "надавил" на редакторов Rolling Stone, чтобы они разрешили ему поставить Кале четыре балла-в своей рецензии для журнала он поставил полторы звезды, пожелав, чтобы у него "хватило дальновидности побороться за пятерку", потому что альбом "все больше и больше захватывал меня, пока я даже не услышал Тимбалэнда ["Come Around"]".
Джонатан Киф (Jonathan Keefe) из Slant Magazine был несколько менее впечатлен, посчитав Kala менее успешной, чем Arular, в котором, по его словам, было больше непосредственных зацепок и умной поп-музыки. Энди Гилл из The Independent счел, что в ее текстах нет ясности в отношении денег и социальных проблем, в то же время, Алексис Петридис отметил, что упоминания об оружии в "World Town" и "Paper Planes" портят "в остальном прекрасный альбом". В The Guardian Алексис Петридис написал, что Kala по-прежнему остается "уникальным" альбомом, несмотря на то, что иногда песни звучат немелодично. Алекс Миллер, пишущий для NME, признал, что мнения о музыке альбома разделились, заявив, что некоторые сотрудники журнала "скормили несколько копий [альбома] в шреддер, заявив о нарушении слуха", хотя другие продолжали хвалить альбом за его инновационность и ссылались на него. как шедевр M.I.A.
В конце 2007 года Kala был назван одним из лучших альбомов года в списках критиков, в том числе на восьмом месте (The Wire и Stylus Magazine), на седьмом (NME), на шестом (Paste, The A.V.). Club и Entertainment Weekly),четвертый номер (The Guardian и Drowned in Sound), и третий (Pitchfork). Альбом также занял третье место в 35-м ежегодном опросе Pazz & Jop от The Village Voice. Blender и Rolling Stone назвали Kala своим альбомом номер один в 2007 году. трек "Boyz" занял девятое место, а трек "Shells" - шестьдесят седьмое в списке 100 лучших песен 2007 и 2008 годов по версии того же журнала соответственно. Альбом был номинирован на музыкальную премию "Шорт-лист" в 2007 году.
Kala фигурирует в профессиональных рейтингах величайших альбомов. В 2009 году NME поместил альбом на семьдесят второе место в своем списке 100 величайших записей десятилетия, а Rolling Stone назвал его девятым лучшим альбомом за тот же период. Кристгау назвал его лучшим альбомом десятилетия в своем голосовании для журнала. В 2012 году журнал Rolling Stone поместил его на 393-е место в пересмотренном издании "500 величайших альбомов всех времен". В 2013 году журнал NME поставил его на 184-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен. В 2015 году, альбом занял 42-е место по версии журнала Spin в списке "300 лучших альбомов за последние 30 лет (1985-2014)". Когда в марте 2020 года Кристгау спросили, остается ли Kala его любимым альбомом 21-го века, он ответил: "Да. Спору нет"
Грант Риндер, пишущий для Dazed Digital, похвалил альбом за то, что он превратил M.I.A. из "культового исполнителя" в "международную звезду". Риндер прокомментировал, что альбом стал "огромным" шагом вперед на пути к тому, чтобы пролить свет на реалии стран Третьего мира, которые западный мир, возможно, не до конца понял.
"Это был танцевальный альбом, который противостоял гегемонии рынка, на котором в значительной степени доминировали западные формы ... пульс, охвативший целые страны, и она нашла способ объединить разрозненные влияния в единый стиль, который мог бы процветать везде".