Moby альбом Play (1999)
Медитативный, не без опиумной дымки, но по своему привлекательный Play, - пятый студийный альбом американского электронного музыканта Moby. Он был выпущен 17 мая 1999 года на лейблах Mute Records для международного рынка и V2 Records в Северной Америке. Запись альбома началась в середине 1997 года, после выхода четвертого альбома Моби "Права животных" (1996), который отличался от его электронного стиля; целью Моби было вернуться к электронике, смешав даунтемпо с блюзом и музыкальными сэмплами народной музыки.
В то время как некоторые из ранних работ Моби пользовались некоторым критическим и коммерческим успехом на сцене электронной танцевальной музыки, Play стал наряду с успехом у критиков и коммерческим феноменом. Первоначально не особенно хорошо продававшийся, он возглавил многочисленные чарты альбомов спустя несколько месяцев после своего выхода и был сертифицирован платиновым более чем в 20 странах. Альбом представил Moby широкой аудитории по всему миру не только благодаря большому количеству хит-синглов, которые помогли альбому доминировать в мировых чартах в течение двух лет, но и благодаря беспрецедентному лицензированию его песен в фильмах, телешоу и рекламе. Play в конечном итоге стал самым продаваемым электронным альбомом всех времен, разошедшимся тиражом более 12 миллионов копий по всему миру, и стал прорывным альбомом Moby.
Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась для Моби потрясениями в карьере после нескольких лет успеха на техно-сцене. Релиз в 1996 году альбома Animal Rights, мрачной, эклектичной пластинки с гитарной подпиткой, построенной вокруг панк- и метал-пластинок, которые он любил в подростковом возрасте, оказался критической и коммерческой катастрофой, заставившей его задуматься о полном уходе из музыки. Он объяснил: "Я выступал на разогреве у Soundgarden и каждый вечер на сцене в меня швыряли дерьмом. Я проводил свой собственный тур и выступал примерно перед пятьюдесятью людьми за вечер". Однако положительная реакция на "Права животных" со стороны коллег-артистов, таких как Теренс Трент Д'Арби, Эксл Роуз и Боно, вдохновила Моби продолжать продюсировать музыку.
Моби начал работу над "Play" в августе 1997 года и несколько раз откладывал ее, чтобы выполнить гастрольные обязательства. В то время он планировал сделать этот альбом своим последним перед завершением карьеры. Сессии записи проходили в домашней студии Моби на Мотт-стрит в Манхэттене, штат Нью-Йорк. Моби вспомнил момент из марта 1999 года, когда он сидел на траве в парке Сары Делано Рузвельт: "Я сидел у маленьких качелей из покрышек, которые были изжеваны питбулями [...], думая про себя: "Когда эта пластинка выйдет, это будет концом моей карьеры. Я должен начать думать о том, что еще я могу делать"."В тот момент он подумывал о возвращении в школу, чтобы изучать архитектуру.
Когда Моби закончил запись "Play", не было никаких признаков того, что альбом будет звучать как-то иначе, чем "Права животных". Хотя он по-прежнему имел контракт с лейблом Mute, который выпускал его пластинки в Соединенном Королевстве, Elektra исключила его из своего списка артистов после выхода альбома Animal Rights, оставив его без возможности выпускать Play в Соединенных Штатах. По словам Моби, он пытался продать пластинку всем крупным лейблам, начиная с Warner Bros. от Sony до RCA, и каждый раз получал отказ. После того, как V2 наконец взял ее, они отправили запись журналистам, многие из которых отказались ее слушать. Менеджер Moby Эрик Херле сказал, что их первоначальной целью было продать хотя бы 250 000 копий, как Everything Is Wrong (1995), самого продаваемого альбома Moby на тот момент.
По словам Уилла Гермеса из журнала Spin, Play стал "вершиной популистской электроники" и "шедевром тысячелетних корней и блюза", в то время как Джон Буш из AllMusic сказал, что он сбалансировал раннее электронное звучание Moby с зарождающимся брейкбитом в стиле техно. Критик Chicago Sun-Times Джим Дерогатис отметил, что в нем сочетаются такие разрозненные музыкальные влияния, как ранний блюз, афроамериканская народная музыка, госпел, хип-хоп, диско и техно, "все в контексте его собственного отчетливо мелодичного эмбиентного стиля". Complex описал игру как "органичный шедевр даунтемпо", в котором сочетаются живые студийные записи и "найденные звуки".
Запись была особенно примечательна тем, что в ней использовались сэмплы из полевых записей, собранных Аланом Ломаксом и включенных в бокс-сет 1993 года "Звуки Юга: музыкальное путешествие от Джорджии до дельты Миссисипи". Моби познакомился с бокс-сетом через своего друга Грегора Эрлиха, который одолжил ему диски. Игровые треки "Honey", "Find My Baby" и "Natural Blues" были написаны Моби на основе вокальных хуков, взятых из песен фолк-певцов Бесси Джонс, Boy Blue и Веры Холл, соответственно, которые были представлены в сборнике. Помимо материала Ломакса, Моби также использовал сэмплы старых записей госпела в песнях "Why Does My Heart Feel So Bad?" и "Run On". В примечаниях Моби выразил "особую благодарность отцу и сыну Ломаксам и всем архивистам и историкам музыки, чьи полевые записи сделали возможным этот альбом".
В других местах игра основана на более современных музыкальных стилях. "Bodyrock", которую Моби назвал "по сути хип-хоп песней", содержит сэмплы рэперов Spoonie Gee и the Treacherous Three. "Porcelain" и "South Side" написаны с собственным ведущим вокалом Моби и входят в число нескольких песен на альбоме, которые подчеркивают его фирменное "вызывающее воспоминания, меланхоличное" техно-звучание". Остальные треки носят в основном инструментальный характер, и Моби назвал их своими любимыми. Вторая половина альбома в основном состоит из этих инструменталов, которые более подавлены по настроению и менее ориентированы на сэмплы.
В конце 1999 года Play был признан лучшим альбомом года по версии Pazz & Jop, ежегодного опроса американских критиков, публикуемого в The Village Voice. Кристгау, руководитель опроса, поставил его на второе место в своем собственном списке на конец года. В следующем году альбом был номинирован на 42-ю премию "Грэмми" за лучшее исполнение альтернативной музыки. С тех пор его часто называли одним из величайших альбомов всех времен; по данным журнала Reclaimed Music, это 340-я пластинка, занявшая самое высокое место в списках критиков за все время. NPR назвала Play одной из 300 самых важных американских пластинок 20-го века, по мнению сотрудников новостных и культурных программ телеканала, выдающихся критиков и ученых. В 2003 и 2012 годах он занимал 341-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone, а в 2005 году, группа экспертов звукозаписывающей индустрии, собранная Channel 4, признала Play 63-м лучшим альбомом в истории.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"С помощью Play Моби создавал доступную электронную музыку, которую трудно было не любить. Выход альбома совпал с окончанием популярности этого жанра среди широких масс, но несправедливо возлагать ответственность за изобилие электроники на Play, поскольку его популярность обусловлена главным образом включением элементов блюза, госпела и рока.
Прямой потомок автора "Моби Дика" Германа Мелвилла (отсюда и его сценический псевдоним), человек, урожденный как Ричард Мелвилл Холл, играл на классической гитаре, проводил время в хардкор-группах и пел альт-рок, прежде чем найти свое место за вертушками. Его ранние релизы в равной степени приветствовались и высмеивались за их удобный для пользователя подход к клубной культуре. К 1997 году, когда вышел альбом I Like To Score, Моби был уже на пути к тому, чтобы стать одним из лиц электронной музыки и этот статус он закрепил за собой с помощью альбома Play.
В то время как такие песни, как "Honey" и "Bodyrock", могли бы занять свое место на танцполах от Ибицы до Сан-Франциско, Play - это не столько танцевальная пластинка, сколько поп-альбом.
Подход Моби был похож на подход сороки, которая хватает всё, что блестит, сороки, создавшей неотразимую вступительную песню "Honey" на основе короткого сэмпла из "Georgia blues belter" Бесси Джонс. Он использует госпел-хор Shining Light для парящих строк, которые подпитывают интимную "Why Does My Heart Feel So Bad?", а затем тщательно вырезает и вставляет вокал Билла Лэндфорда и The Landfordaires в зажигательную "Run On".
Пластинка стала ошеломляющим коммерческим хитом, заняв первое место в Великобритании и разошедшись тиражом более двух миллионов копий. Не то чтобы все были так уж довольны: Майкл Стайп из R.E.M. в то время жаловался на то, как его раздражает, что на улице его продолжают принимать за Моби."
Label - V2
Producer - Moby
Art Direction - Ysabel Zu Innhausen Un Knyphausen
Nationality - USA
Running Time - 62:43
Самый удачный альбом Ричарда.
Moby cумел замечательно распорядиться музыкальным наследием
и создать уникальный, как говорят, "атмосферный" альбом.
На мой взгляд, остальные его работы даже не приблизились к этому шедевру.