А вот что сообщает о Сандунах другой источник.
Сандуновские бани названы по имени Силы Николаевича Сандунова - актера, служившего при дворе Екатерины II в 1790-е годы. Сандунов был женат на певице Елизавете Урановой - воспитаннице театрального училища. Как утверждает легенда, ее талантом была пленена сама императрица, принявшая самое живое участие в судьбе супружеской пары. Она подарила на свадьбу Елизавете Урановой дорогие украшения. На проданные царицыны бриллианты Сандунов недорого купил землю на берегу речки Неглинной. В дальнейшем он прикупал к своему участку земли своих соседей.
К 1806 г. он снес все строения, имевшиеся на его земле, и выстроил каменные бани. Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту их популярности.
В 1896 г. строительство комплекса Сандуновских бань в основном было завершено. Этот комплекс включал в себя трехэтажный дом, в котором размещались конторы, номера, сдаваемые квартиры и магазин «торгового дома Юргенсона», торговавший нотами и музыкальными инструментами. В правом крыле этого дома на первом этаже находились женские тридцатикопеечные бани. Там же были оборудованы 24 номера, стоимость которых колебалась в зависимости от комфорта от 60 коп. до 5 руб. В трехэтажном здании, стоящем по другую сторону внутреннего проезда, на третьем этаже размещались квартиры служащих бань, а на первых двух - различные по стоимости разряды, в т.ч. мужские бани в 50 коп., считающиеся украшением Сандуновских бань и рассчитанные на 100 человек, имели читальню, парикмахерскую, камин, комнату отдыха для некурящих («турецкий зал»), просторную мыльную, две парные - ирландскую и русскую, и большой бассейн (12х6 м). Мужские и женские бани в 10 коп. были рассчитаны на 140 и 110 человек соответственно и находились на втором этаже центральной части здания.
В 1890 г. дочь Фирсанова, унаследовавшая бани, отказывает в аренде Бирюкову и «продает» их своему мужу А.Н. Ганецкому. Ганецкий решает сломать существующие бани и построить новые, которые были бы лучшими из всех до этого построенных бань в России. Для постройки новых бань было составлено несколько различных проектов, из которых был выбран проект Б.В. Фрейденберга. Под его руководством летом 1894 года и началось строительство бань. С Фрайденбергом в работе по оформлению интерьеров сотрудничал архитектор академии художеств С.М. Калугин.
Вера Ивановна Фирсанова
Мужские и женские общественные бани в 5 коп. размещались этажом ниже и отличались от 10 коп. разряда более простой мебелью в раздевальне и большей вместительностью (300 и 125 человек соответственно). При мужских банях был построен обширный бассейн на открытом воздухе во дворике, окруженном высокими каменными стенами. Другие здания предназначались для размещения электрической и насосной станций, котельной, водонапорных баков и другого инженерного оборудования. Прачечная была построена в 1897 г.
Фасады и интерьеры описанных зданий выполнены в стиле эклектики, т.е. с использованием различных архитектурных стилей: барокко, мавританского, классицизма, ренессанса, готики, рококо, а также фабричного стиля. В отделке помещений бань использовались материалы, в основном, завезенные из Европы, в частности, норвежский и итальянский мрамор, кафель и половая плитка из Англии, Германии, Швейцарии. Особо следует отметить создание инженерных систем Сандуновских бань. Задача была настолько сложна, что для решения чисто технических вопросов была организована особая комиссия из выдающихся московских и петербургских техников, которые созывались для консультаций.
Основное внимание при строительстве Сандуновских бань было уделено точному исполнению во всех отделениях действующих в то время правил гигиены. Всё в этих банях можно было мыть и стирать - от чехлов до стен. Для получения чистой воды специально для бань был проложен водопровод от Бабьегорской плотины, находившейся в районе современной фабрики "Красный Октябрь", а в банях установлены фильтры "Нептун" американского производства. Помимо своего водопровода, вода бралась также из городского, а для получения особо чистой воды на территории бань был вырыт артезианский колодец глубиной 700 футов. Для нагрева воды использовались три котла общей емкостью 150 куб. м, нагреваемые при помощи мазута (использование угля из-за опасности распространения пыли по территории бань было признано нежелательным). Освещение в банях (во избежание копоти) было эклектическим и обеспечивалось одной тысячью 16-ти ватных лампочек, которые питались от электростанции, построенной при банях. Устроенная особым образом вентиляция всех помещений бань обеспечивала двукратный объем воздуха в час. В целях поддержания чистоты на должном уровне по средам и воскресеньям устраивались санитарные дни.
Нещадная эксплуатация бань в советское время привела к значительным разрушениям, искажениям и утрате первоначального облика фасадов и интерьеров строений Сандунов. В 1991 г. Сандуны были поставлены на учет как памятник архитектуры г. Москвы. С 1992 г. начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Сейчас они близятся к завершению.
8 сентября, которое считается Днем рождения Сандунов, состоится торжественное открытие Номерных бань. (Именно в этот день в 1808 году оберполицместеру полковнику П.А. Ивашкину было сделано донесение, о том, что бани приведены господином придворным актером Сандуновым в деятельную исправность и в скорейшем времени откроются.)
В 2009 г. Сандуновские бани включены в перечень объектов культурного наследия города Москвы, принятых под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения (ансамбли).
Предания Центральных (Китайских) бань
У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы, говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».
Дом Хлудова, во дворе которого размещены Центральные бани.
История сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные бани Силы Сандунова. Старые-то заведения такого рода дотла сгорели во время очередного крупного городского пожара, а народу все одно где-то мыться надо, вот он и ходит. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносит предприятие Сандунова, и приносит ли вообще.
Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же у Герасима Ивановича всегда было чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров.
Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) он пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах).
С помощью высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.
Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и самый высокооплачиваемый архитектор Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими», представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.
С тем, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Леонид Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.
Л.Н. Кекушев
В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец, для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие), отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.
К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.
Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну, а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.
Между прочим, по инициативе Герасима Ивановича именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.
После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». По мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку. Это бывшие Центральные бани. Сейчас переделаны в кафе
Потом Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 млн рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. Правда, после того как в 1917 году Россия совершила печальный исторический зигзаг, разрушив империю, Хлудовы спешно ретировались во Францию.
Зал отдыха в мавританском стиле
И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.
После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они, якобы, и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а что вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает.
Относительно судьбы Центральных бань в Театральном проезде, то часть их корпусов постепенно разрушилась, а на месте развалин Турецкого зала (после пожара он был полностью уничтожен) в 90-х годах прошлого столетия усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век». Наконец, в 1993 году правительство Москвы приняло решение о передаче историко-архитектурного ансамбля «Центральные бани» на баланс Управления государственного контроля охраны и использования памятников столицы с наказом без проволочек начать комплекс реставрационных и восстановительных работ.
Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает…
Галина Кириллова
Московская перспектива № 71 за 15.07.2008
Остаётся добавить, что никакой информации о том, когда начнут (и начнут ли вообще) функционировать Центральные бани, обнаружить не удалось. В списке бань Центрального округа Москвы (см. ниже) они отсутствуют. Вот что пишет один потомственный банщик в своих воспоминаниях: «Рассказывают, что в день открытия бань старая цыганка предсказала, что проживут они ровно один век. Так и случилось: закрывшись в сентябре 1993 года «на реконструкцию», Центральные бани перестали существовать. На зданиях повесили две мемориальные доски с безграмотными надписями и перевранными датами. И на том спасибо».
Добрый день!
Спасибо, Анатолий! Как всегда, очень интересно!!!
Совсем не помню рассказ у любимого мной А.П.Чехова "В бане". Надо будет посмотреть...
Зато у Михаила Зощенко хорошо помню, где "уплыл" номерок с ноги героя. :):):)
Ирина, добрый день! Меня радует, что Вы отслеживаете то, что я размещаю. Значит, это Вам интересно. Поиск материалов по этой теме был очень увлекателен и познавателен. Кое-что не вошло сюда, хотя было интересно. Но я "наступил на горло...". Кстати, Фирсанова была хозяйкой имения Арсеньевой, бабушки Лермонтова . Я рассказывал об этом, и Вы видели этот материал. Она же владела Фирсановкой, расположенной неподалеку, где Ваш покорный слуга живет на даче. А рассказ Чехова "В бане" найдете здесь же, в группе "Баня", я его залил недавно. Спасибо, что напомнили про Зощенко, буду искать. А если есть у Вас в электронном виде, может, зальёте?
Спасибо, Анатолий! Посмотрела А.П.Чехова. Почитаю на досуге. Очень люблю этого автора. Мне еще в детстве папа его всегда читал вслух. Ему было смешно, а мне - не очень, недопонимала я тогда, естественно.
"Дочь Альбиона" частенько слушала. И удивлялась каждый раз: почему ему смешно, а мне нет? :):):) Теперь понимаю.
Зощенко нет у меня в эл.виде. Думаю, что несложно отыскать в сети.
Лучшими банями прошлого столетия в Москве считались Сандуновские и Центральные. У этих бань-соперниц давняя и интересная история. Послушаем, как ее рассказывает знаток и ценитель банной процедуры А.А. Бирюков:
«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда... у реки Неглинной деревянные бани. Мылся в них торговый люд, кузнецы, грузчики, возчики.
А на другой стороне реки Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее прямо из Неглинной при помощи журавля.
Во время большого пожара в 1737 г. бани возле Кузнецкого ряда сгорели. А бани Ламакиной уцелели - они стояли на пустыре, между двумя прудами. Несмотря на неудобства и грязь, народ туда валом валил, поскольку других бань поблизости не оказалось.
Знаменитые в ту пору актеры Петровского театра Сандуновы... прикинули доход этих бань, и, убедившись, что дело очень выгодное, решили построить на месте своей усадьбы большие каменные бани. Осуществить свой замысел им удалось лишь в 1806 г. Хотя сами Сандуновы банными делами не занимались, а сдали их в аренду Ламакиной, эти бани и по сей день называются Сандуновскими.
Бани получились по тем временам роскошными - с зеркальными залами, с мягкими диванами. Наняли опытных банщиков, прислугу. Сандуновские бани вскоре превратились в своеобразный аристократический клуб.
«В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в английском клубе», - пишет Гиляровский. По свидетельству очевидцев, современников А.С. Пушкина, поэт бывал в Сандуновских банях и любил «жарко попариться». Сандуновские бани предпочитал другим и Денис Давыдов. Возможно, именно здесь подсмотрел А.П. Чехов сценки, написанные им в рассказе «В бане», поскольку и сам писатель, и его брат, художник H.П. Чехов, часто бывали именно в Сандуновских банях.
Видя, что Сандуновские бани дают владельцам огромный доход, славу и положение в обществе, купец и фабрикант Хлудов, имевший в Москве два с лишним десятка домов и текстильные фабрики..., решил построить новые бани - такие, «что описать невозможно». И сегодня стоят они, сказочные бани - Центральные - и наравне с Сандуновскими считаются лучшими не только в Москве... Правда, в то время они назывались Китайскими, по наименованию проезда.
Проект Китайских бань разработал архитектор Эльбушиц. В 1881 г. был построен первый корпус – «простонародное» и «дворянское» отделения. В 1883 г. открылось «полтинное» отделение. Посетители были изумлены красотой и дороговизной обстановки и отделки. Состоялось официальное открытие Китайских бань. По этому случаю в зале высшего мужского разряда был дан банкет, на котором присутствовала вся московская знать, в том числе и сын известного генерала Гонецкого.
Во время пиршества о Китайских банях говорили как о великолепном храме и посмеивались над Сандуновскими. Вдруг, неожиданно для всех, Гонецкий заявил, что на месте старых Сандуновских бань он построит новые, лучше Китайских. Присутствующие подняли его на смех, поскольку знали, что сам он денег не имел, а все состояние принадлежало его жене-миллионерше Фирсановой, владелице десятка домов в Москве, в том числе и Сандуновских бань, которые перешли к ее покойному отцу за долги. А она вряд ли согласится финансировать строительство подобного дорогостоящего сооружения, да еще рядом с таким «дворцом», как Китайские бани.
Дома Гонецкий подсчитал, во что обойдется строительство новых бань и какую они принесут прибыль и славу Фирсановой. Жена не устояла перед соблазном. Гонецкий объехал страны Востока и Запада - от Турции до Ирландии, познакомился с архитектурой бань и других общественных заведений. А вернувшись в Москву, выписал из Вены известного архитектора Фрейденберга, который и начал строительство новых бань. Достраивал их архитектор В.И. Чагин. Сандуновские бани строились три года и были закончены в 1896 году.
При оборудовании Сандуновских бань были учтены удобства, которыми располагали Китайские, но все делалось с большим шиком. При той же вместимости, что у Китайских, Сандуновские бани включали теперь и 28 номеров (27 из них - с парильными отделениями). Номера стоили от одного до четырех рублей в час».
Особенно поражала современников архитектура основного здания. Это самый настоящий дворец с огромными залами, высокими сводами, лепниной, мраморными лестницами, золотой росписью. Шаляпин называл Сандуны «Царь-бани».