(Найдено) Подскажите, пожалуйста, как называется эта женская одежда (наряд) на голове? (Шлычка)
(Найдено) Подскажите, пожалуйста, как называется эта женская одежда (наряд) на голове? (Шлычка)
----------------------------------------------------------------------------
1. КАК называется одежда, что на ФОТО???
2. А работать со всемирной паутиной я уже немного могу и статьи иногда умею выставлять.
Варианты ответов:
1. Непонятный (статья многословная)
2. Колпак
3. Шлычка
---------------------------------------------------------------------------
Нет ни малейших сомнений, что вы, Валерий, умеете работать с Сетью(еще и других научите) Просто я обожаю -Тихий Дон-Шолохова и в свое время интересовалась одеждой донских казачек.
Это называется:Колпак
Казачка в колпаке 1875-76 г.
Ваш оппонент, разумеется, будет оспаривать сей факт, для этого он и появляется здесь периодически, с (не) завидным постоянством, но Сеть
утверждает именно это название......колпак.
-----------------------------------------------------------------------------
Кто еще скажет слово в защиту ...
---------------------------------------------------------------------------
Tatiana 1
Ну а я что говорила?? Климент тут как тут.....как всегда
Ну да...ну да...ОЖИДАНИЕ...в колпакеЯ не ставила целью точное название этой картины(не об этом шла речь) , я всего лишь назвала головной убор донской казачки с соответствующей картинкой....которая мне понравилась........но по-знания господина климента ошеломляют Все-то он знает...ЗНАТОКНепризнанный Гений..... и так любит помогать, делиться своими знаниями с другими, совершенно бескорыстно...молодецЧеловек с десятками НИКов в своем репертуаре.
climent пишет:
Полагаю, исчерпывающие ответы мною даны. Точка.
---------------------------------------------------------------------------
Так какой Ваш правильный ответ???
-------------------------------------------------------------------------
Валера, это называется "Слышал звон, да не знает где он." Поэтому и ответы такие,
вокруг, да около.
Какой чудесный старый фильм-Тихий Дон-с Быстрицкой....(новый не смотрела-не хочу портить впечатление, какой бы он ни был распрекрасный.... )
Все у Шолохова-замечательно.
Валерий...шлычка- более позднее название начала 20 века-разновидность все того же КОЛПАКАЯ думаю, теперь запомним это название головного убора донских казачек И не факт, что шлычка -колпак надевалась только по праздникам
Tatiana пишет:
Валерий...шлычка- более позднее название начала 20 века-разновидность все того же КОЛПАКА
-----------------------------------------------------------------------------
Татьяна,
Я не говорил такого названия в этой теме.
-----------------------------------------------------------------------------
Valera123 пишет:
-----------------------------------------------------------------------------
Татьяна,
Я не говорил такого названия в этой теме.
-----------------------------------------------------------------------------
Да поняла я.Что не вы говорили.Ладно...есть дела поважнее, чем эти шлычки-колпаки....:)
Пусть день будет удачный!
climent пишет:
... бакшиш ...
----------------------------------------------------------------------------
И снова не казачье слово.
А как же будет правильно звучать это слово у казака?
---------------------------------------------------------------------------
и верительный бакшиш "зануде"-вопрошателю
Не будь Вы таким патологическим занудой, то уже на счёт "и - два" сообразили бы, что моя фраза ВСЯ составлена
из НЕКАЗАЧЬИХ слов.. Случайно? Умышленно?.. В чём умысел?.. В целой фразе?.. В "одном, отдельно взятом" слове?.. В каком?..
А может быть он в песне?.. В исполнителях?...
"Разгадайку" не выхватить из тома БТС донского казачества... Так что кумекайте дальше, Валерий!..
(Попутно попытайтесь перевести всю фразу на "казачью" лексику. Удачи!)
----------------------------------------------------------------------------
Климент,
1. В очередной раз убеждаюсь, что ответа Вы не знаете.
Если не знаете ответа, не пишите незнакомых слов.
2. Просьба:
=== пишите проще и понятнее, чтобы вот такой "зануда" (я о себе) не мог задавать ненужные вопросы
Спасибо
--------------------------------------------------------------------------
Не юлите, Валерий! - Вы влезли в мою заявку (https://tunnel.ru/view/post:3504411749) с вопросами, которые вообще
не имели НИКАКОГО отношения к её теме, Если принять во внимание, что в ней и слова МОЕГО не было ни единого, то была
статья журналиста "КП" - писание каких "незнакомых" слов Вы мне пытаетесь вменить здесь? - Я попросил Вас убрать "мусор"
из заявки, что, собственно, и подвигло Вас, "обиженного" на претензии "не знаете ответа - не пишите" ("многословно",
в одном случае, "незнакомыми словами", в другом..)
-----------------------------------------------------------------------------
Климент,
Спасибо Вам за внимание к моей Заявке и за Ваши комментарии и ответы.
Здоровья Вам и удачи!
---------------------------------------------------------------------------
Головные уборы и прически
Описывая головной убор казачек в ХVIII ст., А. И. Ригельман говорит: «По большей части старшинские и богатых казаков жены носят с черкесского обычая собольи и круглые шапки с унизанным каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или барката, плоским верхом; вдовы же носят их без всякого украшения, только чёрные».
«На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «У простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей».
Женский головной убор XVIII — первой половине IXX веках отличался вариативностью. В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; шапки; платки («таркич», «колотовочка», «знуздалка»); позже появились шлычка, колпаки, «наколки и токи», файшонки (от немецкого слова «файн» — прекрасный).
Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Без головного убора появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях.
Девушки до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.
Девичий головной убор: чаще всего лента (челоух), украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Челоух сходен со скуфьею и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуха, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты. Его часто покрывали обыкновенным шёлковым, а иногда бумажным платком —таркичем.
В праздники носили собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом, вышитые жемчугом, алмазами и яхонтами.Из-под шапки, как и в старину, свешивались чикилики.
Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно суживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья.
Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг.
Повойник
Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки.
Профессор М. А. Миллер рассказывал, что простой рогатый головной убор казачки делали, положив поперек темени дощечку и повязав ее сверху платком. Рисунки многих головных уборов казачек приведены в книгах А. И. Ригельмана «История или повествование о Донских Казаках» и «Летописное повествование о Малой России».
По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами. Ходили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером. К 60-м годам в зажиточных кругах кички вытесняются модными шляпками, чепчиками, платками. Исчезновение кички объясняется ее дороговизной. В 70-х годах прошлого столетия уже М. И. Волосатова наводила справки, не сохранилось ли у кого кички? После долгих поисков она обнаружила кичку у жены атамана станицы Слащевской. По ее описанию кичка представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом. Надета была кичка прямо, волосы тщательно зачесывались под нее, но виднелись спереди и сзади. Кичка,по-видимому, не покрывала всей головы. Сделана была из зеленого бархата и вышита золотом.
Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.
На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были дву-сторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блес¬тящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц — коклюшниц пользовалась большим спросом.
«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово — посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским». Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием «кашемировое» не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижнедевицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир».
На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.
Колотовочка, или казимирка — платок с мелким рисунком, небольшой, красный, четырехугольный (завязанный наподобие банданы и прикрывающий лоб). Один из углов колотовочки загибался, платок накладывался на лоб, два боковых конца затягивались сзади узлом, под который пропускался третий угол. Т. е. колотовочка закрывала до половины лоб, виски и уши. На колотовочку повязывалась шаль (или верхний платок), с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали «уголком», что считалось модой. Описанный головной убор носился летом. В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке – это знуздалка. Знуздалка была обычнокрасно-белого цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.
Таркич — головной платок незамужних девушек; описывая наряд донских девушек А. И. Ригельман в XVIII в. говорит: «также повязываются лентами и платками, называемыми таркич, с висящим через всю, укрывая голову, одним углом назади».
Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы (чтобы по центру спины располагался его угол), которая заплеталась сзади головы, спускаясь по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты. Длинный конец платка складывается в более узкое полотнище и обводится под подбородком, затем по затылку вокруг головы и конец подтыкается сбоку. Другой край платка красиво ниспадает впереди.
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские казачки. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. Сшитая из дорогой яркой ткани, украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Она была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка. Вот как рисует облик Аксиньи М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…».
Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.
Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.
Наколка — головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.
В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает колпак расцветкой. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый. В рисунке присутствует разнообразное сочетание ярких, сочных оттенков зеленого, синего, красного цвета. Проф. М. Д. Миллер встречал в станицах только черные с вышитыми по ним красными цветочками и зелеными листиками. Нечто подобное, но в светлых тонах, изображено на одной из зарисовок Ригельмана на голове у девушки, в его книге «История или повествование о Донских Казаках».по-женски и надевание колпака входили в казачий свадебный обряд.
Колпак в основном носили в комплексе с кубельком. Предполагается, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Но если татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак женским. Расплетение косы, укладка волос
-----------------------------------------------
Не скорохватства (головоломства) для, а просвещенья ради...