Народный артист СССР Николай Ворвулёв
Николай Дмитриевич Ворвулев родился в городе Павловске 22 января 1917 года. Семья его родителей по тем временам была небольшая - всего пять человек: отец с матерью да трое детей. Как водилось в те годы, в семье пели все. У отца был бас, у матери - сопрано, у брата - баритон, у Николая -- тенор, у сестры — контральто. Пели в праздники, пели по вечерам, закончив управляться с хозяйственными делами, и эта небольшая дружная семья была похожа на живой, хорошо слаженный оркестр, где каждый пел данным ему от природы голосом.
Когда заканчивались полевые работы, отец Николая Ворвулева запрягал пару лошадей и в осенние и зимние дни занимался извозом: доставлял грузы и пассажиров из города Павловска на ближайшую железнодорожную станцию Подгорное. Чтобы не так скучно было ехать по бесконечной зимней дороге, отец брал с собой сына. Обладая душевным лирическим тенором, вдохновленный просторами воронежских степей, Николай пел раздольные русские песни, и в вечерней тишине далеко неслись над заснеженными полями звуки его голоса: «Степь да степь кругом, путь далек лежит...» И тянулся этот путь в 37 километров до самой станции Подгорное. Отец Николая, занимаясь извозом, часто бывал на ней и не раз восхищался мощью и стремительностью «железных коней», проносившихся мимо вокзал
Отец Николая уже понимал, что 20 век - это век машин и что будущее - за ними. Поэтому он не раз советовал сыну поступить в железнодорожный техникум. И Николай поступил. Было это в 1934 году. В то время везде - на заводах, в учебных заведениях и на промышленных предприятиях — работали кружки художественной самодеятельности. Николай Ворвулев активно участвовал в них. Он играл на сцене, пел в сводном хоре железнодорожного техникума, исполнял в праздничные вечера русские и украинские народные песни. И тут преподаватели и друзья Николая стали обращать внимание на его замечательные певческие способности. Приятный голос молодого студента притягивал к себе внимание слушателей и своей теплотой и задушевностью завораживал и очаровывал их. И многие ему стали советовать после окончания техникума непременно поступать в консерваторию. Но Николай Ворвулев колебался, чувствовал какую-то неуверенность в себе, и только небывалый успех на олимпиаде, где он за исполнение украинских народных песен был награжден Почетной грамотой и золотыми часами, заставил его серьезно задуматься о своем музыкальном образовании. И он отправился в Киев поступать в консерваторию. Но Николай не знал даже нотной азбуки и пел песни на слух. И его в консерваторию не приняли. Но желание стать профессиональным певцом заставило его подать заявление в Артемовский музыкальный техникум. На вступительных экзаменах он с небывалой задушевной искренностью спел свои любимые украинские народные песни «Сонце нызэнько» и «Эх, ты доля, моя доля», покорил слушателей экзаменационной комиссии теплотой и мелодичностью своего голоса и был принят в музыкальный техникум города Артемовска, что на Украине. Его зачислили в класс педагога В.Ф. Карина-Вишкарева, который определил в его голосе не тенор, а баритон. Но вскоре по приглашению Минской консерватории В.Ф. Карина-Вишкарев из Артемовска переехал в Минск, а новый педагог, к которому определили Николая Ворвулева, нашел в звучании его голоса не баритон, а высокий бас и стал его тренировать в этом направлении. Дело дошло до того, что через несколько месяцев Ворвулев «посадил» свой голос и не мог петь. О случившемся узнал в Минске его бывший преподаватель В.Ф. Карина-Вишкарев, и, чтобы спасти своего бывшего талантливого ученика, он предложил Ворвулеву поступить в Минскую консерваторию, чтобы потом ему самому заняться его музыкальным образованием. И Н. Ворвулев подает в консерваторию заявление по классу пения. Во время прослушивания Н. Ворвулева в составе жюри сидели многие прославленные артисты прошлого, и когда Николай запел свою любимую арию Демона, то одна из членов жюри Н.И. Панина, бывшая солистка Мариинской оперы, не выдержала, поднялась из-за стола и спела вместе с ним сцену ангела и Демона. Успех был необычайный. Члены жюри, стоя, дружными аплодисментами подвели итог этому прекрасно исполненному дуэту, и Николай Ворвулев был зачислен студентом на подготовительное отделение Минской государственной консерватории. Это было в 1939 году. Ему исполнилось тогда 22 года. А вскоре началась Великая Отечественная война. И никогда не думал Николай, что консерваторию, в которую он только что поступил и так радовался этому, ему придется окончить только лишь через 15 лет.
С первых же дней войны вместе с ансамблем песни и пляски 3-го Белорусского фронта от непоколебимой Москвы до неприступного Кенигсберга прошел старшина Ворвулев, воодушевляя своими песнями советских бойцов на разгром ненавистного врага. Фронтовики писали ему: «Фашизм нужно уничтожать разным оружием, и не только огнестрельным. В Ваших руках не винтовки, но мы считаем Вас тоже бойцом нашего подразделения. Ибо Ваша песня - это тоже оружие, оружие несокрушимого духа советского человека». Много песен было спето и в военных госпиталях уже после того, как была закончена война, а солдаты еще долечивали свои фронтовые раны. За свою плодотворную деятельность в годы Великой Отечественной войны Н.Д. Ворвулев был награжден шестью боевыми орденами и медалями.
В октябре 1945 года армейский старшина, популярный солист ансамбля песни и пляски
3-го Белорусского фронта был приглашен в Большой театр оперы и балеты города Минска. Начались репетиции, прослушивания. Здесь, в театре, дойти до высшей степени совершенства своих актерских способностей ему помогал главный режиссер театра Б. Мордвинов и старшие товарищи Ворвулева, которые работали в этом театре еще с довоенного времени.
В жизни каждого артиста обязательно бывают такие дни, которые потом на всю жизнь остаются памятными, как важные моменты в развитии его творческой биографии. Таким днем было и для Николая Ворвулева 13 января 1946 года, когда он впервые вышел на сцену Большого театра оперы и балета города Минска и спел свою любимую арию тореадора Эскамильо из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Успех был необыкновенный. Посетителя театра, стоя, дружными аплодисментами приветствовали выступление нового оперного певца, предрекая ему блестящее будущее. Работая очень напряженно и вдумчиво над каждой ролью в опере, Николай Ворвулев впоследствии исполнил на сцене такие сложные партии, как арии Евгения Онегина Петра Чайковского, князя Игоря Александра Бородина, Демона Антона Рубинштейна, арию Валентина в опере Шарля Гуно «Фауст» и целый ряд других.
Важной стороной его творческой биографии было ознакомление с русской культурой народов других стран. С этой целью он побывал в Польше, Югославии, ГДР, но особенно памятными, полными триумфального успеха, были его выступления в Англии. В ноябре 1955 года группа советских артистов находилась там на гастролях. Не только русские белоэмигранты, которые в годы гражданской войны по воле судьбы оказались в этих далеких краях, охотно шли на концерты к своим братьям по национальности, но и истинные англичане проявили огромный интерес к советским артистам.
За все свои заслуги перед Родиной он был награжден двумя орденами Ленина, тремя другими орденами и девятью медалями. Он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР
4-5-го созывов и Верховного Совета Украинской ССР 5-го созыва.
В каком именно году Николай Дмитриевич Ворвулев покинул свой родной город Павловск, сейчас установить очень трудно. Умер Николай Дмитриевич Ворвулев в Киеве 29 августа 1967 года в возрасте 50 лет. Сведениями о жизни нашего знаменитого земляка мы обязаны его биографу Ирине Александровне Молостовой, журналисту из Киева, которая еще при жизни артиста расспросила его о многом, записала и сохранила все это для нас, его земляков и потомков. Так как с детства Н.Д. Ворвулев проживал постоянно в Павловске, то он не мог окончить среднюю школу где-то на стороне, поэтому мы вправе занести его в золотой список учащихся Павловской общеобразовательной гимназии как выдающегося его ученика.