740
0
ID 111
Народный прогноз погоды: 31 марта почитается память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского. В народе святителя называли Кирилл - "дери полоз", потому что с этого времени дороги портились. Если к этому дню прилетело много лебедей, весна будет тёпло
Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.
В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.
Сошествие Святого Духа на апостолов
В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351 - 363), надеясь обратить его в Православие.
Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.
Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.
Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361 - 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.
После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).
Феодосий Великий
После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 - 378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379 - 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.
Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: "О расслабленном" и "О претворении воды в вино в Кане".
В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, - учит святой Кирилл, - составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета". Скончался святитель Кирилл в 386 году.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
30.03.2012 01:44
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Свт. Григорий Палама, архиеп. Солунский, родился в 1296 г. в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец св.Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании мальчика.
Обладая способностями и прилежанием, Григорий без труда освоил предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя гос. деятельности, но Григорий в 20 лет удалился на Святую Гору Афон в 1316 г. (или в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца прп.Никодима Ватопедского принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении св.еванг.Иоанн Богослов и обещал дух. покровительство. Мать Григория с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины его перешел в Лавру прп.Афанасия. Он прислуживал за трапезой, затем стал церковным певцом.
Через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням дух.совершенства, поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель обители учил юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось монахами, начиная с вел. пустынников IV в., Евагрия Понтийского и прп. Макария Египетского.
После того, как в XI в. в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а практикующие его назывались исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его как основу жизни. В 1326 г. из-за угрозы нападения турок он с братией перебрался в Солунь (Фессалоники), где рукоположен в сан священника.
Обязанности пресвитера св. Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, только в субботу и воскресенье выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали в храме умиление и слезы.
Но полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею 5 лет.
В 1331 г. святитель удалился на Афон и уединился в скиту св. Саввы, близ Лавры прп.Афанасия. В 1333 г. назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Св.Горы. В 1336 г. святитель вернулся в скит св. Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
В 30-е годы XIV в. в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие свт.Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 г. в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого признано и Восточной, и Западной Церквами.
Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился с укладом дух.жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь, затем в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами, пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Свт.Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность попыток, он письменно изложил богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 г. афонские подвижники с участием святителя составили ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос".
На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Св.Софии произошел спор свт.Григория Паламы с Варлаамом о природе Фаворского света. 27 мая 1341 г. Собор принял положения свт.Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама осуждено как ересь, сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял свт. Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.
В 1347 г., когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), свт. Григорий Палама освобожден и возведен в сан архиеп.Солунского. В 1351г. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли свт.Григория не сразу- он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Свт.Григория год продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении свт.Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" свт. Григорий Палама мирно преставился 14 ноября 1359 г. В 1368 г. он канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362- 1376), который написал житие и службу святителю.