Судьба Суламифь Мессерер. Как тетя Майи Плисецкой покорила мировую балетную сцену
Род Мессерер объединяет три линии – литовскую, немецкую и французскую. Среди представителей этой фамилии – много талантливых личностей, однако судьбы всех сложились трагически. В годы войны многие из династии Мессерер были насмерть замучены в концлагерях, другие, те, кому удалось спастись бегством от нацистских преследований, обречены были жить вдали от родины – в Израиле, Англии и даже в странах Южной Африки.
Суламифь Мессерер увлеклась балетом вслед за своим братом – Асафом. Асаф Мессерер – стал одним из выдающихся российских танцоров, несмотря на то, что поступил в балетную школу только в 16 лет. Парня не сразу взяли в училище при Большом театре, педагоги не верили, что можно наверстать упущенное, но все же Асаф доказал, что приступать к занятиям никогда не поздно. Асаф пришел в балет под влиянием сестры Рахиль, она уже была известной актрисой немого кино.
Путь к статусу примы Большого театра у Суламифи был непростым. Окончив балетную школу, она старательно тренировалась, выучив практически весь репертуар. И вот однажды, когда нужно было срочно заменить заболевшую балерину в «Лебедином озере», Суламифь смело заявила, что справится с этой задачей и экспромтом без тренировок исполнит нужную партию. Затем последовала еще несколько «замен», и вот уже Суламифи стали предлагать лучшие роли, высоко оценив ее талант и мастерство.
Суламифь часто выступала с Асафом, Рахиль к тому времени уже вышла замуж за Михаила Плисецкого, родила троих детей (старшей была Майя), отошла от кино и посвятила себя семейным заботам. Счастье Плисецких разрушилось в 1938 году в один миг с арестом Михаила. Он был приговорен к расстрелу, а Рахиль, наотрез отказавшаяся свидетельствовать против мужа, - к ссылке в лагерь. Туда она отправилась с грудным ребенком на руках, старших – Майю и Алика – забрала на воспитание Суламифь.
Суламифь направила все свои силы на то, чтобы вызволить сестру из ссылки. Ее не пугали возможные репрессии, она добилась того, чтобы перевести сестру вначале на поселение, а после – выхлопотать ей помилование в 1941 году. За то время, пока Рахиль была в ссылке, Суламифь успела привить любовь к балету и Майе. Символично, что именно «Умирающий лебедь» стал пропуском на большую сцену для Суламифи, этот же спектакль впоследствии стал визитной карточкой Майи.
И Суламифь Мессерер, и Майя Плисецкая выступали в годы войны, они понимали, какой силой обладает искусство, и как важно в самое тяжелое время не сдаваться и не отступать. Суламифь блистала на сцене до 42 лет, дольше танцевать становилось опасно, возрастали риски получения травм, которые навсегда лишили бы ее возможности выходить на сцену и заниматься любимым делом. Закончив карьеру, признанная балерина занялась преподавательской работой, стала обучать начинающих танцовщиц, которые еще только мечтали о сцене Большого театра. Вроде бы Суламифь была счастлива, но ей не хватало одного – свободы творчества.
Суламифь обрела свободу за рубежом. Получив приглашение из Японии, она без раздумий согласилась на эмиграцию, с ней вместе уехал и сын – артист балета Михаил Мессерер. Суламифь сделала неоценимый вклад в развитие японской балетной школы, после она работала в Америке, а, спустя несколько лет, переехала в Лондон. Там она вела занятия в балетной школе при Ковент-Гардене. Труд Суламифи был высоко оценен в Великобритании, из рук королевы Елизаветы она получила Орден Британской империи.
До конца жизни Суламифь была активна, занималась спортом, общалась с воспитанниками, передавая им секреты своего мастерства.
Традиции творческой династии Мессерер продолжила Майя Плисецкая. Балерина черпала вдохновение из творческого и любовного союза с Родионом Щедриным. Их история любви - редкий случай, когда два безгранично талантливых человека смогли прожить много лет вместе.
Про семью Мессерер говорили, что они – часть столицы
Сначала род прославлял Асаф – и он, и его сестра, и племянница Майя Плисецкая были русским балетом.
Потом Борис Асафович Мессерер стал московской живописью, тесно сплетенной с литературой благодаря своей жене, Белле Ахмадулиной.
Аксенов, Ерофеев, Окуджава и десятки других "звезд" оттепели воспринимали дом Мессереров как родной.
Больше всех на слуху, конечно, были трое бесспорных гениев балета – танцовщик и балетмейстер Асаф Мессерер, его сестра Суламифь, с которой он часто танцевал в паре, и их племянница Майя Плисецкая.
Посещая хореографическое училище при Большом театре, Суламифь не на шутку увлеклась плаванием. Она окончила школу плавания и уже через год стала чемпионкой страны на стометровой дистанции. Это звание Суламифь удерживала 4 года. Но в конечном итоге она все-таки выбрала балет.
Когда в 92 года она приехала из Лондона в Москву на вручение премии «Душа танца», балерина, забыв о возрасте, быстро вышла на сцену и станцевала канкан. Всем стало ясно, что Суламифь, которая была окружена легендами не меньше, чем знаменитые родственники — брат Асаф Мессерер и племянница Майя Плисецкая, — с годами не утратила своей строптивости, резвости и остроумия.
На склоне лет великая балерина сказала, обращаясь к сыну Михаилу: «Все случилось в моей жизни… Все было правильно».
Ирине и Кириллу--спасибо за ролики !
Суламифь(или еще ее звали-Мита) Мессерер
Спасибо, Татьяна! Только на первой фотографии не Суламифь, а Ольга Лепешинская (тоже балерина). После случая с Покрассами, я стал внимательнее относиться к фотографиям из поиска.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=644
Когда Суламифь появилась на свет, в Москве была лишь одна ее тезка – ее же и дальняя родственница.
Древнее библейское имя девочке дали по настоянию отца –дантиста с обширной практикой и огромной квартирой близ Лубянки. Карьере же балерины и примы Большого театра Суламифь была обязана своему старшему брату Асафу, который в раннем детстве, попав в Большой, был так пленен балетным искусством, что сумел пленить им и свою сестру, до того времени грезившую точными науками. И уже вскоре ей посчастливилось стать ученицей самого Василия Тихомирова – премьера Большого театра в дореволюционную эпоху и друга великой Екатерины Гельцер. Под его руководством Суламифь готовила свои первые партии, среди которых были и Тао Хоа из "Красного мака", которую она танцевала в паре с Ольгой Лепешинской, и Китри в "Дон-Кихоте", и Суок в "Трех толстяках" - полузабытом очаровательном балете в хореографии Игоря Моисеева.
Чемпионка СССР по плаванию 1927, 1928, 1929 и 1930 годов,
чемпионка Всесоюзной спартакиады 1928 года Суламифь Мессерер
Да, женщина, конечно, легендарная...Покой Ее Душе...
Лондон заблаговременно отметил заслуги актрисы – еще несколько лет назад королева Елизавета II пожаловала Суламифь Мессерер титул Дамы Британской империи.
Дама отвечала Англии взаимностью, о чем поведала и в своих мемуарах.
Единственное, от чего она отказалась, приехав в Лондон, – так это от вождения авто. "Слишком трудно было привыкать к правостороннему движению", - сказала Суламифь Мессерер
Отдавая должное английской кухне, предпочитала все же японскую, готовя для себя и для своих гостей суси, сасими и сябу-сябу.
"Это же так просто, - улыбалась балерина, – еще проще, чем выучить японский язык".
Да, и эта премудрость не осталась для г-жи Мессерер неразгаданной. Она говорила на пяти языках так же хорошо, как на русском....
Могила С. Мессерер в Лондоне
Кладбище Ганнерсбери.....Светлая Память.
Дай Бог всем прожить столь долгую и насыщенную жизнь как Суламифь Мессерер и Игорь Моисеев
Спасибо, Кирилл, за интересный пост!
Добавлю один из выпусков альманах по истории музыкальной культуры "Абсолютный слух", посвященный великой династии Мессереров