Николай Момот (1932-2017). Незабываемый голос украинской оперной сцены
Николай Семенович Момот — не только человек с ярчайшей творческой биографией, это целая театральная эпоха. Молодой человек из Гродовки, работавший после окончания техникума мастером в Ясиноватском отделении Донецкой железной дороги, вдруг смело шагнул в оперное искусство. Благодаря упорству, трудолюбию и, конечно же, таланту, шел к вершинам мастерства, став в итоге народным артистом Украины, известным не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. После окончания Ленинградской консерватории имени Н. Римского-Корсакова молодой певец был несколько лет солистом Центрального ансамбля Группы советских войск в Германии, а с 1969 года стал ведущим солистом Донбасс Оперы.
Путь в искусство, к вершинам славы у Н. Момота был тернистым. Его мечта стать оперным певцом то обретала крылья, то таяла в дымке тумана повседневности. Он родился в селе Гродовка Красноармейского района Донецкой области в певучей семье. Отец и мать любили музыку, часто пели задушевные народные песни. Мальчонка подпевал матери, а потом аккомпанировал ей на гармошке, не зная нот и подбирая мелодию на слух. Часто пел песни с друзьями, в компаниях взрослых. Соседи называли его "пареньком с гармошкой".
А когда настало время выбирать профессию, юноша решил поступать в железнодорожный техникум и уехал в Симферополь. Сокурсники стали первыми ценителями его красивого голоса, интонации которого брали за душу слушателей. Волею судьбы стал участником VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Здесь обратили внимание на высокого юношу с прекрасным голосом. Так впервые Николай Момот приблизился к своей мечте. Проработав несколько лет в железнодорожном депо Ясиноватой, он решил испытать судьбу и поехал в Ленинград поступать в консерваторию. Сильный голос молодого парня из Украины произвел впечатление на приемную комиссию. Он проникновенно спел украинскую песню "Черные брови, карие очи", и она стала своеобразным пропуском в чарующий мир музыки. И каково было удивление членов комиссии, когда они узнали, что юноша не знаком с нотами. Он с первой же попытки был зачислен на подготовительный курс Ленинградской консерватории. Бурное чувство радости охватило душу молодого человека. Его мечта стала реальностью. Он будет трудиться день и ночь, чтобы достичь заветной цели.
И все же радость была омрачена тем, что после техникума он должен был отработать четыре года на Донецкой железной дороге. Местное руководство наотрез отказало в его просьбе. Но надо было знать Николая, который всегда добивался поставленной цели. Он решительно отправился в приемную легендарного начальника Донецкой железной дороги Якова Кривенко, который встретил его радушно и, внимательно выслушав, дал открепление. Так наступил перелом в его жизни, и он попал в мир своей мечты.
Ленинградская консерватория им. Н. Римского-Корсакова отличалась высоким уровнем подготовки певческих кадров. Многие звезды оперной сцены получили путевку в жизнь именно здесь. Николай Момот учился вместе с Еленой Образцовой, Евгением Нестеренко, Ириной Богачевой, Алексеем Селезневым, Владимиром Атлантовым. И что отрадно, на их фоне он не растворился. Его самобытный талант, невероятная музыкальность и отличная память помогали добиваться больших успехов. Он умел с первого раза запомнить масштабную ораторию, труднейшую оперную партию и, упорно работая над ними, доводил их до совершенства.
Успешно занимаясь в консерватории и блистая на сцене, Николай по вечерам работал в порту, разгружал баржи с солью и углем: к этому времени он уже женился, и приходилось по ночам подрабатывать, чтобы кормить семью. После окончания консерватории Н. С. Момоту поступили предложения из многих театров страны. Даже знаменитый Мариинский театр оперы и балета хотел бы видеть его у себя одним из ведущих солистов. Однако объективные обстоятельства и семейное положение вынудили его идти туда, где платят больше. Вместе с семьей он оказался в Группе советских войск в Германии, где становится ведущим солистом в Военном ансамбле песни и пляски. Здесь он прошел настоящую школу исполнительского мастерства, поскольку главнокомандующий советской группировкой войск в Германии маршал Кошевой был страстным поклонником музыки. Он привлекал в ансамбль лучшие вокальные силы всей страны.
В ГДР Западную группу войск посетил секретарь Компартии СССР Л. И. Брежнев. Концерт представителю Кремля чрезвычайно понравился, и он дал указание премировать Николая Момота и еще двух вокалистов за отменное выступление. Шли годы, и уже в 1969 году Николай Момот начал работать солистом Донбасс Оперы. Те, кто выступал с Момотом, говорят: "Благодаря его уникальным природным данным соперничать с ним практически невозможно, а соответствовать чрезвычайно сложно". Он виртуозно исполнял ведущие партии в "Трубадуре" – Монрико, в "Пиковой даме" – Германа, в "Чио-Чио-cан" – Перкинтона, в "Богеме" – Рудольфа, в "Тоске" – Каварадосси...
Жизнь — непростая штука, а фортуна не всегда полностью поворачивается к человеку… Николай Момот пел вместе со знаменитым Борисом Штоколовым, еще учась в консерватории, был дружен с Юрием Гуляевым, блистал на сценах Кремлевского Дворца съездов, Киевской оперы и Мариинского театра, выпустил диск на всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия".
Будучи человеком активным, инициативным, Николай Семенович осуществлял бурную деятельность не только на сцене. Он не оставался равнодушным к проблемам, существующим в повседневной жизни. В 1982 году правительство страны решило провести декаду советского искусства в Афганистане. Естественно, желающих принять участие в этом мероприятии оказалось очень мало, и Николай Семенович первым дал согласие. Он считал, что это его человеческий долг — ободрить, помочь и поддержать советских воинов. Это был непростой период в его жизни, но он всегда с гордостью об этом вспоминает. А спустя время, когда отмечалась очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана, в Донецкой филармонии прошел большой концерт в честь воинов-интернационалистов, в котором принимал участие и Николай Момот. После окончания к нему подошел молодой мужчина и сказал: "А я вас в 1982 году охранял в Кабуле на БТР. Помните?". Эта встреча навеяла незабываемые воспоминания.
В 1976 году Николаю Семеновичу Момоту предложили попробовать себя в роли педагога в Донецкой консерватории. Певец тогда целиком и полностью был занят в театре и согласился сделать это по совместительству. Он открыл для себя новые горизонты творчества. Со временем работа педагога ему пришлась по душе. И, поняв это, он перешел на постоянную работу.
Последние годы жизни Николай Момот жил в Крыму в селах Малореченское, Рыбачье, в Алуште и Симферополе: преподавал в Крымском университете культуры искусств и туризма на кафедре вокала.
Нелли Александрова