Nirvana альбом In Utero (1993)
In Utero - третий и последний студийный альбом американской рок-группы Nirvana, выпущенный 13 сентября 1993 года лейблом DGC Records. Ворвавшись в мейнстрим со своим вторым альбомом Nevermind (1991), Nirvana наняли Стива Альбини для записи In Utero, стремясь к более сложному, резкому звучанию.
Запись проходила в течение двух недель в феврале 1993 года в студии Pachyderm в Кэннон-Фоллс, штат Миннесота. Вскоре после завершения записи поползли слухи, что DGC может не выпустить In Utero из-за непривычного звучания Альбини. Продюсер Скотт Литт был нанят для ремиксов синглов "All Apologies", "Heart-Shaped Box" и "Pennyroyal Tea", что расстроило Альбини.
In Utero имел большой коммерческий и критический успех. Критики высоко оценили изменения в звучании и текстах песен Кобейна. Он занял первое место в чарте альбомов Billboard 200 в США и Великобритании; "Heart-Shaped Box" и "All Apologies" заняли первое место в чарте альтернативных песен Billboard. Альбом получил пятикратный платиновый сертификат и разошелся тиражом в 15 миллионов копий.
In Utero был последним альбомом Nirvana перед самоубийством Кобейна в 1994 году. "Pennyroyal Tea", планировавшийся как сингл до смерти Кобейна, был выпущен в 2014 году и занял первое место в чарте продаж Billboard Hot Singles.
Nirvana ворвались в мейнстрим со своим вторым альбомом Nevermind в 1991 году. Nevermind имел большой коммерческий успех, популяризируя движение гранж Сиэтла и альтернативный рок. Однако Nirvana были недовольны звучанием альбома, назвав его продюсирование слишком "приглаженным". В начале 1992 года автор песен Курт Кобейн сказал журналу Rolling Stone, что следующий альбом Nirvana продемонстрирует "обе крайности" звучания: "Некоторые песни будут более сырыми, а некоторые другие - более "конфетными". Он не будет таким одномерным". Продюсер Nevermind Бутч Виг позже сказал, что Кобейну нужно было поработать тогда с другим продюсером, чтобы "вернуть себе панк-этику или репутацию".
Nirvana выбрала продюсером Альбини для записи своего третьего альбома. Альбини считался независимым даже на американской альтернативной музыкальной сцене, фигурой, критикующей мейнстрим музыкальной индустрии и отдающей строгое предпочтение аналоговой записи, а не цифровой. Первоначально Альбини считал Nirvana "R.E.M. с fuzzbox" и "ничем не примечательной версией сиэтлского звучания". Тем не менее, он согласился на работу, потому что ему было жаль их, он воспринимал их, как "таких же, как и все мелкие группы, с которыми я имею дело", всегда находящихся во власти звукозаписывающей компании.
Кобейн сказал, что выбрал Альбини, потому что тот продюсировал две его любимые пластинки: Surfer Rosa (1988) группы the Pixies и Pod (1990) группы the Breeders. Кобейн хотел использовать технику Альбини по передаче естественной атмосферы комнаты с помощью размещения нескольких микрофонов, которую предыдущие продюсеры Nirvana даже не хотели пробовать. Перед записью группа отправила Альбини кассету с демозаписями, которые они записали в Бразилии. В ответ Альбини отправил Кобейну копию альбома PJ Harvey Rid of Me (1993), чтобы дать ему представление об акустике в студии, где они будут записываться.
Nirvana и Albini решили записать альбом за две недели. По предложению Альбини, который опасался вмешательства со стороны DGC (звукозаписывающей компании группы), Nirvana оплатила сеансы записи своими собственными деньгами. Студийные затраты составили 24 000 долларов США, Альбини взял фиксированный гонорар в размере 100 000 долларов, хотя мог заработать около 500 000 долларов, если бы согласился на процент с продаж, которые ему предложили менеджеры "Нирваны" в пунктах контракта. Альбини посчитал получение этого роялти аморальным и "оскорблением художника".
В феврале 1993 года Nirvana отправились в студию Pachyderm в Кэннон-Фоллс, штат Миннесота. Группа остановилась в доме на территории студии. Новоселич сравнил условия изоляции с ГУЛАГом; он сказал: "На улице был снег, мы никуда не могли пойти. Мы просто работали". На большинстве сессий присутствовали только группа, Альбини и техник Боб Уэстон. Представители DGC Records по просьбе Кобейна не вмешивались в процесс.
Стив Альбини
Альбини видел себя скорее инженером, чем продюсером; убрав в карман своё личное мнение, он позволил группе выбирать дубли. Он сказал: "Вообще говоря, [Кобейн] знает, что он считает приемлемым, а что неприемлемым [...] Он свободен предпринять конкретные шаги, чтобы улучшить то, что он считает неприемлемым". Кобейн, по слухам, записал все свои вокальные треки за шесть часов. Альбини позже сказал, что Кобейн, который тогда боролся со своей наркоманией, был сосредоточен и трезв в студии.
Запись была завершена за шесть дней; Кобейн ожидал споров с Альбини, но не дождался и назвал процесс "самой легкой записью, которую мы когда-либо делали". Единственный сбой произошел через неделю после начала сессий, когда приехала Кортни Лав, потому что скучала по Кобейну. Подруга Уэстона, шеф-повар студии, сказала, что Кортни Лав создавала напряженность, критикуя работу Кобейна и конфликтовала со всеми присутствующими.
Первоначальное микширование In Utero заняло пять дней. По меркам Nirvana это было быстро, но не для Альбини, который привык микшировать альбомы за день или два.
Альбини стремился создать пластинку, которая звучала бы совсем не так, как Nevermind. Он полагал, что звучание Nevermind было "своего рода стандартной халтурой, которая была превращена в очень контролируемый, сжатый радиоприемный микс [...], который, на мой взгляд, не очень лестен для рок-группы". Вместо этого он намеревался передать более естественное и интуитивное звучание.
Несколько песен на In Utero были написаны за несколько лет до записи; некоторые датированы 1990 годом. Кобейн предпочитал длинные названия песен, такие как "Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу", в ответ на моду современных альтернативных рок-групп, которые использовали названия из одного слова. В ряде песен Кобейн ссылался на книги; "Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу" была вдохновлена "Страной теней", биографией актрисы Фрэнсис Фармер 1978 года, которой Кобейн был очарован с тех пор, как прочитал эту книгу в средней школе. "Ученик без запаха" был написан о духах: история убийцы, исторический роман ужасов об ученике парфюмера, который пытается создать идеальный парфюм, убивая девственниц и забирая их запах.
Кобейн описал In Utero как "очень безличный". Он также говорил, что изображения младенца и родов на альбоме и его новообретенное отцовство были случайными совпадениями. Песня "Serve the Servants" комментирует жизнь Кобейна. Вступительные строки "Подростковая тоска хорошо окупилась / Теперь мне скучно и я стар" были отсылкой к душевному состоянию Кобейна после успеха Nevermind.
После завершения сессий записи Nirvana отправила черновые записи альбома нескольким важным лицам, включая менеджеров Gold Mountain и Эда Розенблатта, президента материнской компании DGC Geffen Records. Реакция Кобейна на их отзывы была такой : "Взрослым не понравилось". Ему сказали, что песни написаны "не на должном уровне", звук "не проработан" и что существуют сомнения в том, что мейнстрим-радио примет продюсирование Альбини. Мало кто в Geffen или в Gold Mountain хотел, чтобы группа записывалась с Альбини и Кобейн понял, что получает намёк о том, что нужно прекратить сессии и начать все сначала.
Кобейн был расстроен : "(По их мнению) я должен перезаписать этот альбом и сделать то же самое, что мы делали в прошлом году (в "Nevermind"), потому что в прошлом году мы распродали все - на данный момент нет причин пытаться реабилитироваться. Но я ничего не могу с собой поделать — я просто выпускаю пластинку, которую сам хотел бы послушать дома".
Однако нескольким друзьям Nirvana альбом понравился, и к апрелю 1993 года Nirvana намеревалась выпустить In Utero в первоначальном виде. По словам Кобейна, "Конечно, они хотят еще одного Nevermind, но я скорее умру, чем сделаю это. Это именно та пластинка, которую я бы купил как фанат и которой мне было бы приятно владеть".
Всё же у группы позже начали возникать сомнения по поводу качества записи. Кобейн сказал: "Когда я впервые послушал ее дома, я понял, что что-то не так. Всю первую неделю мне вообще было неинтересно это слушать, а обычно этого не происходит. Я не получил от этого никаких эмоций, я просто оцепенел". Группа пришла к выводу, что бас и тексты песен были неразборчивы и попросила Альбини сделать ремикс на альбом. Альбини отказался; Группа попыталась решить проблемы во время процесса мастеринга с Бобом Людвигом в его студии в Портленде, штат Мэн. Новоселич был доволен результатами, но Кобейн все еще не считал их идеальными.
Боб Людвиг был нанят, чтобы помочь сделать звук альбома приемлемым для DGC Records.
Вскоре после этого, в апреле 1993 года, Альбини сказал в интервью Chicago Tribune, что сомневается в том, что Геффен выпустит альбом. Годы спустя Альбини сказал: "Меня там не было, когда группа вела переговоры со звукозаписывающим лейблом. Все, что я знаю, это то, что... мы записали пластинку и все были ею довольны. Несколько недель спустя я слышу, что это невозможно издать и все это нужно переделать".
Nirvana рассматривала возможность сотрудничества с продюсером Скоттом Литтом и ремикширования некоторых треков с Энди Уоллесом, который микшировал Nevermind. Альбини категорически не согласился и сказал, что группа ранее обязалась не вносить изменения в треки без его участия. Сначала он отказался отдать мастер-кассеты Gold Mountain, но смягчился после телефонного звонка Новоселича. В конце концов у группы появились ремиксы Литта, предназначенные для синглов; "Heart Shaped Box" и "All Apologies" были ремикшированы в студии Bad Animals в Сиэтле в мае 1993 года.
"I Hate Myself and Want to Die" была не включена в альбом, поскольку Кобейн посчитал, что в альбоме и так слишком много "шумных" песен. Остальная часть альбома была оставлена без изменений, за исключением ремастеринга. Альбини критически отозвался о финальном миксе; он сказал: "Пластинка в магазинах звучит не так уж сильно, как та, что была сделана мною, хотя они по-прежнему поют и играют свои песни, и музыкальное качество по-прежнему впечатляет". Альбини заявил, что In Utero сделал его непопулярным среди крупных звукозаписывающих лейблов и он столкнулся с проблемами в поиске работы в течение года после его выхода.
Первоначально Кобейн хотел назвать альбом I Hate Myself and I Want to Die ( "Я ненавижу себя, Я хочу умереть") - фраза, появившаяся в его дневниках в середине 1992 года. В то время он использовал эту фразу в качестве ответа всякий раз, когда кто-то спрашивал его, как у него дела. Кобейн задумал название альбома как шутку; он заявил, что "устал воспринимать группу так серьезно, как все остальные вокруг". Новоселич убедил Кобейна изменить название из-за опасений, что это потенциально может привести к судебному иску, как пропаганда суицида среди подростков. Затем группа рассматривала возможность использования названия Verse Chorus Verse — из их песни "Куплет с припевом" или более раннего рабочего названия "Sappy" — прежде чем в конечном итоге остановиться на In Utero. Окончательное название было взято из стихотворения, написанного Кортни Лав.
Обложка альбома представляет собой изображение прозрачного анатомического манекена с крыльями ангела. Кобейн создал коллаж, состоящий из моделей зародышей, панциря черепахи и моделей черепах, а также частей тела, лежащих на клумбе из орхидей и лилий. Коллаж был уложен на полу гостиной Кобейна и был сфотографирован Чарльзом Питерсоном.
Манекены анатомической фигуры с крыльями ангела использовались в качестве сценического реквизита во время концертного тура Nirvana в поддержку In Utero. Один из таких манекенов позже был показан на выставке Experience Music Project museum "Nirvana: несем панк в массы", которая проходила с апреля 2011 по 2013 год и демонстрировала памятные вещи, посвященные музыке и истории группы.
DGC Records придерживались сдержанного подхода к продвижению In Utero; их глава отдела маркетинга сказал Billboard перед выпуском альбома, что они планируют кампанию, аналогичную кампании Nevermind, в стиле - лейбл "все устроит, потом сам пригнется и выйдет из игры". Лейбл нацелил продвижение на альтернативные рынки и прессу и выпустил альбом на виниле в рамках этой стратегии. В отличие от Nevermind, DGC не выпускала ни одного сингла In Utero в Соединенных Штатах. В начале сентября DGC разослала промо-копии первого сингла альбома "Heart-Shaped Box" радиостанциям American college, modern rock и рок-радиостанциям, ориентированным на альбомы, но не попала на радиостанции Top 40. Группа была убеждена, что In Utero не будет таким успешным, как Nevermind. Кобейн сказал Джиму Дегратису: "Мы уверены, что не продадим и четверти прежнего, и нас это вполне устраивает, потому что нам очень нравится эта пластинка".
In Utero был выпущен 13 сентября 1993 года на виниле и кассете в Соединенном Королевстве и 14 сентября на виниле в Соединенных Штатах, при этом тираж американского винила был ограничен 25 000 копиями.
In Utero дебютировал на первом месте в американском Billboard 200, продав 180 000 копий. Розничные сети магазинов Wal-Mart и K-mart отказались продавать его; согласно New York Times, Wal-Mart заявила, что это связано с отсутствием потребительского спроса, в то время как представители K-mart заявили, что альбом не вписывается в их "ассортимент товаров". В действительности, обе сети опасались, что клиенты будут оскорблены изображением на задней обложке. DGC выпустила новую версию для магазинов в марте 1994 года, с отредактированным оформлением альбома, "Rape Me" под названием "Waif Me" и ремиксом Скотта Литта на "Pennyroyal Tea". Представитель Nirvana объяснил, что группа решила отредактировать упаковку, потому что они хотели, чтобы их музыка была доступна "детям, у которых нет возможности ходить в магазины mom-and-pop".
Через три дня после того, как было обнаружено тело Кобейна, In Utero переместился с 72-го на 27-е место в чартах Billboard, увеличив продажи на 122% и продав 40 000 копий по сравнению с 18 000 неделей ранее.
По данным Nielsen SoundScan, альбом In Utero был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии как пятикратно платиновый за поставки в количестве более пяти миллионов единиц и был продан тиражом 4 258 000 копий в Соединенных Штатах.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die",Джейк Кеннеди (Jak Kennedy, JK) - редактор рецензий в журнале Record Collector. Он публиковал заметки к бесчисленным фанковым альбомам и является корреспондентом NME и BBC:
"История рока устлана альбомами, раздавленными грузом ожиданий. Но In Utero остается по прежнему сопротивляться давлению, он все еще интересен сегодня, несмотря на то, что является продолжением Nevermind, гранжевой вехи 1990-х годов.
Курт Кобейн был реакционером в самом прямом смысле этого слова. Nirvana стремились отойти от металлического звучания на дебютном альбоме Bleach с помощью отлакированного Nevermind. Для In Utero они пригласили продюсера "punk" Стива Альбини. Но фанатам и критикам не стоило беспокоиться — во всяком случае, более ранняя работа Альбини с the Breeders и the Pixies была гораздо более благоприятной для чартов, чем In Utero.
Это не панк-альбом как таковой. Прекрасный "Dumb" тому пример - с мягкой виолончелью и завидными текстами (Курт "топит" за простую жизнь). "Pennyroyal Tea" был таким же впечатляющим и динамичным, но группа могла и уничтожить слушателя грубой силой.
И все же In Utero не был свободен от проблем. Фирма Геффен была недовольна первым вариантом и был привлечен продюсер R.E.M. Скотт Литт, чтобы подправить некоторые шероховатости. К этому моменту, а также из-за растущей проблемы Курта с наркотиками, фанаты начали предполагать, что певец начинает злиться, что его внимание к работе может вскоре переключиться на что-то другое. В связи с участившимся вмешательством прессы в его брак с Кортни Лав возникло опасение, что In Utero может никогда не выйти в свет.
К счастью, он вышел. Альбом остается самым захватывающим для Nirvana, указывая на мелодическое направление, которое, как мы надеемся, выбрала бы группа, если бы Курт Кобейн был жив. "
"Мы хотели отдать дань уважения другим". Курт Кобейн, 1992
Label -Geffen Producer- Steve Albini • Scott Litt Art Direction-Kurt Cobain • Robert Fisher Nationality - USA Running Time-69:05