Забытые голоса прошлого: Хуанита Караччоло
Эта великолепная певица с невероятно теплым, красивым и нежно-трепетным сопрано промелькнула на оперном небосклоне подобно падающей звезде: осветив все вокруг себя на недолгое время божественным светом, она очень быстро и трагически погасла, оставив в сердцах обожающих ее и ее голос людей светлую грусть и любовь к вечной музыке, которую она исполняла.
О Хуаните Караччоло сегодня не помнит практически никто, но, тем не менее, это – одна из самых ярких певиц своего времени, к сожалению, не успевшая из-за ранней смерти войти в ряды Великих. Остались лишь записи ее пения, полного выразительных нюансов и волшебных пиано, тонкого вкуса и чувства музыки,
с великолепной кантиленой, прекрасным дыханием и яркими, резонирующими верхними нотами, прекрасно слышными даже при далеко не совершенном качестве звука.
Певица родилась в Равенне в 1888 году, училась пению в Миланской консерватории и дебютировала в театре «Политеама» в Генуе в партии Недды в «Паяцах» Леонкавалло. В 1911 году Караччоло вышла замуж на известного дирижера Джакомо Армани, помощника Артуро Тосканини, и вплоть до 1920 года пела в основном в провинциальных театрах. И лишь в 1920 году Караччоло впервые выступила на сцене одного из по-настоящему важных театров Италии, «Костанци»
в Риме, в партии Манон Леско в одноименной опере Джакомо Пуччини. Успех был феноменален: за Манон на сцене легендарного театра последовали Чио-Чио-Сан
и Маргарита в «Мефистофеле» Арриго Бойто. В этом же году Хуанита была приглашена в Королевский театр Мадрида, «Колон» в Буэнос-Айрес и «Комунале» в Болонье. Однако слава еще не наступила. В 1922 году по приглашению Тосканини Караччоло попала в театр «Ла Скала», где вместе с великим тенором Аурелиано Пертиле пела на премьере новой постановки «Манон Леско». В «Ла Скала» певица тоже произвела сенсацию, из-за чего Тосканини поспешил пригласить ее петь в следующем сезоне Маргариту в «Мефистофеле» вместе с Пертиле и Федором Шаляпиным в заглавной партии.
Но Караччоло оставалась на вершине своей славы недолго. В 1924 году, за год
до смерти Джакомо Пуччини, чьи оперы она пела особенно великолепно и любила больше всего, Хуанита трагически скоропостижно умерла от родов в возрасте 36 лет, будучи в расцвете сил и таланта… Ее забыли и впредь вспоминали немногие. Тем не менее, прослушивая записи ее голоса, понимаешь, что такое настоящее Пение, которого уже, к сожалению, сегодня давно нет…
Северьян Цагарешвили. "Voci dell'Opera"
Спасибо большое Михаил. Действительно - дивной красоты и голос и исполнения. Половину прихватил.