- Опекушин Александр Михайлович Дата рождения: 28 ноября 1833 года Дата смерти: 4 марта 1923 года
Биография Александра Михайловича Опекушина
23 ноября 1833 года в деревушке Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина Михаила Евдокимовича Опекушина родился сын Александр. Отец будущего скульптора был талантливым лепщиком-самоучкой.
В двенадцать лет Саша успешно окончил сельскую школу. Отец сумел добиться разрешения барыни взять сына в Петербург, чтобы обучить его ремеслу лепщика и подготовить себе достойную смену. Михаилу Евдокимовичу удалось устроить сына в рисовальную школу Общества поощрения художеств, которую Александр блестяще окончил, затратив вместо положенных трех лет лишь два.
К семнадцати годам Опекушин вместе с завоеванным авторитетом хорошего лепщика уже получает небольшое жалованье. Но ему приходится брать дополнительные работы, чтобы накопить необходимую сумму для выкупа от помещицы Ольхиной, ведь он по-прежнему являлся крепостным.
Опекушин упорно изучает анатомию человека, рисует и лепит фигуры натурщиков. Однако постоянное недоедание и недосыпание сказались, и Александр тяжело заболел. Лишь заботы товарищей, да крепкий и выносливый молодой организм помогли преодолеть болезнь.
В 1859 году он выкупился на волю, заплатив помещице, надворной советнице Е. Ольхиной 500 рублей. Помог Александру стать свободным человеком владелец скульптурной мастерской-фабрики и первый его учитель, датчанин по происхождению, академик скульптуры Давид Иванович Иенсен. Иенсен также помог ему стать вольноприходящим учеником Академии художеств, где сам преподавал. 1862 год стал, вероятно, поворотным в жизни молодого скульптора. Выполнив небольшой барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово», он, по совету Иенсена, представил эту работу на Совет Академии художеств. Александру за этот барельеф назначили серебряную медаль.
Когда в 1864 году Опекушин за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» был удостоен звания «неклассного художника», на него обратил внимание М.О. Микешин, создававший графические эскизы памятников, которые не раз получали премии на конкурсах. Но поскольку Микешин не знал лепки, он обычно нанимал для осуществления своих проектов молодых способных скульпторов.
Опекушин много лет работал с Микешиным. Именно он создал фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России», все девять фигур сановников Екатерины II в одноименном памятнике, фигуру адмирала А.С. Грейга для памятника в Николаеве. Работа у Микешина была хорошей школой для молодого скульптора, но вместе с тем и тяготила его. Опекушин не сомневался - его призвание монументальная скульптура. Сильное влияние на молодого ваятеля оказали исторические работы М. Антокольского - статуи Ивана Грозного и Петра I.
Памятник А. С. Пушкину
В выполненных им в то время портретных бюстах и барельефах художника Микешина, купца Посохова, графини Шуваловой, госпожи Веймарн, артиста Комиссарова-Костромского, жены скульптора Е.И. Опекушиной и других, отчетливо проявляется стремление не только создать реалистический портрет того или иного лица, но и попытка выявить его характерные индивидуальные черты, обобщив все это в выразительном художественном образе. За эти работы Опекушин в 1869 году удостаивается звания классного художника второй степени. Он впервые обратил на себя внимание публики простой и сдержанной, но вместе с тем глубоко индивидуальной манерой работы.
Закономерно, что Опекушин стал пытаться самостоятельно работать над образами выдающихся русских исторических деятелей. Уже на следующий год - за работу над памятником Екатерины II «бывший крепостной человек помещицы Ольхиной» получает диплом классного художника первой степени.
Он задумал и выполнил статую сидящего Петра, сидящего на стуле в огромных ботфортах и в мундире Преображенского полка. В самой позе Петра прекрасно выражена его порывистая и подвижная натура.
Статуя стала первой настоящей удачей Опекушина. В 1872 году за это произведение ему присвоили почетное звание академика.
История жизни Александра Михайловича Опекушина
В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный конкурс на памятник А.С. Пушкину. На выбор давалось два места для памятника - либо край Тверского бульвара против Страстного монастыря, либо «новообразованный в то время сквер при Страстном бульваре», т.е. перед зданием монастыря.
Забросив все свои работы, Александр Михайлович принялся внимательно изучать творчество Пушкина и все его сохранившиеся портреты. В мае 1875 года пришло окончательное решение о присуждении первой премии проекту Опекушина. Ему поручалась дальнейшая работа по выполнению памятника в натуре. По предоставленному ему праву скульптор выбрал себе в помощники по архитектурной части зодчего И.С. Богомолова.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. 6 июня 1880 года была пасмурная погода, но она не помешала необыкновенному оживлению в городе. Толпы москвичей устремились к Страстной площади, к началу Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоял монумент Пушкину. Когда перед многочисленными зрителями предстал бронзовый Пушкин, несколько мгновений стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Торжествующее, ликующее «ура» понеслось над площадью.
Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Движения и поза фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной величавости и поэтической возвышенности образа. Голова Пушкина с легким наклоном подкупающе выразительна. Удачно был выбран и масштаб памятника.
Памятник Карлу фон Бэру в Тарту
В 1886 году Опекушин создал памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине последнего в Дерпте (ныне Тарту). Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе, где принимали участие многие скульпторы Европы и Америки.
Старый ученый отдыхает в глубоком кресле, задумавшись и подперев голову рукой. На коленях у него раскрытая книга. Спокойное, внимательное лицо с нависшими бровями и большим красивым лбом - лицо мыслителя - прекрасно своей одухотворенностью. Вся поза очень естественна и правдива. Широкие складки накинутого на плечи плаща образуют очень выразительное декоративное обрамление фигуры, плавно облегая ее со всех сторон и драпируя кресло.
В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М.Ю. Лермонтову. Глядя на памятник, легко представить, как Лермонтов после долгого блуждания в горах присел отдохнуть на скалу. Склонив голову, он залюбовался белоснежными шапками гор. Его некрасивое лицо прекрасно, потому что оно освещено вдохновением и мыслью. Скульптору удалось даже передать устремленный вдаль взгляд Лермонтова, немного грустный и задумчивый, какой бывает у человека, восхищенного и пораженного неожиданно открывшейся перед ним прекрасной картиной природы.
Н. Н. Муравьев-Амурский. Модель памятника для Хабаровска. 1888. Бронза
Незадолго до окончания работы над лермонтовским памятником Опекушин получил официальное приглашение принять участие в новом конкурсе. Победив в нем, скульптор создает памятник выдающемуся русскому государственному деятелю генералу Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Художник изображает Муравьева-Амурского стоящим на скале, пристально вглядывавшимся в открывающиеся морские просторы. Генерал спокоен и решителен.
Памятник Муравьеву-Амурскому, установленный в Хабаровске в 1891 году, оказался последним значительным произведением Опекушина. Более поздние произведения художника - памятники Александру II и Александру III в Москве - следует признать неудачными.
Опекушин умер в деревне Рыбницы Ярославской губернии 4 марта 1923 года.
С днем рождения спорить не буду. НО РАЙОН - ДАНИЛОВСКИЙ и не Данилевский Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин (16 (28) ноября 1838, деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, — 4 марта 1923, село Рыбницы ныне Некрасовского района Ярославской области) — русский скульптор.