Памяти Георгия Гараняна.84 года со дня рождения.
Памяти Георгия Гараняна. 84 года со дня рождения
15 августа 2018 исполнилось 84 года с того дня, как в Москве родился человек, которому суждено было стать одним из самых популярных джазовых музыкантов СССР и России — Георгий Гаранян (1934-2010). Он стал «легендой советского джаза» при жизни. Саксофонист-самоучка, выпускник Московского станкоинструментального института, он овладел самыми разными музыкальными специальностями и оставил яркий след в различных видах музыкального творчества, но шире всего имя Георгия Арамовича было известно аудитории отечественного джаза.
Георгий Гаранян, 2009 (фото © Павел Корбут)
Альт-саксофонист, дирижёр, композитор, аранжировщик, лауреат многих международных фестивалей, Георгий Гаранян (1934-2010) был единственным джазовым исполнителем, представлявшим свой персональный абонемент (три концерта в год) в одном из самых престижных концертных пространств мира — Большом зале Московской консерватории. Первым из джазовых музыкантов он получил звания заслуженного и затем народного артиста России, и стал единственным отечественным джазменом, номинированным на премию «Грэмми»: в июне 1999 в Государственном доме звукозаписи он дирижировал Московским симфоническим оркестром при записи альбома американской фьюжн-группы Oregon, вышедшего под названием «Oregon in Moscow» (Intuition, 2000) и номинированного на Grammy за 2001 г. в категории «Лучшая звукорежиссёрская работа».
Георгий Гаранян в молодые годы (конец 1950-х)
На саксофоне Гаранян начал играть уже взрослым человеком в 1959 году: по образованию он инженер, окончил в Москве станкостроительный институт. Прошёл школу оркестра Олега Лундстрема, работал в Концертном эстрадном ансамбле Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/у Вадима Людвиковского. После разгона оркестра руководством Гостелерадио в начале 1970-х Гаранян стал руководителем ансамбля Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», который записал буквально сотни дисков как сопровождающий состав советских певцов и несколько важных работ как инструментальный ансамбль, в котором раскрывались джазовые таланты его солистов, звёзд советского джаза: Алексея Зубова, Бориса Фрумкина, Константина Бахолдина, Константина Носова и др.
Когда закончилась советская эпоха, Георгий Гаранян на удивление легко влился в новую реальность. Уже в 1993-м он собрал «Московский биг-бэнд» — недолго просуществовавшую на деньги спонсора звёздную сборную московских джазменов, а в 1998-м представил новый коллектив — Краснодарский биг-бэнд, с которым регулярно работал буквально до последних дней.
Его сочинения и аранжировки стали шлягерами, его учебник по аранжировке («Основы эстрадной и джазовой аранжировки») — бестселлером.
Георгий Гаранян в своей домашней студии, 2004 (фото © Анатолий Вейценфельд)
Музыка Гараняна звучит в фильмах «Покровские ворота», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Рецепт её молодости», «Волшебный фонарь», «Вечерний лабиринт», «Мой осенний блюз». Саксофон Гараняна можно услышать в картинах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Мой осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и др.
В интервью «Джаз.Ру» в далёком уже 1999 г. он, в частности, говорил:
У меня есть своя собственная теория. Я изо всех сил хочу, чтобы та музыка, которую я играю на концерте, нравилась всем. Это безумно сложно. Но какие-то элементы я уже знаю: как сделать так, чтобы музыка нравилась всем. Пока это мои ноу-хау. Тут и построение программы, и подбор репертуара, тут очень много тонкостей. Мне хочется, чтобы простые люди, приходя на мой концерт, уходили довольными и счастливыми.
Почему-то мне запомнились два момента моих недавних концертов. Я с моим краснодарским оркестром выступал в Ростове. А Ростов - это российская столица биг-бэндов. Там был знаменитый педагог Ким Назаретов, который создал знаменитый биг-бэнд. Так принимали нас там просто как Каунта Бейси. Мне это было очень приятно.
А последний концерт был в Краснодаре. Вы можете себе представить: на родине нет своих героев, и всегда безумно сложно выступать. Нет, нас встретили очень хорошо. Наверное, дают свои результаты мои теоретические изыскания о том, как сделать джаз привлекательным для простых людей.
И действительно: последний концерт Гараняна состоялся именно в Краснодаре. 11 января 2010 его сердце остановилось в Краснодаре, куда он в очередной раз приехал играть с Краснодарским биг-бэндом...
В некрологе на «Джаз.Ру» главный редактор журнала Кирилл Мошков, в частности, писал:
...Гаранян действительно был символом советского джаза — не в меньшей, а может — и в большей степени, чем Олег Лундстрем и Юрий Саульский, ушедшие из жизни в течение первых пяти лет нового столетия. То, что Гаранян сделал ДЛЯ советского джаза, наверняка перевесит, в конечном счёте, то, что он сделал В джазе. Бесконечные, изматывающие гастроли по всей стране с самыми разными оркестрами, ансамблями, проектами — наверняка были важны для него самого, но гораздо важнее для публики были не ноты, которые звучали со сцены, а любовь к джазу, которая стояла за этими нотами...
ВИДЕО: Биг-бэнд Георгия Гараняна