Paul Simon альбом Graceland (1986)
В начале 1980-х годов отношения Саймона с его музыкальным партнером Артом Гарфункелем испортились, его брак с актрисой Кэрри Фишер распался, а его предыдущая пластинка, Hearts and Bones (1983), потерпела коммерческий крах. В 1984 году Саймон заинтересовался контрабандной кассетой "Gumboots": Accordion Jive Hits, Volume II, одолженной ему Хайди Берг, певицей и автором песен, с которой он работал в качестве продюсера. Он описал ее как "очень хорошую счастливую музыку" и говорил, что она напоминает ему ритм-энд-блюз 1950-х годов. Он начал импровизировать похожие мелодии, когда слушал этот бутлег в своей машине .
Симон решил узнать у экспертов своего лейбла, Warner, что за исполнители играют и поют на кассете. Через южноафриканского продюсера Хилтона Розенталя в Уорнере узнали, что музыка была южноафриканской и играла либо вокальная группа Ladysmith Black Mambazo, либо Boyoyo Boys.
Ladysmith Black Mambazo
Сначала Саймон хотел купить права на свою любимую песню на ленте - "Gumboots" и использовать ее для написания своей собственной песни, как он сделал это с песней "El Condor Pasa" в 70-х годах. Вместо этого Розенталь предложил Саймону записать альбом южноафриканской музыки и прислал ему десятки записей южноафриканских исполнителей.
Организация Объединенных Наций объявила в те годы культурный бойкот политике апартеида. Это вынудило "все государства запретить все культурные, академические, спортивные и другие обмены" с Южной Африкой и приказало "писателям, художникам, музыкантам и другим деятелям" бойкотировать ее. Тем не менее Саймон решил поехать в Южную Африку Он сказал в интервью газете “Нью-Йорк Таймс": "я знал, что меня будут критиковать, если я поеду, хотя я не собирался записываться для правительства ... или выступать для сегрегированной аудитории. Я следовал своим музыкальным инстинктам, желая работать с людьми, чьей музыкой я очень восхищался"
Перед отъездом в Йоханнесбург Саймон всё же подстраховался, - он внес финансовый вклад в благотворительный фонд "Мы-это мир", фонд помощи голодающим в Африке. Саймон поговорил с продюсерами Куинси Джонсом и Гарри Белафонте о возможной предстоящей записи в Южной Африке, которые благословили его сделать это, хотя и не без колебаний. Южноафриканский Союз чернокожих музыкантов также проголосовал за то, чтобы Саймон приехал, поскольку это могло бы принести пользу местной музыке продвинув ее на международную сцену. В то время музыкантам в Йоханнесбурге обычно платили 15 долларов в час; Саймон решил платить им по 200 долларов в час-примерно втрое больше, чем лучшим музыкантам Нью-Йорка. Он также предложил авторские гонорары тем, кто, по его мнению, внес особый вклад в сочинения
В феврале 1985 года Саймон и его давний соратник, звукоинженер Рой Хейли прилетели в Йоханнесбург, стараясь сделать свой визит секретным. Состоялась запись в студии Ovation. Хейли боялся, что студия будет из категории "фильм ужасов", но был удивлен, обнаружив, что она "хорошо оснащена и довольно удобная". Студия напоминала гараж и ни один из музыкантов, кроме ударника не носил наушников., им хватало контакта "глаза в глаза" и было даже необходимо видеть друг друга при музицировании,
Хилтон Розенталь использовал свои связи, чтобы собрать множество музыкантов, которые вдохновили Саймона, включая Лулу Масилелу, Тао Эа Мацеху, Дженерал М. Д. Ширинда и Gaza Sisters, а также Бойойо-бойз-бэнд. Джем-сейшны длились от 10 до 30 минут, Саймон и Хейли намеревались собрать из них альбом по возвращении домой.
За пределами студии тамошняя широкая публика была враждебна к Саймону, но союз музыкантов принял его тепло. К концу поездки Саймон почувствовал, что избавился от прежних личных переживаний и с новой силой увлекся музыкой.
Хотя Саймон описывал сеансы записи как "эйфорию", он вспоминал "внутреннее напряжение" из - за апартеида. Когда запись продолжалась до вечера, музыканты начинали испытывать дискомфорт, так как им не разрешалось пользоваться общественным транспортом или находиться на улицах после комендантского часа. Саймон вспоминал: "даже в разгар эйфорического чувства в студии всегда то или иное напоминало о том, что вы живете в невероятно напряженной расовой среде, где законом страны был апартеид".
Саймон и Хейли провели около двух недель, записываясь в Йоханнесбурге, прежде чем вернуться в студию Hit Factory в Нью-Йорке, чтобы отредактировать материал. Саймон взял нескольких южноафриканских музыкантов в Нью-Йорк, чтобы завершить запись через три месяца после первых сессий в Йоханнесбурге. Результатом этих сессий стали "You Can Call Me Al" и "Under African Skies"
Саймон писал тексты песен в своем доме в Монтоке, штат Нью-Йорк, слушая записи. Он проигрывал треки задом наперед, чтобы "усилить эффект их звучания", перемежая тарабарщину, чтобы завершить ритмы.
Он пригласил поучаствовать в записи еще и других музыкантов, включая американскую певицу Линду Ронштадт и героев своего детства братьев Эверли. Поездка Саймона в Луизиану с Ричардом Лэндри привела к записи песни "That Was Your Mother" с местной группой Good Rockin' Dopsie and the Twisters. Увидев группу в танцевальном зале в Лафайете, он записал песню вместе с ними в маленькой студии за музыкальным магазином. Позже он связался с мексиканско-американской группой Los Lobos, с которой записал в Лос-Анджелесе песню "All Around the World or The Myth of Fingerprints".
Roy Halee
Рой Хейли редактировал альбом с помощью цифровой технологии, перенося аналоговые магнитофонные записи в цифровое рабочее пространство бесчисленное количество раз. Он сказал: "количество редактирования, которое вошло в этот альбом, было невероятным ... без возможности редактировать цифровые файлы я не думаю, что мы смогли бы сделать этот проект" Он использовал магнитофонное эхо и задержку на каждой песне и уделял особое внимание басу, говоря: "басовая линия-это то, о чем весь альбом. Это суть всего, что произошло." Каждая песня сводилась примерно за два дня .
Руководители Warner были не заинтересованы в проекте, рассматривая Саймона как плохую инвестицию из-за провала его предыдущих двух сольных альбомов. Лейбл гораздо больше вкладывал в Принца и Мадонну, рассматривая Саймона как "бывшего". Саймон чувствовал, что их безразличие к нему работало в его пользу, поскольку давало ему больше свободы. По словам Хейли руководители лейбла считали их обоих "сумасшедшими".
Так появлялся Graceland -седьмой сольный студийный альбом американского певца и автора песен Пола Саймона, который был выпущен 25 августа 1986 года, компанией "Уорнер Бразерс". Его продюсировал сам Саймон. Альбом , по моему мнению, - попытки Саймона подстроить африканскую музыку под своё музыкальное мироощущение и снабдить получившееся своими текстами. Плюс пара странных бонусов в виде аккордеонных зайдеко и лэйдауна в стиле Джи Джи Кэйла.
По мнению профессиональных муз критиков, Грейсленд является эклектичной смесью музыкальных стилей, включая поп, а капелла, зайдеко, исикатамия, рок и мбаканга. Mbaqanga, или "township jive", возник как уличная музыка Соуэто, Южная Африка. На альбом оказали сильное влияние более ранние работы южноафриканских музыкантов Джонни Клегга и Сифо Макхуну, а также их группа Juluka's Zulu-Western pop crossover music. Juluka была первой мульти расовой поп-группой в Южной Африке. Саймон благодарит Клеггу, Джулуке и продюсеру Джулуки Хилтону Розенталю в примечаниях к вкладышу Грейсленда.
Juluka's Zulu-Western pop crossover music
Альбом чередуется то игривыми, то более серьезными песнями. Саймон думал об альбоме как о пьесе: "как в пьесе, настроение должно постоянно меняться. Серьезная песня может привести к абстрактной песне, за которой может последовать юмористическая песня". Во многих песнях Саймон и Хейли используют тогдашний цифровой синтезатор Synclavier для "усиления" акустических инструментов и создавая электронную "тень".
Чтобы написать тексты, Саймон слушал записи, сделанные во время его пребывания в Йоханнесбурге, выявляя закономерности в музыке для соответствия стихам. Он сказал:
Это было очень трудно, потому что узоры, которые, казалось, должны были соответствовать друг другу, часто не совпадали. Я понял, что в африканской музыке ритмы всегда слегка меняются и что форма мелодии часто диктуется басовой линией, а не гитарой. Гармонически африканская музыка состоит в основном из трех основных аккордов—вот почему она звучит так счастливо,—поэтому я мог написать почти любую мелодию, которую хотел, в мажорном масштабе. Я импровизировал двумя способами—распевая мелодии фальцетом и вставляя любые слова, которые приходили мне на ум. Саймон сказал Роберту Кристгау в 1986 году, что он плохо пишет о политике и чувствует, что его сила в том, чтобы писать об отношениях людей и самоанализе.
Несмотря на поддержку Комитета ООН по борьбе с апартеидом, так как альбом демонстрировал таланты чернокожих южноафриканских музыкантов, не предлагая никакой поддержки южноафриканскому правительству, Африканский Национальный Конгресс (АНК ) протестовал против выхода альбома , считая это нарушением бойкота. Критики осуждали Саймона, называя его наивным. Концерт в поддержку Грейсленда в лондонском Королевском Альберт-Холле вызвал протесты Даммерса из "Спешиалс", Уэллера из "Джэм" и Билли Брэгга.
Напротив, Саймон получил похвалу за поддержку южноафриканской музыки от Хью Масекелы, одного из самых выдающихся музыкантов Южной Африки и противника апартеида, изгнанного из страны, который впоследствии гастролировал вместе с Саймоном и Мириам Макеба. Мировой успех альбома вывел некоторых музыкантов, особенно Ladysmith Black Mambazo, на мировую аудиторию. Но Джонас Гвангва критиковал выводы о том, что Саймон сделал южноафриканскую музыку популярной: "Итак, потребовался еще один белый, чтобы открыть мой народ?" Некоторые критики рассматривали Грейсленд как элемент колониализма, а Саймон вроде как присваивал себе музыку другой культуры, чтобы заработать и попутно вывести ее на мировой рынок.
По словам Саймона: "Что было необычно в Грейсленде, так это то, что он был внешне аполитичным, но это было сотрудничество между черными и белыми, для создания музыки, которая нравилась бы людям повсюду. Это было совершенно противоположно тому, что говорил режим апартеида, а именно, что одна группа людей была неполноценной. Здесь не было ни подчиненных, ни начальников, только признание работы каждого музыканта. "
Еще один скандал произошел из за выбора Саймона американской певицы Линды Ронштадт на вошедшую в альбом песню "Under African Skies", так как три года назад она взяла гонорар $ 500,000 за выступление в Сан-Сити, южноафриканском роскошном курорте только для белых. Нельсон Джордж из Billboard сказал, что ее включение в Graceland было похоже на “использование бензина для тушения свечей на день рождения”.
Саймон защищал Ронштадт, говоря: "я знаю, что ее намерение никогда не состояло в том, чтобы поддержать правительство там ... Она совершила ошибку. Она чрезвычайно либеральна в своем политическом мышлении и, несомненно, антиапартеидна"
Саймон отказался выступать на антиапартеидном сингле 1985 года "Sun City", поскольку демо включало список имен, позорящих артистов, выступавших на курорте, включая Ронштадт.".Он сам отказался от двух предложений выступить в Сан-Сити.
У Хэйли были большие сомнения относительно коммерческого успеха альбома: по тем временам проект был слишком сложен и сильно отличался от всего, что было в тогдашних хит-парадах, этнические басовые грувы никто прежде не использовал, африканскую музыку в мире не знали. Хэйли не верил, что альбом вообще попадёт в хит-парады.
Но Graceland стал самым успешным студийным альбомом Саймона и его самым высоким чартовым альбомом за последние десять лет; по оценкам, он был продан тиражом до 16 миллионов копий по всему миру. Он был высоко оценен критиками, получил премию Грэмми 1987 года за Альбом года и часто упоминается как один из лучших альбомов всех времен. В 2006 году он был включен в Национальный реестр записей Соединенных Штатов как "культурно, исторически или эстетически важный"
Пол Саймон, 1986
Мэтью Ошинский, ныне заместитель редактора отдела спорта (хмм!!!) в New York Sun, а ранее трудился совместно с CMJ New Music Monthly и который даже имел публикации от Гарвардского университета, осмелился написать рецензию на этот альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"«Graceland» («Страна милосердия») - это кризис среднего возраста Пола Саймона. Будучи одновременно и новым, и старым, альбом стал переломным моментом не только в жизни своего создателя, но и всех, у кого тяжело на сердце, кто ищет новые способы самопознания. Кто-то покупал в таких случаях «Феррари»; Саймон же поехал в Южную Африку в нарушение культурного бойкота, объявленного ООН, чтобы записать альбом, который будет символизировать музыкальные традиции двух культур и проведет черту между его собственным прошлым и будущим.
Объединив усилия с известными местными музыкантами, такими как Лэдисмит Блэк Мамбасо и Тао Эа Матсекха, Саймон бесшовно смешал традиционный южноафриканский стиль, известный как мбак- ванга (чьи трех-аккордовые структуры и фоновые гармонии напоминали ему ритм-энд-блюз, который он любил в детстве) со своими собственными элегантными поп-мелодиями. Повторяющиеся ритмы и скачущий басовый танец под зулусские возгласы в «I Know What I Know», живые гитарные темы в смеси с партиями аккордеона в «Gumboots» и легко запоминающиеся стоны Лэдисмит Блэк Мамбасо в «Homeless» - все это звучит как экскурс из Африки в Америку и обратно.
И в центре находится Саймон, рассказчик среднего возраста, изучающий перспективу своего превращения в «карикатуру на карикатурном кладбище», оплакивающий потерянную любовь и дающий надежду. После того как «Graceland» вышел в свет, его непопулярный политический статус был быстро преодолен благодаря пленительному изяществу и красоте, убедившим слушателей в том, что ужасы апартеида просто ничто по сравнению с мощью артистического братства. "
Лэйбл Warner Bros. Продюсер Paul Simon Арт-директор Jeffrey Kent Ayeroff
Страна США Продолжительность 44:43