Так то оно - так. Но всё же таких очертаний совершенных, я не встретил больше ни у одной. Тем более у современной модели. Всё мыльницы-броневики жукообразные какие-то. А автобус - да . Тоже любил это сидение впереди - супер поездка была, если он ещё и через область ехал. Почти как на самолёте или вертолёте было ощущение
Может и запамятовал и с сельским Пазиком спутал, но не припомню я, что бы - стенка застеклённая была меж сиденьем этим и шофёрской кабиной. Вроде как и на Пазике - настил там тёплый на моторе можно было рукой трогать, когда сидишь.
Это да. Под "Пазиком" его и имел в виду. Но и тот Лиаз отпечатался в памяти такой же открытостью и упоительно-тёплой моторной накидкой....
:) Да. Эти автобусы такие тёплые, родные.
Когда-нибудь и нынешние дети будут вспоминать тёплые автобусы своего времени.
Большие сомнения... Проехался я как-то пару раз на современных городских. Внешне - красавцы, внутренне - убожество "куцее". Холодные (сплошные двери). Сиденья -жёсткие. Горки какие-то под сидениями колёсные в пол автобуса. Ощющение - регресса отрасли к "супер-социальной" концепции - побольше поголовья запихать в вагон и вперёд...
И я добавлю . Не совсем в тему
Первые правила дорожного движения
ПДД в Статуте Великого Княжества Литовского, 1588 год
Уставуем, иж дороги, великие гостинцы мають быти водле стародавного обычаю такъ широкие, абы на полтора прута быти могли.
А воз порожний мает уступовати возу наложоному, пеший — езному, езный — возу. А то если бы тесная дорога была, яко на мостех и в ынших злых разех, а часу зимнего, кгды снегъ бывает великий, мають, поткавшися, дорогу по половицы делити, а одинъ другого спихати не маеть."
РОЗДЕЛЪ ДЕВЯТЫЙ: «О ПОДЪКОМОРЫХЪ В ПОВЕТЕХЪ И О ПРАВАХЪ ЗЕМЛЕНЫХЪ; О ГРАНИЦАХЪ И О МЕЖАХЪ».
Артыкулъ 32 "О дорогахъ старовечныхъ."
Автопробег . 30г прошлого века. На заправке.
В 1925 году в Москве насчитывалось до пяти тысяч извозчиков, до тысячи легковых выездов учреждений и до двух тысяч всех легковых автомобилей. Общественный транспорт был представлен трамваями и только-только зарождавшимися автобусами. Для улучшения транспортного обслуживание горожан, в пику частным компаниям и извозчикам, городские власти решили развивать сервис общедоступного такси.
Коммунхоз Московского Совета закупил новые "Renault" и "FIAT", установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, в гараже № 1 Отдела Коммунального хозяйства был основан первый таксомоторный парк. И 21 июня 1925 года по столичным улицам начали ездить первые 15 таксомоторов - "комфортный транспорт, доступный рабочему человеку". Такси в Советской России были исключительно государственные. Таксомоторы быстро полюбились горожанам, поскольку стоили дешевле привычных извозчиков.
Московское такси. 1925 год
Советская пресса отметила открытие таксомоторного движения в Москве как сенсационное достижение рабоче-крестьянской власти: "Недавно на улицах нашей красной столицы появились такси. Нужно сказать, что в условиях нашей системы тот факт, что такси являются собственностью государства, облегчает задачу их эксплуатации".
На третий день работы такси газета "Рабочая Москва" писала: "Требования на таксометры значительно превышают возможность удовлетворения. На многочисленные заказы по телефону гараж вынужден давать отрицательные ответы, так как свободных таксометров в гараже нет. Все таксометры в течение 16 часов находятся в движении".
Только за первый месяц работы машины дали городу четыре тысячи рублей. Выгода была очевидной: каждый "Renault", при значительно меньших издержках, ежедневно приносил городскому бюджету 10-12, а то и 15-17 рублей.
Такси "Renault" получили в народе прозвище "браунинг". О чем, собственно, в "Золотом теленке" и написали Ильф и Петров: "В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено". 120 автомобилей! И это в то время, когда по Парижу бегали 16 тысяч аналогичных таксомоторов.
В первые же годы работы таксомоторов были организованы стоянки – биржи такси, где пассажиры ожидали свободную машину. Их расположили на самых оживленных площадях: Страстной (ныне Пушкинской), Свердлова, Арбатской и у Курского вокзала. В 20-е годы действовала сложная система тарификации. Согласно тарифу, за одну версту (1066,8 метра) по счетчику брали 40 копеек. За час проезда на такси - 4,5 рубля. Если водитель вез одного пассажира, поездка оплачивалась по первому тарифу, двоих - по второму и троих - по третьему. В случае выезда за черту города полагалась двойная оплата. Ночной тариф обходился на четверть дороже. И всё же поездка получалась не дороже, чем на извозчике. Неопытному водителю на руки выдавали справочную табличку со всеми тарифами. За работой шоферов на линии следили контролеры.
Вплоть до 1926 года такси были лишь в Ленинграде и Москве и только многим позже стали появляться в менее крупных городах страны. В 1930 годы в СССР активно развиваются таксопарки.
В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали на линию 120 автомобилей.
К 1930 году в Москве работало уже два государственных таксомоторных гаража. Для расширения парка такси была закуплена опытная партия автомобилей "FIAT", но они не прижились и таксомоторный парк пополнился автомобилями "Ford", с которых, собственно, и начинали дореволюционные таксомоторные общества. Новые такси были оборудованы таксометрами с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью "Свободен".
Московское такси Форд. Фото 1935 год
В 1934 году были выпущены легковые автомобили отечественного производства и таксопарки быстро переориентировались на отечественные машины: "ГАЗ-А" и "M-1" ("эмка"). Начиная с этого времени иномарки в СССР в такси больше на работали, наступила эпоха первого автомобильного импортозамещения.
В 1936 году появились "эмки" и такси стало действительно массовым средством передвижения. Если к 1935 году в столице ездило около 500 машин, то в 1939 году жителей и гостей столицы обслуживали пять таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками. По сравнению с главными европейскими столицами эта цифра, конечно, была просто смехотворной. В одном только Париже в 1925 году было 16 000 такси, а в Лондоне - 8 000.
В 1936 году тариф на поездку в таксомоторе был единым для всех городов и составлял: в дневное время - 80 коп. за 1 км в городе и 1 р. 20 коп. - за городом, а в ночное время - 1 р. 20 коп. как для городских, так и загородных поездок.
В годы Великой Отечественной войны все пригодные для этого машины ушли на фронт. Из-за плохой проходимости по бездорожью в парках остались преимущественно ЗиС-101. И поэтому после войны, когда такси вновь появилось на улицах Москвы и крупных городов, некоторое время клиентов обслуживали старые лимузины. Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946-1947 годах, когда в послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили "Победа". И именно они стали основным автомобилем такси.
А чтобы таксомоторы выделялись из общего потока автомобилей, свою лепту вновь внес Моссовет, когда принял решение раскрасить все машины с шашечками по единому стандарту: светлый верх, серый низ, опоясанный шашечками.
Кстати, шашечки на дверцах таксомоторов появились в 1948 году, а в 1949 году в правом углу лобового стекла загорелся зелёный огонек, говорящий о том, что машина свободна.
В середине 50-х таксомоторные парки отказались от единой расцветки такси, и теперь на маршрутах можно было встретить машины разных оттенков. Объединяло их только одно - все автомобили по-прежнему расписывали шашечками.
Эра "Волги" открылась "двадцать первой" (ГАЗ-М-21) моделью в 1957 году. В отличие от "Победы" салон "Волги" первой серии, которую называли "первый выпуск со звездой" из-за бросающейся в глаза пятиконечной звезды на бампере, был намного просторнее. И именно на "Волгах" впервые начала внедряться система радиотелефонной связи с диспетчером.
Кстати, легендарное такси ГАЗ-21 неоднократно появлялось на экранах. На "Волге" ездил главный герой фильма "Три тополя на Плющихе" таксист Саша. Позже этот же автомобиль появился в фильмах "Берегись автомобиля" и "Бриллиантовая рука".
Количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси ЗИС после появления которых, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей.
К 1971 году в Москве уже ездило около 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. Стоит отметить, что до 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. Столько же стоила, к примеру, бутылка газированной воды "Буратино" или детский билет в кино.
с 1971 года Горьковский автозавод начинает целенаправленно выпускать машины "Волги" ГАЗ-24 светло-салатовой окраски. Во время подготовки к московской Олимпиаде-80 по международным требованиям такси становится ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появляется оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивается в ночное время.
Именно в таком виде у многих и запечатлено в памяти такси времен СССР. А также очереди к этим машинам, выстраивающиеся на вокзале, которые так хорошо показала в своем фильме "Карнавал" режиссер Татьяна Лиознова.
В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку.
Вместе с ярко-лимонной "Волгой" канула в Лету целая страна. В конце 80-х таксомоторные парки строили планы на будущее, расписывая на десять лет вперед, какие машины они закупят. Но в 1991 году государственное такси приказало долго жить.
После распада Советского Союза большую роль по перевозке пассажиров взяли на себя индивидуальные "частники". Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась - появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания.
Сегодня в больших городах России имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами, как то: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и так далее. Есть (особенно в небольших городах) также полностью нелегальные частные извозчики и полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине.