Песни Исаака Дунаевского - "Широка страна моя родная...". В этот альбом вошли песни к кинофильмам, эстрадные…
Песни Исаака Дунаевского - "Широка страна моя родная...". В этот альбом вошли песни к кинофильмам, эстрадные песни и арии из оперетт. Записи 1937-1955 гг.
Яркий старт позволил Дунаевскому с 1924 года заведовать музыкальной частью в московском театре «Эрмитаж», а в 1926—1929 годах — в Московском театре сатиры. И все же Украина, как бы сказать, «не отпускала» Дунаевского. В Москве он женился на своей землячке Зинаиде Судейкиной, которая родилась в дворянской семье, проживавшей в Змиевском районе Харьковщины. Дунаевский с большим основанием, чем поэт Н. Гумилев, мог сказать о своей супруге, что взял ее «из логова змиева». Брак этот подарил Исааку Дунаевскому сына Евгения. Однако известного нам композитора Максима Дунаевского родила Исааку Осиповичу в 1945 году другая женщина - Зоя Пашкова, с которой он прожил с 1940 по 1955 годы, оставаясь при этом в официальном браке с З. Судейкиной.
Феерическая, ураганная слава в прямом смысле обрушилась на Исаака Дунаевского в 1934 году после выхода в прокат кинематографического вневременного хита Григория Александрова «Веселые ребята» (рабочее название «Джаз-комедия») с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. На подаренной Дунаевскому фотографии актриса — всенародная любимица — оставила такую трогательную надпись: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!» Дуней композитора звали всю жизнь.
Можно пытаться объяснить феномен повального увлечения в 30-е годы ХХ века граждан СССР музыкой Исаака Дунаевского. Думается, разгадка в том, что в основе музыки Дунаевского лежит подлинный гармоничный мелодийный дар.
Фактически Дунаевский вместе с Александровым стали основоположниками жанра советской музыкальной кинокомедии. За «Веселыми ребятами» последовали кинематографические хиты «Цирк» (1936 ), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940).
Популярнейшими произведениями, звучавшими из репродукторов и чуть ли не из каждого окна, а главное, певшимися людьми от всей души, стали песни Дунаевского к кинокартинам «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949).
Трудно представить себе нашу жизнь даже сегодня без «Школьного вальса», «Молчания», возвышенной и проникновенной «Летите, голуби!». До сих пор помнятся «Моя Москва», «Дорожная», «Звезды милой Родины» и даже «Каховка». А разве утратили свою искрометность, свежесть и внутреннюю теплоту его оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация»?
И если бы в творческой биографии композитора были только эти произведения, он уже по праву считался бы величайшим талантом. Но масштабность дарования И. Дунаевского более значительна. Он написал 12 оперетт («И нашим, и вашим», «Соломенная шляпка», «Женихи», «Ножи» и др.), 4 балета, музыку примерно к 30 драматическим спектаклям («Тартюф», «Слуга двух господ», «Мнимый больной» и др.), музыку к 28 кинофильмам, более 100 песен.
Композитор создал свыше 90 камерных произведений — пьесы для фортепиано, квартеты, романсы.
Поразительно, что широчайшую популярность в массах приобрели не только поющиеся мелодии Дунаевского, но и его инструментальные сочинения, отличающиеся, между прочим, не такой уж внутренней простотой, а вполне сложным симфонизмом. Первым в этом ряду следует назвать увертюру к фильму «Дети капитана Гранта» (1936), произведение настолько яркое, что создатели многосерийного римейка «В поисках капитана Гранта» (1985) даже спустя полвека не смогли не включить увертюру в свою ленту. И их можно понять. Ведь это сочинение очаровало и такого строгого ценителя музыки, как Дмитрий Шостакович. «Когда я вспоминаю музыку к фильму “Дети капитана Гранта”, — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Весьма примечательный факт. Именно при «тоталитарном советском режиме», как это сейчас принято говорить, композиторами СССР, и в первую очередь, конечно, Исааком Дунаевским, были созданы выдающиеся популярные мелодические сочинения. И ничего подобного в этом жанре, близко становящегося в ряд — по красоте, содержательности и популярности, — за два десятилетия после «парада суверенитетов» не создано ни в одной стране, появившейся на территории бывшего СССР.
В 1937—1941 годах Дунаевский возглавлял Ленинградский союз композиторов, а в годы Великой Отечественной войны — ансамбль песни и пляски железнодорожников, с которым побывал на всех фронтах.
Грандиозный успех сочинений И. Дунаевского может навести на мысль, что жизнь этого выдающегося музыкального таланта была безоблачной. Отнюдь. Композитор, конечно, удостоился двух Сталинских премий — в 1941 году за музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга — Волга» и в 1951 году за музыку к кинофильму «Кубанские казаки». Но известна и такая история. Впервые прослушав «Песню о Сталине» Дунаевского, «вождь народов», уделявший развитию искусств в СССР немалое внимание, сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел».
Были годы, когда композитора подвергали критике на страницах печати, упрекая за отход от «линии партии» и увлечение легкой «буржуазной» музыкой. Пик травли пришелся на 1951 год. Сейчас появилось немало страждущих бросать камни в «тоталитарное прошлое» (что равносильно плевкам в зеркало), уличать в конформизме таких людей, как, скажем, председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Но мало кто знает, что именно он заступился в ЦК КПСС за Дунаевского - «первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу». По воспоминаниям сестры Дунаевского Зинаиды, во время ее звонка брату в Москву из Полтавы, где она жила, тот попросил: «Помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона — я ему обязан честью и жизнью».
Исаак Дунаевский больше уделял внимания легкой музыке, песенному творчеству, что вполне отвечало запросам его современников. Но нельзя не согласиться и с мнением заслуженного деятеля искусств Украины Георгия Шибанова: «Если бы он прожил больше, то, бесспорно, взялся бы и за написание больших симфонических произведений, ибо был наделен уникальным мелодическим даром. В произведениях к кинофильмам и опереттам его музыка переплеталась с симфоническим жанром. Отдельные фрагменты оперетт композитора являются завершенными музыкальными произведениями, а потому они часто исполняются в концертах отдельно. Его произведения отличаются сложным мелодическим ходом и тонкой гармонией, поэтому, хотя на первый взгляд кажутся легкими, требуют от исполнителя высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов».
История не знает сослагательного наклонения, но все же, мы можем разделить горечь композитора, писавшего в частном письме за два года до кончины: «Я имел большой успех в концерте песни, который состоялся позавчера в Колонном зале в Москве. ... Этот успех меня очень радует. Но что означает моя радость по сравнению с моей грустью, с моим огромным собственным неудовлетворением? Я перестал быть творцом. У меня еще есть непринужденное мастерство, которое позволяет мне оставаться в песне нестареющим львом. Но эти же песни, помноженные на мое оркестровое умение и мышление, могли бы дать кантаты, оратории, поэмы и др. А я сижу и занимаюсь, годами занимаюсь, по сути, клиентурой. Я злюсь, очень злюсь на себя. И эта злость, видимо, мой единственный якорь спасения, единственная моя надежда на освобождение от моего творческого лабаза ...»
Умер Исаак Осипович Дунаевский 25 июля 1955 г. в Москве. Принято считать, что от сердечного приступа. Он вообще легкомысленно относился к сердечным болям, говорил близким, что музыка его излечит. Существует и неподтвержденная версия о самоубийстве композитора.
В Лохвице до сих пор сохраняют рояль, на котором играл Исаак Дунаевский до отъезда в Харьков.
Первая столица Украины тоже помнит своего земляка, который получил здесь музыкальное образование и дебютировал как дирижер и композитор. Совсем недавно появилась инициатива об увековечении имен знаменитых земляков, и в этом ряду одним из символов Харькова вместе с Григорием Сковородой, Ильей Репиным было названо и имя Исаака Дунаевского.
Михаил Хусточка
В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).
Уважаемая милая Сеньора! Считала , что уже давно знаю Ваш потенциал , умение и желание находить интересный материал!
ВОСХИЩЕНА широтой и глубиной подачи замысла, ЩЕДРОСТЬЮ дара , предугадыванием пожеланий ( великолепно подобран размер и цвет шрифта) !!!
Горжусь знакомством и возможностью общения с Вами !!! Благодарю за альбом с широким освещением жизни и творчества Исаака Осиповича Дунаевского и
подбором музыкального архива .
С уважением и неизменной симпатией , Дейзи.
Добрый день, дорогая Дейзи!:) Спасибо за такие тёплые слова, право же мне даже неловко. Диск давно хотела выложить в музблог, но может быть и хорошо, что не выложила:). Здесь получилось предоставить информацию шире.
Очень рада именно такому показу материала альбома! Спасибо!!!
Ceniora пишет:
Добрый день, дорогая Дейзи! Спасибо за такие тёплые слова, право же мне даже неловко. Диск давно хотела выложить в музблог, но может быть и хорошо, что не выложила. Здесь получилось предоставить информацию шире.
Ружена Сикора – поющая синичка.
На эстраде сегодняшней
Звезды новые светятся,
Им теперь дарит публика
И цветы, и любовь.
Но как жаль мне, что публика
С Дунаевским не встретится,
И трубу Эдди Рознера
Не услышать им вновь!
Эстрадное искусство всегда отражало свою эпоху, свое время. В нынешний прагматичный век, как часто мы видим и слышим с экрана телевизора раскрученную халтуру. Поют одни и те же лица с претензией на «звездность». Содержание, слова песни, порой просто вызывают недоумение. Похоже, что автору нечего было сказать, и он ограничился двумя фразами, которые исполняющая «звезда» повторяет все время.
Духовность, направленность к чему-то возвышенному, практически отсутствует. Что ж, в период «демократии» каждый пишет те песни и слушает то, что отвечает его внутреннему содержанию.
Это не значит, что нет на современной эстраде талантливых певцов и прекрасных песен. Конечно, они есть, но почему-то им сложнее пробиться к зрителю. Я большой поклонник академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который ратовал за пропаганду высокого искусства, культуры. И эта пропаганда, как никогда должна присутствовать на телевидении, наверно, самом массовом источнике информации.
Во все периоды жизни человека всегда были свои кумиры, свои любимые певцы. Можно перечислить длинный ряд не просто известных, а поистине всемирно знаменитых фамилий, так хорошо знакомых людям старшего поколения. На многих сайтах вы найдете статьи о них. Некоторым из них уделено место и на нашем сайте. Не буду их перечислять, они у нас на слуху и в памяти. А вот молодым людям хочу напомнить о талантливой певице, середины прошлого века. Ее песни неоднократно появлялись и на нашем сайте.
К сожалению, многие из ныне живущей молодежи мало знают об этой замечательной певице. Еще раз повторюсь: без прошлого, нет будущего.
Ее песни были так хорошо знакомы людям старшего поколения. В каждом доме, где был граммофон или электропроигрыватель, наверняка были пластинки с ее песнями. Нежное, лиричное исполнение песен, глубокое содержание доходило до сердец и запоминалось надолго. А на сцене эта прекрасная певица привлекала не только своим голосом, но и чисто женским обаянием, красотой.
Ружена Сикора родилась 20 августа 1918 года в Новороссийске. Девочка открыла счет третьему поколению семейства Сикора в Новороссийска. Ее дед, винодел Владимир Сикора приехал в Абрау-Дюрсо еще в позапрошлом веке из Тифлиса. Отец, Владимир Владимирович, чех по национальности, работал главным бухгалтером цементного завода «Пролетарий». Мама, Вероника Адамовна, полька, ее маленькой девочкой удочерил, и привез в Новороссийске известный инженер Иосиф Гульбин.
Имя малышке выбрал отец. Девочка-младенец обходилась без него, пока Владимир Сикора, обрусевший чех, не сказал жене: "Смотри, какие светленькие, даже рыжеватые у дочки волосы. Назовём её Ружена - рыженькая."
Только не копной рыже-каштановых волос прославилась эта девочка в своём Новороссийске, а прекрасным голосом, унаследованным от отца.
Музыка всегда присутствовала в повседневной жизни семейства Сикоры.
Видно на небесах было так записано, что имя Ружены Сикоры войдет в историю музыкальной культуры. Вам наверняка будет интересно узнать, что само слово "сикора" в переводе с чешского означает синичка. Фамилия оказалась пророческой - уже в три года Ружена давала первые сольные концерты во дворе своего дома. Первыми слушателями «маленькой певчей птички» были соседи по двору дома 12\14 на улице Энгельса, где проживала семья. Увеличился и ее репертуар. Для пятилетней девчушки устанавливали табуретку и летними вечерами соседи по дому слушали свою щебетунью. По их просьбам исполнялись все известные двору песни, даже оперные арии. С трудом взобравшись на высокую табуретку, малышка выводила тоненьким голоском «Ты жива еще моя старушка...». Сидящие на скамеечках старушки пригорюнивались, вздыхая и смахивая наворачивающиеся слезы.
Отец, более известный горожанам как певец, а отнюдь не бухгалтер, много и тщательно репетировал перед выступлениями, а дочка схватывала все на лету.
Пианино в семье появилось в 1926 году. По случаю и за вполне приемлемую цену был куплен совершенно разбитый инструмент. Все фетровые вещи в доме были порезаны на прокладки к молоточкам, а на клавиши, которые должны быть белыми, наклеивались кусочки крахмальных воротничков и манжет. Клей, который отец также варил сам, своим злым запахом изводил всех. Но на этом-то пианино Ружена и стала учиться музыке.
Довольно скоро выучилась аккомпанировать папе — обладателю красивого баритона, любимцу новороссийских меломанов. Однажды отец попросил Ружену аккомпанировать ему на одном из концертов, проба вышла удачной, и он стал брать дочь на все свои выступления, Ездили по клубам, дворцам культуры, городским предприятиям и организациям. Когда Ружена освоилась со сценой, составили семейный дуэт.
Наконец наступил знаменательный день, когда Ружена вышла на сцену одна, вначале, с отдельными номерами, потом и с программой. Ее голос помнят эстрады сада имени Микояна, клубов лесного и торгового портов, но более всего – Дворца пионеров (Советов, 40) и Городского театра.
На всю свою жизнь сохранила Ружена Владимировна в душе чувства любви и благодарности к отцу, талантливому артисту, человеку, всю свою жизнь посвятившему служению ее величеству Музыке.
В 1936 году отца пригласили в труппу Киевского оперного театра, но внезапное горе постигло семью. Возвращаясь с концерта в парке Демьяна Бедного (Фрунзе), 16 июля 1936 года Владимир Владимирович упал замертво: не выдержало сердце.
Голод, охвативший страну в начале 30-х годов, не обошел и Новороссийск. Получить продовольственные карточки могли работники предприятий. И Ружена идет работать на цементный завод «Пролетарий» в бондарный цех, где приходилось подбирать деревянные клепки для упаковки. Рукавиц не выдавали, вскоре от заноз руки покрылись нарывами. Молоденькую девчушку пожалели, направили работать аккомпаниатором немого кино, фильмы ежедневно крутили в клубе завода. Весь вечер приходилось проводить в темном душном зале, потом посмотреть фильм, который будут показывать завтра (ленты менялись часто) для того, чтобы музыкальное сопровождение к нему было уже готово. Транспорта не было, и домой пешком Ружена добиралась, в лучшем случае, к двум часам ночи. Белые клавиши домашнего пианино из манжет папиных рубашек были порой мокрыми от слез: подобрать ноты к каждому эпизоду нового фильма дело непростое. А с восьми утра начинался рабочий день в конторе «Маслопрома» на месте нынешнего холодильника, где Ружена Владимировна работала бухгалтером (ох, уж эта наследственность), продовольственного пайка таперши не хватало. И все же острое малокровие не заставило ждать своего проявления. Работницы «Маслопрома» поступили жестко и сердито: чуть не силком вливали в девушку ежедневно стакан рыбьего жира, давая тут же закусить чем-то кисленьким, чтоб не вырвало.
Голод отступил.
Ружена одновременно с работой учится в музыкальной школе. Уже не в паре с известным отцом - одна выходит на эстраду и покоряет взыскательную новороссийскую публику красотою и свежестью молодого голоса, изяществом манер, очаровательной внешностью. Появление юной звезды на одном из торжественных юбилейных концертов производит настолько сильное впечатление на публику, что городские власти принимают решение направить одаренную певицу в музыкальное училище в Ростов-на-Дону, выделив для этого деньги из городского бюджета. Случай, прямо скажем, по тем временам достаточно редкий... После одного из сольных концертов к певице подошел председатель исполкома Катенев, сообщил, что талантливую девушку направляют на дальнейшую учебу в Первое Ростовское музыкальное училище. Теперь Ружена будет приезжать в Новороссийск только на гастроли.
В тридцатые года Ростов-на-Дону по праву считался городом высокой музыкальной культуры, богатым не только своими традициями, но и многочисленными талантами. В этом городе проводились музыкальные фестивали общесоюзного значения, а городское музыкальное училище стояло в ряду лучших в России. Ружена с блеском выдерживает приемные экзамены и поступает на вокальное отделение. Учится, сочетая изучение теории с практикой.
-«В Ростове я училась и работала, — я же была единственной кормилицей в семье, посылала родителям деньги. А на каникулах выступала с оркестром Воронина. Во время гастролей в Батайске наш концертный вагон обчистили. Спасибо, добрые люди, у которых я снимала квартиру, меня одели, обули и обогрели... Ростов я очень люблю, там ведь прошла моя юность. Я помню, приехала спустя годы на гастроли, и поселили меня в гостинице «Дон». Там строго-настрого запрещали пользоваться электрическими приборами. Но так не хотелось питаться в столовой... Однажды я что-то готовила на плите, и запах просочился в коридор. Тут как раз в дверь и постучали с проверкой! Я выдернула шнур и закрыла шторой плитку. Проверяющие, глядя на моё невинное лицо, готовы были уже уйти, да только из-за моей спины пошёл дым, потянуло палёным. Это загорелась штора, которая коснулась горячей плиты. Ну и ругали же меня! Но не наказали: уважили, как популярную артистку».
Будучи студенткой, Ружена Сикора пробует выступать в качестве солистки оркестра на эстраде с Железнодорожным джазом под руководством Дмитрия Воронина. Выступления эти могли состояться только в каникулы: руководство училища было против ранней специализации. Но именно первые концерты студентки определили ее будущее, ее пристрастия: современная эстрадная песня, которой она решила посвятить свою жизнь.
На одном из ее выступлений (это было на гастролях в Баку) побывал Александр Цфасман. Приверженность Сикоры к тому, что нынешние исследователи истории эстрады называют "театром песни", привлекло внимание Цфасмана, руководителя популярнейшего в то время джаза. Он без колебаний предложил Сикоре стать солисткой его ансамбля и согласился ждать, пока певица сдаст в училище последний экзамен. Ружене с трудом верится в такую невероятную удачу - ведь в коллективе Цфасмана работают только звезды вроде Павла Михайлова, исполнителя знаменитого танго "Утомленное солнце". Тем не менее...
"Получив приглашение от маэстро, я стала срочно собирать свой небогатый концертный гардероб, вспоминает Ружена Владимировна, - а перед самым отъездом в Москву зашла в парикмахерскую, где мне отрезали мою роскошную до пояса косу, а из оставшихся "перышек" соорудили прическу, в которой я была похожа на полуощипанную курицу...
К счастью, Александр Наумович отнесся ко мне очень приветливо и после небольшой репетиции спросил:
- Когда вы можете начать выступления?
- Сегодня, - ответила я, сама не веря сказанному.
- Молодец, - похвалил Александр Наумович и распорядился помочь мне подобрать концертное платье для дебюта".
В этом и других концертных платьях "от Цфасмана" певица будет выходить на эстраду кинотеатров "Ударник" и "Художественный", когда начнется Великая Отечественная война.
Со свеженьким дипломом Сикора приезжает в Москву. Уже в мае 1941 года в Зеленом театре ВСХВ прошли ее первые концерты с цфасмановским джазом, тепло встреченные столичным зрителем. Впереди были большая гастрольная поездка no стране.
Не прекращая концертной деятельности, она совершенствовала своё вокальное мастерство в Гнесинском училище.
Одним из непосредственных учителей актрисы был великолепный мастер сцены В. Зускин.
-В каждой песне добивайся точного ощущения обстоятельств, - говорил он. - Рассчитывай на одного, но умного, самого умного зрителя. У него добрый, но острый взгляд!"
Эти слова наставника, воспитывавшего у своих учеников чувство высокой требовательности к себе, ко всему, что они делают, Сикора долго помнила.
События грозного июня изменили эти планы. Молодая певица вступает во фронтовую бригаду. Концерты военных лет стали ее университетами.
"Изо ртов зрителей валил пар. Аккомпаниатор-пианист играл в перчатках, - так описывает выступления Ружены Сикоры в московских кинотеатрах военного времени М. Регинин. - Она пела "Катюшу", "Думу про казака Голоту" - боевые, жизнеутверждающие песни. Люди слушали ее, смотрели на ее обнаженные в этом нетопленом зале руки, и суровые лица теплели".
Фашисты подошли к самым стенам Москвы, но Ружена, несмотря на настойчивые советы и многочисленные предложения, отказалась эвакуироваться.
- Зачем? - сказала она, недоуменно пожав плечами. - Ведь Москву все равно не сдадут...
И продолжала выступать, а в свободное время дежурила по месту жительства - выводила детей и стариков в бомбоубежище, вместе с такими же, как она, молодыми девчонками и ребятами тушила на крышах вражеские "зажигалки".
А потом ее включают в состав фронтовой концертной бригады, и Ружена Сикора вместе с конферансье Михаилом Гаркави и танцевальной парой Анной Редель и Михаилом Хрусталевым выезжает на передовую.
- В прифронтовых лесах, в только что освобожденных городах и селах мы чувствовали себя спокойнее, чем в Москве, - вспоминает Ружена Владимировна. - Нашими зрителями были полные энтузиазма, радостного предвкушения очередного наступления бойцы и офицеры. В тыловых госпиталях было тяжелее... Но мы знали, что от наших концертов зависит многое, и, как могли, помогали исцелению раненых.
Окончилась война, и Ружену пригласили на 2-й Всесоюзный конкурс эстрады. Надо заметить, 1-й подобный конкурс прошёл в 1940-м году, и лауреатом его стала Клавдия Шульженко, тогда ещё неопытная певица. Теперь же лавры достались молодой Сикоре. В чём был её секрет? Несомненно, в звонком, чуть вибрирующем голосе - природном даре, но не только: Ружена обладала редкой манерой исполнения. В песнях о любви чувствовалась строгость, почти аскетизм вместе с силой и искренностью чувства. Все "песенные героини" Сикоры бескомпромиссны, с неизменной девичьей честью, немыслимые в наше время, а в ту пору ещё бывшие идеалом. Такие героини не могли быть "девушками для всех", а потому, актёр Зускин советовал Сикоре: " В каждой песне добивайся точного ощущения обстоятельств, - говорил он. - "Пой не для зала, не в толпу, а для одного, самого умного слушателя. У него добрый, но острый взгляд!.." И Ружена Владимировна с успехом пользовалась этим приёмом, ставшим её второй натурой: песня адресовалась не всем сразу, а именно одному. И такая манера пения давала поразительный результат: каждый чувствовал, что обращаются к нему, а не к соседу по стулу... Примером такого подхода служит и песня "Я тебе писать не стану".
В 1946 г. выходит первая грампластинка Р.В.Сикоры с записью песни «Месяц в синем небе» М.И.Блантера, сл. В.З.Масса.
Месяц в синем небе гуляет,
Льются золотые дожди.
Сердце о любимом мечтает, скучает.
Плещется ручей торопливый,
Стелется туман на пути.
В первые послевоенные годы Ружена Сикора каким-то особым внутренним чутьем почувствовала, как нуждается измученная, истерзанная войной страна в лирической задушевной песне. И со свойственным ей творческим максимализмом поставила себе за правило готовить к новому сезону новый репертуар. Однако, чтобы исполнить двадцать — двадцать пять новых песен, как правило, приходится разучивать намного больше. Одна часть уже отрепетированного потом безжалостно отсеивалась, другая... Другая становилась тем, что благодарные слушатели называли «песнями Ружены Сикоры»... «Друг» и «Воспоминание», «Жду тебя», «Звездный свет» и «Огоньки», «Я тебе писать не стану» и «Дождик» и многие другие произведения наших композиторов-лириков Н.Богословского и М.Блантера, М.Фрадкина и К.Молчанова.
Ружене Сикоре принадлежит немало "открытий". Она первая исполнительница "Ласковой песни" М. Фрадкина, песен из "Сюиты для джаза" М. Блантера, "Вот солдаты идут"
К. Молчанова и его же студенческих "Огоньки" и "Все мечты сбываются", вальса
И. Дунаевского "Воспоминания", "Где б ты ни был, друг мой" В. Мурадели и "Я жду тебя" С. Агабабова. Всех не перечислить!
Ружена Владимировна – солистка джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. На эстраде она выступает с аккомпаниатором, талантливым пианистом В. Горышником.
С 1948 года певица дает сольные концерты, программа которых строится из произведений советских и зарубежных композиторов.
Впервые в Новороссийск Ружена Владимировна вернулась в начале лета 1948 года. Поезд опаздывал. Но каково было удивление певицы, когда она увидела сотни встречающих, которые протягивали ей цветы. Багаж уложили в грузовичок, который еще мог проехать мимо огромных воронок от бомб. К гостинице военнослужащих на улице Свободы шли пешком. Первый концерт состоялся в тот же день в саду имени Микояна. Певица пела и веселые, и шуточные песни, а зрители все равно плакали. Каждое лицо собравшихся зрителей было знакомо, люди пришли послушать свою «птичку», с ее песнями вспоминалась такая мирная, спокойная довоенная жизнь, многие родные, друзья, соседи были еще живы…
Сикора одной из первых на эстраде решилась исполнять песни на других языках. Вспоминает Валерий Сафошкин.
- Результат порой оказывался неожиданным, даже анекдотичным... Например, после выступления в клубе интернациональной дружбы в городе Жданове итальянские моряки, зашедшие за кулисы, попытались заговорить с певицей на их родном языке. А болгары даже свое недовольство высказали:
— Вы поете совсем как болгарка. Даже теряется ощущение, что мы в гостях. С героиней этого очерка — Руженой Владимировной Сикорой — меня связывает крепкая многолетняя дружба. Не раз приходилось бывать в гостях у этой по-прежнему красивой и обаятельной женщины, слушать ее рассказы. И историю с норильским концертом довелось услышать из ее собственных уст...
Кстати, за выступление в экстремальных условиях Крайнего Севера певице тогда была объявлена благодарность Министерства культуры РСФСР с необычной для мирного времени формулировкой: за мужество.
В самый канун концерта Сикоры над Норильском разразилась настоящая снежная буря. Самолету, чудом прорвавшемуся сквозь пургу, удалось благополучно приземлиться в Норильске. Но Ружену Сикору ждали на отдаленном руднике "Медвежий", и поскольку концерт должен был состояться вечером, срочно пустили на расчистку снега грейдер. Метель то и дело возобновлялась, и километра за полтора до рудника машина с Руженой Сикорой увязла в снегу. Пришлось вылезать и пробираться к цели пешком... Ружена Владимировна шла по осыпающейся с обеих сторон траншее, вспоминая свою молодость, подмосковные снега, окопы Смоленщины и Белоруссии...
Концерт Ружены Сикоры на руднике "Медвежий" начался точно в назначенное время. Собравшиеся в зале встретили появление любимой артистки дружными оглушительными аплодисментами.
В эти годы складывается сценический образ ее героини, проходящий через песни цельной натуры, глубокой в своих чувствах женщины, умеющей быть в любви строгой, требовательной, бескомпромиссной и нежной. Ей чужды жеманство и инфантильное кокетство. Отсутствие сентиментальности, сдержанность, почти аскетичность при внутренней наполненности, - таковы черты характера сценического создания Ружены Сикоры.
"Обладая превосходным голосом, наделённая ярким артистизмом и тонким чувством песенной "души", Сикора приносит на эстраду воплощённый в музыкально-сценический образ замысел поэта и композитора"
Вано Мурадели. "Советская культура", 27 марта 1967 г.
Может показаться, что путь Ружены Сикоры был усыпан только розами. Увы, это далеко не так. В своих сольных концертах Сикора исполняла песни советских и зарубежных авторов, а также польские, болгарские, чешские, французские, итальянские и другие песни на языке оригинала. Каждую она трактовала по- своему, они становились «песнями Сикоры». Однако именно эта стезя и стала поводом к скандалу, который случился весной 1955 года - в разгар очередной борьбы с низкопоклонством перед Западом и со стилягами. Тогда Сикору обвинили в пропаганде чуждых советской эстраде песен. Статья называлась хлестко - «Пошлость меняет этикетки» и была помещена в газете «Советская культура» 31 марта Автором заметки был редактор стенной газеты филологического факультета МГУ «Комсомолия» Юрий Брагин. Писал же он следующее:
«В последнее время с наших эстрад и из радиорепродукторов часто раздаются итальянские. испанские, мексиканские и прочие песни. Слушая иные из них, люди удивляются: откуда у народных песен явно ненародный привкус? Попробуем внести ясность.
Наш зритель и слушатель любит и уважает эстрадную певицу Ружену Сикору, много сделавшую для пропаганды советской лирической песни и песен братских народов. Но. может быть, артистке неизвестно, что исполняемая ею «Амадо мио» - вообще не песня, и тем более не итальянская? В фильме «Рим в 11 часов» она попала как случайная уличная мелодийка, а до этого была известна как шлягер (боевик) из голливудского порнографического (?) фильма «Джильда»... Известно ли ей, что переводчики обманули ее и «Бесаме мучо» в переводе с испанского означает не «Песня сердца», а «Целуй меня много», что эту бездумную румбу уже сколько лет бренчат джазы Америки и Западной Европы? Известно ли ей, что «народная» песня «Кармела» никогда не была народной песней, что она сочинена одним из джазовых «светил» фашистской Испании?
Уже одни «анкетные данные» этих песен способны помочь понять, как и откуда, иногда проникает чуждая нам идеология. Но дело даже не в них, настолько пошлы сами песни, настолько примитивна их «гармония», в которой нет ничего, ни от песен итальянских, ни от испанских или мексиканских... Недаром же они стали своего рода гимном стиляг, подбирающих обноски западной «моды». Дружное их мычание «Му-уча!» давно должно было бы подсказать талантливой артистке, кому в концертном зале импонирует этот ее репертуар...»
Вот как непросто складывался творческий путь Ружены.
Ныне, всякий, любящий песни Сикоры, может задаться вопросом, откуда у певицы столько искреннего чувства, ведь ложь, даже актёрская, всегда ощутима. Нельзя и мысли допустить, что её песни - результат "сценических упражнений": такое надо пережить самой. И верно: в начале 50-х Ружена полюбила и вышла замуж. Избранником её стал "товарищ по музыкальному цеху" пианист Виктор Горышник. В ту пору большие джазы с "ротой трубачей" распадались один за другим, уступая место комбо - малым инструментальным составам, проще говоря, ансамблям. Ружена Сикора пошла дальше, взяв пример с Шульженко, и стала выступать под аккомпанемент рояля, за которым сидел её муж. В этом был смысл: теперь оркестр не мешал песне, которая утратив танцевальность, приобрела большее - главенство стиха. Отныне песни Сикоры были маленькими спектаклями, в которых певица рассказывала ту или иную историю.
За свою многолетнюю концертную деятельность певица объехала всю страну. Она побывала на гастролях в Польше, ГДР, Болгарии.
В лучших традициях советской песенной эстрады Сикора стремится не просто петь, а играть песню. Поэтому многие ее песни становятся небольшими новеллами.
Оказалось, однако, что придет время, и характер этой удивительной женщины будет подвергнут еще более тяжелому испытанию. Во время гастрольной поездки по Подмосковью машина, в которой ехали Ружена Владимировна со своим мужем, талантливым музыкантом Виктором Горышником, попала в аварию. Муж Ружены Владимировны умер в больнице, а сама певица оказалась на семь месяцев прикованной к больничной койке... И хотя мужественной женщине не только удается встать на ноги, но и вернуться на сцену, подорванное здоровье не позволяет ей восстановить концертную деятельность в прежнем привычном объеме.
(Хотел поместить в этой статье и дискографию певицы, но потом понял, что не стоит. Дискография займет несколько листов, а желающие легко смогут найти ее в Интернете)
Весьма знаменательным фактом в жизни Русены Сикоры стал 1967 год. К подножию Суджукского маяка, что вблизи Новороссийска, комсомольцы города опустили капсулу-контейнер с посланиями потомкам XXI века. Среди других документов, отправленных в будущее, письмо, написанное по просьбе молодых горожан их землячкой, и пластинка с записью "Новороссийского вальса" композитора Девятковича в исполнении Ружены Сикоры. Необычная посылка будет поднята с морского дна в сотую годовщину Октября.
-Хотя шум прибоя и заглушал оратора, но порывы ветра доносили обрывки фраз людям, что сгрудились на берегу: "Товарищи! В этот памятный день мы опускаем капсулу, адресованную потомкам... Спустя полвека наши внуки достанут послание и увидят, каких замечательных людей прежде рожала Новороссийская земля..."
Герметичная капсула отправилась на дно Чёрного моря, а гости - за праздничные столы. "Ружена Владимировна, - обратился к известной певице секретарь горкома, - ведь Вы наша землячка. В далёком 2017-м, когда Октябрьской революции стукнет вся сотня, Ваши руки откроют капсулу... И не возражайте: доверим это Вам... И что там обнаружат потомки?.." Сикора усмехнулась: "Отчёт об успехах Новороссийских цементников..."
За столом раздалось хихиканье. Секретарь, обведя удивлённым взглядом присутствующих, протянул: "Не-е-ет, уважаемая... Цемент - побоку. Найдут Ваши магнитофонные записи! Мы их туда вложили...", - и чиновник, словно заговорщик, подмигнул певице.
- Вот пропуск в вечность! - смеется певица. Внутри небольшой картонной книжечки написано:
"Дано Ружене Владимировне Сикоре. Удостоверение дает право присутствовать при вскрытии капсулы-контейнера 7 ноября 2017 года».
Секретарь Новороссийского ГК ВЛКСМ В. Новик" –
и круглая райкомовская печать!..
А разве трудно заметить странную закономерность, когда, скажем, актёры невольно повторяют жизненный путь своих киногероев? Нет, не играют "выстраданные собственной жизнью" сцены, а наоборот, повторяют путь уже сыгранных ролей. И если Сикора пела про разлуки, разбитую любовь и одиночество, то с ранней смертью мужа, Виктора Горышника, она испытала всё это на себе. Она на годы осталась одна, без поддержки любимого человека. Второй брак, с Николаем Тараненко, который руководил эстрадным ансамблем, возродил, казалось, интерес к жизни и творчеству, и Ружена Владимировна продолжила петь.
Последствия жесточайшей аварии дали о себе знать. И Ружена Сикора принимает нелегкое для себя решение: она уходит с большой эстрады, уходит в полном расцвете сил и таланта...
Но уход со сцены не означал уход из искусства и Ружена Сикора с присущим ей талантом,
занималась преподаванием, участвовала в воспитании молодых артистов вокального жанра в певческой школе при Центральном Доме работников искусств.
(Я все пытаюсь понять, как происходит оценка творчества артиста, оценка его заслуг перед страной. Сколько нынешних молодых певцов чуть заблестев на экране телевизора стали обладателями высоких званий и наград, а поистине НАРОДНЫЕ артисты так и не были удостоены.)
Небольшим утешением певице стало присуждение в 1993 году звания Народной артистки России, хотя запоздалое решение ничего не меняло: Ружена Сикора всегда ею была.
Песня "Я жду" тому лишнее подтверждение.
В Москве певица жила в 19-м доме по улице Усиевича, близ метро "Аэропорт".
Решив оставить сцену, Ружена Сикора была верна себе.
Лишь дважды Ружена Владимировна изменяет собственному зароку. В первый раз, приняв участие в организованном вечере памяти А. Вертинского - вместе с Никитой Богословским и Булатом Окуджавой. И во второй раз, в феврале 1993 года, когда снова уступает настояниям известнейшего коллекционера и писателя Валерия Сафошкина и соглашается на проведение творческого вечера в ЦДРИ.
Похоже, сама певица не ожидала, что афиша с именем Ружены Сикоры вызовет такой интерес у москвичей - ведь ее молчание длилось более десяти лет. В большом зале ЦДРИ было буквально яблоку негде упасть. Зрители теснились в проходах между рядами, стояли у стен, сидели на подоконниках. От обилия букетов буквально рябило в глазах. И вот на сцене появляется Ружена Владимировна, как всегда, элегантная, стройная, улыбающаяся... Невозможно описать, что творилось в этот момент в переполненном зале. Аплодисменты, крики "браво"... У некоторых зрителей на глазах блестели слезы...
Все, однако, стихло, когда Сикора запела, и зал, завороженный, ловящий буквально каждое слово, каждую ноту, замер. Снова на эстраде полновластно царила Ружена Сикора, снова струились от сердца к сердцу невидимые токи теплоты и любви. И точно не было этих долгих, этих невероятно изнурительных лет разлуки...
А сколько добрых слов было сказано в ее адрес гостями вечера Зиновием Гердтом, Аллой Йошпе и Стаханом Рахимовым, фронтовым другом певцом Николаем Щукиным, писателем Борисом Поюровским, поэтом Феликсом Лаубе, знаменитой Марией Мироновой, солистом Краснознаменного ансамбля Российской армии Эдуардом Лабковским, певцом и композитором Юрием Лозой. Зал рыдал от смеха, когда на сцену для приветствия бенефициантки вышли ее "поклонники" В. Ленин, И. Сталин, М. Тэтчер, Л. Берия и Л. Брежнев. Но этот же зал встал, когда к Ружене Владимировне с букетом цветов направилась легендарная Изабелла Юрьева.
По общему мнению, вечер удался, его показало телевидение России. А самым кульминационным моментом на нем была премьера песни, написанной поэтом Феликсом Лаубе и композитором Львом Ратницким специально к этому событию и посвященной Ружене Сикоре.
Ту страну заповедную
Не ищите на глобусе.
В той стране много прожито,
Много дней, много лет.
В той стране я оставила
Поезда и автобусы,
И в стране той останется,
Вероятно, мой след.
(И вновь не укладывается в голове. Певице, которая активно выступала на фронтах, в госпиталях только 3 марта 2005 года, через 60 лет после Победы, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» за концертную работу в военные годы).
Ружена Владимировна Сикора умерла в Москве 23 декабря 2006 года.
(Меня потрясло, когда я прочитал в заметке, что на её похороны пришло всего ТРОЕ. Ведь ушла сама Ружена Сикора и такое невнимание. Однако, думаю, что проститься с Сикорой пришли бы тысячи москвичей, ее поклонники, хорошо помнящих ее песни.
Просто ни в газете, по какому каналу телевидения не сообщали о смерти той, кто была истинной ЗВЕЗДОЙ советской эстрады.
Похоронена на 27 участке Химкинского кладбища.
Москвичи, поклонники таланта великой певицы. Найдите возможность заглянуть на могилку Ружены Сикоры и поклониться той, чьи песни так грели нам душу и сердце.
Включите телевизор, и вы вновь услышите о каких – то сплетнях про западных и российских «звездах, и очень редко, когда прорвется теплая струйка информации о тех, чьи имена вписаны в Золотую книгу истории советского и русского искусства. Старые мастера эстрады уходят. Уходит целая эпоха, прощается с нами.
Может быть, когда-то и в ее родном городе Новороссийске найдется место для памятной доски о певице, которая упомянута на сайте города в разделе почетных жителей. Надеюсь, что время поставит все на свои места.
Вновь хочу напомнить дорогим форумчанам, что материалы взяты только из Интернета.
Я допускаю, что некоторые факты и подробности могут не соответствовать действительности. К сожалению, не имею возможности перепроверить данные.
Поэтому, уважая память Ружены Сикоры, буду признателен читателям этой странички, которые смогут дополнить или откорректировать размещенную здесь информацию.
При подготовки статьи были использованы материалы из следующих источников:
1.Официальный сайт Ружены Сикоры.
2.Валерий Сафошкин. Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена.
3.Локощенко Михаил. Прощание с эпохой. Газета "Советская Россия"
4.Эмиль СОКОЛЬСКИЙ. Маленькие хитрости Ружены Сикоры. Литературная газета.
5.Лариса Довгая. Птичка певчая.
6.Сайт: Википедия
(Дмитрий Шварц)
Добрый день, милая Сеньора!
Извините, но мой компьютер на данный момент не включает функцию размер шрифта.
Хочу поблагодарить Вас за интересные творческо-биографические данные по Ружене Сикора. Раньше немного слышала о ней , сейчас, прочитав предоставленные сведения, была удивлена и заинтересована. Статья очень большая, но я прочитала её полностью, а некоторые части и дважды. Очень жаль , что талантам трудно пробиваться в нашей стране, обидно, что авария не дала возможности Ружене Сикора полностью отдаваться любимому делу, отняла мужа и здоровье.
К сожалению, многие из нас мало знакомы с творчеством певицы.
Милая Сеньора! Хотела бы узнать : почему Вы в альбом И.О.Дунаевского включили данные для полновесного альбома Р.Сикора? У меня от таких "тяжёлых" загрузок возникают трудности с просмотром темы. Да и отзывы писать лучше в её альбоме, а не у И.О.Дунаевског ( её-то имя в заглавие альбома не включено, и многие даже не догадываются о присутствии данных по её творчеству здесь!
Ещё раз благодарю Вас за проделанную трудоёмкую работу по поиску и загрузке этих сведений !
С неизменным уважением и симпатией , Дейзи.
Работа по творчеству Дунаевского сделана отлично, есть только замечания - песни и исполнителей делать не по английски а по русски, и не картинками, чтобы можно скачать исполнителей, хотел найти более подробную информацию об исполнителях, но нашел только упоминание об оркестрах, да и лучше в будущем указыаать данные о выходе альбома, если он существует. Ну и спасибо за труд Сеньора
Добрый вечер, дорогая Дейзи!:) Не знаю, что со мной случилось, но с диском Дунаевского отступила от всех своих правил, и сама жалею:). Во-первых, никогда не загружала три раздела с диска (кино, эстрада и оперетта) под одним заголовком. Во-вторых, никогда в сборниках не выбирала артиста, чтобы описать его творчество, но у меня был этот материал о Р.Сикоре, материал прекрасный, поэтому и напечатала его здесь. А здесь, потому что в эстраде, первая вещь - "Воспоминание" исполняет Р.Сикора. Посыпаю голову пеплом (шляпы мои не жалейте, их у меня много:)), больше не буду делать подобной "ошибки"
Милая , дорогая Сеньора!
Я совсем не хочу, чтобы свою мудрую и прекрасную головку Вы засыпали пеплом , даже , если он будет золотым! Материал альбома замечательный! Забочусь только об удобстве поиска и открывания альбома по исполнителю. Надеюсь, Вы не обиделись?
Всегда рада встрече с Вами , давно покорена выставляемыми Вами альбомами.
С глубокой симпатией, Дейзи.
vor58 пишет:
Работа по творчеству Дунаевского сделана отлично, есть только замечания - песни и исполнителей делать не по английски а по русски, и не картинками, чтобы можно скачать исполнителей, хотел найти более подробную информацию об исполнителях, но нашел только упоминание об оркестрах, да и лучше в будущем указыаать данные о выходе альбома, если он существует. Ну и спасибо за труд Сеньора
Добрый вечер, Анатолий!)) Отчитываюсь!:) Этот диск, мой родной, нигде не "слизывала" :). Все треки там прописаны не на английском, а просто латиницей (какими соображениями руководствовались составители диска, не знаю, может быть техническими, между прочим очень часто такое встречается), но при открытие в плеере, который находится в виндоусе, все они читаются на русском языке. Насчёт исполнителей, специально отсканировала вкладыш. Там указаны все исполнители и авторы стихов.
Пример.
Переходим к картинкам:) Картинки - это название фильмов, как на диске, а чтобы старшее поколение вспомнило афиши:), а новое посмотрело на то, какие они были. то решила подобрать такие "картинки":)
Пример
А диск существует:), если напишу год выпуска, поверите? или отсканировать ? 2006 г. РМГ "Рекордз". Там ещё многое написано
Может быть Вас смутила обложка без марки? Так на таких дисках есть папка с фотографиям, на некоторых дисках их много, на некоторых, их нет, здесь была одна фотография картинки, без марки:)
В следующий раз постараюсь переделывать подобные диски, честно, честно:)
Спасибо за оценку:)
Дорогая Дейзи! Разве на это надо обижаться? Конечно не обиделась. сама не довольна компоновкой данного альбома, уж больно он громоздкий.
А разве нельзя сейчас разделить этот альбом на два? Вырезать и создать новый из вырезанного? Думаю, никто в обиде не будет, единственно, это опять большая затрата времени и труда для Вас. Ладно, учтём на будущее. Всего доброго!
Надо поговорить с нашими умельцами, может и можно. Чудесная открытка! Забираю))
У Вас же есть права модератора, всё сами можете сделать, только вот посоветоваться , действительно, нужно.
А картинки специально прикрепляю для использования желающим. Забыла дописать что автор портрета Francois Martin-Kavel . Мне понравился портрет. Это в Вашу коллекцию, возможно, пригодится.
----------------------------------------------------------------------
Ceniora,
1. Очень здорово, просто замечательно!
2. НО... почему советские песни озаглавлены не советскими буквами???
3. Или это что-то означает и несёт какой-то смысл???
-----------------------------------------------------------------------
Доброе утро, Валерий!)) Не знаю, по какой причине, но составители некоторых дисков употребляют латиницу в названии треков. Весь этот диск именно такой, а обложки, как видите, на русском. Когда проигрывается в плеере от Винда, в плейлисте идут русские названия. Этот пост загружала прямо с диска, поэтому такое написание. Вообще стараюсь переделывать. Вы уж извините.
Веселый ветер Исаака Дунаевского
На Западе композитор феерического дарования Исаак Дунаевский получил прозвище «красный Моцарт». Понятно почему: годы творческого расцвета Дунаевского пришлись на советское время. Хорошо, пусть «красный». Дело вкуса и политического выбора. Но все-таки — «Моцарт». Классик советской музыки, родившийся 30 января 1900 года, прожил немногим более полувека, и его расцвет и признание пришлись на сталинскую эпоху, когда он создал всенародно любимые музыкальные шедевры, далеко вышедшие за пределы Советского Союза.
Первый этап жизни и творческого становления Исаака Осиповича был связан с Украиной.
Композитор родился в городе Лохвица, на Полтавщине, но после того, как два брата Дунаевских, Борис и Исаак, не смогли поступить в 1910 году в лохвицкое реальное училище, семья переехала в Харьков. В 1918 году Исаак закончил с золотой медалью гимназию, а в 1919 году, то есть практически одновременно с гимназией, окончил и Харьковскую консерваторию по классу скрипки. Такая скорость обучения удивительна и подчеркивает неординарность личности будущего композитора.
Вообще Исаак, игравший на фортепиано с 7 лет, вырос в музыкальной семье, где музицировали все, а пятеро из семи детей стали профессиональными музыкантами.
Кроме того, в то время в Харькове выступали такие выдающиеся деятели отечественной музыки, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов, а за дирижерским пультом порой стояли Сергей Рахманинов и Сергей Танеев. Бесспорно, что близкое знакомство с творчеством таких мэтров музыкального искусства благотворно влияло на становление композитора Исаака Дунаевского.
С 1910 года Дунаевский проживал в Харькове на Москалевке и учился одновременно в гимназии и в Харьковском училище императорского русского музыкального общества, куда был принят сразу на третий курс и где его педагогом по скрипке был легендарный Константин Горский, скрипичное мастерство которого высоко ценил Петр Ильич Чайковский. Благодарно следует вспомнить и педагогов Дунаевского в консерватории: скрипку ему преподавал Иосиф Ахрон (кстати, ученик А. Лядова по Петербургской консерватории и, по слухам, человек, побудивший отца Дунаевского купить сыну скрипку мастера Амати), а композицию — С. Богатырев.
Молодой, творчески горевший Дунаевский рьяно начал работу дирижером в оркестре драматического театра в Харькове. Дебют Дунаевского как театрального композитора в 1920 году (напомним, что еще шла Гражданская война) тоже отчасти объясняет нам полученное несколько позже прозвище «красный Моцарт». Он, как и автор знаменитой оперы «Женитьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро». Кропотливые собиратели музыкальных историй сохранили рассказ о том, что в театр русской драмы, тогда уже знаменитый, поступила в хористки совсем молодая Клавдия Шульженко, тоже, кстати, обитательница харьковской Москалевки. При пробах ей аккомпанировал именно Исаак Дунаевский.