Плагиат в музыке.
Плагиат в музыке.
Спасибо! Отличная статья!
В Антонио Сонг - наибольшее совпадение. Это даже не импровизация на тему, а полнейший и безоговорочный плагиат. (
А какую сплагиаченную песню Паулс называет своим величайшим произведением?
EDWARD пишет:
Спасибо! Отличная статья!
В Антонио Сонг - наибольшее совпадение. Это даже не импровизация на тему, а полнейший и безоговорочный плагиат. (
А какую сплагиаченную песню Паулс называет своим величайшим произведением?
Конечно же, "Любовь настала". С этого произведения началась его слава.
krokozjabra пишет:
Конечно же, "Любовь настала". С этого произведения началась его слава.
А можно его в студию?
EDWARD пишет:
А можно его в студию?
Он же в первом треке вместе со своим оригиналом.)
krokozjabra пишет:
Он же в первом треке вместе со своим оригиналом.)
Ах, простите мне мою дремучесть! Трек не озаглавлен, вот и не в теме я. )
Я думаю что Паулс слямзил готовую песню "Любовь настала" у Мишеля Легранда- "nobody knows" 1975 поёт лена хорн. Вот Легранд, слушал Вилла-Лобоса или нет, но идею расписал качественно.
Плагиат в музыке.
Все более или менее знакомы с термином дежавю. Но есть есть и ещё один термин – криптомнезия. Он менее известен. Он был предложен профессором психологии Теодором Флурнуа. Профессор исследовал феномен медиума Смит, которая при помощи «автоматического» письма рассказывала о своих прежних жизнях, беседах с марсианами. Исследования показали, что свои познания она взяла из изучаемых ранее источников, но конкретные источники получения информации были забыты. С тех пор термин криптомнезия употребляется, когда человек не может вспомнить, было ли событие на самом деле, либо он только слышал о нём, либо видел во сне, либо читал ранее, написал ли он сам рассказ или стихотворение или прочитал и выучил чужое. Иными словами, забывается источник информации.
Как в известной шутке, - помните? -Говори о себе только хорошее, источник забудется, а информация запомнится.
Часто этот феномен может случаться у людей творческих, которые прослушивают, изучают, разбирают и сами исполняют огромное количество музыкальных произведений, либо стихов, рассказов. И могут чужие произведения, когда-то запомненные, принять за свои. (Речь не идёт об умышленном плагиате).
Хорошо известен случай, когда Пол Маккартни, сочинив своё гениальное «Yesterday» около месяца спрашивал музыкантов, друзей, знакомых, не слышали ли они когда-нибудь что-то подобное. К чести Пола, он боялся, что его обвинят в плагиате. Только спустя месяц-два, убедившись, что это действительно его произведение, он начал писать слова.
Сейчас не хочется говорить о наглом, беспардонном плагиате сегодняшних однодневок на российской сцене. А хочется поговорить о признанных мэтрах. В каких пределах допустима «похожесть» их произведений на произведения других композиторов. Кстати, Первоначально латинское слово «plagio» означало похищение и продажа чужих рабов.
И не будем брать уже признанных «мастеров плагиата» таких, как Игорь Крутой. Хотелось бы начать с более респектабельных, признанных и уважаемых композиторов. Например, Раймонд Паулс. Начнём, пожалуй, с него.
Очень интересный композитор, музыкант, которого называют «Бразильским Бахом» – Вилла-Лобос (5.03.1887 -17.11.1959). Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений, его произведения исполняли самые известные музыканты, ария из «Бразильской бахианы» №5 была жемчужиной в репертуаре Марии Каллас. Вот этот замечательный композитор написал Прелюдию № 3 для гитары в 1939-м году. Послушайте, замечательная вещь.
Но Вилла-Лобос не был известен в нашей стране. И Раймонд Паулс пишет песню «Любовь настала», стихи Р.Рождественского. Слушаем фрагмент фортеапиано минус Паулса и следом – фрагмент гитарного исполнения Прелюдии Вилла-Лобоса
Не будем касаться его темы к фильму «Долгая дорога в дюнах» и сравнивать с 4-й прелюдией Вилла-Лобоса, там всего немного взято.
Двинемся дальше, к более узнаваемым фрагментам, и более длительным заимствованиям. Хотя, тут стоит вспомнить Мадонну, которая не уронила чести, и заплатила огромную сумму за всего два понравившихся ей семпла Abba, чтобы включить их в свою песню Hung Up. Андерсон так прокомментировала согласие: «Мы всегда восхищались Мадонной и всем, что она делает. У неё сильный характер, она показывает его уже двадцать один год. Это у неё очень хорошо получается. Hung Up - действительно хорошая песня. Если бы она была плохой песней, мы не согласились бы на предложение Мадонны. Это замечательная песня - стопроцентно качественная поп-музыка".
А теперь слушаем фрагмент песни ABBA "Fernando" (1975)и Алла Пугачёва "Без меня тебе любимый мой" (1985, муз. Раймонд Паулс).
Сразу оговорюсь, Abba ничего не получила, и никто ей ничего не предлагал.
Если предположить, что маэстро Паулс страдает криптомнезией, то надо отдать должное его вкусу: он слушает хорошую музыку.
Вот фрагмент музыки Паулса «Ах, вернисаж» (1987г.) и музыка Хулио Иглесиаса, в его же исполнении «AVecesTuAVecesYo» (1975)
Особый приступ криптомнезии у мэтро произошёл и при написании музыки к песне «Я за тебя молюсь» Вступление в песне аккуратненько, нота в ноту, повторяет вступление к песне Майкла Фрэнкса "Антонио сонг". Как говорится, найдите хотя бы одно отличие.
Отчётливо слышится и в песне Паулса «Танец на барабане» тема «Романса» Гомеса. Если трёхдолный размер и медленное исполнение заменить на друхдольный и быстрый темп.
Вот и возникает вопрос: как отличить плагиат в музыке от криптомнезии? Насколько имеет право быть «похожей» мелодия одного композитора, на другого?
Ну, и раз мы начали, вместе с маэстро, с Вилла-Лобоса, напоследок – произведение Великого Мастера, у которого так много почерпнул Раймонд Паулс! Вилла-Лобос Бразильская Бахиана № 5 в исполненнии Марии Каллас: