"По волне моей памяти". Part 3. Любимые мелодии моего отца... 40-й пост -юбилейный!
Продолжим тему любимых мелодий, которые хранил, переписывал у друзей и частенько слушал мой отец...
Как обычно, никакой системы в выкладке композиций нет. Я лишь дополню известные мелодии небольшими рассказами об их истории и исполнителях
№1
Изабелла Юрьева - Твои письма
Изабелла Даниловна Юрьева (настоящая фамилия Ливикова; 7 сентября 1899/1902, Ростов-на-Дону — 20 января 2000, Москва) — советская и российская эстрадная певица (контральто). Народная артистка России (1992).
Дебютное выступление состоялось в 1922 в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» А. Алябьева — П. Беранже. Получила приглашение выступать в московском «Эрмитаже». В том же году состоялась её первая гастрольная поездка в Ростов. Наряду с русскими романсами («Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням…», «Только раз бывает в жизни встреча» и др.) включает в программу своих концертов старинные цыганские песни («Роща», «Валенки»).
В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна (ум. в 1971), который под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев стал её постоянным администратором, а также автором слов к исполненным ею шлягерам «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь — прости», «О любви и дружбе» (ответ на песню «Дружба», исполняемую В. Козиным) и других. В 1929 году принимает участие в вечере цыганского романса в Колонном зале в Москве. За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьеву стали называть «белой цыганкой». Постоянными концертмейстерами певицы были Симон Каган, Давид Ашкенази, и Евгений Рохлин, записи 1937-1941 годов составили диск "Старинные романсы и песни".
Фонографический дебют певицы состоялся в 1937 спустя 15 лет после первого выступления. В годы Великой Отечественной войны участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья» (на музыку Евгения Рохлина), «В старом саду», «Белая ночь».
В послевоенный период певица была незаслуженно забыта. Только в 1992 году она, наконец, была удостоена звания народной артистки России, затем награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).
№2
Бала-бала - Эмил Димиров
«Balla Balla» — песня 1965 года. Более позднее название — «My Baby Baby Balla Balla». Написана и впервые исполнена немецкой бит-группой группой Die Rainbows (Радуги) из Западного Берлина. Авторы композиции — Хорст Липпок (Horst Lippok, басист группы The Rainbows) и Клаус Липпок (Klaus Lippok). Музыкальное построение песни основано на классической гармонической схеме 12-тактового блюза. В 1965 году композиция заняла третье место в еженедельных немецких чартах синглов и 16-е место в ежегодном рейтинге. С тех пор на синглах группа записала более 8 версий этого хита.
Как это часто бывает, участники группы Rainbows не успели или не смогли защитить свою композицию юридически. Многие другие исполнители из разных стран воспользовались этим упущением, и опубликовали свои собственные версии этого непритязательного, но чрезвычайно заводного хита. В том же 1965 году, но уже после группы Радуги, эту песню исполнил знаменитый американский популяризатор и фактический родоначальник твиста — Чабби Чеккер (Chubby Checker). Его кавер-версия немного отличается от оригинала, имеет более осмысленный текст и большее количество вариаций. После Чабби Чеккера ее исполняли многие певцы и музыканты из разных стран. В результате международная популярность песни уже начиная с 1965 года была фантастической и в последствии только неуклонно возрастала. В СССР особенно. Благо, что у нас в 70-е годы позволялось танцевать не только вальсы. Ни одна студенческая вечеринка в нашем Союзе нерушимом без магнитофона в те времена не обходилась, а записи этой песни, а также Шизгары, советских ВИА, Битлов, и еще много-много чего разного переписывали друг у друга.
№3
Ako nyakoga se srecshnem nepoznati - Эмил Димитров
№2 и №3 две замечательных песни болгарского эстрадного певца 60-х Эмила Димитрова.
Эмил Димитров (болг. Емил Димитров Димитров; 23 декабря 1940, Плевен — 30 марта 2005, София) — болгарский эстрадный певец и композитор.
Родился в семье артистов. Эмил Димитров стал популярным исполнителем и композитором ещё в 1960-е годы. Благодаря его музыке много начинающих исполнителей не только в Болгарии, но и за рубежом стали популярными. Только в России продано 55 миллионов его альбомов. Песня «Моя страна, моя Болгария» (1970) стала песней столетия.
В 1975 году песня Э. Димитрова «Арлекино» в новой аранжировке, переведённая на русский язык Борисом Баркасом и исполненная Аллой Пугачёвой, выиграла «Гран-при» на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии.
Клипы Эмила Димитрова до сих пор постоянно показываются на всех телевизионных каналах Болгарии.
№4
Dzhozef - L. Lyampel & Eddi Rozner orkestr
Эдди Рознер (англ. Eddie Rosner, Адольф Игнатьевич Рознер, Эдди Игнацы Рознер; 26 мая 1910, Берлин — 8 августа 1976, Западный Берлин) — джазовый трубач, скрипач, дирижер, композитор и аранжировщик.
Биг-бэнд Эдди Рознера был одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявшим музыку в стиле свинг, и сыграл одну из ключевых ролей в освоении отечественными музыкантами этого направления музыки. В ансамбле работали Юрий Бельзацкий, Вадим Людвиковский, Пиро Рустамбеков, Луи Маркович и другие.
Как блестящий импровизатор был прозван «белым Армстронгом». Автор многочисленных джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, В. Масса и М. Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна, Б. Дворного и др.) и джазовых аранжировок. Заслуженный артист Белорусской ССР (1944). Один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР, чьи записи были дважды запрещены. в 60-е годы эмигрировал в Западный Берлин.
№5
Бомбардировщики - Эдит и Леонид Утесовы
Эта песня в послевоенные времена была весьма популярна, несмотря на пропагандистскую кампанию против союзников. В СССР эта песня пришла на английском языке в исполнении пятнадцатилетней Анны Шелтон, которую называли английской Лили Марлен. В 1943 году эта юная англичанка исполнила песню в радиопередаче, которая транслировалась для солдат союзников.
Парадокс в том, что родиной этой песни является Америка. Она была написана в 1943 году композитором Джимми Макхью на слова Гарольда Адамсона и быстро стала лидером хит-парадов. Её пели американские летчики и с пластинками в исполнении американки Веры Линн, она быстро распространилась среди участников антигитлеровской коалиции.
Сейчас уже многие не помнят автора крылатой фразы «на честном слове и на одном крыле …», но в трудную минуту жизни, не только американские и британские летчики, её повторяют, как молитву. На самом деле, так и было! В оригинале песни «Американского бомбардировщика» звучит фраза «on a wing and a prayer» (на одном крыле и на молитве)
Успеху песни «Бомбардировщики» в СССР способствовала не только мелодия Джимми Макхью, но и чудесная аранжировка для оркестра Леонида Утесова Аркадием Островским. Особую роль сыграло мастерство исполнителей Эдит и Леонида Утесовых в сопровождении Государственного джаз-оркестра РСФСР и замечательный русский текст. Его авторам С. Болотину и Т. Сикорской пришлось переписывать текст несколько раз. И песня получилась прекрасной.
№6
Guarda che luna - Marino Marini (Италия)
Марино Марини (итал. Marino Marini; 11 мая 1924 — 20 марта 1997) — итальянский певец, композитор и музыкальный продюсер. Пользовался международным успехом в 1950-х—1960-х годах, в 1954 г. создал квартет, с которым выступал на танцах и в ночных клубах. В неаполитанском ночном клубе La Conchiglia пять лет выступал не только как певец и музыкант, но и ведущий представлений. В репертуар его квартета входили как международные хиты, так и неаполитанские песни, которые сам Марино Марини аранжировал в модных танцевальных ритмах, которые расходились миллионными тиражами.
Пятнадцать песен квартета вошли в репертуар Далиды. Часто включала их песни в свой репертуар и Катерина Валенте. Шестидесятые годы были очень успешными для музыканта. Записи квартета были популярны по всему миру, и даже в Советском Союзе: помните – «Марина, Марина, Марина…»? «Гуарде ке луна, гуарде ке маре…»?
№7
Вен-вен-вен - Рози Армен
Рози Армен родилась в Париже. В искусстве певицы органично соединились французское изящество и солнечный темперамент родины ее предков — Армении.
Как и все известные шансонье Франции, Рози Армен начала петь в кафе. Этому предшествовали занятия в консерватории, а затем первые робкие шаги— выступления в любительских концертах.
Признание пришло к молодой певице в 1962 году: была выпущена ее первая пластинка, состоялся успешный дебют в парижском мюзик-холле «Вилла-д'эст». Затем последовали гастроли за рубежом: в Бельгии, Западной Германии, Иране, Ливане, Турции, США, СССР.
Важной вехой на творческом пути певицы был московский тур 1965-го года. Какой-то армянский слушатель услышал её по французскому радио и узнав, что певица имеет армянские корни, написал советскому правительству о певице, и вскоре после этого Рози была приглашена в Москву выступить с 12-ю концертами. Гастроли были настолько успешными, что певице пришлось дать 28 концертов. Среди больших почитателей таланта певицы были Тигран Петросян и маршал Баграмян, а Арам Хачатурян даже посвятил ей песню.
№8
Мне бесконечно жаль - Орк. А. Цфасмана
Александр Наумович Цфасман (1 (14) декабря 1906, Александровск, Российская империя — 20 февраля 1971, Москва, СССР) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио (1939−1946). Заслуженный артист РСФСР (1957).
На сегодня всё... Всем спасибо.
Продолжение будет...