Романс пережил века и не устарел, он пойдет в будущее и будет зажигать и питать сердца будущих поколений.
Да и не может быть иначе, ведь он весь пронизан любовью, он состоит из любви и она является его нематериальной субстанцией, и как и сама любовь не может устареть.
Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.
У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений.
И многочисленные любители романса - это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит свои плоды - плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.
Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и в тебе всё перевернётся, охватит невыразимой нежностью и печалью.
А ведь было время, когда исполнение романсов было запрещено ввиду того, что они не вписывались в стилистику бравурной музыки строителей нового светлого будущего. И лишь во время, так называемой «хрущёвской оттепели» романсы стали возвращаться на сцену.
Романс. В чем его прелесть и очарование? Это всегда песня — откровение, песня — вздох. Это то, что наболело на сердце и теперь вылилось в музыку. Главное в нем — интонация. Причем, интонация всегда очень доверительная, иначе пропадает вся его прелесть.
Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи? Наверно, такие споры не нужны. Тут все важно. Именно соединение музыки и стихов и трогательного исполнения и находят у нас такой отклик.
Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря большому количеству странствующих поэтов-певцов в XIII-XIV веках возник, а затем и развился легендарный песенный жанр.
Песни исполнялись на родном (романском) языке , откуда и появился термин «романс». Примерно к концу XIX века романс приобрел такую отличительную черту, как пение его одним солистом.
Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента или гитары. Народные же песни, в отличие от романсов, исполняли без музыкального сопровождения.
Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце XVIII века и обозначал музыкальное поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже гитары или арфы.
Появление нового понятия не привело к исчезновению слова «песня». Оба термина существовали как бы параллельно, часто подменяя друг друга. Границы то стирались, то резко проступали.
Позднее часто и городской романс называли «русской песней в стиле Варламова или Гурилева», «песни-вальсы», «бытовые песни». Однако некоторое отличие между песней и романсом было всегда. Песня по своему музыкально-поэтическому складу ближе к фольклору, а романс — к профессиональной музыке.
В силу разделения общества на гражданские сословия романс высшего аристократического круга, романс в кругах литературной интеллигенции, песня-романс разночинной среды —далеко не однородные явления. Во второй четверти XIX века наметилась тенденция к разветвлению жанра на две ветви: «бытовой романс» и «классический».
Бытовой, или городской романс — авторское произведение. Исполнялся городской романс при домашнем музицировании в различных слоях общества, в том числе и в городских низах. Все это не могло не отразиться на его характере, не придать городскому романсу оттенка фольклорности.
Интересно, что в песнях-романсах — самом доступном из всех жанров — отличить мелодию, сочиненную композиторам, от народной подчас было совсем не просто.
Классический, он же высокий, лирический или салонный романс — камерное вокальное произведение, созданное признанным композитором на стихи известного поэта.
Авторами произведений этого направления в основном были дворяне, имевшие возможность получить образование в привилегированных учебных заведенияx.
Сочинять музыку, писать стихи, рисовать, написать эпиграмму, посвятить стихотворение или романс возлюбленной — все это было обычным делом для дворянина и не считалось чем-то особенным, неординарным.
В то же время чрезмерное увлечение поэзией или сочинением музыки на профессиональном уровне грозило вызвать непонимание со стороны высшего общества, как считалось, что это недостаточно достойная профессия для его представителей.
vovas пишет:
Романс Чайковского в исполнении Иды Экман. Партия фортепиано- её муж Карл Экман. Запись 1905 года (возможно 1902 года- они записывали романс дважды)
Добрый вечер, Владимир! Приятно видеть Вас! Спасибо за красивый романс!
Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых.
Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны.
К середине XIX века под влиянием цыганских песен появляется «жестокий» романс.
Жестокий – означало роковой, фатально-гибельный, когда всё по высшей мере страстей: если любовь – то немыслимая, если ревность – то мучительная, если коварство – то вероломное, разлука – стремительная, а тоска – так могильная.
Позже разрослась ещё одна ветвь городского романса, его можно назвать «усталым» или «унылым» романсом.
Вновь старинный романс – роковое свиданье,
Вновь звучат старомодно-простые слова,
Как легко ими вышить любое признанье,
Где узор суть любовь, остальное – канва.
Утекают года, но узор разноцветный
Сохраняется, время его бережёт
Не случайно - душа у мелодий бессмертна,
Напоённое музыкой слово живёт
Так пусть будет в саду приоткрыта калитка,
День и ночь пусть кружИтся у вас голова,
Пусть отрады из тЕрема манят улыбкой,
Да не гаснет - горит над романсом звезда!
Ф. И. Тютчев. «Я встретил вас»
В середине 1822 г. в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник Ф.И. Тютчев. Он сразу обратил на себя внимание глубоким и проницательным умом, остроумием, отличной образованностью.
Неудивительно, что Тютчев стал желанным гостем как в придворных кругах, так и в мире литераторов, музыкантов, художников Мюнхена. На одной из таких встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюблённым. Её звали Амалия Лерхенфельд. О ней он помнил всю свою жизнь, ей посвящал стихи:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел, нас было двое:
Внизу в тени шумел Дунай.
В письме к другу Тютчев признавался: «После России это – моя самая давняя любовь».
Прошло много лет, в Карлсбаде произошла неожиданная встреча с Амалией. Ей шестьдесят лет, казалось бы, встретились два старых человека, но, как будто романтический юноша встретил ту же самую девушку, которая так давно потрясла воображение и сердце.
Blondinka пишет:
Добрый вечер, Владимир! Приятно видеть Вас! Спасибо за красивый романс!
Добрый день, Татьяна! Ида Экман одно время работала с Яном Сибелиусом и считается, была его музой
С романсом Чайковского «Средь шумного бала» на слова А.Толстого связана удивительная жизненная история…
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. А.Толстой сопровождал наследника престола цесаревича Александра. В светской толпе он обратил внимание на стройную, изящную даму.
Маска скрывала её лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Они говорили недолго: суета бала разлучала их. Но она успела поразить его точностью и глубиной суждений. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску…
Может быть, именно той январской ночью, когда он возвращался домой, сложились первые строчки этого стихотворения:
Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты…
Да, Софья Андреевна была незаурядной женщиной, умной и великолепно образованной. Она владела 14-ю языками, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Впоследствии она стала женой А.Толстого.
В 1878 году вскоре после смерти Толстого, П.Чайковский написал музыку к стихам, столь же чистую, нежную и целомудренную. Возможно, композитор услышал в них отзвук своих душевных бурь? Слишком свежа ещё была драма его неудачной женитьбы. Но зато он обрёл преданного друга, благородную почитательницу Надежду Филаретовну фон Мекк. Их переписка началась в 1876 году. Но… «тайна её покрывала черты»… они никогда не встречались.
Спасибо Таня! С праздником!!! Хорошего настроения надооолго!
Романс о старинных романсах
Галина Каюмова
То слогом лёгким и простым,
То выспренно-витиеватым
О том, как милый стал постыл,
В них пелось искренно когда-то.
О том, как манят вечера,
Как мёрзнет на пути извозчик,
О том, что жизнь подчас игра,
Что жизнь подчас игра,
А человек, увы, притворщик.
Под клавикорды в уголке
Великосветского салона
На всем понятном языке
Грустилось о судьбе влюблённых.
И под гитарный перебор,
Под бубны таборного хора
Терзали душу с давних пор,
Терзали с давних пор
Слова в тональности минора.
Бубенчик звякал под дугой.
Звезда горела над могилой.
И вновь один или другой
Ждал у калитки встречи с милой.
И снова кровь лилась рекой,
Смывая грех иль в жажде мести,
Чтоб стать романсовой строкой,
Романсовой строкой,
Храня мечты и кодекс чести.
vladimir_a пишет:
Спасибо Таня! С праздником!!! Хорошего настроения надооолго!Благодарю, Владимир !
Воспоминанье о романсе...
Не в том ли он саду звучал?
И музыкант, играя нежно,
Нас долгим взглядом провожал.
И лето нам тепло дарило,
Струился томно лунный свет...
Как ты мечтательно красива,
И впереди у нас рассвет!
Нам всё казалось в жизни просто.
Твои влюблённые глаза
Мне говорили: "Всё прекрасно!
И мы с тобою навсегда!"
И нам казалось: счастье рядом,
И друг от друга не таясь,
Мы медленно идём по саду,
И тот романс звучит для нас!
Но время пронеслось стрелою -
Мы друг от друга далеки.
Давно не виделись с тобою,
И тот романс уж не звучит.
Нас закружило, разбросало,
И вместе нам уж не пройтись.
А счастье было где-то рядом,
Я снова вспомнил тот мотив!
Воспоминанье о романсе...
Да, в этом он саду звучал!
И музыкант, играя нежно,
Нас долгим взглядом провожал.
Я вновь забрёл сюда случайно,
И вспомнил, что было давно:
Сад городской, романс печальный...
Как жаль, что всё это прошло!
Михаил Морозовский
Байрон
«Заветное имя сказать, начертать»
Романс
Заветное имя сказать, начертать
Хочу - и не смею молве нашептать.
Слеза жжет ланиту - и выдаст одна,
Что в сердце немая таит глубина.
Так скоро для страсти, для мира сердец
Раскаяньем поздно положен конец
Блаженству - иль пыткам?.. Не нам их заклясть:
Мы рвем их оковы - нас сводит их власть.
Пей мед; преступленья оставь мне полынь!
Мой идол, прости меня! Хочешь - покинь!
Но сердце любви не унизит вовек:
Твой раб я, - не сломит меня человек.
И в горькой кручине пребуду я тверд:
Смирен пред тобой и с надменными горд.
Забвенье с тобой - иль у ног все миры?..
Мгновенье с тобой все вместило дары!
И вздох твой единый дарит и мертвит
И вздох твой единый дарит и живит.
Бездушными буду за душу судим:
Не им твои губы ответят, - моим!
Евгений Баратынский
«Романс»
Не позабудь меня в твоем уединеньи,
В час грусти, милая, припомни обо мне;
Скажи: теперь и он тоскует в отдаленьи
И мысленно летит к родимой стороне.
Не позабудь меня!
Не позабудь меня, развеселясь с друзьями,
Подруге истинной шепни: его здесь нет!
Но некогда и он резвился вместе с нами
И страстно мне твердил: с тобой милее свет!
Не позабудь меня!..
Танюшка, под звуки романса-С Весной Тебя!:)
Отчего все не то-Людмила Кленова -Сергей Морозов
https://www.youtube.com/watch?v=aZoDvQwSucc
Милые, добрые, обалденные жительницы этого славного местечка под названием "Завалинка"! Танюши, Ирины, Марины, Зинаиды, Оксаны, Людмилы и, конечно, Альбина! Примите мои самые искренние, хотя и немного запоздалые, поздравления! Я тут отходила, в деревню, на шашлыки! Но главное, это вернуться. Любви вам, солнечного настроения, море цветов и позитива в душе
Людмилочка Даничкина(Донецк)-Сергей Морозов.
Зачем тебе моя любовь..
Обожаю этот романс в исп. Морозова Сергея....
https://www.youtube.com/watch?v=TNZDYTMxMwM
А я взлетаю в небеса
С кривой, извилистой версты.
Ты не смотри в мои глаза, -
Зачем тебе мои мечты?!
Причудой поперёк пути
Легла косая колея.
Что может общего найти
С такой, как ты - такой, как я?!
Вокруг полно нескушных дел
И мне тебя почти что жаль...
Невесел мой лихой удел, -
Зачем тебе моя печаль?!
Сплетает в горней вышине
Судьба терновые венцы.
Зачем под сердцем прятать мне
Предчувствий острые концы?!
Ты мою душу не трави
И не ломай в досаде бровь...
Среди привычной нелюбви, -
Зачем тебе моя любовь?!
Причудой поперёк пути
Свело незримые мосты.
Что может общего найти
Такой, как я - с такой, как ты?!
Dfytxrf пишет:
Милые, добрые, обалденные жительницы этого славного местечка под названием "Завалинка"! Танюши, Ирины, Марины, Зинаиды, Оксаны, Людмилы и, конечно, Альбина! Примите мои самые искренние, хотя и немного запоздалые, поздравления! Я тут отходила, в деревню, на шашлыки! Но главное, это вернуться. Любви вам, солнечного настроения, море цветов и позитива в душе
Ирочка!Все Ирочки у нас на Завалинке-замечательные:)
Счастья тебе, добра, тепла, любви!:)
Танюшка, Ирина , спасибо большо- большое - большое !
С праздником вас, милые девочки!
rubikon пишет:
Из М.Ю. Лермонтова "Валерик
Михаил, спасибо большое за прелестный романс из Лермонтова:)Александр Кайдановский...он вроде мужем был у Евгении Симоновой, я не ошибаюсь? Подтвердите или опровергните:)
Добрый день, Татьяна! Спасибо за внимание!
Мне нравится стихотворение М. Лермонтова "Валерик"... И жестокое и лирическое...
Уже затихло все; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям,
Ее тяжелым испареньем
Был полон воздух. Генерал
Сидел в тени на барабане
И донесенья принимал.
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Лермонтов участвовал в этой схватке на реке Валерик...
Михаил Лермонтов
(после боя при Валерике)
Портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Россильона. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет.
Стихотворение "Валерик" обращено к В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) - близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.
Но я боюся вам наскучить,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце;
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать, и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали,
Как умирают. Дай вам Бог
И не видать: иных тревог
Довольно есть. В самозабвеньи
Не лучше ль кончить жизни путь?
И беспробудным сном заснуть
С мечтой о близком пробужденьи?
Теперь прощайте: если вас
Мой безыскусственный рассказ
Развеселит, займет хоть малость,
Я буду счастлив. А не так? —
Простите мне его как шалость
И тихо молвите: чудак!..
И о Кайдановском)))) Симонова - вторая жена. Последняя, четвёртая, осталась вдовой...
Кайдановский - классный актёр!!!!
Кстати сказать, воинская традиция зачислять навечно в списки воинской части павших смертью храбрых возникла впервые в Тенгинском пехотном полку, в котором М. Лермонтов проходил службу. Отчаянной храбрости он был. По ночам организовывал вылазки к врагу, с собой брали только ножи. Но царь не подписал ни одного представления на награды Лермонтова...
Ладненько, буду закругляться: всё-таки вечер романса, а не биографии М.Ю. Лермонтова))))))
Михаил Спасибо за ЛИКБЕЗ:)О Валерике Лермонтова -то наслышана.....:)
А вот о Кайдановском.....:)
"Симонова - вторая жена. Последняя, четвёртая, осталась вдовой...
Кайдановский - классный актёр!!!! "
Классный актер, согласна, а третья жена кто??:)
Как же не любить Кайдановского, особенно после его стих-я про собачку Зину(Иртеньева Игоря):)
Мощный был артист.Мир его душе.
Мир его душе! Играл на надрыве...
Третья жена - Судакова Наталия
Кстати))), Кайдановский из Ростова)))))
А насчёт ликбеза Вы смеётесь над бедным мной))))) - Вы и сами всё знаете)))))))))))))))
rubikon пишет:
Мир его душе! Играл на надрыве...
Третья жена - Судакова Наталия
А насчёт ликбеза Вы смеётесь над бедным мной))))) - Вы и сами всё знаете)))))))))))))))
Вот теперь полный комплект жен Кайдановского
Рада вас видеть в добром здравии
ВАЛЕРИК..........
https://www.youtube.com/watch?v=MgG5MStWU8g
))))) Спасибо!!! С удовольствием слушаю запись!!!
Ага))) Со здравием!))) Вытолкали из-под капельниц пару дней назад))))
Дотяну до конца уч. года, дай Бог, и - финиш!!! Работать стало невозможно... из-за чиновничьего аппарата и бумаг и отчётов и прочего не нужного(((( Уровень образования в массе своей неуклонно падает... На прошлогодней аттестации даже снизили в в России нижний предел баллов по РУССКОМУ языку - итоги были печальными(((
Танюшка, Михаил , приветствую вас ! Спасибо за интересный диалог!
Добрый вечер, Татьяна!!! Спасибо за Вашу тему!!!
А за наш диалог надо ругать!!!)))) Не в рамках тематики романса)))))
Хорошего Вам отдыха, Татьяна!!! И новых тем!!!
Александр Сошальский - Городской романс (Вспоминаю твой взгляд)(А.Сошальский - А.Егоров)(кф Большая разница).mp3
Ушли элегии и стансы,
Но их настанут времена...
Напевом русского романса
Моя душа покорена...
Лисянский М.
Старинная барская усадьба... Дворянское гнездо, каких было много на Руси до апокалипсиса 1917 года... Чудные тихие сумерки, когда ещё не хочется зажигать огня... В раскрытые окна струится опьяняющий запах сирени... Звучит палисандр дачной гитары. И негромкий, но выразительнейший, богатый красками, голос актёра: "В вазе букет увядающих роз... Несколько начатых прерванных строк..."
"Ах, господа, как удивителен этот романс!" , и дамы томно подводят глазки, теребя в руках батистовые платочки….
Романс... Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий... О романсе можно говорить очень много - неисчерпаем он в своей глубине и богатстве. А можно молча внимать ему, ибо в тишине и безмолвии обретается и постигается его таинственный смысл и сила, и звучит его голос.
Он неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь, невыразимая и до конца непостижимая, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.