Поёт Пётр Лещенко. Выпуск 2 (1989) Мелодия, М60 48819 008
Однако в хит-параде грамзаписей, постоянно проводящемся ТАСС и редакцией газеты «Комсомольская правда», ретро-пластинка «Поет Петр Лещенко» уверенно заняла в июне - июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся, решенные в старых танцевальных ритмах песенки 30-х годов о любви, верности, дружбе, встречах и расставаниях, разлуках и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей. Причем, практически, всех возрастов.
Успеху пластинки способствовало, вне всякого сомнения, и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи. Лещенко не только пел, но как бы внутренне «проживал» сюжеты тех же «Татьяны», «Марусечки» или «Марфуши», «В цирке» или «Не уходи». Вносил элементы драматизма, иронии, шутки, улыбки. Это редкий дар, им наделены немногие исполнители. И уже окончательно покорял слушателей сочный, красивый по тембру голос (высокий баритон), которым артист превосходно владел.
Словом, возвращение из забвения певца, блиставшего более полувека назад на концертных площадках Западной Европы, пришлось по вкусу всем.
На новой пластинке собраны произведения, напетые Петром Лещенко в середине 30-х годов. Большинство записей сделаны в Риге, в студии местной фирмы грампластинок «Беллаккорд Электро». С этим городом у артиста существовали давние и тесные связи. Уроженкой Риги была его первая жена, танцовщица Зинаида Закит. Здесь родился в 1931 году сын Игорь. Певец почти каждый год приезжал в столицу Латвии, давал концерты, делал грамзаписи.
Но прежде всего Лещенко влекла на берега Даугавы возможность обновления и пополнения репертуара. Ведь тут жили его близкие друзья - Оскар Давидович Строк и Марк Григорьевич Марьяновский, авторы множества исполнявшихся артистом песенок, танго и фокстротов. Эти одаренные люди (им принадлежали обычно и музыка, и тексты) сочиняли свои произведения «не вообще», а с точным адресом - специально для Петра Константиновича, с учетом его актерского темперамента и исполнительской манеры.
Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька родная» Оскара Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня» Марка Марьяновского и другие, впервые были исполнены Петром Лещенко. С его «подачи» они звучали в концертах, с граммофонных пластинок.
О.Д.Строк (1892, Даугавпис - 1975, Рига), воспитанник Петербургской консерватории, начал композиторскую деятельность ещё в дореволюционные годы. Сочинял романсы, вальсы, инструментальные пьесы. Большую популярность приобрёл в 20-30-е годы песенками, написанными в ритмах модного тогда танго. Пресса заслуженно наградила его титулом «короля русского танго». Во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период написал песни для И.Юрьевой, К.Шульженко, Л.Утёсова, В.Трошина.
М. Г. Марьяновский (1889, Рига - 1944, концлагерь Бухенвальд) закончил политехникум в Петербурге, затем служил в одной из рижских технических фирм. Музыкой увлекался в часы досуга, хотя никакого специального образования не получил. Прекрасный мелодист, Марьяновский пользовался обычно помощью сына Александра, выпускника рижской музыкальной студии Маевского по классу рояля. Творческое содружество отца и сына, из которых первый сочинял мелодию, а второй писал партию фортепиано, привело к созданию множества песен, получивших широкое распространение.
На обороте конверта пластинки групповая фотография, любезно предоставленная сыном О.Д.Строка, Евгением Оскаровичем, запечатлела Петра Лещенко с оркестром Герберта Шмидта (на снимке второй справа), который сопровождал концертные выступления артиста в Риге. По отзывам современников, этот небольшой коллектив (по существу, ансамбль - пять человек) отличался слаженностью звучания, абсолютным контактом с певцом и особенным исполнительским «шиком», характерным для зарубежной эстрады 30-х годов.
Некоторые произведения, представленные на этой пластинке («Студенточка», «Не плачь ты, мой бэби», «Два сердца», «Катя» и другие), записаны в Риге в 1936-1938 годах со студийным оркестром фирмы «Беллаккорд Электро» под управлением Сергея Алдьянова (Левинсона). Само понятие «студийный» предопределяло универсальность коллектива, возможность работать с любым исполнителем и, конечно же, высокий профессионализм. Всеми этими качествами в полной мере обладал оркестр Алдьянова, о чём можно судить по сохранившимся грамзаписям не только Петра Лещенко, но и таких известных рижских певцов, как Константин Сокольский, Пётр Черкасский, Владимир Неплюев.
Репертуар данной пластинки Лещенко интересен, прежде всего, тем, что возможность судить о разнообразии палитры артиста. Помимо непременных танго и фокстротов, звучат бытовые романсы и песенки, образцы «цыганщины» 20-х годов и даже «народная песня», как определен на этикетке старой пластинки жанр «Чубчика». А многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Констановичем. В отдельных записях звучит гитара, которой он мастерски владел.
В общем, перед нами пласт полузабытых мелодий, несомненно, ярко запоминающихся, но почти не знакомых современным слушателям. Они могут, несомненно, принести радость всем, кому дорого и интересно песенное искусство, кто смог по достоинству оценить талант Петра Лещенко и очарование его песен.
БОРИС МЕТЛИЦКИЙ
Поёт Пётр Лещенко. Выпуск 2 (1989) Мелодия, М60 48819 008
Содержание:
Сторона 1
01. Признайся мне (А.Голд - П.Лещенко)
02. Ванька, спой (М.Марьяновский)
03. Чёрные глаза (О.Строк)
04. Катя (О.Строк)
05. Увяли грёзы (В.Найкаускас)
06. Настя-ягодка (М.Марьяновский)
07. Лошадки (Ямщик) (П.Лещенко)
Сторона 2
08. За гитарный перебор (Ю.Хаит - П.Григорьев)
09. Два сердца (авторы музыки и слов неизвестны)
10. Не плачь ты, мой бэби (Е.Роман - П.Лещенко)
11. Студенточка (авторы музыки и слов неизвестны)
12. Чубчик (обр. П.Лещенко)
13. Мусенька родная (О.Строк)
14. Играй, цыган (авторы музыки и слов неизвестны)
Продолжительность: 00:44:24
Оркестр
Перепись с пластинок 1930-х годов