Portishead альбом Third (2008)
Любители жалобно -тревожного женского вокала и изощренной электроники будут не разочарованы, Third - третий студийный альбом английской группы Portishead. Он был выпущен 28 апреля 2008 года в Соединенном Королевстве на Island Records, а днем позже в Соединенных Штатах на Mercury Records. Первый студийный альбом Portishead за одиннадцать лет, Third отошел от присущего им стиля трип-хоп, включив в себя такие новые для них влияния, как краутрок, серф-рок, ду воп и стиль саундтреков к фильмам Джона Карпентера.
После того, как Portishead выпустили свой одноименный второй альбом в 1997 году, автор песен и барабанщик, Джефф Барроу, объявил перерыв в работе Portishead и переехал в Австралию. Он перестал интересоваться музыкой, и попытки разработать новые песни с гитаристом и клавишником Адрианом Атли провалились. Они были вдохновлены на новое творчество только после совместного продюсирования с группой the Coral и возобновления работы с певицей Бет Гиббонс
" Третий " вошел в десятку лучших музыкальных чартов нескольких стран и был сертифицирован как золотой в Великобритании. Несколько изданий назвали его одним из лучших альбомов 2008 года; в 2013 году NME поставил его на 330-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен.
Portishead самостоятельно продюсировали Третий в своих студиях в Бристоле. Многие песни годами существовали в виде набросков, участники обменивались записями и добавляли идеи. К 2006 году Portishead подготовили шесть или семь треков. Барроу сказал, что большая часть записи была написана во время "рывка" в конце 2007 года.
Portishead использовали несколько аналоговых синтезаторов, включая Minimoog, Korg MS-20, ARP 2600, Siel Orchestra и VCS 3, и clavioline, электронную клавиатуру, которая предшествовала синтезатору. Для "Threads" группа использовала расстроенный VCS 3, чтобы создать зловещий звук, похожий на звук рожка , как у английской прогрессивной рок-группы Hawkwind. Секвенсор Siel Orchestra не был достаточно сложным, чтобы воспроизвести арпеджио в "The Rip", поэтому группа записала ноты по отдельности и отредактировала их в виде рисунка арпеджио. В треке также присутствует звучание игрушечной акустической гитары Атли, найденной в лавке старьевщика.
"Deep Water" был вдохновлен исполнением Стивом Мартином песни "Сегодня вечером ты принадлежишь мне" в фильме 1979 года "Придурок". Атли изначально не впечатлила концепция песни Барроу, и он сказал: "Мне это совсем не понравилось. Джефф сказал, что хочет включить в него бэк-вокал, а я сказал, что не имею к этому никакого отношения. Мы не спорили, я просто согласился с этим. Но теперь мне это действительно очень нравится, и самое забавное, что Джефф смотрит на это с другой стороны , то есть теперь трек не нравится ему".
Чтобы создать ритм на "Machine Gun", Portishead сэмплировали драм-машину на старом электронном органе. Концовка для синтезатора была вдохновлена саундтреками к фильмам Джона Карпентера. Для "Magic Doors" группа добавила шарманку и саксофон, на котором играл Уилл Грегори из Goldfrapp. По словам Атли, "В тот день мы заставили [Грегори] стать фри-джазовым исполнителем ... Мы сказали ему просто сойти с ума, взбеситься до чертиков. Ему пришлось выйти из комнаты, чтобы мы не могли его видеть, чтобы он чувствовал себя менее скованным".
" Третий "содержит элементы электроники, экспериментального рока и психоделического рока. Он отличается от звучания трип-хопа Portishead, жанра, который они продвигали своими альбомами Dummy (1994) и Portishead (1997). Он также не содержит скретчей , "царапин на проигрывателе", отличительной черты их более ранних альбомов. Гарет Гранди из Q написал, что "Единственной связью Third с прошлым является голос Гиббонс ... Все остальное было удалено, хип-хоп, кинематографичность и многое другое ". Вместо этого Third содержит "мускулистые" синтезаторы, барабанные брейки и резкие концовки с "стремительными" ритмами краут-рока, брейк-биты, соборный орган, "марокканские дроны" и серф-рок. The AV Club написал, что Гиббонс "звучит более опустошенно и измученно, чем когда-либо, как нервное подергивание человека из-за слишком большого количества кофе и частого недосыпания".
Вступительный трек "Silence" содержит "пропульсивную" барабанную петлю и гитару, похожую на "Азбуку Морзе". В "We Carry On" есть "клаустрофобный" электро-рифф из двух нот; Rolling Stone сравнил его с творчеством американской психоделической группы Silver Apples. "Deep Water" - это "укулеле и ду-воп". "Machine Gun" движим "механическим" ритмом, который уступает место синтезаторам, которые утопают в звуке, напоминающем саундтреки к фильмам 1980-х "Терминатор" и "Бегущий по лезвию". В "Magic Doors" звучат "огромные" аккорды фортепиано, "тиканье" колокольчика и "испорченных" духовых.
"Третий" был выпущен 28 апреля 2008 года на Island Records в Соединенном Королевстве, 29 апреля на Mercury Records в Соединенных Штатах и 30 апреля на Universal Music Japan в Японии. Он вошел в британский альбомный чарт под вторым номером и в американский Billboard 200 под седьмым номером, став самым высоким дебютом Portishead в американском чарте. "Третий" стал пятой по популярности виниловой пластинкой 2008 года, было продано 12 300 копий.
В 2010 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там в списке до сих пор.
На Metacritic, который присваивает средневзвешенный балл из 100 рецензиям и рейтингам основных критиков, у Third оценка 85 на основе 38 рецензий, что указывает на "всеобщее признание".
В своем обзоре для AllMusic, Стивен Томас Эрлевайн сказал, что альбом был "искренне, поразительно оригинальным" и "совершенно захватывающим и бесконечно увлекательным". Рецензируя Third для Drowned in Sound, Ник Саутхолл написал, что "поначалу несколько отдельных песен проходят почти незамеченными, внося в коллективную память об альбоме лишь чувство неловкости; впечатление угнетенности. Однако те номера, которые действительно выделяются, приближают пластинку к великолепию ". Джон Пейн из Los Angeles Times написал: "Хотя несколько доз этой вялой, наполненной напряжением музыки немного утомляют, в целом это подходящее звучание для наших тревожных времен, и в нем есть бодрящая загадочность. Его оглушительные электронные раскаты - тревожный звоночек ". Рецензент The Guardian Джуди Роджерс нашел, что альбом "изначально является пластинкой, которой больше восхищаются, чем любят ... Но после нескольких прослушиваний Third"s majesty раскрывается".
Луи Паттисон из NME написал, что Third был "авантюрным, иногда пугающим, но редко мало убедительным", и сказал, что это лучший альбом Portishead. В PopMatters Алан Ранта написал, что в конечном итоге его будут рассматривать наравне с более ранними работами Portishead. Нейт Патрин из Pitchforkназвал Third "лучшей новой музыкой недели", написав, что это "ошеломляющая трансформация и возвращение к форме, которая никогда не терялась, идеальная адаптация группы, которую многие люди не знали, и им нужно услышать ее снова". В Rolling Stone, Роб Шеффилд написал, что Третье возвращение было "неожиданным, но совершенно впечатляющим". Майк Бруно из Entertainment Weekly сказал, что он был менее понятен, чем более ранняя музыка Portishead, но "не менее великолепен". Гарет Гранди из Q дал ему три балла из пяти и был разочарован тем, что Portishead отошли от своего более раннего звучания, написав: "Третьим, вероятно, будут больше восхищаться, чем слушать ... Dummy был сложной пластинкой, которая просто случайно нашла аудиторию. Третий просто усиливает черноту, пока она не станет подавляющей ".
"Третий " был назван лучшим альбомом 2008 года PopMatters, вторым лучшим по версии Pitchfork, девятым по версии Guardian и 25-м по версии NME. В 2019 году "Guardian" назвала его 45-м лучшим альбомом 21 века. В 2013 году NME назвал его номером 330 в своем списке 500 величайших альбомов всех времен.