Public Enemy альбом Fear of a Black Planet (1990)
Вершина политического хип хопа и перемещение чернокожего сообщества под увеличительное стекло, третий студийный альбом Public Enemy. Как и их предыдущий альбом "Потребуются миллионы, чтобы сдержать нас", он считается одним из их самых коммерчески успешных альбомов, а также одним из самых влиятельных рэп-альбомов. Хотя альбом был выпущен в 1990 году, первые два сингла, "Fight The Power" и "Welcome To The Terrordome", были выпущены в 1989 году. Первоначально Public Enemy планировали выпустить "Страх перед Черной планетой" в 1989 году.
Альбом был выпущен 10 апреля 1990 года лейблами Def Jam Recordings и Columbia Records и спродюсирован продюсерской командой группы The Bomb Squad, которая расширила звучание сэмплов предыдущего альбома Public Enemy 1988 года, "Потребуются миллионы, чтобы сдержать нас".
Fear of a Black Planet включает в себя сложные звуковые коллажи, которые включают различные ритмы, многочисленные сэмплы, звуковые фрагменты мультимедиа и эксцентричные циклы, отражающие конфронтационный тон песен. Записанный в золотой век хип-хопа, набор реконфигурированных и реконтекстуализированных звуковых источников предшествовал системе очистки образцов, которая позже появилась в музыкальной индустрии. "Страх перед черной планетой" исследует темы организации и расширения прав и возможностей в чернокожем сообществе, социальные проблемы, затрагивающие афроамериканцев, и расовые отношения.
На этом альбоме критика институционального расизма, превосходства белых и властной элиты была частично вдохновлена взглядами доктора Фрэнсис Кресс Уэлсинг. (Фрэнсис Луэлла Уэлсинг, урожденная Кресс; 18 марта 1935 – 2 января 2016, была американским психиатром и известным сторонником теории меланина. Ее эссе 1970 года "Теория Кресс о цветовом противостоянии и расизме (Превосходство белых)" предложило ее интерпретацию того, что она описала как истоки культуры превосходства белых. Теория меланина – это название, данное различным псевдонаучным утверждениям некоторых сторонников афроцентризма о том, что у чернокожих более высокий уровень меланина, (основного пигмента кожи у людей) и это является причиной интеллектуального и физического превосходства темнокожих, наделяя их превосходящими или даже сверхъестественными способностями.
"Страх перед Черной планетой" разошелся тиражом в два миллиона копий в Соединенных Штатах и получил восторженные отзывы критиков, многие из которых назвали его одним из лучших альбомов года. Его успех в значительной степени способствовал популярности афроцентрической и политической тематики в хип-хопе и возрождению мейнстрима жанра в то время. С тех пор он считается одним из величайших и важнейших альбомов хип-хопа и историческое музыкальное и культурное значение. В 2005 году Библиотека Конгресса добавила его в Национальный реестр записей. В 2020 году "Страх перед Черной планетой" занял 176-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone.
Спорные, политически перегруженные тексты песен ведущего рэпера группы Чака Ди на предыдущем альбоме, чей хвастливый рэп содержал поддержку политических деятелей, таких как Ассата Шакур (американская политическая и общественная деятельница, разыскиваемая осуждённая преступница, член националистических афроамериканских группировок «Чёрные пантеры» и «Чёрная освободительная армия». Разыскивается спецслужбами нескольких государств по обвинению в совершении убийств полицейских в 1971—1973 гг. Сестра отчима и крёстная мать Тупака Шакура, сейчас скрывается на Кубе) и Нельсон Мандела, а также поддержка лидера Нации ислама Луиса Фаррахана, усилили связь группы с черным национализмом и Фарраханом ( лидер группы ненависти, антисемитские заявления, "принципиально антибелая теология", сводящаяся к "врожденному превосходству черных над белыми", запрещен в Facebook в 2019 году, как экстремист.)
Успех "Нации" помог поднять престиж хип-хопа как искусства и социально-политического явления на фоне обсуждения жанра в средствах массовой информации. Это помогло придать хип-хопу авторитет у критиков и авторитет в популярном музыкальном сообществе после того, как он был в значительной степени отвергнут, как временная дань моде с момента его появления на рубеже 1980-х годов.
Public Enemy хотели создать следующий альбом более подходящим для динамичного живого выступления. Пока продюсер Bomb Squad Хэнк Шокли и публицист Билл Стивени вели переговоры с несколькими лейблами о продюсерском соглашении с крупной звукозаписывающей компанией, участник группы профессор Грифф сделал антисемитские заявления в интервью газете "Вашингтон таймс", сказав, в числе прочего, что евреи являются причиной "большинства злодеяний" в мире. "Враг народа" тут же привлек пристальное внимание средств массовой информации и критику со стороны религиозных организаций и либеральных рок-критиков, что добавило обвинений в адрес группы, которая и ранее считалась расистской, гомофобной и женоненавистнической.
После такого поворота дела Шокли и Стивени выдвинули Чаку Ди ультиматум: уволить Гриффа из группы, или сделка по продюсированию нового альбома провалится. Гриффа уволили в июне, но позже он вернулся и с тех пор отрицал, что придерживается антисемитских взглядов, извинившись за свои слова.
Группа стремилась сделать более тематически сфокусированную работу и сжать теорию доктора Фрэнсис Кресс Уэлсинг о "Цветовом противостоянии и расизме (Превосходстве белых)" в альбомную запись. По словам Чака Ди, это означало "сказать людям, что цвет кожи - проблема, созданная и придуманная для того, чтобы использовать людей с различными характеристиками в интересах немногих". Он вспомнил о концепции альбома в интервью Billboard: "Мы действительно хотели сделать глубокий, сложный альбом...".
"Страх перед Черной планетой" был задуман в золотой век хип-хопа, в период между 1987 и 1992 годами, когда артисты воспользовались новыми технологиями сэмплирования, прежде чем звукозаписывающие лейблы и юристы обратили на это внимание. Соответственно, Public Enemy не были вынуждены получать разрешение на использование отрывков из чужих произведений для альбома. Позже появились законодательные ограничения и , как следствие, большие расходы на покупку авторских прав на сэмплы, что ограничивало продюсирование хип-хопа и сложность его музыкальных аранжировок.
Анализ, проведенный профессорами права Питером Диколой и Кембрю Маклеодом, показал, что в соответствии с системой юридической очистки сэмплов, разработанной после выпуска альбома, Public Enemy должны были бы потерять не менее пяти долларов за каждую копию. Так если бы они очистили сэмплы альбома по ставкам 2010 года, то истратили бы на это около пяти миллионов долларов.
Для оформления альбома Public Enemy привлекла Б. Э. Джонсона, иллюстратора НАСА. Его дизайн проиллюстрировал концепцию Чака Ди о двух планетах, "Черной" планете и Земле, во время затмения. Сей Адамс, креативный директор Def Jam в то время, сказал: "Мне было очень интересно, как чернокожий хип-хоп-исполнитель решил продумать иллюстрацию для обложки их альбома. В то время чернокожие исполнители хип-хопа по большей части выставляли свои фотографии на обложках. Но это был первый раз, когда кто-то из них рискнул сделать что-то в духе рок-н-ролла" .
Сэмплы, отобранные для Fear of a Black Planet, включают записи в жанрах фанк, соул, рок и хип-хоп. Такие элементы, как припевы, звуки гитары или вокал из сэмплированных записей, повторно используются в качестве риффов в песнях на альбоме, в то время как фрагменты диалогов из выступлений включены в поддержку аргументов Чака Ди и комментариев к определенным песням.
Согласно "Гринвудской энциклопедии афроамериканского фольклора" (2006), "Страх перед черной планетой" представил стиль продюсирования, который "заимствовал элементы из джаза, особенно Джона Колтрейна, для создания звукового ландшафта, который был более сложным, чем у их предыдущих двух альбомов и дополнял сложный социальный комментарий".
Журналист Кембрю Маклеод назвал музыку "как агитпропом, так и поп-музыкой, смешивающей политику с острыми ощущениями от популярной музыки в прямом эфире"., добавив, что "саперы" "подняли сэмплинг на уровень высокого искусства, сохранив нетронутым популистское сердце хип-хопа. Они объединили десятки фрагментарных сэмплов, чтобы создать единый коллаж из песен". Саймон Рейнольдс сказал, что это была "работа беспрецедентной плотности для хип-хопа, ее клаустрофобия, ощущение прижимания спины к стене, напоминающее о том, что происходит бунт Слая Стоуна или даже Майлза Дэвиса".
Чак Ди назвал Fear of a Black Planet записью, полностью состоящей из "найденных звуков... вероятно, самого сложного шведского стола звуков, который мы сделали... Когда мы собираем нашу музыку, мы пытаемся соединить слои, которые дополняют друг друга, а затем голос пытается дополнить их и тема пытается дополнить их, а затем сама песня пытается дополнить альбом в целом, вписываясь в общий контекст". В своем эссе об эстетике хип-хопа Ричард Шур интерпретировал такое наслоение как мотив в хип-хопе и как "процесс, посредством которого... новые значения создаются и передаются, в первую очередь, столь же осведомленной аудитории", заключая, что "Враг народа", вероятно, довел идеал наслоения до самой высшей точки".
Критические тексты песен Чака Ди на альбоме касаются современной жизни чернокожих, состояния расовых отношений и критики институционального расизма, превосходства белых и властной элиты. Грег Сэндоу назвал язык Чака Ди "сильным и неуловимым, часто фрагментарным" и "наполненным критическими, иногда жестокими мыслями". Сэндоу написал, что "трудно оспорить утверждение в тексте о том, что многие белые боятся черных", добавив, что альбом "затрагивает" идею "эпохи, когда белые понимают, что они составляют меньшинство в мире". Роберт Хилберн считал, что песни "осуждали то, что Чак Д. считал последствиями белого, европейского культурного господства в Соединенных Штатах и во многих странах мира". Ник Батлер из Sputnikmusic отметил "две повторяющиеся темы – межрасовые отношения... и расизм, присущий американским СМИ".
В своей книге Маркус Ривз сказал, что "Страх перед черной планетой" "был в такой же степени музыкальным нападением на расизм Америки, как и призывом к чернокожим эффективно реагировать на это". По словам Грега Кота, альбом был "едва ли манифестом власти черных за мировое господство, но был напоминанием о расовой паранойе. Хотя он практически никого не щадит своими речитативами, Чак Ди жестче всех относится к своим чернокожим собратьям, упоминая все, от истории до моды: "Используйте свой мозг вместо пистолетов. Наркотики - это смерть. Знай свое прошлое, чтобы не испортить будущее. Золотые цепи, которые тут носят на шее, унижают братьев в Южной Африке". Представляя свой взгляд на жизнь с афроцентричной, в отличие от евроцентричной, точки зрения, Public Enemy призывает слушателей войти в их мир"
Первоначально предназначенный для выпуска в октябре 1989 года, Fear of a Black Planet был выпущен 10 апреля 1990 года. Городские радиостанции в основном отклоняли просьбы Def Jam включить синглы группы в их регулярную ротацию. Это побудило соучредителя Def Jam Рассела Симмонса использовать массовую рекламную тактику из его предыдущих лет продвижения хип-хоп-шоу. Продвигая "Страх перед Черной планетой", он набирал молодые уличные команды для размещения плакатов, рекламных щитов и наклеек на видных местах, в то время как сам Симмонс встречался с диджеями ночных клубов и директорами радиопрограмм колледжей, чтобы убедить их добавить в свои плейлисты такие треки альбомов, как "Борьба с властью", "Добро пожаловать в Terrordome" и "911 - это шутка".
"Страх перед черной планетой" дебютировал под номером 40 в чарте лучших поп-альбомов Billboard. Он находился 10 недель и достиг четвертого места в Соединенном Королевстве. К июлю 1990 года было продано 1,5 миллиона копий в США, где он в конечном итоге достиг 10-го места и 27 недель находился в списке лучших поп-альбомов. После 1991 года, когда система отслеживания Nielsen SoundScan начала отслеживать данные о продажах на внутреннем рынке, к 2010 году Fear of a Black Planet продала 561 000 дополнительных копий.
Споры вокруг группы помогли "Страху" поднять продажи их предыдущих двух альбомов. Текст песни "Добро пожаловать в Terrordome" изначально рассматривался религиозными группами и средствами массовой информации как антисемитский. Альбом способствовал коммерческому прорыву хип-хопа в начале 1990-х годов, несмотря на его ограниченную радио ротацию. Его успех сделал Public Enemy самым продаваемым у Def Jam продуктом как внутри страны, так и на международном уровне. Рубен Родригес, в то время старший вице-президент Колумбии, в одном из пресс-релизов лейбла говорит: "То, что происходит с Public Enemy, невероятно. Альбом продается по всем направлениям для всех демографических групп и национальностей". В статье, опубликованной в декабре 1990 года, обозреватель Chicago Sun-Times Майкл Коркоран говоря о коммерческом успехе Public Enemy с альбомом отметил, что "более половины из 2 миллионов поклонников, которые купили ["Страх перед черной планетой"], - белые".
"Страх перед Черной планетой" был встречен восторженными отзывами критиков. Роберт Хилберн из Los Angeles Times написал, что альбом "соперничает с It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back", "сохраняя коммерческий и художественный авторитет в быстро меняющемся мире рэпа". Эдна Гандерсен из USA Today назвала его "шедевром инновационной [и] сложной музыки", которая делает про-черные тексты группы более интересными и правдоподобными. Журналист Алан Лайт из "Роллинг Стоун " похвалил уверенные в себе и реалистичные тексты песен Public Enemy и оценил альбом как более глубокую, более сфокусированную версию "бешеной ярости Nation of Millions". Грег Сэндоу из Entertainment Weekly нашел, что это очень актуально для современной американской культуры и не имеет аналогов в популярной музыке: "Это звучит как частично африканский, частично постмодернистский коллаж, сшитые вместе на шумных городских улицах". Том Мун из Philadelphia Inquirer отметил "некоторые из самых сложных звуковых дизайнов жанра и нетрадиционно гибкий рэп" на альбоме и назвал его "важной работой, первым убедительным доказательством зрелости рэпа и мерой его сохраняющейся актуальности".
В Washington Post Ричард Харрингтон написал что, поскольку "Страх перед Черной планетой" сложно слушать, "то, как его встретят, зависит от того, как его поймут". Роберт Кристгау, писавший для The Village Voice, считал, что его "жестокий темп" часто теряет импульс и что тексты песен группы идеологически ущербны, но написал, что, хотя их "бунтарская музыка" является трюком, "это шоу-бизнес и они все еще думают усерднее, чем кто-либо другой, работая в своем ритме". Саймон Рейнольдс из Melody Maker отметил, что содержание отражает значимость группы в то время: "Враги народа" важны... из-за гневных вопросов, которые кипят в их музыке, в самой ткани их звучания; недоумения и ярости, которые, в данном случае, сделали один чертовски сильный, страшный альбом". Критик Chicago Tribune Грег Кот посчитал, что с альбомом "Public Enemy подтверждает, что это не просто отличная рэп-группа, но одна из лучших рок-групп на планете".
В конце 1990 года альбом Fear of a Black Planet вошел в топ-10 лучших альбомов года, составленных несколькими критиками. Она была признана третьей лучшей записью 1990 года в ежегодном опросе критиков Pazz & Jop The Village Voice, а Роберт Кристгау поставил ее на 10-е место в своем собственном "списке декана". Он был назван вторым лучшим альбомом года по версии The Boston Globe, третьим лучшим по версии USA Today, и пятым лучшим по версии Los Angeles Times Роберта Хилберна. "Страх перед Черной планетой" был номинирован на премию Грэмми за лучшее рэп-исполнение дуэтом или группой, представленную на 33-й премии Грэмми в 1991 году.
У критиков и потребителей альбом рассматривался как важный фактор утверждения хип-хопа в мейнстриме в 1990 году. Сравнивали влияние Public Enemy на хип-хоп с влиянием Боба Дилана, Джорджа Клинтона и Боба Марли на каждый из их соответствующих жанров и эпох, "они придали ему легитимность и авторитет".
Что касается самого хип-хопа, альбом был важен для проблем сэмплирования, так как юристы по авторскому праву обратили внимание на производство "саперов" и такая тяжелая работа с образцами не будет более экономически эффективной в будущем. Чак Ди позже сказал о проблемах с сэмплами: "На нас подали в суд за все. Мы знали, что дверь для отбора сэмплов закроется". Последующее использование сэмплированного материала, в частности использование целых песен поверх ритма, другими исполнителями хип-хопа привело к более строгим законам сэмплирования. "Страх перед Черной планетой" был коммерческой вершиной группы, продажи ее последующих альбомов упали.
"Страх перед Черной планетой" также способствовал популяризации политической тематики в хип-хоп музыке , поскольку он олицетворял возрождение черного самосознания среди афроамериканской молодежи на рубеже 1990-х годов, в условиях бурного социального и политического духа времени во времена администрации Буша и южноафриканского апартеида.Самосознание чернокожих стало преобладающей темой многих хип-хоп-выступлений. Кристгау писал в 1990 году, что Public Enemy стали не только "самыми инновационными популярными музыкантами в Америке, если не во всем мире", но и "самыми политически амбициозными". Даже в период расцвета Clash ни одна группа не подходила так близко к неуловимому и, возможно, нелепому рок-идеалу 60-х годов о повышении политического сознания с помощью музыки". Их музыка на альбоме вдохновила левых и последователей афроцентристских идеалов среди слушателей рэпа, которые ранее были подвержены более материалистическим темам в музыке.
Однако это возрождение вскоре превратилось в коммерческую тенденцию, а афроамериканское сообщество продолжало оставаться ограниченым и неэффективным в таких вопросах, как торговля наркотиками и обилие винных магазинов в черных районах. Public Enemy отреагировали на эту и другие глубоко укоренившиеся проблемы Черной Америки на своем следующем альбоме, "Apocalypse 91... Враг наносит удар по черным" (1991), в котором содержались более критические оценки самих афроамериканцев, осуждение чернокожих наркоторговцев, артистов хип-хопа, которые рекламировали солодовый ликер и африканцев в период начала атлантической работорговли за отсутствие единства.
С тех пор как Fear of a Black Planet был впервые выпущен, критики рассматривали его как один из величайших и важнейших хип-хоп альбомов всех времен. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic считал, что "как музыкальное произведение это лучшее, что когда-либо мог предложить хип-хоп", назвав его "замечательным произведением современного искусства, запись, которая открыла 90-е годы в граде мультикультурализма и калейдоскопической путаницы".
В 1997 году The Guardian поставил его на 50-е место в своем списке 100 лучших альбомов за всю историю, за который проголосовала группа различных артистов, критиков и диджеев. Rolling Stone включил Fear of a Black Planet в свой список "Главные записи 90-х", а в 2003 году журнал поставил его на 300-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен и 302-е в пересмотренном списке 2012 года и 176-е в пересмотренном списке 2020 года.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", автор - Бруно Макдональд:
"Хотите упасть в пропасть на час? Нет? Как насчет пугающих сирен и голосов, обвиняющих вас в расизме? Нет? Как раз это и есть в альбоме «Fear Of Black Planet» ("Страх перед Черной планетой"), вызывающем трепете ног до головы.
Три года «Public Enemy» произносили высокопарные речи, в то время как мир покупал музыку для вечеринок от Fresh Prince. Общепризнано, что альбом 1988 года «It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back» («Потребуется многомиллионная нация, чтобы нас сдержать») сделал из них героев хип-хопа, их полувоенные призывы дразнили рок-фанатов, но доминирующее положение в мире было им пока не по зубам.
Ситуация изменилась, когда Спайк Ли предложил им написать гимн для его нового фильма «Do The Right Thing». «Fight The Power» осмелилась затмить Элвиса и Джона Уэйна и добавила фанк туда, где некогда был хип-хоп в стиле «Run DMC». Сэмплы на альбоме «Fear Of Black Planet» растянуты и зацарапаны на вертушке до неузнаваемости. В результате получился самый динамичный в истории рэпа альбом. Его слова заставили фанатов задуматься о таких вещах, как репарации и Малколм X. Тексты песен затрагивают гомосексуализм и антисемитизм в обычной для рэпа степени, однако в композиции «Revolutionary Generation» слышится и призыв к сплочению женщин.
«Fear Of Black Planet» отмеченный артистами от Яна Брауна из «The Stone Roses» до Бьерк и бесстыдно разграбленный «The Chemical Brothers», обладал самым сногсшибательным анти-коммерческим звучанием, оказавшимся на верхушке хит-парадов, пока не появился альбом «Kid А» группы «Radiohead». Но «Kid А» не изменил мир, как это сделал «Fear Of Black Planet».
Лэйбл Def Jam.
Продюсер The Bomb Squad
Арт-директор The Drawing Board
Страна США
Продолжительность 63:20