Путеводитель по советскому винилу, Назад в СССР «Repost»
Имеется огромное желание объединить три составляющих в один пост, это идею подсказанную опять же, на сайте "Назад в СССР" с прекрасными иллюстрациями поста с ЖЖ от пользователя по имени Виталий из Кисловодска и столь важной составляющей, текстом с форума Newshot.ru по теме виниловых пластинок.
Что бы ни чего не растерять и ни чего не смешивать, я решил так, первым делом, уделить внимание посту с ЖЖ и только после него, в рамках информационной поддержки, завершить обозначенную тему, текстом с форума, где очень подробно рассказано о наших, отечественных пластинках.
По волнам нашей памяти! Наши старые пластинки |
Цены на грампластинки в СССР были следующие:
Миньон моно – 70 копеек.
Миньон стерео в анонимной обложке – 85 копеек.
Миньон стерео в нормальной обложке – 1 рубль.
Диски-гиганты:
В анонимной обложке моно – 1 рубль 60 копеек.
В нормальной обложке моно – 1 рубль 85 копеек.
В анонимной обложке стерео – 1 рубль 90 копеек.
В нормальной обложке стерео – 2 рубля 15 копеек. То же самое с олимпийской символикой – 3 рубля.
В целлофанированной обложке – 2 рубля 70 копеек. То же самое с олимпийской символикой – 3 рубля 50 копеек.
Лицензионные диски фирмы «Мелодия» - от 2 рублей 70 копеек до 4 рублей.
Пиратские диски фирмы «Мелодия» - 2 рубля 15 копеек (Вы не поверите, но «Мелодия» любила пиратить песни с западных дисков, не платя авторских отчислений).
22.2.2010 , 18:59
Путеводитель по советскому винилу, Назад в СССР Тема виниловых грампластинок, настолько обширна, что о них можно написать целую книгу. В любом случае, полностью не раскрыть ее, даже если посвятить этой теме несколько обширных статей. Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, но, возможно, поможет новичкам, которые решили посвятить свое личное время собирательству советских виниловых грампластинок. Конечно, продукция советского монополиста, фирмы «Мелодия», даже близко не стояла рядом с некоторыми раритетами, выпущенными в капиталистических странах, но поверьте, если хорошенько порыться, то и среди нее можно отыскать замечательные пластики, которые могут стать украшением коллекции, особенно если они отлично сохранились. Сначала несколько слов о том, какое место советский винил по качеству занимал в мире. Тут все просто. Зайдите на интернет-аукцион Ebay, поищите там советские грампластинки и поймете, что место это было… никакое. Но если говорить более конкретно, то практически любая грампластинка, выпущенная в капстране по качеству оставляла далеко позади советский винил. А вот среди «демократов» (так в советское время называли грампластинки, записанные и отпечатанные в странах соцлагеря) фирме «Мелодия» было за что побороться, так как на этом специфичном рынке мы держали почетное предпоследнее место. Хуже советских пластинок были только болгарские диски от фирмы «Балкантон». Они проигрывали, как и по качеству, так и по оформлению. Поляки, чехи, венгры и уж, конечно, югославы обставляли «Мелодию» на раз. Я не беру в расчет экзотические развивающиеся страны, выпущенный у них винил, как правило, был ужасен. Ну а среди развитых стран по качеству винила СССР держало почетное предпоследнее место. Должен отметить, что фирма «Мелодия» в своем подчинении имела несколько заводов разбросанных по территории нашей необъятной Родины. И грампластинка отпечатанная на одном заводе и на другом – это, как говорится, две большие разницы. Это как сигареты «Мальборо» изготовленные в Кишиневе отличались от моршанского «Мальборо». Кто помнит, тот понимает о чем речь. А разница между продукцией заводов была существенной.
Теперь о конвертах к пластинкам. Примерно до 1980 года фирма «Мелодия» выпускала конверты для винила без торцов. То есть торец конверта имел острый сгиб. Это было очень неудобно, так как когда грампластинки стояли в шкафу, то по торцу конверта нельзя было определить, что же это за пластинка. Приходилось диски перебирать вручную в поисках нужного. Также конверты, изготовленные в СССР, были очень тонкими в сравнении с фирменными и оттого при не аккуратном обращении мялись. В 1980 году «Мелодия» стала делать на конвертах торцы и печатать на них название диска, но из-за того, что конверты были тонкими, торец был неявным, надпись на торце часто смещалась. Тем не менее, это был большой прогресс. При коллекционировании винила рано или поздно перед вами встанет вопрос определения года выпуска грампластинки. В последнее советское время год выпуска «Мелодия» ставила на всех дисках, а вот на более ранних релизах далеко не всегда Продукция фирмы «Мелодия» не исчерпывалась дисками-гигантами (как их тогда именовали). Были еще диски миньоны. Они по размеру были похожи на импортные сорокопятки, но записывались на скорости 33 оборота в минуту, и имели стандартное отверстие, что требовалось для использования их на радиостанциях и в музыкальных автоматах. В СССР напрочь отсутствовали музыкальные автоматы, а радиостанции не работали в прямом эфире, музыкальные программы записывались заранее на магнитную ленту, с которой и выдавались в эфир. На миньон входило стандартно 2-4 песни, так как на одну сторону можно было записать максимум порядка шести с половиной минут звука. Качество миньонов, как правило, было невысоким – искажения по высоким частотам, треск на изначально новых пластинках. Вроде бы пора подводить черту сегодняшней нашей встречи, статья и так уже великовата, и не каждый ее осилит. Но о многом еще не рассказано. Ни слова не прозвучало о гибких пластинках. Не коснулись мы с вами и темы лицензионных советских дисков. А тема эта ой как интересна. Поэтому мы обязательно поговорим об этом в следующий раз. Ну и нынешние цены на советский винил в ближайшем комиссионном магазине: 1. Целлофанированные обложки были сущим наказанием. Дело в том, что целлофан был и на сгибах конвертов, а клеили конверты все тем же бумажным клеем. В результате конверты почти сразу расклеивались. Их приходилось склеивать прозрачной липкой лентой (скотч в СССР отсутствовал, как чуждый советскому человеку предмет быта). 2. Перед Олимпиадой-80 государство по сути занялось спекуляцией – так называемые, «товары повышенного спроса» клеймились олимпийской символикой и продавались по завышенным ценам. Помимо пластинок, я лично покупал фотоаппарат «ФЭД-5В» (с символикой стоил 101 рубль, без символики – 77 рублей), магнитофон «Маяк-203-стерео» (с символикой стоил 299 рублей, без символики – 260 рублей). На «сэкономленные» деньги СССР провело олимпиаду, на которую граждане СССР, проживающие за пределами Москвы не пускались. 3. Запомните это слово – «Сухорадо». Это не кличка индонезийского воина. Это фамилия генерального директора фирмы «Мелодия» в те годы. Прогрессивная советская молодежь его недолюбливала, а группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе ордена Александра Новикова» даже сочинила про него злую песню. Впрочем, как выяснилось спустя годы, мужиком он был неплохим, много полезного сделал для развития фирмы «Мелодия». Не исключено, что при другом руководителе все было бы гораздо хуже. Все же Сухорадо делал что мог. 22.2.2010 , 19:01 Ты моя "Мелодия"... ..Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия", образованная в 1964 году и обладающая монопольным правом на производство и распространение грампластинок в СССР, имела в 80-х годах в своем распоряжении уже восемь заводов: Московский (МОЗГ), Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский, Бакинский, Таллиннский завод музыкальных кассет, а также 8 студий грамзаписи, расположенных в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Вильнюсе, Таллинне, Ташкенте, Тбилиси и Риге. Существовали также еще и две звукозаписывающие студии в Киеве и Ереване. Кроме того, "Мелодии" принадлежали и предприятия оптовой торговли (так называемые, Дома грампластинки, число которых к тому времени достигло восемнадцати: по одному - в столицах союзных республик и несколько в РСФСР), распределявшие грампластинки и аудио-кассеты по магазинам страны. На территории бывшего Советского Союза грампластинки, выпускаемые фирмой "Мелодия", продавались в более чем 35 тысячах торговых точках страны, большая часть которых (около 65%) распространялась через сеть государственных магазинов (около 3 тысяч), 13% от общего количества реализовывались через 12 тысяч торговых предприятий потребкооперации, а 10% - через 20-тысячную сеть киосков "Союзпечати". К сожалению, грампластинки не были выделены в особый вид товара, а магазины практически не несли никакой ответственности за их хранение и были материально не слишком заинтересованы в их реализации. К тому же, до 1976 года тираж новых пластинок, выпускаемых на "Мелодии", определяли редакторы фирмы, от мнения которых зависело, ЧТО и СКОЛЬКО следует выпускать. Подобная практика привела к тому, что к середине 70-х годов этот процесс принятия решений стал настолько субъективным и неэффективным, что для придания ему хоть какой-то видимости объективности и обоснованности в 1976 году было принято решение об образовании, так называемой, тиражной комиссии. В состав этой комиссии входили представители Министерства культуры СССР, Министерства торговли СССР и РСФСР, представители Союза композиторов, Центросоюза, В/О "Международная книга", работники фирмы "Мелодия" и ее ведущих предприятий, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций. Возглавлял же эту комиссию зам. генерального директора фирмы "Мелодия". К сожалению, доля пластинок с новыми записями составляла всего 5% от общего объема выпускаемой фирмой "Мелодия" продукции. К тому же, крайне неэффективный механизм социалистической системы ведения хозяйства (от этапа определения потребительского спроса до поступления готовой продукции в магазины) на практике приводил к тому, что на весь этот производственный цикл требовалось столько времени, что новые пластинки к моменту их продажи уже успевали морально устареть и потерять статус популярных. Все это, в результате, создавало, так называемый, ДЕФИЦИТ, а с другой стороны - приводило к появлению огромных залежей никому не нужной продукции. Выпуск же в СССР лицензионных долгоиграющих пластинок (лонгплеев) зарубежных исполнителей начался в 1973 году, когда наше государство присоединилось ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Причем, тиражи издаваемых в СССР лицензионных пластинок определялись специальной комиссией, (так называемым Советом по лицензиям, организованным при фирме "Мелодии", в который входили композиторы, музыковеды, исполнители, работники Министерства культуры, фирмы "Мелодия", а также некоторые московские филофонисты), на основе договоров, заключаемых с зарубежными фирмами грамзаписи (лейблами) внешнеторговым посредником "Мелодии" - В/О "Международная книга". Вполне естественно, что условиями этих договоров выпуск лицензионных пластинок в СССР ограничивался не слишком большими для нашей страны объемами, причем без права их повторных переизданий, но на практике эти требования соблюдались далеко не всегда. Любопытно, что первоначально приобретение пластинок и лицензий в капиталистических странах задумывалось всего лишь, как средство стимуляции экспорта советской продукции, а деловое сотрудничество предполагалось вести только с западными фирмами, с которыми у нашей страны установились хорошие долговременные деловые отношения. Но, поскольку средства на эти цели выделялись из госбюджета весьма незначительные, то большинство этих пластинок априори становились дефицитными. Кроме того, львиную долю импорта лицензий составляли записи классической музыки. Как сообщал бюллетень фирмы "Мелодия" в 1982 году: "…Ежегодно подписываются контракты на 30 и более названий общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Закупаются лицензии, прежде всего, у тех фирм, которые в свою очередь, активно работают в своих странах с советскими записями…" Тем не менее, к началу 80-х годов на фирме "Мелодия" по лицензии были выпущены альбомы таких популярных зарубежных групп и исполнителей, как Paul McCartney & WINGS, John Lennon, URIAH HEEP, MANFRED MANN'S EARTH BAND, BEE GEES, SMOKIE, SKY, ABBA, BONEY M, ERUPTION, SILVER CONVENTION, TEACH IN, BROTHERHOOD OF MAN, Diana Ross, Gloria Gaynor, Adriano Celentano, Eric Clapton, Elton John, Cliff Richard, Demis Roussos, Barbra Streisand), Dalida, Joe Dassin, Mireille Mathieu, Amanda Lear, Donny Osmond, Miles Davis, Duke Ellington, Billy Holyday и др. Всего же в СССР было выпущено по лицензии около 450 наименований грампластинок самых разных музыкальных стилей и направлений - от симфонической, оперной, камерной музыки, до эстрады, джаза, поп-музыки, диско и рока. С 1982 года Генеральным директором фирмы "Мелодия" был назначен бывший заведующий отделом культуры ЦК ВЛКСМ - Валерий Васильевич Сухорадо (р. 28 января 1941 года в Москве), от которого во многом зависела вся издательская политика фирмы. Именно с его приходом ситуация в этой области стала меняться в лучшую сторону, когда в середине 80-х увеличился объем выпускаемых дисков джазовых, эстрадных и роковых музыкантов, но классический репертуар, по-прежнему, занимал не менее половины всей лицензионной продукции. А в 1984 году "Мелодия" прекратила выпуск гибких грампластинок, которые к этому времени совершенно потеряли потребительский спрос, и с этого же года все диски стали выпускаться в индивидуальных конвертах... ...Много вопросов в среде советских филофонистов 80-х, да и 90-х, возникало по поводу цветов пятаков "Мелодии". Считалось, что цвет пятачков отражал качество записи и номер тиража (или матрицы) выпускаемых пластинок. Лучшими по качеству считались черные, а затем шли - синие, красные и т.д. Эти слухи опровергались в свое время в журналах, но, тем не менее, многие коллекционеры так и остались при своем мнении. Что касается черного цвета "серединки", то такие пластинки выпускали и Апрелевский, и Рижский заводы, и Московский Опытный. Скорее всего, цвет пятачка не означал ничего. За исключением экспортных пластинок. Счиаталось, что культура производства на Ташкентском и Тбилисском заводах оставляла желать лучшего, поэтому продукцию на экспорт они не выпускали вообще. Но на самом деле, это было не так. Просто доля экспортных тиражей, размещаемых на этих заводах была мизерной. Что же касается первичности-вторичности "мелодийных" заводов, то матрица (первичная) могла спокойно отправиться, допустим, в Ташкент и оттуда поступал первый тираж. Были случаи, когда изготавливали несколько "матриц" для разных заводов одновременно. Так, что "первая копия" и "допечатка", касаемо "Мелодии" - весьма условные понятия. Но в тогдашней тусовке коллекционеров ранжир совдеповских дисков (по выпускающим заводам) был таким: Если же говорить о технологии производства виниловых пластинок на фирме "Мелодии", то она была следующей. Если же этот тираж был недостаточен, то с семи позитивных никелевых оригиналов снимали не матрицы, а 49 негативных копий (по семь с каждой), с каждой из этих копий изготавливали семь позитивных никелевых оригиналов (итого 343) и потом 6860 матриц (343х20), обеспечивающих максимальный тираж в 6 миллионов 860 тысяч экземпляров. В этом случае грампластинка являлась шестой копией лакового диска, а чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания... О том, что из себя представляет фирма "Мелодия" сейчас, можно узнать на официальном сайте компании.
|
Здравствуйте Кирилл !
Спасибо за внимание, согласен с Вами по части цен, дело в том, что всё же это репост и комментировать первоисточник, у меня просто не было времени. Хотелось сохранить содержание поста, а уж всё обсуждение, это отдельная тема, для этого по сути и существует колонка комментариев.
Так что я ещё выставлю остальное авторское комментирование, которое он делал с подсказки обозначенного им же форума. Просто у автора все его комментарии собраны в первой половине поста, а в конце у него текстовая пустота. Вот я и решил "раскидать" его текст равномерно по всему посту. Поскольку текст ни как не привязан к иллюстрациям.
Честно сказать, думал ещё и о том, как обозначить те пластинки, которые мне знакомы и имеются в личной коллекции, но потом эту идею решил оставить в покое. Как я уже писал, эта публикация является классным навигатором в мире наших и не только наших пластинок. Очень много подсказок, что при случае надо искать на блошинных рынках.
Еще забыл добавить не по музыкальной теме... Сейчас готовлю материал по советскому куреву, поэтому знаю: по договору с Philip Morris, Marlboro делали в СССР три фабрики: "Ява" в Москве, им. Урицкого в Ленинраде и комбинат в Кишиневе. Моршанская фабрика к этой лицензии отношения не имела. В Моршанске на излете существования СССР начали делать сигареты "Моршанск" с похожим на Marlboro дизайном пачки. Насколько мне известно, не делали Marlboro в Моршанске и позже, в России. А вот "Космос" моршанский был, действительно, за пределами понятия "качество"...
Но, естественно, это не к Вам, Александр, вопросы. Неточности на совести автора...
Честно сказать, чтиво меня интересовало меньше всего, пост на ЖЖ прежде всего обратил моё внимание своими иллюстрациями, удачно скомпонованными блоками по 6 дисков. Очень грамотный подход и что самое главное, компактный приём. с оптимальными размерами иллюстраций. К сожалению, дальнейшее редактирование поста не возможно, ни где нет такого, что бы посты лишались возможности редактирования. Образно выражаясь, это то тоже самое, как отнять у меня ключи от моей собственной квартиры и лишить меня элементарной возможности войти в своё жильё, не важно для чего, закрыть форточку или вынести мусор.
Доброго дня, Александр.
Это распространенная ошибка пользователей - не читать (или почти не читать) публикуемый текст. Конечно, я понимаю, что время такое - читать мало кто хочет, максимум бегло просматривают картинки; но все же есть и те, что читают. Не перевелись еще читатели на Руси, это обнадеживает :)
По поводу редактирования текста - я не принимал решения о запрете редактирования. Но если владелец ресурса принял такое решение - значит, на то были какие-то веские причины.
Да и не нужно редактировать чужой текст - это моветон. Хватит поправок в комментах.
Так вот и хотел не редактировать, а всего лишь добавить текст, который остался за "бортом". Такой приём выбрал, сначала картинки, а уж потом всё остальное по части букавок.
А по части чтива, так ещё в мои школьные годы (60е годы прошлый век) была шутка такая - Картинок нет, читать не чего )))
Несколько ремарок по ходу.
Цены, приведенные в начале статьи, свалены в кучу. На самом деле, цены на грампластинки зависели не только от размера пластинки и качества конверта, но и от жанра записи, причем различия были существенны. Приведенные Вами цены соотвествуют периоду 1964-1980 г.г., и действительны только для эстрадного жанра. В 1981 произошло подорожание винила - всего, а не только лицензионного.
Цены на лицензионный винил не отличались от остальных эстрадных пластинок до 1977. До этого момента использовался исключительно взаимовыгодный обмен: "Мелодия" выпускала лицензионный винил только в ответ на закупку забугорными фирмами советских записей (преимущественно классики и фольклора). С 1977 года лицензионная политика несколько изменилась: "Мелодия" стала закупать, помимо "обменных" лицензий, и лицензии прямые (главным образом, у западногерманских отделений "Ariola", "Hansa" и "Polydor") - т.е. купленные, условно говоря, "за деньги" - отсюда и возросшая цена на эти диски. Еще позже появилась еще одна практика: выпуск альбомов западных исполнителей с частичным финансированием зарубежной стороной. Эти пластинки стоили еще существенно дороже.
По поводу пиратства: пиратских "винилов-гигантов" у "Мелодии" не было, за исключением нескольких сборников, по меньшей мере, с 1973 года, когда СССР присоединился к Конвенции по АП. Есть только вопросы по миньонам, выпущенным на протяжении 73-75 г.г. (Sweet, Middle Of The Road, Deep Purple, The Rolling Stones, The Beatles, The Animals и др.)
Подробнее обо всем этом и не только - здесь.