Radiohead альбом Kid A (2000)
Очень сильно экспериментальный , а поэтому скучный, заумный и унылый, Kid A - четвертый студийный альбом английской рок-группы Radiohead, выпущенный 2 октября 2000 года лейблом Parlophone. Он был записан с их продюсером Найджелом Годричем в Париже, Копенгагене, Глостершире и Оксфордшире.
После эмоционального выгорания, связанного с продвижением альбома Radiohead 1997 года OK Computer, автор песен Том Йорк решил отойти от рок-музыки. Черпая вдохновение из электронной музыки, эмбиента, краутрока, джаза и классической музыки 20-го века, Radiohead использовали модульные синтезаторы, экзотический электрофон Martenot, духовые и струнные. Они обрабатывали гитарные звуки, включали сэмплы и лупы и манипулировали своими записями с помощью программного обеспечения. Йорк писал безличные и абстрактные тексты песен, вырезая фразы и собирая их случайным образом.
Его новые песни были незавершенными, а некоторые состояли лишь из звуков или ритмов; в немногих были четкие куплеты или припевы. Отсутствие текстов у Йорка создавало проблемы, поскольку в прошлом они служили ориентирами и вдохновляли его коллег по группе.
Группа с трудом справлялась с новым направлением работы Йорка. По словам продюсера Годрича, Йорк мало общался, а по словам Йорка, Годрич "не понимал, почему, если у нас была такая сила в чем-то одном, мы хотели заниматься чем-то другим". Ведущий гитарист Джонни Гринвуд опасался "ужасной арт-рок-чепухи просто ради нее самой". Другие участники группы не были уверены в том, что они внесут в альбом свой творческий вклад и подумывали об уходе. О'Брайен сказал: "Это пугает – все чувствуют себя неуверенно. Я гитарист, и мне кажется, что на этом треке нет ни гитар, ни барабанов".
Группа проводила напряженные совещания. Они согласились распасться, если не смогут договориться об альбоме, который нужно выпустить. По предложению Годрича, Radiohead разделились на две группы: одна должна была генерировать звук или последовательность без акустических инструментов, таких как гитары или барабаны, а другая - разрабатывать его. Хотя в результате эксперимента не было создано законченных песен, это помогло убедить О'Брайена в потенциале электронных инструментов.
Тексты песен Йорка на Kid A включают абстрактные и сюрреалистические темы. Он нарезал фразы и собирал их случайным образом, сочетая клише и банальные наблюдения; например, в "Morning Bell" есть повторяющиеся контрастные реплики, такие как "Где ты припарковал машину?" и "Разрежь детей пополам". Йорк отрицал, что он "пытался что-то донести" с помощью текстов песен, и описал их как "похожие на осколки зеркала... как осколки чего-то разбитого". Radiohead использовали тексты Йорка "как фрагменты коллажа... [создание] произведения искусства из множества разных мелочей". Тексты песен не включены во вкладыш, поскольку Radiohead считали, что их нельзя рассматривать независимо от музыки, а Йорк не хотел, чтобы слушатели сосредотачивались на них.
Название Kid A идет от имени файла в одном из секвенсоров Йорка. Йорк сказал, что ему понравилась его "бессмысленность", сказав: "Если вы называете [альбом] чем-то конкретным, это определенным образом влияет на запись".
Оформление обложек и конвертов винила и компакт диска The Kid A были созданы Йорком совместно со Стэнли Донвудом, который работал с Radiohead со времен их мини-альбома My Iron Lung 1994 года. Донвуд рисовал на больших холстах ножами и палками, затем фотографировал картины и манипулировал ими с помощью Photoshop. Во время работы над иллюстрацией Йорк и Донвуд стали "одержимы" веб-сайтом Института Worldwatch, который был полон "пугающей статистики о таянии ледяных шапок и изменении погодных условий".; это вдохновило их использовать изображение горного хребта в качестве обложки. Донвуд сказал, что он рассматривал горы, как "своего рода катастрофическую силу". Йорк и Донвуд сделали множество версий обложки альбома, с разными картинками и разными названиями, набранными разными шрифтами. Не сумев выбрать ни одного, они приклеили их скотчем к шкафчикам на кухне студии и легли спать. По словам Донвуда, выбор на следующий день "был очевиден".
Журнал Spin описал его как самую ожидаемую рок-пластинку со времен альбома Nirvana In Utero. По словам Эндрю Харрисона, редактора Q, журналисты ожидали, что в нем будет больше "зажигательного, очищающего, с большим количеством гитар субботнего- "ночь в Гластонбери, великие рок-моменты будущего" OK Computer. За несколько месяцев до его выхода Пэт Блэшилл из Melody Maker написал: "Если и есть группа, которая обещает вернуть нам рок, то это Radiohead".
После того, как Kid A был сыгран для критиков, многие сетовали на отсутствие гитары, приглушенный вокал и нетрадиционные структуры песен. Некоторые назвали это "коммерческой предсмертной запиской". The Guardian писала о "приглушенных электронных гудках, пульсациях и тонах", предсказывая, что это собьет слушателей с толку. В журнале Mojo Джим Ирвин написал, что "при первом прослушивании Kid A просто ужасен... Слишком часто это звучит так, как будто фрагменты, с которых они начинали процесс написания – цикл, рифф, невнятно произнесенная строка текста, были закреплены в бетоне, а сверху были навалены другие, менее важные идеи". Критик The Guardian Адам Свитинг писал, что "даже слушатели, выросшие на краутроке или Орнетт Коулман найдет Kid A мистифицирующим опытом", и что это потворствует "худшим клише" о "безжалостном мизерабилизме" Radiohead. Несколько критиков сочли фри-джаз "Национального гимна" диссонирующим и неприятным.
Несколько критиков написали, что Kid A был претенциозным или намеренно плохослушабельным. The Irish Times посетовала на отсутствие общепринятых структур песен и охарактеризовала альбом как "намеренно заумный, намеренно эзотерический и бессмысленно непостижимый"... Единственное, что бросает вызов в Kid A, - это очень реальный вызов вашему вниманию". В The New Yorker романист Ник Хорнби написал, что это было "нездоровое доказательство того, что такого рода потакание своим желаниям приводит скорее к странной анонимности, чем к чему-то отличительному и оригинальному". Критик The Melody Maker Марк Бомонт назвал его "толстым, показушным, самовосхваляющимся, смотри-ма-я-могу-отсосать-себе-член, плаксивым старым хламом... Было начато около 60 песен, которые никто, черт возьми, понятия не имел, как закончить" . Алексис Петридис из The Guardian описал это как "застенчиво неуклюжий и кровожадный шум, производимый группой, которая так усердно пыталась сделать "сложный" альбом, что они сочли ниже своего достоинства писать какие-либо песни". Rolling Stone опубликовал статью, высмеивающую Kid A как лишенную юмора, производную и лишенную песен: "Поскольку было решено, что Radiohead были важны и значимы в прошлый раз, никто не может принять альбом как безумный арт-проект, каким он, очевидно, и является".
Некоторые критики сочли Kid A неоригинальным. В "Нью-Йорк Таймс" Говард Хэмптон назвал Radiohead "рок-композицией" и написал, что Kid A "повторяет солипсизм Pink Floyd "Темной стороны луны". В ретроспективе, журналист Роб Шеффилд написал, что "мастерство электронных эффектов в стиле работ Warp records" на момент выхода Kid A выглядело "неуклюжим и устаревшим". В редакционной статье NME Джеймс Олдхэм написал, что электронные влияния "погрязли в компромиссах", а Radiohead по-прежнему функционируют как рок-группа, и заключил: "Время всё рассудит . Но прямо сейчас Kid A напоминает длинную, тщательно проанализированную ошибку". Роб Митчелл, соучредитель Warp, считает, что Kid A представляет собой "честную интерпретацию влияний [Warp]" и не является "беспричинно" электронным. Он предсказал, что однажды это может быть воспринято так же, как альбом Дэвида Боуи 1977 года Low, который сначала вызвал отчуждение у некоторых поклонников Боуи, но позже был признан.
AllMusic дал Kid A положительный отзыв, но написал, что он "никогда не был таким дальновидным или ошеломляющим, как OK Computer, и не окупает того интенсивно проведенного времени, которое требуется для того, чтобы в него вникнуть". NME также был позитивен, но описал некоторые песни как "извилистые" и "разочаровывающие", и заключил: "При всех своих подвигах балансирования на грани, явно великолепная конструкция под названием Kid A выдает группу, играющую одной рукой только для того, чтобы доказать, что они это могут, боясь взять на себя эмоциональные обязательства". В журнале Rolling Stone Дэвид Фрике назвал Kid "произведением нарочито чернильной, часто раздражающей одержимости... Но это поп-музыка, полная злобности, блестящего коварства и честной боли, и она будет приятно ощущаться под вашей кожей, как только вы позволите ей проникнуть туда".
В Spin сказали, что Kid A не был "актом карьерного самоубийства или подвигом потворства своим желаниям, за который его будут критиковать", и предсказал, что поклонники признают его лучшим и "храбрейшим" альбомом Radiohead. Billboard описал его как "океан беспрецедентной музыкальной глубины" и "самый первый по-настоящему революционный альбом 21 века". Музыкальный критик Роберт Кристгау написал, что Kid A был "образной, подражательной вариацией на тему поп-музыки: грусть, сделанная красивой". Брент Дикрешенцо из Pitchfork поставил Kid A высший балл, назвав его "какофоническим, но спокойным, экспериментальным, но знакомым, чуждым, но похожим на утробу, просторным, но интуитивным, текстурированным, но воздушным, пробуждающим, но похожим на сон". Он пришел к выводу, что Radiohead "должно быть, величайшая группа из ныне живущих, если не лучшая со времен сами знаете кого".
На сайте Metacritic, который агрегирует оценки критиков, Kid A набрал 80 баллов на основе 24 рецензий, что указывает на "в целом положительные отзывы". Он был назван одним из лучших альбомов года такими изданиями, как the Wire, Record Collector, Spin, NME и the Village Voice. На церемонии вручения премии "Грэмми" 2001 года Kid A был номинирован на "Альбом года" и победил в номинации "Лучший альтернативный альбом".
В отличие от обычной в таких случаях практики, Radiohead не выпустили ни синглов, ни музыкальных клипов, провели мало интервью и фотосессий. Вместо этого они выпустили короткометражные анимационные ролики и стали одной из первых крупных групп, использовавших Интернет для продвижения. Бутлеги ранних выступлений были выложены на файлообменных сервисах, а информация о "Kid A" просочилась еще до релиза.
Kid A дебютировал на первом месте в британском чарте альбомов и стал первым альбомом Radiohead, занявшим первое место в Billboard 200 в США, где за первую неделю было продано более 207 000 копий. Его новое звучание разделило слушателей, некоторые отвергли его как претенциозное намеренно неясное.
Однако в конце десятилетия Rolling Stone, Pitchfork и The Times назвали Kid A величайшим альбомом 2000-х, а в 2020 году Rolling Stone поставил его на 20-е место в своем обновленном списке "500 величайших альбомов всех времен". Как и OK Computer, он получил премию "Грэмми" за лучший альтернативный альбом и был номинирован на премию "Грэмми" за альбом года. Он был сертифицирован как платиновый в Австралии, Канаде, Франции, Японии, США и Великобритании.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"После выхода OK Computer в 1997 году считалось общепризнанным, что Radiohead были одной из лучших групп в Британии. Однако появление Kid A три года спустя было встречено всеобщим недоумением. Критики потребовали сообщить, где находятся гитары. И почему голос Тома Йорка звучал так, словно он пел в ванне.
Radiohead создали альбом, в большей степени ориентированный на звук и текстуру, чем на простую тихую/громкую динамику, не говоря уже об обычных песенных структурах. Щелчки, удары электронных барабанов и ритмичные клавишные дополняют мелодичный фальцет Йорка в "Everything In Its Right Place" и навязчивую "Morning Bell". Мрачный бас акцентирует "The National Anthem," , сочетаясь с барабанами Фила Селуэя и секцией духовых инструментов, создавая апокалиптический финал. Прекрасные акустические гитары на "How To Disappear Completely" дополнены атональной струнной секцией, которая подчеркивает грандиозную песню "I'm not here/this isn't happening.".
Гитарист Джонни Гринвуд записал многие струнные аранжировки, прекрасно используя Ondes Martenot, жутко звучащий электронный инструмент 1920-х годов (который, как известно, использовался в музыкальной теме "Звездного пути"). Драм-машины служат основой для пробивной "Idioteque". "Motion Picture Soundtrack" завершает альбом шаркающим органом, похожим на похоронный.
Kid A оказался лауреатом премии "Грэмми" и возглавил трансатлантический хит-парад (хотя он был доступен бесплатно в Интернете за несколько недель до официального релиза). Он стал прорывным альбомом Radiohead в Соединенных Штатах. "
Label - Parlophone
Producer - Nigel Godrich
Art Direction - Stanley Donwood • Tchocky
Nationality - UK
Running Time - 49:56
Да действительно немного однообразно и монотонно. Спасибо за материал.