Немного о романсе-ПАРА ГНЕДЫХ в замечательном изложении И.Макарова о Морфесси.
В Сети пользователь komrik "докопался"и до более раннего исполнения, спасибо ему за это
Известнейший романс "Пара гнедых, запряжённых с зарёю…" появился в семидесятые годы девятнадцатого века.
Стихотворение "Пара гнедых" - это вольный перевод романса "Pauvres Chevaus", написанного на французском языке Сергеем Ивановичем Донауровым (1839-1897), поэтом, переводчиком и композитором-любителем.
Слова же, известного всем варианта песни, являющиеся вольной "переработкой" старинного романса Сергея Донаурова, были написаны знаменитым поэтом и прозаиком того времени Алексеем Николаевичем Апухтиным (1840 - 1893).
Ныне исполняемую мелодию романса "Пара гнедых", создал в конце 19-го века один из наиболее известных композиторов того времени в песенном жанре Яков Фёдорович Пригожий (1840 - 1920) - пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик-аккомпаниатор известного цыганского хора московского ресторана "Яр".
Яков Пригожий, автор более 210 музыкальных произведений. В 1870-х - 1880-х гг. руководил различными русскими и цыганскими хорами, для которых обработал множество популярных городских песен и романсов. Автор музыки к таким известным песням, как "Ухарь-купец", "Коробейники", "Милая", "Не для меня придёт весна", "Что ты жадно глядишь на дорогу" и др. Почти во всех сборниках и концертных программах эти песни обявляются народными.
Впервые, романс "Пара гнедых" исполнил певец Саша Давыдов (1849-1911) в московском театре "Эрмитаж", вспектакле "Цыганские песни и романсы в лицах".
Давыдов записал романс на пластинку (предположительно, это была одна из самых первых записей романса на пластинку в России) на московской фирме "Граммофон" в 1906 году
Настоящая фамилия певца - Карапетян. Родился в Эчмиадзине, пригороде Еревана. В 1872 - 76 г.г. выступал в опереточных труппах на Кавказе, в Ставрополе, Ростове-на -Дону. В 1876 году перебрался в Москву, где выступал на сценах Общедоступного театра Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, московского Артистического кружка и Малого театра в водевилях и драмах.
О большой популярности романса до революции упоминает писатель Владимир Гиляровский в книге "Москва и москвичи" (глава "Театральная площадь"), он вспоминает вариант исполнения певца Паши Богатырёва. В дальнейшие годы популярность романса только возрастала. В 1911 и в 1916 годах "Пара гнедых" дважды экранизировались "немым" кинематографом в популярном тогда жанре кинороманса.
К началу 30-х годов советские власти запрещают исполнение и издание романсов и многие замечательные музыкальные произведения становятся "репрессированными". Запрещённые Комиссией по контролю за грамофонным репертуаром пластинки подлежали немедленному изъятию из продажи. Например, безобидный романс "Выхожу один я на дорогу" был отвергнут за "мистический характер", а романс "Пара гнедых", по мнению комитетчиков, "воспроизводил затхлый быт прошлого, с его отношением к женщине, как к орудию наслаждения". И потому тоже подлежал изъятию. Позднее отношение к романсу меняется и к нему вновь возвращается былая популярность, он снова входит в репертуар знаменитых исполнителей, записывается на пластинки и диски.
Романс, как истино народное произведение, подвергался переделкам с добавлением новых слов. Вот один из иногда исполняемых куплетов:
Тихо туманное утро в столице,
По улице медленно дроги ползут.
В гробе сосновом останки блудницы
Пара гнедых еле-еле везут.
Кто ж провожает её на кладбище?
Нет у неё ни друзей, ни родных...
Несколько только оборванных нищих,
Пара гнедых, пара гнедых!..
Пользователь komrik! Я не знаю, ваша ли это информация или позаимствованная откуда-то,но вы-умница!
Я прочла ее У ВАС!
СПАСИБО!))
Без Утесова нельзя никак, потому что это Утесов Исполнение его превосходное.
И еще множество вариантов этого романса.
И на Завалинке они есть(см. Поиск)
ДАААА....Хорошо все!
Спасибо Сергею и Игорю Макарову!