... Радиоточка, висевшая на стене в виде черной тарелки, а позже - сменивший ее коричневый пластмассовый ящичек, служила непременным атрибутом моего бельцкого детства и отрочества, выпавших на пятидесятые и начало шестидесятых годов. Тогдашнее достижение техники транслировало по проводам передачи из Москвы, чаще же по ним шло республиканское вещание из Кишинева, и я заслушивался музыкальными программами Молдавского радио. Вот тогда-то я впервые услышал грустные, лирические мелодии Шико Аранова (на снимке). "Если любишь ты, если веришь ты...", "Теперь скажи мне, чья вина", "Твои глаза", "Аурика" - эти песни, как и другие его произведения в стиле танго в великолепном исполнении Ефима Бэлцану, чья настоящая фамилия, как оказалось, была Вайсман, а также Рудольфа (Рувина) Капланского, надолго стали шлягерами. А какие поэты писали стихи к его песням (именно стихи, а не тексты): Аурелиу Бусуйок, Эмиль Радов, Ефим Чунту (Кримерман - наш, бельцкий...).
С какой радостью ходили мы, подростки, на концерты оркестра Шико Аранова, проходившие, как правило, в старом Доме культуры, хотя зрительный зал городского театра был гораздо вместительней, но местные власти считали неподобающим делом предоставлять эстрадникам, пусть и заслуженным, сцену, на которой ставились спектакли мировых и советских классиков. Его мелодии и песни были для нас глотком свободы и казались привнесенными из неведомого западного мира. Поражали не только песни и оркестровки, но и театрализованные танцы.
А он и впрямь был из незнакомого, ушедшего мира. Родился Шико Аранович 23 апреля 1905 года на самом юге Бессарабии в старинном селе Татарбунары Аккерманского уезда, известном в прошлые века набегами турок и крымских татар (отсюда и название), отошедшем с приходом «советов» в 1940 году от королевской Румынии к Одесской области Украины. Исторические хроники рассказывают, что в пору своих ссыльных бессарабских скитаний, хоть и ненадолго, это село почтил своим присутствием сам Александр Сергеевич Пушкин. Но это так, к слову.
В детстве Шико обучался игре на бас-геликоне (вид духового инструмента), учился в реальном училище, затем - в Кишиневской консерватории по классу валторны. Дальше - служба в румынской армии, после демобилизации в 1930 году поступил в Бухарестскую королевскую академию музыкального и драматического искусства. Надо было зарабатывать на жизнь, и он одновременно с учебой руководил оркестрами в нескольких кинотеатрах Бухареста. Летом 1940 года, незадолго до возвращения в Бессарабию Шико Аранов женился на бухарестской красавице Сидонии Шварц из богатой еврейской семьи.
В том же году, с присоединением Бессарабии к СССР, Аранов вернулся в Кишинев, где выступал в составе эстрадного оркестра под управлением кларнетиста Шарля Брейтбурда в кинотеатре "Орфеум". Через короткое время этот музыкальный ансамбль перевели в только что созданную госфилармонию, переименовали в "Молдгосджаз" и его художественным руководителем назначили Шико Аранова.
С началом боевых действий оркестр был эвакуирован в Среднюю Азию, но до самой победы выезжал на участки фронтов, где выступал с программами, состоящими из военно-патриотических произведений и молдавских народных песен, однако второе отделение концерта всегда было предоставлено джазу. При оркестре была собственная хореографическая группа, исполнявшая наряду с народными танцами аргентинское танго и степ.
После войны оркестр был расформирован, начались гонения на этот "космополитский" жанр музыкального искусства. Убийственные формулы типа "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", "От саксофона до ножа - один шаг" напрочь врезались в память поколения той эпохи, и отбивали у многих желание заниматься этой музыкой. Целое десятилетие Аранов руководил государственным ансамблем молдавского народного танца "Жок", с которым в конце 50-х ездил в Бухарест на Всемирный фестиваль молодежи и стал лауреатом, возглавлял оркестр республиканского радио и телевидения.
Но Шико Аранов остался верен себе: не маскируясь под обычную эстраду, тогда же, в конце 50-х, он создал джаз-оркестр "Букурия" ("Радость"), который полностью соответствовал своему названию, даря людям хорошее настроение, тепло и свет в душе.
За дирижерским пультом – Шико Аранов.Музыкальный коллектив Шико Аранова (до самой кончины его организатора в 1969 году) воплощал собой типичный биг-бэнд и специализировался на свинге. Помимо композиций самого Аранова, оркестр исполнял вошедшие в джазовую классику номера Луи Армстронга, Гленна Миллера, Джорджа Гершвина. Кстати, именно в оркестре Аранова прозвучали первые произведения ставшего вскоре знаменитым Евгения Доги. Музыкальным руководителем оркестра долгое время был тенор-саксофонист и скрипач Гарри Ширман, с которым Аранов играл еще в молодые годы в Бухаресте.
Лицом оркестра был, конечно же, обожаемый публикой Рудольф (Рувин) Капланский, в чьем неповторимом, специфическом голосе, даже когда он пел по-русски, звучал родной бессарабский акцент. Выступали в оркестре и популярные в республике пианист и композитор Давид Федов (Фейдман), уже упомянутый Ефим Бэлцану, трубач Моисей Гольдман, скрипач Наум Лозник и другие известные певцы и музыканты. Маэстро Шико Аранову, композитору и дирижеру, повезло: он творил джаз, и за это слушатели, особенно молодежь, преданно любили его - и в родной Молдове, и на дальних меридианах.
Когда-то в солнечной, сказочной Молдавии водилось хорошее вино, которое называлось по имени сорта винограда: "Изабелла". Его любили не только исконные жители республики, но и заезжие гости. У этого вина, правда, было особенное свойство: при долгом хранении в бутылке появлялся осадок. От музыки, которую творил маэстро Аранов, в душе всегда оставался добрый осадок света и тепла, ведь он дарил людям хорошее настроение и иллюзию счастья...
Зиси Вейцман (интернет - издание Мы здесь)
БЛАГОДАРЮ за отзыв и вдумчивый подход к моим постам Вообще, БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем тем кто пишет отзывы , это основной показатель того что за посетители сюда заходят и имеет ли смысл в дальнейшем тратить своё время
Спасибо!
Спасибо! Хоть это и не очень мое... но все равно видна работа и вкус МАСТЕРА...
Спасибо, Сам! За старую Молдавию, спасибо!
Я помоложе буду... Для меня Молдова начинается с ВИА Норок,
помнятся также Мерцишор с ансамблем Жок, но это уже по ТВ...
И лишь потом Ротару ...
Пишу только вменяемые отзывы ...
Там у тебя как-то проскакивал исполнитель с завода "Вибратор"
Так вот я неимоверно мужественно промолчал...
Ибо целый завод ... во времена СССР... это вам не хухры - мухры
Здрав буди, Самаританиннн!
БЛАГОДАРЮ, Валерий, СПАСИБО, Саша. Порадовали от души Мастер здесь один, Шико Аранов. Собрать в такие тяжелые времена коллектив, по сути из румынских лабухов коллектив и создать со временем из него оркестр номер один в Молдавии это конечно гражданский подвиг и исключительно большая любовь к музыке.
А насчет Вибратора, так все музыкальные исполнители и составы где нибудь да числились в СССР. Заводы, филармонии, ДК, концертные объединения...Репитиционная база, отчетность, подчиненность, исключительно "белая" бухгалтерия, через которую проходили финансы и начислялась официальная зарплата, котрактно - концертная деятельность и прочее
Сам, большое спасибо за стихи и интересный пост, красивые музыку, песни, голоса! ЗдОрово!
Ну да, вижу есть,Добрые желатели, догадываюсь. Я в нулевых уже в инете раз на эту тему выкладывал материал, правда побольше, записей 15-17, не всё видно "разошлось", значит что нашел. К сожалению, поисковик функции такой сейчас у меня здесь не отображается, а второй, персональной Букурии у меня нет. Давай тогда удалим пост, без проблем, у меня ведь цель другая - напомнить,предложить послушать подзабытое родное, создать, а не " поражать и удивлять" чтобы мной восхищались и гладили по головке. Не нужно, значит не нужно.
Сам, не нужно убирать. У тебя совсем другая подача материала. Заявка Кирилла числится за 2017 годом и в ленте КПЗ лежит глубоко. У него нет некоторых композиций, что ест у тебя. Тем более, что Шико Аранова у нас не часто дублируют. Про него подзабыли. А ты напомнил. Спасибо большое!
Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном,
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным,
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окраинам,
Меж домиков тесных,
по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки
сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.
Тропинка все выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй
поднебесный?..
Числа я не знаю,
но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.
Мария Петровых, 1953 год