- Роу Александр Артурович Дата рождения: 8 марта (24 февраля) 1906 года Дата смерти: 28 декабря 1973 года
Биография Александра Артуровича Роу
РОУ АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ (1906–1973), русский кинорежиссер. Народный артист России (1968). Родился 24 февраля (8 марта) 1906 в Москве. Руководил коллективом художественной самодеятельности, «Живой газетой» и агитбригадами «Синей блузы» в Москве. В 1930 окончил актерское отделение киношколы им. Б.Чайковского, а затем драматический техникум (1934). В кино пришел в 1930, работая сначала помощником и ассистентом режиссера киностудии «Межрабпомфильм» (фильмы Марионетки и Бесприданница Я. Протазанова, Белеет парус одинокий В. Легошина). С 1937 – режиссер киностудии им.Горького.
В 1938 Роу поставил свой первый полнометражный фильм По щучьему велению (по одноименной пьесе Е.Тараховской), сюжет которого составили четыре русские народные сказки (По щучьему велению, Царевна Несмеяна и др.). Искрометный юмор, удачный подбор актеров (П.Савин в роли Емели, С.Терентьева в роли Несмеяны, Г.Милляр в роли Царя Гороха), простые, но забавные трюки (говорящая щука, бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь и т.д.) давали все основания расценить картину дебютанта как большую удачу, однако в то время прямое переложение фольклора в экранную форму считалось «художественно-легковесным».
Возможно, поэтому в своих последующих работах Роу сделал попытку расширить жанровые возможности фильма-сказки: Василиса Прекрасная (1940) стала скорее лирической драмой, в Кащее Бессмертном, снимавшемся в военные годы, преобладали элементы военно-приключенческого фильма.
В 1940-е годы режиссер работал в документальном (Артек) и экспериментальном кино (стереоскопический фильм День чудесных превращений), но его главным призванием по-прежнему оставалась киносказка, к которой он смог вернуться в 1950-х годах. Новым крупным успехом режиссера стал фильм Марья-Искусница (1959), где особенно удались эпизоды в подводном царстве Водяного с эффектным для своего времени применением комбинированных съемок. Вместе с тем сказочные интонации и кинотрюки далеко не в полной мере исчерпывали гоголевскую поэтику в экранизациях Майской ночи и Вечеров на хуторе близ Диканьки, осуществленных Роу в 1952 и 1961.
Важным вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, совмещающие традиционные фольклорно-сказочные мотивы и новых героев, сверстников и современников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме Новые похождения Кота в сапогах (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка Королевство кривых зеркал, юная героиня которой, советская школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника (эти роли сыграли близнецы Оля и Таня Юкины).
Новое обращение к русскому фольклору – Морозко – было по праву оценено как одно из высших достижений художественного стиля Роу (Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965). Прекрасный актерский ансамбль (А.Хвыля в заглавной роли, Н.Седых, И.Чурикова, неизменный Г.Милляр в роли Бабы-Яги), комическая эксцентрика, трюковые съемки, традиционный русский колорит – все эти компоненты фильма находились в гармоническом единстве и взаимодействии. Последующие работы Роу, также фильмы-сказки на основе русского фольклора, хотя и не превзошли успех Морозко, но пополнили фонд отечественного кино для детей.
Умер Роу в Москве 28 декабря 1973.
История жизни Александра Артуровича Роу
Окончил актерское отделение киношколы им. Б.Чайковского (1930), учился в Московском драматическом техникуме имени М.Н.Ермоловой (1931-1934).
С 1921 работал в агиттеатре "Синяя блуза". Был ассистентом режиссера у Якова Протазанова и других режиссеров. С 1937 - режиссер киностудии "Союздетфильм" (затем - киностудии имени М.Горького). Один из немногих отечественных режиссеров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок. В 1993 организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя А. Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу "По щучьему велению" был встречен с настороженностью - не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотреченности и родной земле. Роу снял "ВасилисуПрекрасную", где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги - Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в "Кащее Бессмертном", где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: "Снимаем сцену похищения младенца" - все. А на их недоуменные возгласы отвечал: "Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование". Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и "добрым молодцам урок", но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в веселую сказочную феерию. Лучший фильм Александра Роу "Морозко" наглядно демонстрирует все перечисленное выше.
Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.
Народный артист России (1968).
Сколько раз показывают по ТВ его сказки - столько раз смотрю........До сих пор.! Гениальные шедевры. Как бальзам, и для глаз и для слуха.