"Ручейки" и "Огоньки". Хроника школьных танцполов.
Это - сейчас скромная величина наших накоплений вынуждает нас вести поиск в интернете скидок на кошачий корм, а в отделениях связи каждый месяц часами сидят и ждут своей пенсии наличными некоторые наши сверстники, для которых банкомат и банковская карта- что-то вроде шайтан-машины.
Но ведь когда-то все мы были юны, полны сил, здоровы на голову и ниже, уверены в себе, разбирались во всём или почти во всём. И речь в посте пойдет опять о тех давних, благословенных временах…
Тогда это было “реально” очень “круто”: школьные и пионерлагерные развлекательные шоу, вроде бега в мешках, срезания конфеток с завязанными глазами с верёвочки или окормления друг друга киселём, КВНы и викторины с подобием команд и вопросов, "Огоньки" с домашней выпечкой и лимонадом…
Однако - весь этот энергичный разогрев меркнул и уходил на дальний план к финалам таких вечеров, уступая место его главному событию - ТАНЦАМ в легкой полутьме.
Танцпол самый ранний: смешной, незамысловатый и невинный - “Ручеёк”, он же, - “белый танец” для детей среднего школьного возраста в актовом зале после концерта художественной самодеятельности.
фото-Танец "Ручеёк"
Хотя более-менее посещаются уроки ритмики, и всего-то за половину учебного года разучен "Танец конькобежцев", но “конькобежцы ” обоего пола под приглядом учительниц робеют и не выказывают желания показать после “Ручейка” вариант танца “твист”, который они шлифовали дома перед зеркалом под "Королеву красоты" и Магомаева.
В этом случае только “Ручеёк” окрылял, как “Редбул” и давал шанс ухватить за влажную от волнения ручку предмета первой школьной симпатии, взаимных быстрых выразительных взглядов и вполне себе ещё платонических мечт.
Сильно продвинула вперед школьное музыкально-танцевальное движение восьмая пластинка (серия) сборника "Музыкальный калейдоскоп" фирмы "Мелодия"(1967). Этот диск примечателен первым опубликованием в Союзе песни The Beatles - "Girl", в виде Квартет "Битлс" - песня "Девушка", муз. и сл. народные). Но и другие песни там были тоже ничего.
фото- "Музыкальный калейдоскоп" 8 серия
К девятому-десятому классу с танцполом всё уже серьёзнее: это- классная комната со сдвинутыми к дальней стене партами и погашенным верхним светом. Возможность найти дорогу на выход (чтобы покурить в сортире и пропустить пол-стаканчика “Агдама”), оставляет только тусклый красный свет кем-то принесенного фонаря домашней фотолаборатории. Всё мероприятие проходит под кодовым названием - “Огонёк”
Начинается примерно так. В субботу после школы девочки ищут дома и надевают себе на шею колье из деревянных, покрытых лаком мелких шариков стоимостью в четыре рубля и далее прочее своё всё самое передовое. Надо сказать, что по воспоминаниям одноклассниц особых терзаний по поводу что одеть - не было,(” во всех ты, душенька, нарядах хороша”)
Мальчики в свою очередь мечутся в поисках утюга, приличных брюк без дырок, на которых можно навести подобие стрелок и 1 (одного) рубля для покупки вскладчину пары бутылок портвейна и небольшого количества конфеток. К шести-семи вечера все участники действа по-своему готовы к встрече с прекрасным.
фото -танцы в классе
Заведомо дома родителям нужно сообщить, что в школе сегодня вечером - «Огонек». Если любопытный папа решит углубиться в частности и спросить: "Какой еще такой на хрен огонек?", нужно ответить: «Нелли Дмитриевна сказала - всем явка обязательна!» Против "классной" Нелли Дмитриевны папа - ничего не может. Хотя сама Нелли Дмитриевна иногда вообще не в курсе события.
Живая музыка на таком "Огоньке" в классе являет собой трио электрогитаристов, -соло, ритм и бас гитара, это - обычные акустические гитары за 7-9 рублей с прикрепленным к подструннику звукоснимателем. Дырки в подструннике прожигались гвоздем и звукосниматель втискивался под струны.
фото - звукосниматель
После настройки аппаратуры, то есть первой успешной попытки вывода сигнала на полную громкость, эти местные начинающие "Шедоуз" озвучивают действо, вызывая уважение одноклассников и восхищение одноклассниц бодрым и в меру слаженным исполнением «Apache» и «Johnny Guitar».
Далее советская юность, как берёзы в песне, “гнётся и качается” под этот концерт инструментальной музыки, со временем увеличивая процент "белых танцев".
фото- танцоры
Репертуар включает и более знакомые широкой публике инструментальные версии «Шербургских зонтиков», «Синей песни» и массу прочего подобного, о чем стоит поведать позже, вспоминая танцы уровнем выше - в актовом или физкультурном зале школы. С успехом исполняются не очень сложные инструментальные композиции на 3 гитары, типа - Sincron - Cimpia Sub Luna, Gadfly или их же Melodie (кто исполнитель и названия мы даже не пытались тогда узнать )
фото - школьный ансамбль
В канун советских праздников в школах танцплощадками становились физкультурные или актовые залы. Танцы были бонусом к официальной части вечера, приуроченного к празднованию дня Х. Те хитрецы, которые пытались пренебречь официальной частью и прибыть позже и только к танцевальному бонусу, во входную дверь , увы- уже просочиться не могли. По требованию дежурного учителя она была закрыта изнутри на швабру. Приходилось лезть в окно или даже форточку туалета первого этажа. Благодаря регулярным посещениям уроков физкультуры (не в пример нынешним дрыщам) такое проделывалось легко и без напряжения.
Официальная часть праздничного вечера состояла из рассказа чьего-то дедушки-ветерана о былом, выступления хора учащихся младших классов с песней "Ровесницы, ровесники, девчонки и мальчишки" и гвоздя официальной программы - исполнения индийского танца.
Танец производился босиком и в полуголом виде какой-нибудь раскрепощенной и уже привыкшей к нездоровому интересу сверстников сеньорой четырнадцати лет от роду.
фото -индийский танец
Приходил наконец черёд неофициальной части вечера и один из двух самых крупных школьных залов становился танцплощадкой. Чаще это был актовый зал, где ряды кресел сдвигались вдаль. Музыканты могли быть из разных классов и даже из других школ. На сцене появлялись самопальные колонки, собранные из 20-25 штук мелких динамиков, шнуры от колонок тянулись к 10-15 ваттному усилителю фирмы "Кинап" (третьего цеха ЛОМО, выпускавшего киноаппаратуру).
фото -усилитель "Кинап"
Юные артисты были вооружены рогатыми электрогитарами. Этот самодельный инструмент издавал звуки, напоминающие звук от ударов палкой по деревьям разного диаметра. Представлял собой толстую многослойную фанеру, покрытую черной или красной нитрокраской, а поверх - бесцветным лаком. Через несколько десятилетий выяснилось, что форма гитар копировалась у фирмы "Фендер", модели Stratocaster.
фото- электрогитара Fender Stratocaster .
На этих танцплощадках уже пелись песни через микрофон (одна штука). Хитами вечера чаще всего были "Льет ли теплый дождь" и получастушечная "Виновата ли я", исполненная в присущей начинающим ансамблям прото-панк-хардкор манере. Вообще выбирались для исполнения весьма незамысловатые, но бодрые сочинения. Зарубежную эстраду часто представляли номера Битлз "Dizzy Miss Lizzie" (3 аккорда) и "Mary, Mary"- хит группы "The Monkees" (4 аккорда).
Если школьная группа раздобывала где-то органолу "Юность", то ее репертуар обогащался номерами с эффектными партиями органа: хитом "Железных бабочек" "In-A-Gadda-da-Wida" или еще одним несложным номером Monkeys- I'm A Believer
фото- Орган Юность 70
Иногда школьный ансамбль даже имел наглость исполнить Uriah Heep-Circle of Hands и, конечно, July Morning, тогда без него было - никак. Но названия сам школьный бэнд пока чаще всего не имел. Это еще был всего лишь "ансамбль нашей школы" - первый этап восхождения к вершинам подпольной советской самодеятельности.
Магомаев - Королева красоты,1965
Квартет 4м -Бебел, 1967
Crveni Koralji - «Johnny Guitar», 1968
Fiesta Red - Apache, 1960
Sincron - Cimpia Sub Luna, 1964
Monkeys- I'm A Believer, 1966
Uriah Heep-Circle of Hands, 1972
Благодарю участников Завалинки, чьи мп3 файлы использовались для иллюстрации этого поста: Konstantinych, retromuz , Eisberg, DIRIJER, ltleirf, vitas59 .
Спасибо большое, Олег