- Рушева Надежда Николаевна Дата рождения: 31 января 1952 г Дата смерти: 6 марта 1969 г
Биография Надежды Николаевны Рушевой
Надежда Рушева родилась в Улан-Баторе 31 января 1952 года. Её мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа – тувинская балерина, отец Николай Константинович – московский театральный художник. Девочка жила и училась в Москве, мечтала стать художником-декоратором или мультипликатором.
Впервые рисунки Нади Рушевой предстали перед посетителями Музея Льва Толстого в Москве в 1968 году, когда юной художнице было 16 лет. А еще раньше, в 1963 году, её рисунки печатались в “Пионерской правде”, в 1964 году в редакции журнала “Юность” и в “Клубе искусств” МГУ прошли её первые выставки.
“Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, – писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А. Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства”.
С помощью перьевой авторучки, фломастера, цветных мелков Надя запечатлевала целые миры. Рисовать она начала с трех лет. Родители читали ей сказки, истории об античных героях и их подвигах. А девочка тут же придумывала картинки к услышанному.
Год за годом собрание рисунков росло. Участие в выставках привлекло к Наде внимание сверстников и взрослых, о ней заговорили как о необыкновенном явлении. Когда Наде Рушевой исполнилось 17 лет, внезапно оборвалась её юная, счастливая, полная надежд и больших творческих перспектив жизнь. Её художественное наследие составляет свыше 10000 рисунков-фантазий. Среди них – иллюстрации к русским сказкам, к мифам Древней Греции, к роману “Война и мир” Л. Н. Толстого, к “Мастеру и Маргарите” М. А. Булгакова, к трагедиям У. Шекспира, большой цикл, посвященный А. С. Пушкину. Удивительными кажутся продуктивность юной художницы и ранняя зрелость её таланта.
Надя почти никогда не работала с натуры. Она рисовала не видимое, а мыслимое, сохраняя счастливое свойство ребенка мгновенно отзываться конкретным зрительным образом на любую тему, идею, сюжет, используя для этого всё богатство ассоциаций, предметность видения, отвагу фантазии.
Надины рисунки упруги, красивы и мелодичны. В них проявились в полной мере её талант, отношение к жизни, умение видеть мир глазами первооткрывателя, вжиться в создаваемый образ. “Я живу жизнью тех, кого рисую”, – говорила Надя…
Её имя “Надежда” звучит на тувинском языке “Найдан”, что означает “вечно живущая”. В 1993 году имя Нади Рушевой присвоено малой планете.
История жизни Надежды Николаевны Рушевой
Музей ее имени был открыт 1 сентября 1990 года в московской школе № 470. Все стены классной комнаты – в рисунках. Здесь можно увидеть обычные вещи, ставшие экспонатами, – школьную форму девочки, ее портфель, учебники, тетради, куклы, любимое тувинское национальное платье (по матери она тувинка). Нежданная трагедия (разрыв сосуда головного мозга) произошла, когда юной художнице исполнилось семнадцать. До выпускного бала оставалось три месяца... Ушла прекрасная, полная надежд жизнь. Осталось почти 11 тысяч рисунков...
Рисовать Надя Рушева начала пятилетней. Уже в первых несмелых набросках виден присущий ее работам умный и добрый юмор. Вот что написал график и скульптор А. Ватагин, побывавший на первой выставке Надиных рисунков в редакции журнала «Юность» в июне 1964 года (девочке тогда было двенадцать лет):
«Я имею счастливую и ответственную возможность наблюдать развитие необычных способностей Нади Рушевой в течение одного года. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы «детского творчества», но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира».
Матери мира – за мир.
Кто-то хорошо сказал, что потребность в рисовании у Нади была такая же, как дышать, любить маму, познавать мир. Ее рисунки рождались после каждой прочитанной книги, поэтому в большинстве композиций – свое, самобытное, личное воспроизведение сюжетов «по воображению». Это – иллюстрации к античным мифам и эпическим поэмам Гомера, «Маскараду» Лермонтова, «Войне и миру» Толстого, шедеврам Рабле, Шекспира, Байрона, Джека Лондона, Сент-Экзюпери. Прочитав о кентаврах, юная художница создала целую тематическую серию рисунков. Придуманный ею образ забавного мифического существа был восторженно принят художниками мира и даже своеобразно использован: на международном фестивале неигрового кино приз – фарфоровый земной шар – был украшен скульптуркой серебряного кентаврика Нади Рушевой…
Особое место в творчестве Нади Рушевой – рисунки к произведениям А. С. Пушкина, их более четырехсот. В работах девочки поражают удивительное ощущение ушедшей эпохи, проникновение в настроение Пушкина, его поэзии. Недаром Надина пушкиниана завоевала всемирное признание.
Плач над Зоей.
Первая серьезная выставка рисунков Рушевой состоялась еще при жизни девочки в 1968 году. Надя, только закончившая девятый класс, принесла в музей Льва Толстого толстую папку рисунков к произведениям писателя. Для выставки отобрали около сорока листов. В музее хорошо помнят эту первую выставку. И сотрудникам, и посетителям было ясно – перед ними особенное явление.
Но сотрудники музея вспоминают, что на закрытии выставки Надя встретилась не только с благодарностью восхищенных поклонников, но и с ядовитыми замечаниями недоброжелателей. Кто-то, к примеру, говорил:
«У вас совсем нет жизненного опыта! Как вы можете иллюстрировать такое сложное произведение, как «Война и мир»? Кроме того, вам надо учиться художественной технике, а потом уже выставляться».
Надя с художником-анималистом В.Ватагиным.
Действительно, Надя не успела закончить специальное художественное заведение, но живописи училась всю свою недолгую жизнь. Она создала более десяти тысяч рисунков, значительная часть которых одушевлена талантом. К числу особенно талантливых, наиболее зрелых работ следует отнести иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Созданные воображением художницы около ста рисунков кистью и фломастером настолько тронули душу Елены Сергеевны, вдовы писателя, что в завещании она выразила пожелание: очередное издание романа должно быть оформлено рисунками юного иллюстратора.
Но не только рисованием увлекалась Надя. Она обожала С. Рахманинова и ансамбль «Битлз», любила танцы, театр, кино, бывала на выставках, участвовала в школьных капустниках, КВН. Отдавая предпочтение литературе и истории, неплохо успевала и по остальным предметам.
Прощание с Лисом.
Персональные выставки – при жизни Нади их было двадцать – принесли ей признание. Более чем в 80 городах СССР, а также в Германии, Индии, Италии, Японии, США, Югославии, Польше, Монголии были показаны работы художницы, так рано закончившей свой земной путь. И у всех, кто знакомился с ее творчеством, осталось чувство огромного потрясения.
Маститые писатели и художники едины в своих оценках: «несравненное явление в искусстве», «ее рисунки – результат завершенного творчества», «самая молодая из великих и самая великая из молодых». «Она рисовала сердцем», – сказал о ней писатель Лев Кассиль. «Я живу жизнью тех, кого рисую...» – объясняла сама Надя Рушева.
Юные лицеисты Пушкин и Дельвиг.
Ее имя звучит по-тувински Найдан, что в переводе означает «вечно живущая». Открытая учеными Крымской обсерватории малая планета названа в честь юной художницы – Нади Рушевой…
Мастер и Маргарита в подвальчике у застройщика.
Дмитрий, спасибо!!!
И здесь есть немного.