Русский концертный квартет "Сказ"
Квартет русских народных инструментов "Сказ" является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого народно-инструментального эстрадного исполнительства в СССР. Организованный в 1973 году ансамбль с самых первых своих выступлений предстал как перспективный талантливый коллектив, активный пропагандист русской народной и классической музыки.
Квартет СКАЗ неоднократно выступал на сценах Кремлевского Дворца, Большого театра, Московского Международного Дома Музыки, в концертном зале им. П.И.Чайковского, в залах Московской консерватории, в Оружейной Палате и Патриаршем дворце Московского Кремля, а также других престижных концертных залах России.
Ансамбль гастролирует как у себя на Родине, так и за рубежом, представляя Россию в странах Европы, Юго-Восточной Азии, США, Южной Америки, Африки, принимал участие в международных фестивалях и выставках в Бразилии, ЮАР, США, Южной Корее, Индии, Афганистане, Турции, Намибии, Зимбабве, Дании, Норвегии, Голландии, Люксембурге, Швейцарии, Франции, Польше, Германии, Монако ( Монте-Карло )...
Русский концертный квартет СКАЗ - автор многих фондовых записей на радио и телевидении, а также семи сольных пластинок-гигантов и двух компакт-дисков, записанных и изданных в Нидерландах. Историческая справка: Первый в СССР Компакт-диск был записан Квартетом СКАЗ, CD Balastoika, издан в Нидерландах (1989)
В 2017 году, опять же впервые в исполнительстве на русских народных инструментах, Квартет СКАЗ записывает новый альбом "Чай из Самовара", в котором звучит Иранская народная музыка, автор идеи и аранжировщик Кейван САДРА ( Компания Masherbrum Art, США ). В 2009 году Компания "Российский Диск" выпускает альбом "СКАЗ Русский концертный квартет". В 2000 году принимал участие в международном проекте выпуска компакт-диска с танцевальной программой, для которого квартетом было записано 14 пьес ( Компания "PAN Records" Netherlands ). В 1994 году, в Будапеште, совместно со сводным симфоническим оркестром исполнителей из Германии, США, Венгрии, квартет СКАЗ записал музыку к кинофильму "Екатерина Великая" (производство США-Германия), а в 1995 - музыку к кинофильму "Индиана Джонс и Лев Толстой"(США).
Квартет СКАЗ - лауреат Первого Московского конкурса артистов эстрады, лауреат премии Ленинского комсомола, коллектив награжден почетными грамотами Министерства Культуры Монголии, Таджикистана, Армении, Якутии, Узбекистана, дипломами Королевства Непал, Академии военно-морского флота Венесуэлы, Польской Почётной наградой медалью Адама Мицкевича и Александра Пушкина, международной музыкальной наградой "ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА" (New York, USA 2008 ) ...
С 1987 года квартет СКАЗ, являясь членом Международного союза музыкальных деятелей, активно концертирует и занимается популяризацией лучших образцов русской народной и классической музыки. Своей творческой и общественной деятельностью квартет СКАЗ снискал большую популярность и признание у широкой аудитории любителей музыкального искусства, а также получил высокие оценки профессиональных критиков и музыкантов.
____________________________________________________________________________________________________________
"Имена нашего времени" Москва, 2003 г.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
КВАРТЕТА "СКАЗ"
В Москве, в Восточном округе, на «Преображенке», живет одна удивительно красивая и талантливая супружеская пара — Валентина и Дмитрий Белинские. В далеком 1973 году Валентина Соболева-Белинская создала первый струнный квартет русских народных инструментов «Сказ», который вышел на эстраду нашей страны как самостоятельный сольный коллектив. Квартет, который полностью перевернул представление о русских народных музыкальных инструментах и стал основоположником ансамблевого народно - инструментального эстрадного исполнительства в России. Валентина, организатор и руководитель, домра-прима, солист. Ее муж Дмитрий — балалайка – прима, директор коллектива. Известность и звания к этому творческому коллективу пришли давно, но только самим артистам, да Господу Богу известно, через какие тернии им пришлось пройти. Этих удивительно красивых, талантливых и мужественных музыкантов знает весь мир, о них пишут за рубежом, пора и нам, преображенцам, познакомиться поближе со своими уникальными земляками. Валентина работала в оркестре, который аккомпанировал полусамодеятельным хореографическим коллективам и хорам. Вскоре эта рутина надоела, захотелось чего-то большего. И тогда она сагитировала троих музыкантов уйти из оркестра и создать свой квартет. Уходили с жутким скандалом и в никуда. Но за спиной появились такие крылья, такое ощущение полета, свободы! Правда, пришлось помыкаться. Ходили по разным организациям, и везде им предлагали свои варианты, которые сводились к одному — взять несколько солистов и аккомпанировать им. Но музыканты не для того создавали свой квартет. Аккомпанирующих составов в то время было много. От таких «хождений по мукам» Валентине пришла в голову отчаянная мысль: написать письмо в посольство США. Шел 1975-й год. В то время и смотреть-то в сторону американцев было опасно. Не то, что вступать в переписку. Свекровь Валентины начала уже «сушить сухари». Но деваться было некуда. В такие тиски зажали молодой квартет, что дышать невозможно.
В составе ансамбля — профессиональные музыканты: художественный руководитель ансамбля Валентина Соболева-Белинская (домра-прима, вокал) — заслуженная артистка России, почетный член Международного музыкального союза имени П.И. Чайковского (г. Калькутта, Индия), почетный гражданин города Нью-Орлеана, США; заслуженный артист России, президент Российского Клуба музыкантов – народников Дмитрий Белинский (балалайка-прима, директор); лауреат международного конкурса Андрей Тарасов (домра-альт), лауреат международного конкурса Анатолий Прохоров (балалайка-бас)Однако восхождение на Олимп все же началось. Не дождавшись ответа из американского посольства, музыканты пошли в редакцию газеты «Культура». Попали к М.А. Игнатьевой. Она прониклась идеей, и музыканты провели там шефский концерт для сотрудников. Всем очень понравилось, и тут же в «Культуре» появилась первая статья о квартете, она называлась «Первый сказ о Сказе». На следующий день последовал звонок из американского посольства. Теперь им предлагали буквально «золотые горы». Но после выхода этой статьи в музыкантах что-то переменилось. Они почувствовали, что нужны дома. Американскому посольству сказали: «Нет, извините за беспокойство, у нас все наладилось». И никогда не пожалели о своем решении. На протяжении всех последних лет квартет не раз мог остаться не только в Америке, но и в самых разных странах Западной Европы. Патриотизм это или нет, но Валентина любит свой дом, друзей и близких. А там что делать? Она понимала: корни все равно останутся здесь. Чтобы уехать просто так, надо от природы быть космополитом. Другое дело, если тебе не дают жить, творить, как эмигрантам первой волны. А сейчас для творческого человека в России свободы хватает. Не случайно многие иностранцы, приехав поработать, в Россию, остаются здесь, женятся. Сколько таких Валентина видела даже на Дальнем Востоке, где нет никакой цивилизации. Очаровываются красотами тайги и забывают про комфорт. После успешного концерта в редакции «Культура» музыканты обратились в Москонцерт, в филармонический отдел. В то время туда брали только лауреатов международных конкурсов или заслуженных артистов. Но они были молоды, и им все было нипочем. И снова повезло. Отделом руководил виолончелист Яков Моисеевич Смолянский. У квартета к тому времени было сделано 3-4 пьесы. Играли по нотам. От волнения пульты «полетели» во все стороны, кто-то чего-то забыл. Но Яков Моисеевич сумел разглядеть творческое зерно квартета и, можно сказать, не глядя, взял их в свой отдел и начал с ними работать. Доставалось от мэтра немало. Валентина в то время училась, на руках маленькая дочка, которую не с кем оставить и приходилось брать то на репетиции, то на гастроли. А тут еще Яков Моисеевич вызывает на дополнительные занятия, пальчики ставить. Он удивительный был фанат. В общем, замучил молодых музыкантов. Но сейчас Валентина ему за все очень благодарна. «После выхода на эстраду решили придумать квартету название, ведь он состоит прежде всего из людей, а не из их инструментов, — рассказывает Валентина, — в те времена всего несколько музыкальных коллективов имели свои имена — «Песняры», «Аккорд» и т.д. Квартет народных инструментов на эстраду вышел впервые. До них выступали только отдельные солисты-балалаечники. Ансамбли же работали перед сеансами в кинотеатрах, в ресторанах да клубах. Я дала всем задание придумать слово из четырех букв. Думали долго, но, увы...» И вот гастроли на Урале, в Магнитогорске. После первого же концерта за кулисы приходит один из слушателей. Валентина на него посмотрела, и сразу же у нее мелькнула мысль: «Бажов в гости пришел». Такое потрясающее сходство с этим великим сказочником. Больше всего поразили его глаза — ясные и синее, как небо. Волосы белые, взгляд молодой, свет из глаз просто струится, а самому — лет под 80. И он говорит: «Ребята, как вы играете! Словно сказы сказываете». «Боже, — подумала, Валентина. — Да он же нас окрестил». Это судьба... «А дальше у нас появились аранжировщики и композиторы, — вспоминает Соболева-Белинская, — самую большую роль в судьбе квартета сыграл композитор Иосиф Аркадьевич Тамарин». Но он не сам пришел. Валентина его уговорила. Он тогда преподавал в областном музыкальном училище джаз и писал джазовые пьесы. Однажды на отчетном концерте Валентина услышала их в исполнении джазового оркестра и была потрясена. После концерта, набравшись смелости, подошла к Тамарину и стала уговаривать написать что-нибудь для своего квартета. Тот сначала категорически отказывался: «Я джазовый композитор, а балалайку терпеть не могу». Но она уговорила его хотя бы прийти к ним и послушать. Пришел, послушал, остался. А вскоре принес и свою первую пьесу. Она была настолько гениальна, как будто ее писал композитор - народник. Хотя, даже народник бы так не написал. В общем, репертуар «Сказа» стал очень быстро пополняться оригинальными пьесами и аранжировками Тамарина.Кроме него, с квартетом работал очень талантливый композитор Сергей Рыков, который жил недалеко от Белинских в Измайлове. За свою короткую жизнь Сергей написал много замечательных произведений для самых разных исполнителей. Например, для Вилли Токарева — музыку к песне «Заходи ко мне на огонек», для «Песняров» — ряд вступлений, исполняемых на баяне, для оркестра Гараняна — аранжировку песен Высоцкого «Кони привередливые», «Скалолазка». Всех и не перечислишь. Сергей Рыков был потрясающе талантливый композитор. Человек чистейшей души. Он мог в три часа ночи позвонить Дмитрию и Валентине и сказать: «Послушайте, какую я музыку сочинил». Белинские хорошо помнят свои первые гастроли. Это была Румыния. Они ездили по линии ЦК комсомола. Там праздновали какой-то молодежный юбилей.
И еще они никогда не забудут поездку в Чечню. Квартет дал согласие сразу же, не раздумывая. Выступали в самых горячих точках, там, где не ступала нога артиста. Вместо сцены был кузов грузовика. Открытая площадка, а рядом, в горах, боевики. Опасные гастроли. Но страшно не было. Ранее «Сказ» уже выступал в горячих точках Афганистана, но там все было по-другому. Знакомые были удивлены таким решением. Не поддержал никто. Все только восклицали: «Вы что, ненормальные? Куда лезете? Зачем?» Квартет пробыл там три дня, но столько впечатлений! Выступали в Новогрозненске, Шатое, Борзое, Шали. От одной «эстрадно - боевой площадки» до другой добирались на вертолетах. Как их принимали! В Новогрозненске концерт проходил почти в чистом поле.
Разведчики подарили Валентине такой огромный букет ромашек, что они с мужем вдвоем едва его донесли. После этих гастролей осталось впечатление, что там собрались самые мужественные и чистые люди, цвет нации. Конечно,бывают исключения, попадаются и отбросы. Но они не задерживаются или сами уходят, или их выгоняют с позором. «Когда мы уезжали, солдаты и офицеры писали письма своим родным и близким и телефоны на клочках бумаги, — вспоминает Валентина, — просили им сообщить, что живы». Очень тепло принимают квартет зрители. Они неоднократно были на гастролях в Польше. «В 2000 году поляки вручили нам медаль Адама Мицкевича и Александра Пушкина и диплом, — продолжает рассказывать Валентина, — это очень почетная награда. Ее вручают только полякам». Музыканты из «Сказа» стали первыми иностранцами, удостоившимися такой высокой чести. А вот во время последних гастролей, поляки обратились к ним с просьбой прислать им репертуар квартета (издано шесть сборников). Они создали у себя аналогичный квартет. Похожие музыкальные коллективы появились во Франции и в Америке. Иногда в зарубежных гастролях они ощущали себя немного дипломатами. Все долго вспоминали концерт в Кракове, в консульстве. В программе квартета есть гопак Хачатуряна из балета «Гаяне». Музыканты не планировали его играть, но чутье подсказало, что надо это произведение исполнить. И тогда Валентина объявила: «Сейчас прозвучит для вас украинский гопак из балета «Гаяне» армянского композитора Арама Хачатуряна в исполнении русского квартета «Сказ» на польской территории». Вот такой двойной квартет получился. Как потом им рассказывали сами работники консульства, этот концерт сравнивали с несколькими дипломатическими приемами. «Во время зарубежных гастролей были незабываемые эпизоды, — вспоминает Соболева-Белинская, ~ в Бразилии к нам за кулисы пришел «король футбола» Пеле. Ему так понравилась игра, что он долго жал всем нам руки, выражая свое восхищение». Валентина подумала тогда, что сочетание мелодично - романтических звуков затрагивает самые тонкие струны души человека, независимо от его национальности. Кстати, по наблюдениям самих музыкантов больше всего балалайка волнует немцев. В 2003 году «Сказу» исполнилось 30 лет. Юбилейный год он выступал с концертами на самых престижных сценах России. А в декабре — в Оружейной палате Московского Кремля.Валентина Соболева-Белинская, талантливая и очаровательная женщина. В чем секрет ее молодости? В искусстве, гармонии с собой, любви и обожании мужа? Наверное, во всем понемногу.
Из досье квартета. Русский концертный квартет «СКАЗ» основан в 1973 году. Артисты неоднократно выступали на сценах Кремлевского Дворца Съездов, Большого театра, в зале имени П.И. Чайковского, в залах Московской Государственной консерватории и др. В 1985 году квартету было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола. Коллектив также имеет дипломы Королевства Непал (1986 г.), Академии военно-морского флота Венесуэлы (1986 г.) и другие. С 1987 года квартет «Сказ», являясь членом Международного союза музыкальных деятелей, активно концертирует и занимается популяризацией русской народной и классической музыки. Квартет выступал в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки, принимал участие в международных фестивалях и выставках в Дании, Норвегии, Голландии, Швейцарии, США, ЮАР. «Сказ» — автор многих фондовых записей на радио и телевидении и семи сольных пластинок и компакт-диска, выпущенного в Голландии. В 1994 году в Будапеште квартет записал музыку к кинофильму «Екатерина Великая» (производство США - Германия) совместно со сводным симфоническим оркестром исполнителей из Германии, США, Венгрии. В 1995-м — музыку к фильму «Индиана Джонс и Лев Толстой».
Более чем за 35 - летний творческий период, находясь в непрерывных поисках новых выразительных возможностей народных музыкальных инструментов, нового, современного сценического образа, а, главное, молодых, талантливых и перспективных музыкантов, состав квартета частично менялся. И, наверное, поэтому сегодня КВАРТЕТ "СКАЗ" сохранил свою яркость, свежесть, узнаваемый колорит звучания и максимальную работоспособность
Можно дополнить пост аудиозаписями. Я взял записи с двух ранних пластинок этого коллектива. Выпущено и несколько компакт-дисков. На сайте они продают не только сами диски, но и аудиофайлы. Смутило ещё и то, что нагрузили на свой сайт кучу личных фотографий. Лучше бы выкладывали своё творчество
Спасибо Кирилл и за историю, и за прекрасные образцы творчества. Лет 7 как знаком с их исполнениями, столько же и люблю их, но не мог и представить, что такую давнюю историю имеют образования. Думал - детище пост-перестроечной эпохи. Слышал их альбомы, по большей части 90-х.