Сборник задач для школьников антиалкогольного содержания 1914 года
Сборник задач для школьников антиалкогольного содержания 1914 года
Трактир. Иллюстрация из журнала "Нива". Конец XIX века
У винной лавки в Харькове. Фото А.Н.Васильева, 1890-е годы.
Респект.
Очень интересно, спасибо Ирина! При царе-батюшке водку, похоже, продавали тоже по талонам.
Дмитриев М.П. - Старый Нижний Новгород - Перед казённой винной лавкой
santolic2 пишет:
Добрый вечер, Александр! Да, я уже поняла, что перепутала фотографии Сейчас заменю
santolic2 пишет:
Я наугад. Разве это было фото ?
Да, как раз то фото, что я перепутала при загрузке . Спасибо
santolic2 пишет:
Я наугад. Разве это было фото ?
Нет, разные. Там уже приступили к распитию.
Люблю старые фото.Интересный материал, Ирина !
В сентябре 1905 года по инициативе и при деятельном участии иеромонаха Свято-Троицкой Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом о. Павла (Горшкова) была открыта школа трезвости для детей, чьи родители страдали от пьянства. Отец Павел, любивший детей, решил направить свои силы на воспитание в духе трезвости подрастающего поколения русских людей. Была устроена бесплатная школа, хотя вначале не было ни копейки — дети в ней сидели и писали на поленьях. Нашлась добрая учительница, пожелавшая учить детей несчастных пьяниц бесплатно, и благодаря такой деятельности школа снискала уважение как среди крестьян, так и среди высоких особ, нередко посещавших монастырь. Появились значительные денежные средства, стало возможным открыть столовую для детей, мастерские, библиотеку.
Обучалось и воспитывалось в школе трезвости до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. По окончании курса учения дети пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. Были случаи, когда их определяли даже в гимназии.
Интересна была программа обучения в школе. В нее входил Закон Божий, русский язык, арифметика, другие предметы, но главное внимание все же уделялось преподаванию трезвости, которое велось в форме простых, доступных для детей бесед. Кроме того, элементы преподавания трезвости входили во все изучаемые предметы. Как отрадные факты из жизни школы воспринимались не такие уж редкие случаи, когда кто-нибудь из школьников приводил за руку алкоголика-отца, и тот просил принять его в «трезвую семью».
Группа учеников и учениц школы трезвости в Троице-Сергиевой пустыни. Фото 1909 г.
Владимир Анатольевич Цыганков, руководитель Школы трезвости в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, академик Русской Академии
В память о священнике Александре Рождественском
Священник Александр Васильевич Рождественский |
В 1897 году он, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, назначается священником в небольшой деревянный храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Окрестные жители называли ту местность у Обводного канала Варшавкой. Именно здесь, в огромном фабрично-заводском районе северной столицы стремился служить Божьему делу молодой батюшка.
— Туда, туда, где много дымящихся фабричных труб, — торопится отец Александр. — Там грохот колес и лязг металла глушат духовную сущность человека, стирают у него образ Божий. Там нужны работники, живые люди. Там много горя народного. Там люди — камни
Примечательно, что батюшка никогда в жизни не пил спиртное и даже товарищи по Духовной академии не могли уговорить выпить ни одного глотка вина:
— Кровью пахнет, — говорил он, отстраняя предлагаемую рюмку.
— Как кровью?! — изумлялись сокурсники.
— Так
Много из-за алкоголя пролито крови, много драк, убийств. Вот и пахнет. Не могу пить
30 августа 1898 года в приходе Воскресенского храма у Варшавки закипает новая жизнь: отец Александр создает Александро-Невское общество трезвости. Создает не в одиночку, а со ста пятьюдесятью единомышленниками-прихожанами.
Горячий призыв о. Александра Рождественского «За Христа, за трезвость!», часто звучавший с церковного амвона, получил широкий отклик в Санкт-Петербурге и губернии. Александро-Невское общество трезвости за несколько лет разрослось до масштабов общегородского, и его отделения охватили не только всю столицу, но и пригороды, и уездные города. Уже через год численность членов Александро-Невского общества трезвости превысила три тысячи человек. К храму у Варшавки хлынул трудовой люд, жаждущий отрезвления.
— Брат! Пойдем к отцу Александру, — говорили друг другу петербургские рабочие, — пусть он нас вытащит из болота пьянства и распутства
— Ваня! — умоляла мужа убитая горем жена. — Пойди к отцу Александру! Он поможет тебе остепениться
— Отца Александра нам Бог дал, — с душевным облегчением говорили о батюшке как гибнущие от алкоголя несчастные люди, так и их матери, жены, дети.
Да, не человеческое хотение, но Божие изволение преобразило неутомимого пастыря в огромную общественную силу, в символ русской православной трезвости.
— Так считает отец Александр! — слышится в разговорах петербургских рабочих, как мощный подтверждающий аргумент.
Святое слово «отец», приложенное петербуржцами к имени батюшки не было ни обозначением его общественного положения (своего рода «титулом»), ни привычным наименованием пастыря. Священник Александр Рождественский стал тем, кто рождает людей к нормальной, естественной, трезвой жизни .
.....
У тебя, Ирина, всегда интересный материал различной тематики, поневоле начнешь "рыться" в Сети в поисках" добавочки".
Спасибо!
Tatiana пишет:
... У тебя, Ирина, всегда интересный материал различной тематики, поневоле начнешь "рыться" в Сети в поисках" добавочки".
Таня, привет! Спасибо за "добавочки" Вот так, добавляя друг друга, взаимно обогащаемся
здорово Ирина! когда читал задачки смеялся от души! СПАСИБО!
все-таки как много у нас пьют! да ладно бы пили что-нибудь дельное а то ведь за не имением денег всяку гадость!
вот получат фабричные ( как на картинке) зарплату и в пятницу начинаеться !
И бросил думать о делах.
Спустился он на "дно" столицы,
Он неподвластен никому,
Давно погибшие девицы
Вскружили голову ему.
Сродни ему одно веселье...
Сегодня - пир, потом - похмелье,
А труд тяжёлый - не по нём...
И так проходит день за днём.