- Цветаева Марина Ивановна Дата рождения: 8 октября 1892 Дата смерти: 31 августа 1941
Сегодня русской поэтессе, прозаику, переводчику Марине Цветаевой исполнилось бы 123 года
Песни на стихи Марины Цветаевой можно послушать здесь:
https://tunnel.ru/view/post:52470
https://tunnel.ru/view/post:171806
https://tunnel.ru/view/post:309495
Ирочка, спасибо!!! Добавлю свой стих о М.Цветаевой: https://tunnel.ru/view/post:3504397542
lenafleur пишет:
Ирочка, спасибо!!! Добавлю свой стих о М.Цветаевой: https://tunnel.ru/view/post:3504397542
Леночка, почитала. Спасибо большое! Очень понравилось!
OksanaNZ пишет:
вот такую картинку нашла - не знаю кто автор, увы ....
Оксана, спасибо!
Я тоже в таких случаях всегда очень сожалею...
"Картинку" забрала... :)
Марина Цветаева родилась в эпоху, полную трагедий и кровопролитных событий, которая наложила отпечаток на все ее существование. Казалось бы, о чем еще может мечтать девочка, которой повезло появиться на свет в семье профессора московского университета? И о своем детстве Марина, действительно, вспоминает с теплотой и душевностью. В ее дневниках каждая страница полна любовью к родным людям. Уже в 4 года Цветаева умела читать, а в 8 лет уже писала свои первые стихи.
В 1902 году она поступила в Московский университет, где благополучно проучилось до 1905 года. После того, как по стране прокатились первые кровавые реки и потекли ручьями слезы из тысяч глаз, Марину отправили доучиваться в пансионаты, расположенные за границей. Ей пришлось поучиться понемногу и в Италии, и в Германии, и в Швейцарии. Для тех, кто плохо понимает цену такого образования, скажем, что учиться в Италии считалось настолько престижным, что об этом мечтали даже царские дети. Друзья поэтессы не уставали удивляться ее эрудицией и осведомленностью во многих вопросах иногда ее даже называли «энциклопедией» и были не далеки от истины.
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом
ТОЛЬКО ДЕВОЧКА
Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду - волк
И помнить: я - овца.
Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти.
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка,- молчу.
Ах, если бы и мне
Взглянув на звезды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
КОШКИ
Максу Волошину
Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг — они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
ПРИМЕТЫ
Точно гору несла в подоле -
Всего тела боль!
Я любовь узнаю по боли
Всего тела вдоль.
Точно поле во мне разъяли
Для любой грозы.
Я любовь узнаю по дали
Всех и вся вблизи.
Точно нору во мне прорыли
До основ, где смоль.
Я любовь узнаю по жиле,
Всего тела вдоль
Cтонущей. Сквозняком как гривой
Овеваясь, гунн:
Я любовь узнаю по срыву
Самых верных струн
Горловых,- горловых ущелий
Ржавь, живая соль.
Я любовь узнаю по щели,
Нет!- по трели
Всего тела вдоль!
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913
* * *
Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мои вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научил не хранить кольца, —
С кем бы жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть, как стебель, и быть, как сталь,
В жизни, где мы так мало можем...
— Шоколадом лечить печаль
И смеяться в лицо прохожим!
3 марта 1915
Мирок
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Классный ролик нашла о М. И Цветаевой. Понравился...
https://www.youtube.com/watch?v=ROLi8UfsgDw
Настанет свой черед (1990)
Однажды, будучи в эмиграции, она написала:
И к имени моему
Марина – прибавьте: мученица…
Самоубийц принято хоронить за церковной оградой, об отпевании не могло быть и речи. Но ради Цветаевой, ради просьб её верующих почитателей, в том числе и Дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение. Патриарх Алексий II дал благословение, и через 50 лет после её смерти Цветаеву отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
Точное месторасположение могилы Марины Цветаевой в Елабуге на Петропавловском кладбище неизвестно. Но в той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, на месте, где в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева поставила крест, в 1970 году было установлено гранитное надгробие.
Спасибо за пост, за песни и фото, за стихи и ПАМЯТЬ М. И. Цветаевой.
Спасибо!!
Родилась Марина Ивановна 8 октября 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Бабушка Цветаевой по материнской линии Мария Бернацкая происходила из старинного, но обедневшего польского дворянского рода. Это обстоятельство наряду с ощущаемым поэтессой душевным родством давало Марине Цветаевой повод отождествлять себя с «самой» Мариной Мнишек. Судьба бабушки, красавицы-польки, умершей в двадцать с небольшим лет, с юности волновала поэтессу.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
Утверждение, что все мы родом из своего детства уже стало общим местом. Это тем более верное утверждение, когда речь идёт о поэте. Раненность в детстве — это практически непременное условие для формирования поэтического склада ума, поэтического способа жить. Чтобы сформировалась жемчужина, моллюска в его раковинке нужно ранить острой песчинкой. Причём рану нанести нужно ещё в нежном возрасте. Залечивая рану, отъединяясь от инородного тела, юный моллюск начнёт выделять красивую перламутровую субстанцию — формировать жемчужину. Потом он привыкает к форсмажорному обмену веществ. Чем острей песчинка, тем больней рана, тем крупней и красивей выходит жемчужина.
Детская боль Марины Цветаевой осталась в ней навсегда: «Жизнь — это место, где жить нельзя»
О детстве Марины Цветаевой существует много благостной, витринной информации, но есть и кое-что, проясняющее характер её детской раненности.
Отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского Университета, директор Румянцевской библиотеки, и, главное — создатель Музея, который теперь называется Музеем Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина. Именно так, Музеем с большой буквы звучало в доме Цветаевых то, чем самозабвенно занимался много лет отец семейства.
«Отец казался незаметен и как будто не принимал участия в их жизни. Рядом с ним жило не очень понятное детям слово «музей», которое они воспринимали иногда как имя или звание человека» — пишет близкая семье Цветаевых современница.
Рыцарское служение прекрасному Музею — трудно найти в истории России подобный пример служения отечеству. Но не в служении, отнимающем почти всё время И. В. Цветаева, заключалась проблема. Она была в том, что отец жил отдельной от своей семьи внутренней жизнью. Марина уважала отца, понимала масштаб его личности, но чувствовала его отдельность.
В сорок с небольшим лет отец Марины Цветаевой потерял горячо любимую жену, певицу и актрису Варвару Иловайскую, остался неутешным вдовцом с двумя детьми. Потом он женился на молодой красивой девушке, умной, образованной, талантливой музыкантше Марии Александровне Мейн. Вторая жена охотно разделила с ним его хлопоты по организации Музея, родила ему двоих дочерей — Марину и Анастасию. Но Иван Владимирович, так и не справившись с тоской по умершей первой жене, не сумел полюбить её. Да и она его не полюбила.
В юности Мария Мейн пережила «невозможную любовь» — бурный короткий роман с женатым человеком. Строгий отец властно положил конец этим отношениям. Тогда Мария решила отказаться от замужества вообще и стать профессиональной пианисткой. Эта идея оказалась для отца ещё больше шокирующей, чем незаконная любовная связь — стать артисткой в их кругу было абсолютно недопустимым и неприличным делом. Мария вышла замуж за вдовца, чтобы сгладить сиротство его детей и ещё потому, что Иван Цветаев «живёт для идеалов». Помогать мужу и с детьми, и в служении — у жизни появлялся смысл! Но идеализм, как всегда, не привёл ни к чему хорошему. Дома было холодно. Мария Александровна стала экзальтированной, нервной, заболела туберкулёзом и умерла, когда её старшей дочери Марине было четырнадцать лет.
Родители Марины Цветаевой
Марина Цветаева глубоко переживала раннюю смерть матери, но не только в этом заключалось её горе. Мать, которая была для Марины полубогиней, была неласкова с ней, чрезмерно требовательна и раздражительна. Талантливая и даже, как говорят, гениальная пианистка, Мария Цветаева-Мейн никогда не выступала на сцене. В двадцать один год Марина писала о матери философу В. В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, — только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумье, ее жажда дошли в нас до крика».
Вот что ещё пишет о своей матери Марина Ивановна в частном письме:
«Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и гитаре, вероятно, я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью»
«...у которой музыка с рук стекала...» пишет она в одном из своих многочисленных стихотворений, посвящённых матери.
Свою творческую нереализованность Мария Александровна желала компенсировать, сделав из старшей дочери музыкантшу, передать ей свой дар. Но Марина оказалась неспособной к музыке, чем разочаровала и оттолкнула о себя мать. При этом с младшей дочерью Мария Александровна была ровна и ласкова, не возлагая на неё собственных надежд.
«После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», — это слова Марины Цветаевой...
Холодность уважаемого отца, нетерпимость обожаемой матери послужили основой для трагического склада натуры Марины Цветаевой. Она протестовала против своей недолюбленности в семье, стриглась наголо, вела себя дерзко, временами зло, но эти призывы о помощи тоже не были расслышаны родителями.
«Ее нельзя назвать злой, ее нельзя назвать доброй. В ней стихийные порывы. Умение ни с чем не считаться» — пишет о юной Марине родственница.
Отец, влюбленный в свою покойную жену и в дело всей его жизни — Музей. Мать, влюбленная в потерянного возлюбленного, похоронившая свою музыкальную карьеру.
«Два лейтмотива в одном доме, Музыка и Музей» — так скажет Марина Ивановна о своей семье впоследствии.
В очерке «Мой Пушкин» слова матери, сказанные о ней: «Моей дочери год, она очень крупная и умная...» Цветаева комментирует так: «Боже, как в эту минуту она должна была меня — умную и крупную, ненавидеть за то, что я — не ЕГО дочь!
Так начинают понимать
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать — не мать,
Что ты — не ты, что дом — чужбина.
Это строчки Пастернака, но, кажется, они в полной мере могут быть отнесены к Марине Цветаевой.
Непустая деталь. Умирая, мать Марины и Анастасии Цветаевых прошептала: «Мне жалко только музыки и солнца!» Это ли не материнская жестокость?
Марина из нелюбимой и протестующей против этой нелюбви девочки-подростка выросла в женщину с, мягко говоря, очень непростым характером.
Вот что пишет женщина, близко знавшая Марину Цветаеву и Сергея Эфрона в первые годы их супружества: « ...Очень красивая особа, с решительными, дерзкими до нахальства манерами... богатая и жадная, вообще, несмотря на стихи, — баба кулак! Муж ее — красивый, несчастный мальчик Сережа...»
Сам «несчастный мальчик Серёжа» в канун Первой Мировой Войны отзывается о своей жене так: «Почти всегда... все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживаются скоро, Марина предается ураганному же отчаянию... И все это при зорком, холодном (пожалуй, даже вольтеровско-циничном) уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются (почти всегда справедливо). Все заносится в книгу. Все спокойно, математически отливается в формулу»
Родственница, В.И. Цветаева: «Марина органически не чувствует других людей, хотя бы и самых близких, когда они ей не нужны... В жизни это довольно страшно»
Но к поэтам — людям своей реальности — совсем другое.
К. Бальмонт: «В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю... »
В сороковом году, когда Марина Цветаева уже обожглась о неприветливую Родину, о Москву без колоколов, когда её муж и дочь уже были арестованы НКВД, когда были скитания и бездомность — «Когда я была там, у меня хоть в мечтах была Родина. Когда я приехала, у меня и мечту отняли» — Ахматова написала свой «Поздний ответ» Цветаевой.
Эпиграфом у Ахматовой стояли цветаевские строчки:
«Белорученька моя, Чернокнижница»
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в чёрных кустах,
То забьёшся в дырявый скворешник,
То мелькнёшь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной»
Когда Анна Ахматова писала это стихотворение, Цветаева в Елабуге уже, возможно, вынашивала в своём сердце «Отказываюсь быть»
Когда мать Цветаевой поняла, что умирает, она попросила перевезти себя из Франции, где жила тогда с дочерьми, в свой любимый уголок Земли — в Тарусу. Она хотела быть упокоенной в этом городке, где была дача семьи Цветаевых, где жила память о лете, о солнце, о музыке. Марина Цветаева просила похоронить её здесь же. Она и место подходящее подыскала — тихое, уединённое, недалеко от берега Оки. Судьба и в этом желании отказала Марине. Её без креста и надгробья похоронили в Елабуге. Спустя годы её сестра Анастасия, выпущенная из лагеря, разыскала приблизительное место захоронения Марины и установила там знак, который позже сменился надгробным памятником. Но точного места захоронения Марины Цветаевой никто не знает.
© Copyright Эрде Анна