Интересно, но -
В эпизоде, где Штирлиц убивает провокатора Клауса (его сыграл Лев Дуров), в руках у нашего разведчика почему-то пистолет Макарова, которого на вооружении германской армии быть не могло по определению.
Нахваливать песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, которая появилась лишь в 1958 году, - явный прыжок в будущее.
В сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом.
В сцене, где Штирлиц спит в машине, в заднее стекло видно, как проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, производимый с 1962 года.
Летчик-курьер, которого Вольф отправляет с пакетом, садится в советский самолет Як-12, затем по полосе разбегается истребитель Мессершмитт Bf.109, а взлетает уже Фокке-Вульф Fw 190.
Женщины в СС не служили, так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.
О Геббельсе в его личном деле по фильму сказано: «Образование среднее». На самом деле он являлся доктором философии Гейдельбергского университета и защитил диссертацию о драматургии. Гауляйтером Берлина он был назначен не в 1944 году, как сказано в фильме, а в 1926 г.
У Геринга по его личному делу в фильме - «образование среднее». Но он окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине Лихтерфельде - с максимально возможной суммой выпускных оценок, за что был лично поздравлен кайзером Вильгельмом.
IV управление РСХА (гестапо) и VI управление (политическая разведка) располагались в разных зданиях: гестапо - на Принц-Альбрехтштрассе, 8 (кабинет Мюллера вообще на Принц-Альбрехтштрассе, 9), а служба Шелленберга находилась по адресу Беркаерштрассе, 32 - в другом конце города. Поэтому сцена, где Мюллер встречает в коридоре Шелленберга и Штирлица, невозможна.
Отпечатки пальцев Штирлица на чемоданчике с рацией не могли появиться: в фильме показано, что во время сеанса связи Штирлиц всё время был в перчатках.
Отпечатки пальцев Штирлица на чемоданах и коляске неизвестной дамы (на которых Штирлиц строит своё алиби) тоже не могли появиться - форма офицера СС в феврале предусматривает обязательное ношение кожаных перчаток.
По первоначальной задумке в кафе "Elefant" Штирлиц должен был встретить жену с сыном. У мальчика в руках была игрушка - клоун с металлическими тарелочками. Одна из тарелочек отвалилась. Штирлиц незаметно подобрал её и сделал брелок. Понимая, что в этой сцене всё внимание зрителей будет обращено на ребёнка, режиссёр Татьяна Лиознова изменила сценарий.
Исчезла сюжетная линия, и пришлось отказаться от этой песни. В первых сериях фильма остался лишь брелок, который Штирлиц постоянно вертит в руках. А от песни "Сыну" сохранилась пронзительная мелодия "Дороги"…
Песня, не вошедшая в фильм "17 мгновений весны".
Исполняет Иосиф Кобзон
Ты подрастай, сынок, ты подрастай, моя крохотка,
Поверь, что целый мир тебя заботливо нянчит,
Твоё рождение гроза приветствует грохотом,
И солнце восходит, и птицы запели -
Ты слышишь, сынок?
Да будет даль светла, да будет жизнь твоя долгою,
Пусть лягут сто дорог, а если мало, то двести,
На свете трудно жить, и всё ж на свете жить здорово!
Пока что поверь мне, а после узнаешь,
Почувствуешь сам...
И ты увидишь день, для одного тебя созданный,
И первый раз поймёшь, что есть в груди твоей сердце,
Когда придёт к тебе, придёт, как будто луч солнечный,
Сквозная, как ветер, шальная, как море,
Земная любовь...
И ты узнаешь мир, и ты шагнёшь в луга рослые,
Коснёшься облака и ощутишь свою силу,
Когда придёт к тебе, придёт, как будто луч солнечный,
Сквозная, как ветер, шальная, как море,
Земная любовь...
Ой! Дочитали!
Вероника, Юрий Фёдорович, спасибо за отзывы!
А какую песню не пустили в жизнь! Пусть даже отдельно!
Альбинка, очень интересно! Спасибо большое! Я в том году(1973) закончила школу и поступила в универ... И когда пришло приглашение на учебу, помнится, оставалась последняя серия... Ох, как я плакала - надо было покидать родной дом и ехать в чужой город ( это во-первых), а во-вторых - фильм не досмотрела... Сам фильм прекрасный и сколько связано с ним... Спасибо еще раз, Альбинка!
Аля, спасибо большое! Очень интересный пост! А я хорошо помню первый показ! Мне было 13 лет, гостила у бабушки в деревне, недалеко от Пензы. Электроснабжение было аховое, и порой свет вырубался в самом интересном месте. Но были утренние повторы на следующий день, поэтому бытовые технические проблемы не могли разорвать сюжетную линию. Даже когда ничто не мешало смотреть очередную серию, события фильма настолько захватывали, что завтрашний повтор все равно включали.
Наташа, спасибо за комментарий!!!
Я больше всего переживала за Кэт и детей. Каждый раз ругала солдата Гельмута, который вышел дорогу и подставился под пули. А Кэт осталась с детьми в подвале. Этот момент всегда подсматривала из-за двери. Даже если знала, что всё закончится хорошо.
Ты знаешь, Альбинка, вспомнился еще один случай... Тихонов заболел в дороге ( не знаю, куда он ехал) и попал в больницу в небольшом городке ( райцентр на Украине). А моя подруга была на практике в этой самой больнице. Представляешь, что было среди медперсонала... Сам Штирлиц в больнице у нас! Понятно, что ему было не до автографов, но он никому не отказал. А один мальчик (подруга рассказывала) до позднего вечера сидел на подоконнике, всхлипывал сквозь слезы и повторял: " Штирлиц, не умирай...Штирлиц не умирай...!" Его сестрички отгоняли, а он возвращался. Да, фильм смотрели все - от мала до велика... И популярность артистов была неимоверная...
Это был не фильм-бомба!Улицы пустели, все были у телевизоров(так писали в газетах)Замечательный фильм.
Спасибо!
11 августа 1973 года начался показ первой серии многосерийного телевизионного художественного фильма режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», снятого на Киностудии имени М.Горького по сценарию Юлиана Семёнова.
Оператор: Петр Катаев. Композитор: Микаэл Таривердиев. Художник: Борис Дуленков.
В фильме снимались: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, Василий Лановой, Евгений Кузнецов, Михаил Жарковский, Фриц Диц, Вильгельм Бурмайер, Николай Прокопович, Юрий Визбор, Константин Желдин, Эмилия Мильтон, Юрий Катин-Ярцев, Станислав Коренев, Андро Кобаладзе, Пётр Чернов, Лев Дуров, Светлана Светличная, Алексей Добронравов, Рудольф Панков, Юрий Заев, Николай Волков (младший), Элеонора Шашкова, Евгений Лазарев, Леонид Куравлёв, Лаврентий Масоха, Виктор Щеглов, Григорий Лямпе, Ян Янакиев, Вячеслав Шалевич, Валентин Гафт, Алексей Эйбоженко, Алексей Сафонов, Ольга Сошникова, Отто Меллис, Николай Гриценко, Владимир Смирнов, Евгений Гуров, Владлен Давыдов, Владимир Козел, Виктор Головин, Сергей Юдин, Александр Крюков, Манефа Соболевская, Зинаида Воркуль, Владислав Ковальков, Владимир Кенигсон, Геннадий Петров, Паул Буткевич, Владлен Паулус, Владимир Рудый.
Экранизация одноименного романа Юлиана Семенова. Военная драма о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии, снималась с 1971 по 1973 год.
События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой - советский разведчик Максим Максимович Исаев, он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц - получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.
Этот нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошел в анналы советского кино, в анекдоты - и в жизнь нескольких поколений. Советская разведка обрела свое воплощение - Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы - человеческое лицо.
Оглушительный успех этого фильма у зрителя был обеспечен многолетней кропотливой работой режиссера Татьяны Лиозновой, напряженным сюжетом сценария Юлиана Семенова, игрой великолепного актерского состава и музыкой, написанной к фильму Микаэлом Таривердиевым.
В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году - премии КГБ СССР.
Об этом фильме, наверное, известно всё. Я поискала то, что не знала сама. Быть может, кому-то эти факты тоже не известны. А если кому-то эти факты знакомы, надеюсь, прочитают ещё раз.
Итак...
История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера.
В самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссер - 46-летняя Татьяна Лиознова, ведь сначала выбрали не ее.
Лиознова позвонила самому Семенову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ленфильму», но Татьяна Михайловна была настолько убедительна в желании сделать эту экранизацию, что Семенов вернул деньги Ленфильму, забрал сценарий и передал его студии им. Горького для постановки Лиозновой.
На роль супруги Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи. Женой же советского разведчика стала актриса Театра Вахтангова Элеонора Шашкова, которую привели на площадку за день до съемок.
Светлана Светличная (Габи Набель) признавалась, что хотела сыграть сразу две роли: «Я сказала Лиозновой, что было бы неплохо, если одна актриса сыграет и Габи, и жену Штирлица. Чтобы это был один стиль женщины. Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно. Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили.
Моя героиня по сценарию была влюблена в Штирлица. Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера - пришлось бы фантазировать. Но в данном случае не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я. У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое. Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна! Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Даже легендарный Сергей Герасимов сказал: «Эту сцену нужно показывать студентам ВГИКа».
В фильме могла появиться даже сама Фаина Раневская, персонажа для которой - фрау Заурих - Лиознова попросила Семенова сочинить специально, чтобы еще и смягчить слишком уж серьезного героя.
Почтенная фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей строгий и застегнутый на все пуговицы Исаев доверял сокровенные мысли, приоткрывал ей душу.
Семенов нехотя что-то сочинил, но когда это показали Фаине Георгиевне, она просто ужаснулась - сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего. «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?». И наотрез отказалась.
Заурих в фильме сыграла Эмилия Мильтон.
Ни одного костюма не было сшито без утверждения консультанта - полковника Брауна, служившего в свое время в разведке и знавшего специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. Обращали внимание на все - от погон до малюсеньких значков и петлиц. Костюмы шили мастера из генеральских ателье, сумев одеть актеров по-военному безупречно. А вот немецкая сторона подвела - статистов для массовки одели настолько безграмотно, что у режиссера опустились руки. Ситуацию спасла художник по костюмам - она привезла из Союза 60 ящиков одежды для актеров.
Когда же статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами немцы были потрясены - даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев. Несмотря на то, что фильм черно-белый, мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с золочением и плетеными шнурами.
Кстати, для Штирлица привезли сто белых рубашек и 11 различных костюмов! - стирать было негде, да и некому, ведь костюмера с собой не взяли из экономии, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой рубашке. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц выглядел на экране безупречно.
Исторический фильм невозможно снять достоверно, не привлекая грамотных консультантов. «17 мгновений весны» исключением не был - к работе над фильмом привлекли офицеров с Лубянки. Однако Юрий Андропов, который на тот момент был председателем КГБ, попросил убрать из титров фамилии консультантов, ведь все они были действующими офицерами разведки.
Татьяна Лиознова не всегда работала в строгом соответствии с мнением консультантов. В частности, сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Elefant» была придумана, но после премьеры фильма профессиональные чекисты говорили, что настоящая жена разведчика не выказала бы своих чувств, как это сделала актриса, и если бы эта сцена происходила в жизни и за Штирлицем велось наблюдение, то супругов раскололи бы.
Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки. Возмущались и военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.
Мало кто знает, что сначала эпизод, в котором радистка Кэт спасает двоих малышей, снимали не с реальными детьми, а с куклами. Но Лиознова велела найти настоящих грудничков - чтоб было все правдоподобно.
На роль ребенка радистки Кэт пришлось искать одного младенца за другим - съемки длились слишком долго и младенец, взятый в кино первым, успел вырасти. Так что попробовать себя в качестве актеров сумели шестеро малышей.
Рожала Кэт в настоящей немецкой клинике Шарите. И режиссеру не пришлось идти на хитрости, выдавая один город за другой, как это было при съемке других эпизодов.
В «роли» дочери Гельмута - годовалая дочь Екатерины Градовой и Андрея Миронова, Мария Миронова, ныне сама известная актриса.
Большинство сцен сериала, что логично, снимали за границей - площадками стали городки ГДР и Рига. Однако часть материала отснята и в Москве.
Самые первые кадры фильма. Штандартенфюрер СС Штирлиц, под именем господина Бользена, прогуливался с фрау Заурих в небольшом лесу на берегу очень красивого пруда. Европейский прудик - находится на территории бывшей барской усадьбы Архангельское-Тюриково. Это Северо-Восточный округ.
В этом же пруду Штирлиц утопил застреленного им агента Клауса, его играл Лев Дуров. Пистолет Штирлиц эффектно выбросил в воду. Несколько лет потом местные мальчишки, знавшие от родителей, что на берегу именно этого пруда снималась данная сцена, долго ныряли, разыскивая на дне «пистолет Щтирлица». Естественно, трофей так и остался лежать где-то глубоко на дне…
Трасса Берлин-Берн тоже оказалась московской. Это Челобитьевское шоссе. Любопытное совпадение: именно на Челобитьевском шоссе находится основной факультет Академии внешней разведки.
Американские разведчики поселились якобы в Берне - в особняке специального ведомства США. А на деле - в Москве, на Мясницкой улице, в городской усадьбе Черткова.
В сцене, где Штирлиц и радистка Кэт с новорожденным на руках выходят из роддома, задействована настоящая университетская клиника Charite в Берлине. С тех пор много времени прошло: высокого дерева перед зданием уже нет, дорожки переделаны и светильники на столбах другие.
Плейшнер едет в Берн. А съемочная группа расположилась на перроне Рижского вокзала.
Остальную натуру снимали - в Риге - Цветочную улицу, в Тбилиси и Боржоми - переход Шлага через Альпы.
Застенки гестапо обнаружились в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде.
А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.
Василий Лановой, который на тот момент полюбился зрителю в фильме «Офицеры», признался нам, что Лиознова еле уговорила его стать обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: «Он не враг, он ваш противник - мощный и умный».
Ее слова мне очень понравились, так как я считал, что играть врагов Родины - мартышкин труд.
А самой удачной Василий Семенович назвал сцену, когда его Вольф прилетает на самолете и его арестовывают: «В ней актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».
В знак признания за блестяще сыгранную роль генерала Вольфа Василий Лановой получил в подарок от самого Карла Вольфа ящик коньяка.
Предполагалось, что Штирлиц существовал в жизни, хотя на самом деле это вымышленный образ.
Согласно распространённому мнению, что его прототипом был разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка - Брайтенбах, кодовый номер - А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга, отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника (даже удостоился портрета фюрера с его автографом). Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал. Неизвестна точная дата его гибели (гестапо арестовало его в декабре 1942 года).
В своем фильме Лиознова не захотела показывать то, как погибает ее герой, оставив право зрителю додумать финал картины - режиссер однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»
И хотя сначала Микаэл Таривердиев отказался писать музыку к шпионской картине, написал к фильму 12 - по одной на каждую серию - песен, пригодились только две из них - «Где-то далеко…» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского. Другие пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.
Сначала записали песни в исполнении Муслима Магомаева. Потом спели «Не думай о секундах свысока» Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман. Таривердиев предложил попробовать Валентину Толкунову.
Когда Иосиф Кобзон услышал, что Лиознова хочет, чтобы он спел так, чтобы зрители его не узнали, обиделся.
Но режиссер продолжала настаивать на своем замысле, мол, фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходит для ленты, спойте так, чтобы «в фильме не было близко Кобзона». Иосиф Давыдович предложил с десяток вариантов в разном исполнении. Надо признать, в фильме он действительно поет каким-то не своим голосом. К тому же его имя не попало в титры - они были сделаны раньше, чем утвердили певца.
Заказчиком «Мгновений» был КГБ и лично Юрий Андропов. Шероховатости рецензировались и подчищались в ходе работы. К примеру, почти анекдотичный случай произошел с немецкой армией. Кто-то из кураторов фильма, просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью.
Разразился скандал, и для пересъемки в срочном порядке привезли полсотни как на подбор голубоглазых и белокурых эстонских курсантов Высшей школы пограничников при КГБ.
Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.
Тихонову очень удачно удалось перенести на экран мысли Штирлица, когда их озвучка шла закадровым текстом. На вопрос Юлиана Семёнова, «Слава, как тебе удается так прекрасно думать - я вижу, что ты думаешь на экране», Вячеслав Тихонов ответил: «Всё очень просто - я прокручиваю в голове всю таблицу умножения, пока оператор снимал очередную сцену.»
Очень интересна в фильме сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных. Если вы помните, она немая, под закадровый текст. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.
Шифровки за профессора Плейшнера писал художник Феликс Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» - во всем виноват отвратительный почерк актера - его нельзя было показывать крупным планом
После премьеры фильма актеры в мгновение ока стали суперзвездами. Например, Екатерина Градова, выйдя погулять с собакой и заскочить в гастроном «Новоарбатский» попала в неожиданный плен. Покупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. Почти два часа Градова простояла, прижатая толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.
Юлиан Семенов снабдил коллег по фильму - Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».
Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам - другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.
Сцена со Штирлицем и собакой - чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.