Сергей Соловьёв. Маркс не по шаблону: О выставке к 200-летию Карла Маркса в Музее современной истории..
200-летие Маркса проходит в России почти незамеченным. Неудивительно — если даже столетний юбилей революции 1917 года всячески постарались замолчать, отметив его для интеллектуалов — несколькими конференциями и выставками, некоторым количеством книжек, а для широкой аудитории — тремя помойными сериалами (в частности, "Троцким") на федеральных каналах.
Юбилей Маркса, вдохновителя и самого влиятельного теоретика революций, тем более должен был подвергнуться замалчиванию и шельмованию. Так, например, в журнале «Родина», входящем в холдинг правительственной «Российской газеты», и в самой этой газете, вышла очередная убогая поделка про то, что Маркс якобы был русофобом, в других СМИ обсуждали семейную жизнь Маркса на уровне современных ток-шоу, и, разумеется, всячески пытались принизить значение его открытий. Шельмование на фоне замалчивания состоялось, но все-таки из правила было несколько исключений. В бывшем Музее революции — ныне Государственном центральном музее современной истории России — с 18 мая по 1 июля прошла выставка «Это Маркс?!»
Выставку готовили работники музея, но прежде всего — сотрудники Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), наследника Института марксизма-ленинизма, где и сейчас существует небольшая группа, хранящая российскую часть архива Маркса и Энгельса, а также продолжающая издание собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала. И именно благодаря их работе выставка состоялась, несмотря на весьма скромные масштабы и невеликое финансирование.
Основная, хотя и не самая яркая часть выставки, — это документы, оригиналы и копии. Они неброские, не все копии документов сделаны достаточно четко, но рядом есть расшифровки, и все эти документы крайне интересны.
Одна из заметных особенностей экспозиции — посетитель мог увидеть Маркса-человека. Вопреки мифам о его диктаторском характере, что он, якобы, тиранил родных и регулярно изменял жене, выставка показывает великого мыслителя и революционера романтичным, чутким мужем и отцом. В витрине скромно лежит переплетенный Марксом томик собственноручно написанных им в 1836 г. стихов под названием «Книга любви», посвященных невесте Женни из богатого и именитого рода Вестфаленов. Карл и Женни добивались разрешения родителей невесты на брак в течение 7 лет — до 1843 г.!
Рукописная книга стихов К. Маркса, 1836 г.
Этот томик стихов мужа Женни держала при себе и никому не показывала, иногда перечитывала, а после смерти Маркса, пережившего жену на 15 месяцев, в его сюртуке был найден ее портрет... Маркс был влюблен в свою жену до самой смерти и мучился от того, что не смог дать ей жизни без страданий, заставил пройти через настоящую нищету, которая, по мнению супругов, была причиной смерти трех из шести детей. По словам дочери Маркса Элеоноры, «он потому и умел так остро ненавидеть, что был способен так глубоко любить». В навязываемые сейчас штампы о Марксе эти факты, безусловно, не вписываются.
Одно из знамен Парижской коммуны
Вообще, главное достоинство выставки состояло в том, что она показывала жизнь и труды Маркса в контексте: от Французской революции, влияние которой и стало той атмосферой, в которой формировался будущий соавтор «Манифеста коммунистической партии», через революцию 1848-1849 гг., в которой Маркс принял самое активное участие, через Парижскую коммуну, за судьбой которой он пристально и сочувственно следил, через трудное признание его идей — и до превращения Маркса в официальную икону в СССР. Кураторы выставки отмечали, что в советское время Маркс чаще всего подавался вне контекста, просто как набор предназначенных для зазубривания цитат — и неудивительно, что воспитанные на обязательном конспектировании «классиков» поколения воспринимали все это как нудную зубрежку, и не заметили, как капитализм в полном соответствии с марксистской теорией вновь утвердился на пространстве бывшего СССР в самых своих диких формах.
Кресло Маркса
Конечно, на выставке можно было найти и подлинное кресло, сидя в котором Маркс писал «Капитал», и марксову чернильницу, но куда значимее книги и рукописи. Первые издания «Капитала», поначалу не очень-то разошедшиеся: против главного труда Маркса был составлен настоящий заговор молчания. Но потом — огромное количество изданий, многотысячные тиражи (еще до революции в России), переводы на шестьдесят языков. Причем именно русский стал первым языком, на который был переведен «Капитал» Германом Лопатиным и Николаем Даниельсоном. Герман Лопатин — удивительный человек, выдающийся революционер, ставший другом Маркса, организовываший побег за границу Петра Лаврова (удачно) и Николая Чернышевского (был пойман), боровшийся с авантюрами Нечаева в русском революционном движении, участник Генерального совета I Интернационала, пытавшийся возродить «Народную волю» в 1884 г., отсидевший 16 лет в Шлиссельбурге и остававшийся под полицейским надзором даже будучи тяжело больным вплоть до падения монархии...
Советский плакат 20-х гг.
Раз зашла речь о Марксе и России, следует сказать пару слов о его так называемой «русофобии». Действительно, Марксу принадлежит немало жестоких слов в адрес Российской империи, особенно ее роли европейского жандарма в XIX веке. В этой связи часто поминают работу «Разоблачение дипломатической истории XVIII века», которая была опубликована на русском только в 1989 г., а в начале 1970-х гг. — исключена из готовившегося 44-го тома собрания сочинений Маркса-Энгельса. В ней Маркс, тогда еще не владевший русским языком, использовал разные, в том числе и недостоверные источники, а направлена эта работа (фактически — набор статей) была именно против жандармской роли России в Европе середины XIX века. [Кстати, сам Маркс при жизни никогда не публиковал эти статьи. - velmi_a.] Но даже в ней собственно «русофобских» фраз нет, а то, что гуляет по интернету, либо вырезано из контекста, либо переврано, либо вовсе выдумано сетевыми фальсификаторами.
Письмо Маркса в редакцию «Отечественных записок», 1877 г.
На самом деле Маркс очень заинтересовался подъемом революционного движения в России в 60-е годы, высоко ценил Чернышевского, и для того, чтобы прочитать его труды и лучше разобраться в российских экономике и политике, с 1869 г. даже стал скрупулезно учить русский язык (Энгельс выучил его еще раньше). В результате Маркс смог разобраться не только в отечественной научной и революционной литературе, но и в художественной, цитируя впоследствии Пушкина, восхищаясь Грибоедовым и Салтыковым-Щедриным. На выставке представлено его письмо Вере Засулич, знаменитой деятельнице «Земли и воли» и «Черного передела», а затем — участнице первой российской марксистской организации «Освобождение труда». Маркс писал ей в 1881 г.:
«Анализ, представленный в "Капитале", не дает, следовательно, доводов ни за, ни против жизнеспособности русской общины. Но специальные изыскания, которые я произвел на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников, убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России, однако для того чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было бы прежде всего устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития».
Правда, в витрине рядом лежит другое письмо Маркса (в редакцию «Отечественных записок»), оставшееся неотправленным, где социалистические перспективы русской общины он оценивает куда скептичнее:
«Если Россия имеет тенденцию стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы, — а за последние годы она немало потрудилась в этом направлении, — она не достигнет этого, не превратив предварительно значительной части своих крестьян в пролетариев; а после этого, уже очутившись в лоне капиталистического строя, она будет подчинена его неумолимым законам, как и прочие нечестивые народы».
История уже в начале ХХ века показала, что в этом своем скептицизме относительно социалистических перспектив общины, Маркс оказался совершенно прав.
Не была обойдена вниманием на выставке и теория прибавочной стоимости. Специальный экран в жанре комикса доступно иллюстрировал эту теорию современным и крайне актуальным примером — не зря противники этой теории с самого выхода «Капитала» отчаянно и безуспешно пытаются доказать, что она неверна, ничего не учитывает, давно устарела, да и не теория вовсе...
Скульптура А.С. Голубкиной. 1905 г.
То, что сразу приковывало внимание — это замечательная коллекция изображений Маркса. Одно из них — портрет, нарисованный политическим заключенным на царской каторге, другое — скульптура А.С. Голубкиной, созданная по заказу Московского комитета РСДРП еще в 1905 году! Выделялись и скульптуры Маркса уже советского времени, но живые, в которых авторы пытались показать человека и революционера, а не обязательный к тиражированию шаблон.
Фарфоровый бюст К.Маркса. Автор В.В. Кузнецов, 1919 г.