- Дата рождения: 1878-04-01 Дата смерти: 1952-05-02
Илья (Илий) Алексеевич Шатров
дата рождения - 1.04.1879
дата смерти 2.05.1952
место рождения: Землянск в Воронежской губернии, Российская империя
Автор "На сопках Маньчжурии" — русский вальс начала XX века, посвящённый мокшанским воинам, погибшим в русско-японской войне.
Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. С детских лет научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью.
После смерти отца в 1893г. определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт., который окончил в 1900 (1903) году.
После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904 году). С началом русской-японской войны полк отправлен на Дальний Восток.
В феврале 1905 года резервный Мокшанский полк принял участие в сражении под Мукденом. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: "Знамя и оркестр — вперед!.." Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб.
После окончания русско-японской войны Мокшанский полк еще целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам. 2012 Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью. Впервые изданные в 1907 году ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза! После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии».
Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение «Осень настала» на слова Я. Пригожего.
В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.
В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к граммзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться.
Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.
После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 демобилизовался и остался работать в Тамбове. С началом Великой Отечественной войны вновь вернулся в армию: служил капельмейстером дивизии. Неоднократно награждался. После войны Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).
Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Скончался в Тамбове 2 мая 1952 года. Похоронен на Воздвиженском кладбище.
Награды:
Серебряная медаль «За усердие» (1904) орден Святого Станислава 3-й степени с мечами (1905) Орден Красной Звезды Медаль «За отвагу» Медаль «За боевые заслуги»
Похоронен на Воздвиженском кладбище в Тамбове. Над могилой — плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса „На сопках Маньчжурии“». Мемориальные доски на здании Тамбовского военного авиационно-инженерного института и на домике, в котором он жил.
Мокшанский полк (1878 – 1903 г.г.)
И. А. Шатров, как военный капельмейстер 214-го пехотного Мокшанского полка, участвовал в русско-японской войне 1904—1905 годы в Маньчжурии под Ляояном и Мукденом. знаменитый вальс Шатрова посвящен Мокшанскому полку.
История этого полка до появления в нём И. А. Шатрова.
Во время реформы российской армии 1878 г., на базе кадра, отчисленного от Рязанского местного батальона, в Пензе формируется 59-й резервный пехотный батальон.
В 1891 г. этот батальон получает наименование Мокшанского (по месту расквартирования одной из рот).
26 декабря 1899 г. он переименовывается в 214-й пехотный резервный Мокшанский батальон.
Город Мокшан, основанный в 1679 году, расположен в 40 верстах от Пензы.
Мокшанский батальон имел свои традиции, знамя, хор музыки (оркестр).
Ежегодно 21 мая батальон отмечал праздник части .
26 ноября 1900 года парадом командовал четвертый по счету командир Мокшанского батальона полковник Павел Петрович Побыванец, участник русско-турецкой войны, отличившийся в боях в Закавказье.
Обстановка на Дальнем Востоке обострилась. Ожидалась русско-японская война.
Поэтому 24 ноября 1901 года Мокшанский батальон из Пензы передислоцировался на Урал, в г.Златоуст.
Планировался переход на штаты военного времени.
1 февраля 1902 года командиру 214-го Мокшанского батальона Побыванцу сообщили о предполагаемом переформировании батальона в двухбатальонный полк. В то время рабочие Златоустовского завода выступили против администрации. Они пришли к заводоуправлению, требовали улучшения условий работы и освобождения арестованных.
13 марта 1903 года по приказу уфимского губернатора. Н.М. Богдановича вызванные две роты мокшанцев открыли огонь по толпе рабочих. 45 человек было убито, около 100 – ранено. Эхо «златоустовской бойни» прокатилось по стране. По приговору боевой организации партии социалистов-революционеров рабочий Егор Дулебов 6 мая 1903 года убил губернатора Богдановича .
В Златоусте Прибыв в Златоуст в марте 1903 года, молодой Илья Шатров принял на себя руководство оркестром и активно осваивает профессию военного капельмейстера. В этом городе И.Шатров приобретает пианино и в свои 24 года серьезно занимается сочинением музыки. Он познакомился и музицирует с городскими любителями музыки в доме Фенелоновых (с хозяйкой дома - пианисткой, хозяином – скрипачом и их гостями).
В Екатеринбурге Перед русско-японской войной весной 1903 года к шести ротам 214-го Мокшанского батальона планировалось добавить еще две, чтобы батальон можно было развернуть в полк двухбатальонного состава и сформировать «отдельное подразделение Мокшанского батальона» в Екатеринбурге (в составе рот №5-8).
Поэтому 28 мая 1903 г. и И.А. Шатров со своим оркестром прибыл в Екатеринбург. Екатеринбургская газета «Урал» 1 июня 1903 г. сообщала: «Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся ещё 2 роты означенного батальона…».
3 июня та же газета сообщала о бегах на городском ипподроме:
«Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка…». Игра военного оркестра на ипподроме впечатлила Екатеринбург.
Начало войны
Русско-японскую войну 1904-1905 годов начали японцы. В ночь на 27 января 1904 года они напали на русскую эскадру в Порт-Артуре. Эта война проходила не в России и не в Японии, а в Северном Китае, на территории Маньчжурии.
Отсюда и названия пунктов ожесточённых боев: Ляоян, Мукден, Каунмин, Тюренчен и т.д.
Героически сражались моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» возле портового города Чемульпо в неравной схватке с четырнадцатью японскими судами.
Они потопили миноносец и повредили два крейсера врага. После боя русские моряки открыли кингстоны и сами потопили израненный крейсер «Варяг» и взорвали «Корейца», чтобы они не достались японцам.
И на суше в жестоких боях российские воины проявили мужество и героизм. Среди героев было немало музыкантов. Известен случай в бою у Тюренчена 17–18 апреля 1904 г., когда японцы пытались окружить наши войска.
Тяжело раненый
в первом же бою на пограничной реке Ялу под Тюренченом 18 апреля 1904 г.капельмейстер 11-го стрелкового полка Лосс, привезенный в Ляоян, рассказывал, как они прорывались из окружения:
«Когда пошли в атаку, в оркестре 31 человек заиграли марш, затем на ходу — гимн. Я упал, при мне остались под страшным огнем музыканты Левин и Шмидт. Оркестр продолжал играть, пока осталось 15 человек. Потом музыканты схватили ружья упавших солдат и также бросились в атаку. Трижды герои бросались в штыковую атаку, пока вражеское кольцо не было прорвано» .
Возвращение в Златоуст Масштабы военных действий увеличивались, и 27 мая 1904 года было объявлено военное положение и «приведение в усиленный состав» резервных частей в Казанском, Московском и Киевском военных округах. Из Екатеринбурга в Златоуст обратно перевели оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. 8 июня 1904г В Златоусте Мокшанский резервный батальон, как и планировалось, развернулся в два полевых пехотных полка: 214-й Мокшанский в Златоусте и 282-й Черноярский в Екатеринбурге (из «отдельного подразделения» 214-го батальона).
В 214 Мокшанском полку в Златоусте числились: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 391 унтер-офицер, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант . Таким образом ,в составе полка было 3975 человек, т.е. около 4000 человек.
Мокшанский полк на Маньчжурском фронте
Летом 1904 г. завершилось комплектование полков для ведения боевых действий с японской армией.30 июня 1904 г. для торжественных проводов воинов на фронт в Златоуст прибыл император Николай II с многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Многие мокшанцы получили памятные подарки. Командир полка полковник П. П. Побыванец получил боевую шашку.
4 – 6 июля 1904 г. Златоуст торжественно провожал Мокшанский полк на Маньчжурский фронт. Полк уезжал из города шестью эшелонами. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля – 2 августа они прибыли в Мукден.
14 августа полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв.
26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху. Несмотря на самоотверженность русских войск армия в целом терпела поражения, и войска отошли к Мукдену.
Возле этого крупного маньчжурского города в феврале 1905
года разыгралось крупнейшее сражение. Фронт развернулся на полтораста верст. Обе воюющие стороны стянули сюда колоссальную, почти шестисоттысячную армию (у русских было 293 тысячи штыков и сабель, у японцев – 271 тысяча).
Первыми начали наступление японцы.
Они стремились любой ценой разбить здесь русские войска. Мокшанский полк особенно отличился в боях под Мукденом с 18 февраля 1905года, где более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию.
Тяжело контуженный полковник Побыванец оставался в строю и в наиболее трудные минуты командовал:
«Знамя вперед! Оркестр вперед!»
Под звуки оркестра с громовым «Ура!» мокшанцы бросались за 56-летним командиром в штыковую и отбивали атаки врага.
Наиболее ожесточенные бои были 24– 27 февраля 1905 года. 27 февраля 1905 года под Мукденом полк прикрывал отход артиллерии и последних обозов 22-й дивизии, затем сам оставил старые позиции. При отступлении был тяжело ранен командир полка полковник Побыванец. Бросившимся к нему солдатам он приказал: «Сначала подберите раненых солдат…» Его вынесли последним. На перевязочном пункте, напрягая последние силы, командир попросил принести знамя полка, чтобы проститься с ним. Скончался он в санитарном поезде у станции Гунжулин.
25 мая 1905 года Златоуст с воинскими почестями проводил героя Павла Петровича Побыванца в последний путь .
Награды За героизм в боях в Маньчжурии воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным – для офицеров, на головные уборы – для нижних чинов с надписью «За отличие в русско-японской войне 1904-1905 г.г.»
Героически сражавшийся полк потерял в боях четыре пятых своего состава. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось около 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За героизм, проявленный в боях, музыканты полкового оркестра были отмечены боевыми наградами. Орденами в России в то время награждались только чиновные, в том числе и офицеры. Нечиновным и нижним чинам армии предназначались медали. Илья Шатров также был отмечен двумя наградами. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии за № 273 от 2 апреля 1905 года был награжден «214-го пехотного Мокшанского полка вольнонаемный капельмейстер Шатров» … «за отлично-усердную службу при военной обстановке… серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте …».
Вторая награда И.А. Шатрова связана с тремя приказами Зимой 1905 года Мокшанский полк перешел в состав 3-й Маньчжурской армии, и приказом ее командующего № 429 от 24 октября 1905 года Шатров представляется к награждению опять серебряной медалью «за отлично-усердную службу и особые труды».
Но в России существовала строгая последовательность награждения от низших наград к высшим и одну и ту же награду дважды не вручали. Поэтому в новом приказе № 465 –эту серебряную медаль заменили на золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте»…
Однако, пока длилась эта наградная переписка, Шатров получил первый статский чин - «коллежского регистратора», и теперь ему полагался низший орден, а не медаль. Последовал приказ № 544 от 20 января 1906 года: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной… золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте… награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами».
И.А.Шатров стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным такой высокой награды. Первым был Вячеслав Кретович, воевавший в Маньчжурии капельмейстером 283-го Бугульминского полка. Таким образом, эти награды И.А. Шатров получил в 1905 г. и в 1906 г. соответственно, а не в 1904г. и 1905г., как пишут некоторые авторы. Возвращение в Златоуст после войны. Первая редакция вальса В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Но Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. Мокшанцев осталось едва 700 человек.
К остаткам Мокшанского полка вновь присоединили остатки Черноярского полка. В январе 1906 г. на родину отправили первых демобилизованных в запас. 8 мая 1906 г. 214-й Мокшанский полк вернулся к месту довоенной дислокации - на Урал, в г.Златоуст. 21 мая, в день традиционного полкового праздника мокшанцев, златоустовцы наблюдали за парадом прославленного полка, шедшего под пробитыми пулями и осколками знаменами Мокшанского и Черноярского полков.
Полковой оркестр вызывал восхищение своей игрой на параде и после него на вечернем балу. Газета писала: «Бал, под прекрасный оркестр Мокшанского полка, прошел весьма оживленно, и вечер закончился ужином». Несмотря на шумную встречу, мокшанцы, познавшие тяжесть невосполнимых потерь, переживали за погибших товарищей, за слишком большие жертвы.
Нет командир полка П.П.Побыванца… Нет многих музыкантов… Нет бóльшей части Мокшанского полка… Вся Маньчжурская армия истекла кровью.
От Порт-Артура до Мукдена – могилы, могилы, могилы… Сколько напрасных жертв! Под Мукденом полегло 59 тысяч русских воинов, и в плен попало около 30 тысяч [4]. Под впечатлением кровопролитных боев у Мукдена - Шатров, вернувшись с войны, в память о погибших однополчанах написал в 1906 году вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
Идея вальса зародилась у И.А. Шатрова ещё в Маньчжурии, а первая редакция вальса появилась летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. Летом 1906 г композитор впервые исполнил мелодию своего вальса среди друзей. О том, что вальс создан в 1906 году, И.А. Шатров говорил и в одном из своих выступлений перед микрофоном в 1951 году.
Скоро это замечательное произведение стало известным не только в России, но и за ее пределами, а впоследствии произведение получило мировую известность. В материалах Е.М. Фафиновой-Шатровой имеется ксерокопия вырезки из газеты со статьей «Биография вальса», автор Ф. Ивашкин, 1969г.
В одном из архивов японского города Нагасаки исследователь Ф.Ивашкин ознакомился с разрозненными экземплярами газеты «Воля». Она издавалась для русских военнопленных в 1906—1907 гг. бывшим народовольцем Н.К.Судзиловским.
Внимание Ф.Ивашкина обратила на себя заметка в газете о том, что в лагере русских военнопленных был создан оркестр из военнопленных, и первым произведением, исполненным им, был вальс «На сопках Маньчжурии». Приводится несколько версий о том, как военнопленным стала известна музыка недавно созданного вальса
Ещё одно важное свидетельство. Листая подшивки японских газет времён русско-японской войны, Ф.Ивашкин нашел репортаж из-под Мукдена. В нем приводился факт, что«русские солдаты под Каунмином (это под Мукденом) умирали под звуки военного оркестра»… По рассказам современников, знавших лично Шатрова, известно, что когда под Мукденом Мокшанский полк прорывал окружение врага, то оркестр играл героические марши.
Вывод полка из Златоуста
Вскоре после окончания неудачной для России войны, в Мокшанском полку в Златоусте начались волнения. Рабочие установили связь с солдатами, готовился захват оружия для раздачи революционерам. Жандармы доносили властям о революционных настроениях в полку и настаивали на выводе «ненадежного» полка из города, В Златоусте полк стоял с 8 мая1906 г.
В июле 1906 г часть рот вывели из Златоуста в Екатеринбург, Камышлов, Красноуфимск. Шатров оказался в Екатеринбурге 14 сентября 1906 г., опасаясь новых волнений в полку, его перевели в Самару [3]. Не исключено, что и Шатров И.А. был на заметке в жандармерии, так как его родные сестра Анна и брат Федор были связаны с воронежскими революционерами, печатали и распространяли нелегальную литературу, за что в 1906 году были арестованы. А Шатров И.А. деньгами от гонорара за вальс помогал дяде Михаилу “выкупать” арестованных.
Вот что пишет об этом в письме двоюродная сестра композитора Е.М.Фафинова-Шатрова, дочь дяди Михаила: «После разгрома нелегальной типографии, помещавшейся в нашем доме в 1906 г и ареста Федора, Анны и ее жениха В.С.Баева, отцу пришлось “выкупать” арестованных. Баев был выслан в Елец, а мои двоюродные брат и сестра остались в Землянске под надзором полиции. Семья подвергалась травле властей и была на грани разорения. В это время Илья Алексеевич получил очень крупный по тем временам гонорар за вальс “На сопках Маньчжурии”, и значительную часть его прислал отцу, что помогло спасти положение. Вскоре Анна с мужем перешла на нелегальное положение, была арестована, выслана и погибла в Иркутской ссылке от чахотки. После революции отец в память погибшей племянницы свой каменный дом отдал под клуб»
Жизнь в Самаре.
Успех вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»
Итак, 14 сентября 1906 г. Мокшанский полк перевели в Самару из-за его неблагонадёжности. В Самаре капельмейстер И.А.Шатров познакомился с популярным в городе педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом, который сам сочинял вальсы. Вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» понравился публике, и после первых его исполнений оркестром полка ноты стали быстро распространяться в рукописных списках. О.Ф. Кнауб помог начинающему автору И.Шатрову придать его вальсу завершенный вид, а затем издать ноты.
Была написана новая редакция вальса. В первой половине 1907 г. ноты вальса впервые были изданы петербургским издателем Давингофом и летом продавались в магазине Кнауба в Самаре. Первые издания нот текста не имели, но на них были некоторые пояснения: «Разговор осиротелых женщин», «Разговор солдат», «Гнев солдат», «Стук колес» и др. О популярности вальса «На сопках Маньчжурии» говорят такие факты. В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. С 1907 г. он имел монопольное право на издание нот вальса. До 1911 г. было издано 82 выпуска нот общим тиражом более 100 тыс. экземпляров.
С 1910 г. фирма «Зонофон» начала выпускать граммофонные пластинки с записями вальса в исполнении главным образом военных оркестров. Затем его запели и певцы – к музыке стали сочинять различные варианты текста по вкусу исполнителей. До конца1910 года фирма продала более 15 тысяч пластинок. За ней последовали другие граммофонные фирмы.
Длинное название вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» не умещалось в одну строчку на этикетке пластинки, и после 1911 года название «сократили» до слов «На сопках Маньчжурии». При этом, к сожалению, исчезло из названия имя легендарного полка, которому был посвящен вальс.
Мелодия вальса «На сопках Маньчжурии» облетела весь мир, за рубежом вальс называли символично: «Русский национальный вальс». Популярную мелодию вальса за рубежом иногда варьировали в фокстрот и танго.
Александр Рябцов “КОГДА РОДИЛСЯ И.А. ШАТРОВ?” - (фото и инфа из его публикации)
В сокращении-там еще много чего интересного о Шатрове-спасибо А. Рябцову.
Сеть.
Пограничный образцово-показательный оркестр ФСБ России - Мокшанский полк на сопках Маньчжурии (И. Шатров - П. Шубин)
Владимир, Татьяна - спасибо за повествование. Не знал ничего о б истории происхождения "На собках" и авторе.
Валерий - спасибо за "Дачные грёзы". Тоже впервые услышал. Судя по исполнению - не самое раннее, но прихватил. Поищу тех лет запись. Должна быть. Найду притащу.
Нашёл. Ранняя запись (дореволюционная): "Собств.орк.Экстрафонъ - Дачныя грёзы"
Есть ещё и совсем ранняя (1911 г.) но там совсем один треск. Так, что лучше эту.
Отличная запись, Михаил.Спасибо.А я, например, очень люблю именно старые записи-они "дышат" именно тем временем....
Классный пост, спасибо. Ну вот...добавлю немного, с вашего позволения:)
“Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки” 1 апреля 2014 года исполнилось 135 лет со дня рождения Ильи Алексеевича Шатрова (1879—1952 гг.), военного дирижера, автора одного из самых популярных вальсов прошлого века «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (впоследствии название вальса сократится до слов «На сопках Маньчжурии»).
В русской армии любовь к духовым оркестрам наблюдается уже со времён А.В.Суворова. Особое место в духовой музыке занимают произведения на военную тему.
Овеянные боевой славой военные оркестры и в мирное время были незаменимыми пропагандистами лучших музыкальных произведений, играя их на парадах, в городских садах и на гуляниях. Да и сами военные дирижеры сочиняли прекрасные мелодии, популярные до сих пор.
Таковы вальс И.Шатрова «На сопках Маньчжурии», вальс «Амурские волны» М. Кюса, марш «Прощание славянки» В. Агапкина (вальсу недавно исполнилось 100 лет) и др.
Таковы многие песни и вальсы времён Великой Отечественной Войны. Музыка духовых оркестров – это часть памяти нашего народа об истории страны и она не оставляет спокойными большинство людей.
Двоюродная сестра Е. М. Фафинова-Шатрова с братом Шатровым И.А.