- Шмыга Татьяна Ивановна Дата рождения: 31 декабря 1928 года Дата смерти: 3 февраля 2011 года
Биография Татьяны Ивановны Шмыга
Артист оперетты должен быть универсалом. Уж таковы законы жанра в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие одного из этих качеств ни в какой мере не компенсируется наличием другого. Наверное, поэтому истинные звезды на горизонте оперетты загораются чрезвычайно редко.
Татьяна Шмыга — обладательница своеобразного, можно сказать синтетического, таланта. Искренность, глубокая душевность, проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание к певице.
Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
«Мои родители были очень добрые и порядочные люди, — вспоминает артистка. — И я знаю с детства, что ни мама, ни отец никогда бы не смогли не только мстить человеку, но даже обидеть его».
После окончания школы Татьяна пошла учиться в Государственный институт театрального искусства. Одинаково успешно шли ее занятия в вокальном классе Д.Б. Белявской; гордился своей студенткой и И.М. Туманов, под руководством которого она овладевала секретами актерского мастерства. Все это не оставляло сомнений в выборе творческого будущего.
«...На четвертом курсе у меня был срыв — пропал голос, — говорит артистка. — Я думала, что уже никогда не смогу петь. Я даже хотела уйти из института. Мне помогли мои чудесные педагоги — они заставили меня поверить в свои силы, вновь обрести свой голос».
После окончания института Татьяна в том же, 1953 году дебютировала на сцене Московского театра оперетты. Начала она здесь с роли Виолетты в «Фиалке Монмартра» Кальмана. В одной из статей о Шмыге справедливо говорится, что эта роль «как бы предопределила тему актрисы, ее особый интерес к судьбам простых, скромных, внешне ничем не примечательных молодых девушек, в ходе событий чудодейственно преображающихся и являющих особую нравственную стойкость, мужество души».
Шмыга нашла в театре и великолепного наставника, и мужа. Единым в двух лицах оказался Владимир Аркадьевич Канделаки, возглавлявший тогда Московский театр оперетты. Сам склад его артистического дарования близок художественным устремлениям молодой актрисы. Канделаки верно почувствовал и сумел раскрыть синтетические способности, с которыми Шмыга пришла в театр.
«Могу сказать, что те десять лет, когда мой муж был главным режиссером, были для меня самыми трудными, — вспоминает Шмыга. — Мне все было нельзя. Нельзя было болеть, нельзя было отказываться от роли, нельзя было выбирать, и именно потому, что я — жена главного режиссера. Я играла все подряд, независимо от того, нравилось мне это или не нравилось. В то время когда актрисы играли кто Принцессу цирка, кто Веселую вдову, кто Марицу и Сильву, я переиграла все роли в «советских опереттах». И даже когда предложенный материал мне не нравился, я все равно начинала репетировать, потому что Канделаки мне говорил «Нет, ты будешь это играть». И я играла.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что Владимир Аркадьевич такой деспот, держал свою жену в черном теле... Ведь то время было для меня самым интересным. Именно при Канделаки я сыграла Виолетту в «Фиалке Монмартра», Чаниту, Глорию Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни».
Это были замечательные роли, интересные спектакли. Я ему очень благодарна за то, что он поверил в мои силы, дал мне возможность раскрыться».
Как и говорила Шмыга, в центре ее репертуара, творческих интересов всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли за последнее время с ее участием «Белая акация» И. Дунаевского, «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича, «Весна поет» Д. Кабалевского, «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, «Конкурс красоты» А. Долуханяна, «Белая ночь» Т. Хренникова, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана, «Товарищ Любовь» В. Иванова, «Неистовый гасконец» К. Караева. Вот такой внушительный список. Совершенно разные характеры, и для каждого Шмыга находит убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость драматургического материала.
В роли Глории Розетти певица поднялась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. То была одна из последних работ Канделаки.
Е.И. Фалькович пише:
«...Когда в центре этой системы оказывалась Татьяна Шмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры Канделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттенялось нежной акварелью игры Шмыги.
Так было и в «Цирке». С Глорией Розетти — Шмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Шмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему мягкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию. Кроме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровня, что ее исполнительское искусство стало образцом для партнеров.
Жизнь юной Глории была тяжела — Шмыга с горечью рассказывает о судьбе маленькой девочки из парижского предместья, оставшейся сиротой и удочеренной итальянцем, владельцем цирка, грубым и недалеким Розетти.
Оказывается, Глория — француженка. Она — как старшая сестра девочки с Монмартра. Нежный облик ее, мягкий, чуть грустный свет глаз вызывают в памяти тип женщин, о котором пели поэты, который вдохновлял художников, — женщин Мане, Ренуара и Модильяни. Этот тип женщины, нежной и милой, с душой, исполненной скрытых волнений, создает Шмыга в своем искусстве.
Вторая часть дуэта — «Ты в жизнь мою ворвалась, словно ветер...» — порыв к откровенности, состязание двух темпераментов, победа в мягком, успокоенном лирическом уединении.
И вдруг, казалось бы, совершенно неожиданный «пассаж» — знаменитая песенка «Двенадцать музыкантов», ставшая позже одним из лучших концертных номеров Шмыги. Яркая, веселая, в ритме быстрого фокстрота с кружащим припевом — «ля-ля-ля-ля» — непритязательная песенка о двенадцати непризнанных талантах, влюбившихся в красотку и певших ей свои серенады, ну а она, как водится, любила совсем другого, бедного продавца нот, «ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля...».
...Стремительный выход по нисходящей в центр диагональной площадки, острая и женственная пластика танца, сопровождающего песенку, подчеркнуто эстрадный костюм, веселая увлеченность историей прелестной маленькой хитрюги, отдача себя пленяющему ритму...
История жизни Татьяны Ивановны Шмыга
...В «Двенадцати музыкантах» Шмыга достигла образцовой эстрадности исполнения номера, незамысловатое содержание отлито в безукоризненную виртуозную форму. И хотя ее Глория танцует не канкан, а что-то типа сложного сценического фокстрота, вспоминаешь и французское происхождение героини, и Оффенбаха.
Со всем тем в ее исполнении присутствует некий новый знак времени — порция легкой иронии над бурным излиянием чувств, иронии, оттеняющей эти открытые чувства.
Позже этой ироничности суждено будет развиться в защитную маску от пошлости житейской суеты. Этим Шмыга снова обнаружит свою духовную близость с искусством серьезным. А пока — легкий флер иронии убеждает в том, что нет, не все отдано в блистательный номер, — смешно думать, что душа, жаждущая жить глубоко и полно, способна удовлетвориться прелестной песенкой. Это мило, весело, забавно, необычайно красиво, но за этим не забыты и другие силы и другое назначение».
В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино. В рязановской «Гусарской балладе» Татьяна сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны. Шмыга сыграла милую, очаровательную и кокетливую женщину. Но эти глаза, это нежное лицо в минуты уединения не прячут грусть знания, печаль одиночества.
В песне Жермон «Все пью я и пью я, уж пьяною стала...» легко замечаешь за кажущимся весельем дрожь и печаль в голосе. В небольшой роли Шмыга создала изящный психологический этюд. Этот опыт актриса использовала в последующих театральных ролях.
«Ее игра отмечена безукоризненным чувством жанра и глубокой душевной наполненностью, — отмечает Е.И. Фалькович. — Бесспорная заслуга актрисы состоит в том, что своим искусством она привносит в оперетту глубину содержания, значительные жизненные проблемы, поднимая этот жанр до уровня самых серьезных.
В каждой новой роли Шмыга находит свежие средства музыкальной выразительности, поражает разнообразием тонких жизненных наблюдений и обобщений. Судьба Мэри Ив из оперетты «Девушка с голубыми глазами» В.И. Мурадели драматична, но рассказана языком романтической оперетты; Галка из спектакля «Настоящий мужчина» М.П. Зива привлекает очарованием внешне хрупкой, но энергичной юности; Дарья Ланская («Белая ночь» Т.Н. Хренникова) обнаруживает черты подлинного драматизма.
И, наконец, Галя Смирнова из оперетты «Конкурс красоты» А.П. Долуханяна подытоживает новый период исканий и открытий актрисы, воплощающей в своей героине идеал советского человека, его духовную красоту, богатство чувств и мыслей. В этой роли Т. Шмыга убеждает не только блестящим профессионализмом, но и своей благородной этической, гражданской позицией.
Значительны творческие достижения Татьяны Шмыги и в области классической оперетты. Поэтичная Виолетта в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана, бойкая, энергичная Адель в «Летучей мыши» И. Штрауса, очаровательная Анжель Дидье в «Графе Люксембурге» Ф. Легара, блистательная Нинон в победном сценическом варианте «Фиалки Монмартра», Элиза Дулитл в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу — этот список, безусловно, будет продолжен новыми работами актрисы».
В 90 е годы Шмыга исполняла главные роли в спектаклях «Катрин» и «Джулия Ламберт». Обе оперетты были написаны специально для нее. «Театр — мой дом, — поет Джулия. И слушатель понимает, что Джулию и исполнительницу этой роли Шмыгу объединяет одно — они не мыслят своей жизни без театра. Оба спектакля — гимн актрисе, гимн женщине, гимн женской красоте и таланту.
«Я всю жизнь работала. Многие годы каждый день, с десяти утра репетиции, почти каждый вечер — спектакли...
Сейчас я имею такую возможность — выбирать. Играю Катрин и Джулию и другие роли играть не хочу. Но это такие спектакли, за которые мне не стыдно», — говорит Шмыга.
Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин». В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами - плохую проходимость и тромбоз. Медикаментозное лечение и серия хирургических операций, включая шунтирование сосудов, не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови. Анатолий Кремер рассказывал:
«Татьяна Ивановна прожила долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали... Уходила она от нас очень тяжело - но оставила память о своей бездне обаяния. Как ей удавалось очаровывать людей, не знаю. Но все знакомство с ней сравнивали с прикосновением луча света».
3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.
Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты. После отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 1 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище состоялась торжественная церемония открытия мемориального надгробного памятника Татьяне Шмыге.
Спасибо, Дмитрий!
Оперетту любила и люблю всегда......а что можно сказать о Татьяне Шмыге-КОРОЛЕВА ЖИЛА СРЕДИ НАС!!!
Ее неповторимое лирическое сопрано тоже живет среди нас..... и будет жить всегда.
Запись с Голубого Огонька 31 декабря 1965 года
Поклон и спасибо Пустыннику
Народная артистка СССР (1978, единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная этого звания)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1967)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1986)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998, за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства наградить)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008,за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность)
Лауреат Государственной премия РСФСР имени М.И.Глинки (1974, за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А.Я.Эшпая, «Девичий переполох» Ю.С.Милютина и «Фиалка Монмартра» И.Кальмана)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)
Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2004, за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства)
Лауреат национальной Российской премии «Овация» в области музыкального искусства (2008)
Лауреат премии «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»)
Награждена медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Награждена медалью «Ветеран труда» (1983)
Награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(1995)
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность Президента Российской Федерации (2003, за большой вклад в развитие музыкального искусства)
.......
Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
Семья отца Татьяны - Ивана Артемьевича Шмыги, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед умер, когда отцу Татьяны было всего шесть лет, и её бабушка вторично вышла замуж, после чего отец Иван Мицкевич получил фамилию Шмыга.
О своем детстве Татьяна Ивановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы. Также это было время первых встреч с театром и музыкой. Ее отец был по профессии инженером-металлистом, он много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама Зинаида Григорьевна была для дочери просто мамой, очень красивой и мудрой. И хотя к искусству семья прямого отношения не имела, театр и музыку в ней любили, часто слушали песни Лещенко и Утесова, родители Тани любили бальные танцы и даже получали призы за свои выступления. Не имея музыкального образования, они мечтали, чтобы их дочь научилась играть на рояле, купили в дом пианино «Красный Октябрь» и отвели юную Таню в школу при музыкальном техникуме имени М.М.Ипполитова-Иванова, находившуюся недалеко от дома. Позднее класс Тани был переведен в школу имени Петра Чайковского на Воронцовской улице. «У меня был прекрасный учитель – Анаида Степановна Сумбанян, очень известный в Москве педагог», – вспоминала позднее Татьяна Шмыга.
В юности Татьяна Шмыга познакомилась с Василием Лановым. В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу. В старших классах Лановой занимался в драмкружке Дворца культуры завода имени Лихачева, куда пригласили и Татьяну Шмыгу. Они встретились на спектакле «Десятиклассники» по пьесе «Аттестат зрелости», где Лановой играл главную роль. Татьяна Ивановна после об этом вспоминала: «Ты был еще в 10-м классе и во Дворце ЗИЛа играл спектакль «Десятиклассники», а я тебе уже подпевала. Так как давно-давно «уважаемся», то я позволю себе сказать просто Васенька».
Детские впечатления Татьяны Ивановны были связаны не только со школой, но и в значительной степени с Большим театром. Дело в том, что у нее было, как она писала в своих воспоминаниях, «выгодное знакомство» – ее соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете Большого театра. По воскресеньям он мог брать девочек с собой на утренние спектакли в Большой театр. Балеты и оперы Таня смотрела и слушала настолько самозабвенно, что зрители нередко делали ей замечания: «Девочка, не надо петь, ты мешаешь слушать». За несколько лет будущая прима оперетты выучила почти весь репертуар Большого театра. Но эти походы в Большой театр прервала война. В музыкальную школу девочке тоже не довелось вернуться.
Из воспоминаний Татьяны Ивановны известно, что в детстве она была достаточно серьезной и молчаливой, часто болела, что привело в подростковом возрасте к немалым проблемам с сердцем. Ее лечила замечательный врач и человек Надежда Яковлевна Сендульская. Она посоветовала Таниной маме лечить дочку своей домашней микстурой на основе кагора, сказав при этом: «Твоя Таня выздоровеет и будет танцевать всю жизнь». Сендульская же, поняв, что у юной пациентки есть голос, также порекомендовала родителям учить девочку пению.
Первым педагогом будущей солистки оперетты стала профессор Московской консерватории Ксения Носькова. До того, как начались уроки с Ксенией Григорьевной, Татьяна и не думала становиться певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Но, позанимавшись вокалом около года и очень полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере камерной певицы и решила поступать в Училище при Московской консерватории, знаменитую Мерзляковку. Она прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула ногу и прийти на прослушивание не смогла. Тем не менее, в комиссии решили зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. Оставалось только ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободится.
Во время прослушивания на экзаменах на юную Шмыгу обратил внимание один из педагогов училища Алексей Васильевич Попов и пригласил ее поработать солисткой в руководимом им хоре при оркестре Комитета по кинематографии. Хор этот, как тогда было принято, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. В результате дебют Татьяны Шмыги состоялся в кинотеатре «Экран». После этого она по совету подруги, с которой они вместе солировали в хоре А.В.Попова, решила не дожидаться места в Мерзляковке, а показаться в Музыкально-театральном училище имени А.К.Глазунова, где готовили артистов театра музыкальной комедии.
Попытка оказалась успешной: несмотря на середину учебного года, Татьяна Шмыга была принята. Так в 1947 году для нее началась студенческая пора.
А первым мужем Татьяны Шмыги стал профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Рудольф Борецкий.
В училище имени А.К.Глазунова учителя у молодых студентов были очень разные, с разными характерами и судьбами, но их объединяла преданность делу, которому они себя посвятили. Атмосфера в училище была такая, что юные артисты не могли не становиться теми, кого преподаватели хотели в них видеть. Педагоги не только учили, но и опекали, пестовали, растили студентов, словно своих детей. Будучи по характеру очень застенчивой и молчаливой, Татьяна вплоть до второго курса не могла обрести в себе уверенности, чувствовала себя зажатой. Но постепенно, благодаря вниманию и чуткому отношению руководителей курса, она раскрепощалась. Позже Анатолий Кремер рассказывал: «Она рассказывала, что когда началась ее учеба в Училище имени Глазунова, то чуть в первые дни и не закончилась: «Я появилась там на полгода позже остальных - все уже более-менее освоились, а меня всю колотит, я пришла на свой первый день занятий. Вхожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отплясывает. У меня душа в пятки - ну разве я так смогу?». Вечером Таня прибегает домой и со слезами к маме: «Туда больше ни ногой! Они все такие уверенные, а я боюсь!».
Мать Татьяны Ивановны еле-еле уговорила ее остаться в училище. Но по мере овладения профессией ее зажатость уходила».
Самыми любимыми педагогами Шмыги были Сергей Львович Штейн и Аркадий Григорьевич Вовси. Вокалом она занималась у Веры Семеновны Олдуковой. Тот факт, что формирование будущих артистов проходило в такой атмосфере, Татьяна Ивановна позже расценила как подарок судьбы.
Татьяна Шмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ВУЗ. Дело в том, что в 1951 году училище имени А.К.Глазунова было решено соединить с ГИТИСом (ныне РАТИ), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной комедии. Как это не покажется сейчас странным, но, оканчивая ГИТИС по специальности артистка театра музыкальной комедии, юная Таня вовсе не увлекалась опереттой. По ее воспоминаниям она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства.
Больше всего она любила оперу, выросла на спектаклях Большого театра и в Московский театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.
Однако в октябре 1953 года молодая актриса вышла на сцену Московского театра оперетты. Артист оперетты, как известно, должен быть универсалом – таковы законы жанра: в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не компенсируется наличием другого. Но Татьяна Шмыга была обладательницей как раз такого своеобразного, можно сказать - синтетического таланта. Искренность, глубокая душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание зрителей к молодой певице. Уже с самых первых ролей, с самого начала творческой деятельности Шмыга проявила себя актрисой, гармонично сочетающей пластическую, вокальную и драматическую стороны профессии.
Тогда же в 1950-е годы стала очевидной ее особая любовь к воплощению на сцене праздничности, карнавальности, искрометной легкости и в то же время стремление к отражению душевного состояния своих героинь.
В те годы Московский театр оперетты размещался там, где сейчас находится Театр Сатиры, и был невероятно популярен. Мало сказать, что москвичи любили оперетту, они буквально обожали артистов и спектакли этого театра, многие из которых шли с постоянным аншлагом. Труппа театра, в те годы возглавляемая Игорем Тумановым, была не просто хорошая, но великолепная. Там работала целая плеяда блистательных, выдающихся актеров старшего и среднего поколения, исполнявших традиционные амплуа классической оперетты: «фрачных героев», «простаков», «комиков», «героинь», «субреток». «Старики» отнеслись к появлению целой группы молоденьких актрис и актеров вполне благожелательно, стараясь передать им отношение к театру, как к своему дому. Сами они приходили сюда не на работу – они служили театру. Эта была их семья, где все занимались одним делом.
В теперь уже далекие 1950-е годы прошлого века режиссер Игорь Туманов прозорливо заметил, что «Шмыга – будущее этого театра».
Но поработать Татьяне Ивановне с Игорем Тумановым долго не пришлось. Вскоре он ушел из театра из-за разногласий с труппой по поводу того, какой должна быть оперетта. В большинстве новых советских оперетт все меньше становилось подлинного комизма, постепенно начали исчезать традиционные опереточное веселье, комедийность и нарядность. При Туманове оперетта незаметно стала подменяться пьесой с музыкой, то есть основным элементом спектакля все больше оказывалась драматургическая основа. Не все старые актеры могли это понять и принять.
В январе 1954 года труппу театра возглавил Владимир Канделаки. Татьяна Шмыга тогда готовила под руководством Григория Ярона свою первую роль – Виолетту в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана. «Я очень любила свою Фиалочку, – вспоминала Татьяна Ивановна, – позднее я играла Нинон, и ее искрометная «Карамболина» как бы затмила Виолетту, но мне очень дорога моя Фиалочка». О периоде работы Владимира Канделаки (который стал вторым мужем Татьяны Ивановны), главным режиссером в Московской оперетте можно говорить как о расцвете этого театра. Владимир Аркадьевич активно сотрудничал с «асами веселого жанра» – Исааком Дунаевским и Юрием Милютиным, сумел привлечь к сочинению оперетты таких мастеров советской музыки как Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, стал первым постановщиком оперетт «Москва, Черемушки», «Весна поет» и «Сто чертей и одна девушка». Период работы Канделаки в Московской оперетте - это не только звездный час этого театра, но и расцвет таланта и творчества Татьяны Шмыги. Именно тогда она сыграла на его сцене свои лучшие роли..........
От роли к роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Совершенствовался театр, который по праву можно сказать она создавала вместе с Игорем Тумановым и Владимиром Канделаки, в котором смогла раскрыть себя именно как актриса-певица, не довольствующаяся определенным опереточным амплуа, а стремящаяся к созданию характера и драматургии образов. Не случайно на творческих встречах со зрителями и в интервью с журналистами Татьяна Ивановна говорила, что ее желанием всегда было переименовать театр оперетты в музыкальный театр.
В центре репертуара и творческих интересов Татьяны Шмыги всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли с ее участием: «Белая акация» И.Дунаевского; «Москва, Черемушки» Д.Шостаковича; «Весна поет» Д.Кабалевского; «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю.Милютина; «Севастопольский вальс» К.Листова; «Девушка с голубыми глазами» В.Мурадели; «Конкурс красоты» А.Долуханяна; «Белая ночь» Т.Хренникова; «Пусть гитара играет» О.Фельцмана; «Товарищ Любовь» В.Иванова и «Неистовый гасконец» К.Караева. Вот такой внушительный список. Это были совершенно разные характеры, и для каждого из них Шмыга находила убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость драматургического материала. Роли в этих спектаклях не только стали этапными в творческой судьбе актрисы, но и во многом определили стиль новой советской оперетты, которую сегодня трудно представить без праздничности, карнавальности, без того чудесного сплава красоты и гармонии, феерического полета и эмоционального накала, пластики и голоса Татьяны Шмыги. При этом Татьяну Ивановну всегда отличали тонкий вкус, чувство меры, особая лиричность, музыкальность. По ее же собственным словам она всегда отталкивалась от музыки, начиная работу над новой ролью, именно музыка для нее была главной составляющей, так как давала актрисе больше всего при создании образа.
Татьяна Ивановна удивительно пытливо и тщательно готовила свои роли. Отличаясь при этом не только прекрасным вокальным исполнением партии и драматическим мастерством, но и наделяя тот или иной образ глубиной и красотой женской души, природным изяществом и неповторимой женственностью. В каких бы жанрах не работала актриса – оперетта классическая, современная или мюзикл – она всегда стремилась к воссозданию красоты образа. Мир женской души был сквозной темой творчества Татьяны Шмыги. Одного имени Татьяны Ивановны в афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. В классическом репертуаре после Виолетты – ее первой роли – почитатели оперетты познакомились с ее Аделью из «Летучей мыши», Валентиной из «Веселой вдовы» и Анжелью из «Графа Люксембурга».
В 1969 году Татьяна Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В 1961 году Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР.
В ноябре 1969 года Татьяне Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР.
Окрыленная успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости, Татьяна Шмыга, будучи актрисой тонкого психологического плана, воплощала на сцене всю прелесть жанра оперетты, в котором были и лиризм, и искрометный юмор, и эстрадная экстравагантность. Сочетание только ей присущего, неповторимого тембра голоса с удивительной сценической пластичностью и превосходным даром не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы, создало тот актерский феномен Татьяны Шмыги, позволивший ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии.
Ее искусство знали и любили не только в России, но и в Украине и Казахстане, в Грузии и Узбекистане, в Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В 1976 году судьба послала Татьяне Ивановне встречу с дирижером Театра сатиры Анатолием Кремером – талантливым музыкантом, композитором, тонко чувствовавшим сцену.
Для них обоих эта встреча стала судьбоносной. Она подарила им новую любовь и творческий союз, который обогатил Театр оперетты яркими музыкальными спектаклями, специально созданными для Татьяны Ивановны. Среди них были «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» в 1977 году, «Катрин» в 1984 году, «Джулия Ламберт» в 1993 году и «Джейн» в 1998 году.
Муж Татьяны Шмыги Анатолий Кремер рассказывал:
«Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких подтяжек, а выглядела потрясающе. Незадолго до семидесятилетия приходит домой и смеется: «Толь, ты представляешь - поймала машину, за рулем - мужчина лет тридцати. Меня не узнал - из молодых, кто в оперетту не ходит. Смотрит так на меня с интересом и говорит: «А что вы делаете вечером в субботу?» От неожиданности я даже дар речи потеряла!»… До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. Вот по ним Шмыга и бегала как девочка - тук, тук, тук... Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: это Тань-Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась! А если серьезно, каблуки поспособствовали тому, что она серьезно заболела. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Нинон.
Размер в размер»........
Татьяна Шмыга и Александр Кремер.
А. Кремер скончался 1 августа 2015 го в возрасте 82 г.
По-моему, я увлеклась...Дима, прости)))))))
Ладно. Давайте полюбуемся на КОРОЛЕВУ, которая жила среди нас!!!!!
Ну и......спасибо Пустыннику!!
Из новогоднего киноконцерта №32.
1962 г.
С участием солистов Московского театра оперетты.
Музыка - К.Листов.
Ах, оперетта!Волшебный мир сказки.....
Юрий Богданов, Татьяна Шмыга- Новогодний "Севастопольский вальс".....
https://tunnel.ru/post-vladimir-kandelaki-rodilsya
6-летняя Майя Кристалинская знала Владимира Канделаки, когда он работал в театре ее дяди во время войны. К оперетте она относилась отрицательно, Шмыга поменяла ее мнение, но только она!
А это многого стоит!