Ефим, спасибо.Да.Стихи-полностью отражение гражданской позиции Вознесенского.
РОВ-есть в Сети.Читала, конечно, спасибо за напоминание.
Вот только зря автор статьи назвал имя Куняева....("помню, что там были еще Костров, Куняев "-пишет автор статьи).
Ну а как же литературному критику Куняеву не быть юдофобом-антисемитом????Без этого нельзя было ему никак... любить и читать меньше будут, беспроигрышная тема-антисемитизм.
"Да это ж такое веселие, братцы, теперь я спокоен-чего мне бояться", как пел Высоцкий в песне-Антисемиты...
"Критик" Куняев прошелся и по поэтам Серебряного века, мерзко писал об Ахматовой и многих других поэтах и писателях.... и о самом Вознесенском....и Высоцкого грязью своей запачкал...за все свои "заслуги"получил кличку-Воняев.
Такая вот ассоциация очень у многих:
Стасик Куняев-Воняев......
Сколько же горя людского принесла эта трижды проклятая война........ да, Ефим, надо все это помнить, чтобы "минула чаша сия" и другие народы тоже.
РОВ-Андрей Вознесенский
Татьяна, спасибо,что зашли. Согласен за куняева (я не могу таких писать с большой буквы). Надо было его убрать.
Ефим, спасибо! Жуткая история, я о ней не знал. Только, мне кажется, Вы излишне педалируете еврейскую тему. Ведь это не только трагедия евреев, но и русских, украинцев и представителей других национальностей, проживавших там. И Вознесенский прямо об этом пишет: "Может, Машеньку или Мойшу Я размазываю по лицу". И вообще, я считаю, чем меньше будут кричать об антисемитизме, тем меньше его будет в жизни. Будем откровенны: любая критика евреев часть воспринимается ими как проявление антисемитизма. А что, евреи безгрешны и неприкасаемы? Ведь это же не так, и сами евреи в анекдотах порой едко высмеивают свои недостатки. Извините, если что.
Анатолий...у кого что болит ....(.кстати, Мария-это распространенное у ашкеназов имя, я думаю, тут речь именно о еврейской девочке из этого именно озера с библейским именем-Мария..(
(Лик еврейки Девы Марии рядом с лозунгом:Бей жидов-вспомните Рождественского...)
.Ефим-о своем, наболевшем...кто-то-о государственном деятеле прошлого муссирует тему, кто-то-еще о чем-то...да мало ли о чем(о ком)тут пишут....не судите его за это.
Извините, если что.
Татьяна, у Вознесенского - не Мария, а Машенька. В какой еврейской семье так говорят своей дочке? А Ефима я ни за что не сужу. Он высказал своё, я - своё. Нормальный обмен мнениями.
В ашкеназском русскоязычном доме, разумеется, Марию звали и зовут Машенька...а как иначе?
Гетто в озере....в гетто еврейском других национальностей не было.....
Вознесенский пишет о евреях, убитых и затопленных в этом озере, миллионы убитых(всех национальностей)-это другая горестная тема....
Евреи-да, умеют посмеяться над собой-этого у них не отнять... юмор спасал еврейский народ всегда и везде...
Губерман шутит:
"Устав от евреев, сажусь покурить
И думаю грустно и мрачно,
Что Бог, поспешив свою Книгу дарить,
Народ подобрал неудачно...
Или вот:
...Как славно жилось бы в Израиле,
Когда б не жара и евреи... ))
Но на тему Холокоста, уверяю вас, евреи не смеялись, не смеются и не будут смеяться никогда-смеются иногда другие....что поделаешь. Такова жизнь.
Еще живы потомки расстрелянных, сожженных, замученных.Потомки этого не забудут, пока они сами живы.
С уважением к вам, Анатолий
Подводное гетто
Еврейская трагедия и сердце поэта Андрея Андреевича Вознесенского (12.05.1933-01.06.2010)
Я во Львове,
Служу на сборах,
В красных кронах,
Лепных соборах…
(А.Вознесенский, 1965 г.)
Тогда в стране была "оттепель", какие-то проблески свободы пьянили головы, особенно молодые, "Литературка" опубликовала "Бабий Яр" Е.Евтушенко, возвращались из лагерей немногочисленные еще живые политзаключенные, а на страницы учебников — фамилии и даже фотографии уничтоженных в сталинские времена известных деятелей, литераторов, ученых.
В один из моих приездов в Москву я попал на вечер в Политехнический музей, где с восторгом и провинциальным удивлением слушал тогдашних поэтических кумиров — А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко и других. Потом мы пару раз всей командой ходили на площадь к памятнику Маяковскому, где выступали перед тысячами слушателей поэты и барды — Б.Окуджава, Ю.Визбор и другие, ставшие потом известными и знаменитыми. С некоторыми из них нам даже удалось познакомиться.
После возвращения во Львов мы еще долго обсуждали услышанное и увиденное, рассказывали знакомым, доставали сборники стихов, по много раз прокручивали тоненькие пластинки из журнала "Кругозор".
И вдруг летом 1965 года знакомые ребята из армейской команды сообщают нам новость: на военных сборах в нашем Прикарпатском округе находятся Андрей Вознесенский и еще несколько поэтов. Они ездят по гарнизонам, носят офицерскую форму. Правда, боевой подготовкой не занимаются, да и живут не в казармах, а в гостинице. Но, самое главное, скоро они будут выступать в окружном доме офицеров. Конечно, друзья — спортивные соперники — провели нас на встречу с москвичами (помню, что там были еще Костров, Куняев — тогда он не проявлял свою будущую юдофобскую суть — и еще один поэт, чью фамилию я забыл). Они по очереди читали свои произведения, отвечали на вопросы переполненного зала.
Вознесенский был с погонами лейтенанта, он тоже прочитал несколько своих стихов. Среди прочитанных было и потрясшее меня "Зов озера".
После окончания выступления я подошел к поэту, поблагодарил за стихи и предложил гостям провести экскурсию по своему любимому городу. А на следующий день во время прогулки попросил Андрея Андреевича рассказать историю "Зова озера". И поэт рассказал.
Попал он недавно в один из гарнизонов в Ивано-Франковской области, выступил. И гостеприимные хозяева пригласили на рыбалку. Поехали, половили, развели костер, начали варить уху, конечно, выпили немного. И тогда один из "местных товарищей" рассказал, что озера этого раньше здесь не было, а был глубокий большой овраг. Именно в него в 1942 году нацисты и их добровольные местные помощники загнали евреев из гетто и расстреляли. Там же уничтожили и арестованных подпольщиков. А чтобы скрыть следы своего преступления, затопили овраг водой из недалекой речушки.
"И как здесь рыба ловится!" — потирал руки рассказчик.
Потрясенный этим рассказом, поэт написал стихотворение "Зов озера", которое было сразу напечатано в окружной военной газете. А через несколько лет Вознесенский опубликовал поэму "Ров" — проклятье негодяям, которые раскапывали возле Симферополя ров — место расстрела 12 тысяч евреев и плоскогубцами вырывали у трупов золотые коронки. Поэма вошла во все сборники поэта, а "Зов озера" (насколько мне известно) — только в некоторые.
Прочитай его, читатель, оно того стоит.
Использованы воспоминания
львовского военного журналиста Б.Комского.
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
ЗОВ ОЗЕРА
Наши кеды как приморозило.
Тишина.
Гетто в озере. Гетто в озере.
Три гектара живого дна.
Гражданин в пиджачке гороховом
зазывает на славный клев,
только кровь
на крючке его крохотном,
кровь!
" Не могу, — говорит Володька, —
а по рылу — могу,
это вроде как
не укладывается в мозгу!
Я живою водой умоюсь,
может, чью-то жизнь расплещу.
Может, Машеньку или Мойшу
я размазываю по лицу.
Ты не трожь воды плоскодонкой,
уважаемый инвалид,
ты пощупай ее ладонью —
болит!
Может, так же не чьи-то давние,
а ладони моей жены,
плечи, волосы, ожидание
будут кем-то растворены?
А базарами колоссальными
барабанит жабрами в жесть
то, что было теплом, глазами,
на колени любило сесть…"
"Не могу, — говорит Володька, —
лишь зажмурюсь —
в чугунных ночах,
точно рыбы на сковородках,
пляшут женщины и кричат!"
Третью ночь как Костров пьет.
И ночами зовет с обрыва.
И к нему
Является
Рыба
Чудо-юдо озерных вод!
"Рыба,
летучая рыба,
с огневым лицом мадонны,
с плавниками белыми
как свистят паровозы,
рыба,
Рива тебя звали,
золотая Рива,
Ривка, либо как-нибудь еще,
с обрывком
колючей проволоки или рыболовным крючком
в верхней губе, рыба,
рыба боли и печали,
прости меня, прокляни, но что-нибудь ответь…"
Ничего не отвечает рыба.
Тихо.
Озеро приграничное.
Три сосны.
Изумленнейшее хранилище
жизни, облака, вышины.
1965