Скрытые редкости RPI.
Буквально совсем недавно с удивлением обнаружилось, что некоторые редкости итальянского прогрессива, именуемого ещё как RPI (Rock Progressivo Italiano), причём даже относительно современного происхождения, по-прежнему оказываются скрыты от внимания широкой музыкальной общественности. Попробую отчасти восполнить сей досадный пробел, чему также могут поспособствовать все желающие поклонники данного направления рок-музыки.
COOPERATIVA DEL LATTE - итальянский квартет из Гориции, города и коммуны в регионе Фриули-Венеция-Джулия, что на границе со Словенией, с кратким появлением в конце 90-х, с участием Габриэле Бенфетто на вокале / гитаре, Серджио Контина на вокале / басу, Клаудио Фарнетти на флейте / барабанах и Пьерлуиджи Пикколи на фортепиано / клавишных. Они были подписаны на лейбле «Mellow Records», где и выпущен их единственный альбом «Il Risveglio» в 1998 году.
Альбом следует традициям итальянского прога 70-х в исполнении современных групп, таких как римляне Divae, мачератцы Lothlorien, тосканцы Nuova Era или их земляки Germinale, а продолжительность альбома даже не превышает 40-ка минутной отметки. Короткие и полудлинные треки с явным симфоническим звучанием, основанным преимущественно на клавишных, а также на гитарах. Группа предприняла несколько хороших попыток смешать мягкие и более вокальные моменты с интенсивными клавишными инструменталами, и результат получился довольно удовлетворительный. Особенно очень хороши клавишные пассажи с вращающимися руладами, броские синтезаторы и грандиозные партии церковного органа. Гитары создают либо мягкие грувы, либо мелодичные соло, когда появляются, да и вокал довольно приличный, но немного менее страстный, чем у большинства групп в отношении данного стиля. В целом аранжировок тоже достаточно, а исполнение группы более чем хорошо. Последующие поздние треки имеют заметное сильное средневековое / фолковое чувство, характеризующееся звучанием клавесина Пиколли, флейты Фарнетти и акустическими мелодиями Бенфетто.
В Сети нет никаких дальнейших признаков второго релиза COOPERATIVA DEL LATTE или какой-либо информации о следах участников группы после этого альбома. А потому «Il Risveglio» остаётся скрытой жемчужиной итальянского прога 90-х годов с сильным винтажным настроем, который, вероятно, понравится любому фанату классического прога, симфонического рока и, конечно же, чисто итальянского прогрессива.
Совершенно неизвестная итальянская группа (по крайней мере, для весьма многих) из Венето, DAPHNE выпустила всего один одноимённый альбом в 1996 году на довольно престижном лейбле «Mellow Record». Это квинтет, в классической форме состоящий из гитариста, басиста, ударника, клавишника и вокалиста, который предлагает нам прогрессивный рок во имя лучших традиций данного стиля.
Прекрасные инструменталисты, начиная с первого же трека «Nascità», длящегося более 17-ти минут, музыканты DAPHNE доказали, что хорошо усвоили уроки Genesis, а также других знаменосцев британского прога по мастерскому использованию акустической и электрогитары, флейты и клавишных, а некоторые хоровые партии даже возвращают нас прямиком в 70-е годы.
Группа, что просуществовала как взмах крыльев бабочки, но которая по-своему знала, как с честью и достоинством поддержать флаг нового прогрессива. Отличная работа и очень жаль, что у нас не было возможности послушать их и оценить в своё время. Но и сейчас о них нет никакой информации, а также картинок обложки и фотографий, приходится обходиться каким-то суррогатом. Но мы должны обойтись, ведь главное здесь – это музыка!
Ещё одна совершенно неизвестная (несмотря на относительно современный период деятельности) итальянская прог-рок группа DULCAMARA из Флоренции, составляли которую Стефано Кардоне (вокал), Роберто Нери (гитара), Маттео Джаннелли (гитара, балалайка, виолончель), Алессандро Грилли (ударные, перкуссия) и Роберто Рисалити (бас), а при записи, надо полагать, единственного редкого альбома «The Sea's Stones Collection» (2001 год, лейбл «EMA Vinci») квинтету помогали в качестве приглашённых гостей Агостино Бикокки (перкуссия), Алессандро Монтичелли (туба), Лука Мориани (тромбон) и Лука Тромбетта (флейта). И это всё о них…
В середине 90-х итальянская (из Турина) прог-рок группа Syndone распалась из-за музыкальных разногласий с разносторонним клавишником Ником Комольо, который пошёл далее своим путём. Однако двое участников Syndone, барабанщик Паоло Сбурлати и ещё один клавишник Эдо Рогани, решили двигаться дальше дуэтом, сформировав свой собственный проект EMPIRE вместе с вокалисткой Розанной Де Лука, а их единственный релиз «Back To Knowledge» выпущен в 1994 году на миланском лейбле «Vinyl Magic».
Разумеется, вы не можете ожидать многого от инструментального дуэта клавишных и ударных (при отсутствии даже гитары), но эти ребята создали действительно интересную, богатую и довольно напыщенную музыкальность в ряде моментов, с сильными отсылками к работам знаменитых британцев E.L.P. и звуком, близким к творениям туринцев же Zauber или их земляков Tower, ведомых ещё одним мастером клавиш Беппе Кровелла.
Стиль EMPIRE в значительной степени определяется как тяжёлый, инструментальный, классический прог, плюс неистовые клавишные фьюжн-ритмы вместе с некоторыми коммерческими битами. На самом деле, голос Де Лука, хотя и чистый и даже кристально чистый, как вода, звучит в духе поп-артистки, пытающейся петь на сложном прог-альбоме, в то время как барабанные партии часто слишком механические. С другой стороны, музыкальность варьируется от приличного до отличного качества, благодаря блестящему исполнению Рогани, предлагающему грандиозные оркестровые партии, органные тренировки, полномасштабные синтезаторные соло и мечтательные звуковые ландшафты, где симфонический рок встречается с классикой и фьюжном, и, без сомнения, массивные инструментальные партии альбома могут предложить более чем много чего с выдающимися брейками, мелодиями и меняющимися настроениями, но всегда под печатью грандиозного симфонизма. Конечно, паре довольно коммерческих вокальных треков нет места рядом с более прогрессивными композициями, но они не портят волшебство остальной части альбома, прославленного потрясающими клавишными движениями Рогани, а заключительный трек «The Empire Goes On» представляет собой просто мастерское симфоническое инструментальное переживание.
К сожалению, EMPIRE так и не продолжили своё существование, а потому «Back Тo Knowledge» стал единственным следом, который они оставили музыкальной публике, но все любители клавишных в прог-лиге должны гнаться за этим релизом, который представляет собой не что иное, как сильную прог-работу талантливого исполнителя, создавшего серию вдохновенных и энергичных клавишных опусов.
Коллекция солидная и вполне достойная, но вижу, что в ней в основном знакомые и хорошо известные названия, весьма культивируемые в кругах проггеров-меломанов. Я же, как многие успели заметить, пропагандирую что-то ранее неведомое и эксклюзивное. Вот вам очередной экземпляр тому примером.
Итальянская нео-прог группа 90-х годов из Рима, созданию которой способствовали лидер ещё одной столичной прог-формации Ezra Winston Мауро Ди Донато и их последний гитарист Стефано Понтани. Gallant Farm состояла из Джорджио Андреоцци и Алессандро Пизани на клавишных, Давиде Гвидони на барабанах, ведущего вокалиста и гитариста Габриэле Майоло и Симоне Майоло на басу. Они записали свой единственный (но не классически) релиз «Leverage» в 1994 году, спродюсированный Массимо Гуарини, где Понтани отвечал за производство звука, а сам альбом выпущен частным образом. В числе приглашённых для записи диска музыкантов замечен вокалист тоже римской прог-рок команды Leviathan Алекс Брунори, который поёт на самом длинном треке «Been Too Wrong».
Многих итальянских групп напоминает звучание Gallant Farm: это и те же ветераны LEVIATHAN, MOONGARDEN из Ломбардии, плюс можно добавить немного от упомянутых EZRA WINSTON и генуэзцев ERIS PLUVIA в более мягких моментах. Собственно Gallant Farm сама по себе была талантливой группой, хотя и страдающей от довольно тонкого звучания клавишных, типичного для продукции 90-х, но обладающая хорошими способностями к созданию сложных композиций с разнообразным настроением, включая драматические инструментальные пассажи, лирический романтизм и мелодичные звуковые ландшафты.
В общем плане стилем группы является основанный на клавишных нео-прог в сочетании с более помпезным стилем прогрессивного рока, во главе с резкими гитарами и массой оркестровых синтезаторов, в то время как некоторым слабым текстурам присуща также АОР-атмосфера. Тем не менее, альбом далеко не разочаровывает из-за приятных, сочных аранжировок, некоторые из них включают тонкие акустические моменты, здесь же и большое количество умопомрачительных мелодий, всплывающих в нескольких местах. Вокал на английском языке с приличной и чувствительной окраской, типичной для итальянских певцов с небольшой проблемой акцента.
Увы, деятельность Gallant Farm оказалась недолгой, почти все участники группы исчезли из прог-кругов, за исключением Давиде Гвидони, чья карьера была более чем плодотворной, ведь он играл с такими коллективами как Taproban, The Far Side и Daal среди прочих.
CD «Leverage» - хороший пример нео-прога 90-х годов, который, конечно, может оставить равнодушными любителей более ретро-альбомов, но понравится всем поклонникам мелодичного прогрессивного рока, мягкого, современного симфоник-рока и модного ныне нео-прога.
Возвращаясь немного в глубь веков, познакомимся с необычно открытой группой (в отличие от скрытых, хоть и современных) из Генуи, под названием Mandillo, как говорят, существующей до сих пор, сформировали которую аж в начале 70-х годов Пьер Никколо "Бэмби" Фоссати (гитара, вокал) и барабанщик Маурицио Кассинелли, оба из ещё одной местной команды Garybaldi, бывшей Gleemen, а далее ставшей Bambibanda E Melodie. Изначально компанию отцам-основателям составили клавишник Альдо Де Скальци и его брат Витторио из тоже генуэзской группы New Trolls на гитаре, Паолино Коста на саксофоне и певица Рита Витц. Тогдашняя открытость Mandillo для других музыкантов проявилась при поддержке её оригинальных участников ещё двумя поющими гитаристами, Франческо Санди и Лучано Оттонелло, а также Рино Лорето (бас) и Марко Дондеро (флейта), которые вскоре стали основными фигурами в группе.
Их единственный одноимённый альбом, вдохновлённый творчеством знаменитых британцев The Beatles и саундом американского Западного побережья, выпущен на небольшом независимом лейбле «Grog Records» в 1976 году. Релиз послужил неким «дивертисментом», представляя собой облегчённый LP с рок-песнями, в которых преобладали вокальные партии с короткими инструментальными паузами, что несколько разочаровывает, учитывая качество исполнителей и их прошлые заслуги. На пластинке есть треки, которые ближе к прогрессиву («Il Commerciante Di Lima», с хорошим использованием флейты), рок-н-роллу («Dora Dollar», с приличным гитарным соло), дурацким джинглам («Briciole D'Amor»), при записи, которая могла бы быть намного лучше.
Superquadro - America Del $ (1979) Superquadro - Agata Tu, Agata Io (1979)
Первоначальный состав Mandillo (Санди, Оттонелло, Лорето и Кассинелли, кроме флейтиста Дондеро) в 1979 году также выпустил сингл «America Del $ / Agata Tu, Agata Io» от имени группы под названием Superquadro, а далее, в 1982 году, они преобразовались в коллектив Reunion с расширенным составом из семи музыкантов и репертуаром каверов на песни ансамбля Beatles. Reunion записали два альбома: в 1988 году - «The Falling Donkey's Sessions» (правда так и не выпущенный) и в 1992-м концертник «Ten Years Is Got» (которого, впрочем, тоже нигде не видно).
Если любопытно, - по ссылке 114 страничный путеводитель по итальянскому прогрессиву. https://cloud.mail.ru/public/P33b/WJXSY5j1L
...Напрочь одолел склероз. Не могу никак вспомнить название группы и альбома. Итальянский прог 70-х. Один альбом. На обложке череп с оплывшими свечами. Вот здесь почему-то нет, а может, плохо искал...
Итак, настал черёд и для творений незабвенного Джузеппе (Беппе) Кровелла (родился 21 марта 1952 года в Турине, ныне проживает в Сан-Себастьяно-да-По, Пьемонте, Италия), композитора, пианиста и клавишника, певца, художественного и музыкального продюсера, а также писателя, фактически самоучки, который начал играть на различных клавишных инструментах в возрасте 15-ти лет.
Участник отечественных блюз/джаз/прог-рок коллективов Arti & Mestieri, Skarab, Romantic Warriors, Secret Cinema, Tower и Mosaic, Кровелла в период 1992-2013 годов выпустил несколько сольных альбомов (сам Беппе - автор более 2500 композиций, включая песни), а также записывался с артистами из разных стран (США, Япония, Швеция, Германия), среди которых такие известные исполнители, как Орасио Эрнандес (один из самых популярных барабанщиков в мире), Карлос Сантана, Дэрил Смит и Айк Уиллис из группы Фрэнка Заппы, Мел Коллинз (икона саксофона 70-х), King Crimson, Dire Straits, Пино Даниэле, Дэвид Кросс (известный рок-скрипач из King Crimson), японский классический скрипач Наото, Клайв Банкер из Jethro Тull, Ричард Синклер из Caravan и группа Soft Machine.
Mosaic - одна из самых необычных и причудливых групп, которые кто-либо и когда-либо слышал, а их единственный альбом выпущен в 1995 году миланским лейблом «Vinyl Magic». Дирижирует здесь, а равно самолично и музицирует наш мультиинструменталист, повсеместно присутствующий в итальянской прог-рок зоне 90-х, Беппе Кровелла, представляя один из самых интересных и в то же время скучных альбомов, как считают некоторые его рецензенты.
Альбом под названием «Miniatures», с великолепной обложкой, нарисованной Джузеппе Окклеппо, состоит не более и не менее чем из 40-ка треков, очень коротких - все до 3-х, а большинство вовсе до 2-х минут звучания. Как поясняет сам Кровелла в буклете к компакт-диску, он хотел построить альбом из маленьких коротких кусочков, неких миниатюр, до тех пор, пока не получится целостная картина.
Пьесы прогрессивного рока с отличными клавишными партиями Беппе, с некоторыми своеобразными, причудливыми, почти авангардными проходами, где слышны почти все инструменты, которые вы можете себе представить: меллотрон, трубы, флейта, гобой, небольшой струнный оркестр и т. д. Миниатюры имеют многие настроения, исследуя различные музыкальные границы в проге, от произведений с собственной идентичностью до тех, что переплавляются одно в другое, а сам альбом явно находится на вершине странностей в коллекции меломана.
Помимо Кровелла в числе исполнителей присутствует барабанщик его первой группы Arti & Mesteri - Фурио Кирико, а также какой-то аргентинский фолк-певец Анхель Акоста и другие приглашённые артисты, что внесли свой вклад в звучание и атмосферу альбома. Правда, вам, возможно, понадобится целая неделя, чтобы в полной мере оценить, что здесь происходит, и далеко не факт, что вы будете в восторге, а в какой-то момент действительно становится скучно и легко можно потерять следы сюжета в предлагаемой музыке. Однако любители странностей в проге могут охотно послушать это, но будьте осторожны, здесь весьма не повседневная музыка, поверьте.
Разумеется, выше представленный альбом «Miniatures» весьма специфичен и далеко не показателен в части уяснения основного профиля и творческого стиля маэстро Беппе Кровелла, а потому предлагается послушать его первую сольную работу - диск «Kings Of Clubs», выпущенный в 1992.
Что ж, здесь вы можете послушать великого Беппе Кровелла, находящегося в нескольких световых годах от звучания его материнской группы Arti & Mestieri, сражающегося с Хаммондом, этим фантастическим инструментом с уникальным и безошибочно узнаваемым тембром.
Кровелла, один из основателей известной туринской джаз-рок/прог-группы Arti & Mestieri, вместе с Фурио Кирико, Джиджи Венегони и Марко Галлези играл на клавишных на первых двух альбомах "Tilt" (1974) и "Giro Di Valzer Per Domani" (1975), а также на "Murales" 2001 года. В 1992 году в сопровождении большой группы музыкантов Беппе вошёл в студию для записи своего первого сольного альбома-жемчужины, выпущенного лейблом "Synergy Records" в виниловой и CD-версии.
Композиции альбома возвращают нас прямиком в 60-е годы: помимо Беппе Кровелла, занятого на органе Hammond и фортепиано, мы находим здесь четверых гитаристов, которые предлагают нам саунд, похожий на звук волшебной гитары Стива Кроппера. В записи также задействованы два басиста, три барабанщика/перкуссиониста, флейтист, саксофонист, а ещё духовую секцию представляют труба, флюгельгорн и тромбон. Последующая сольная дискография Беппе Кровелла (только от имени и фамилии) состоит ещё из семи альбомов, выпущенных в период между 1992-м и 2013 годами.
NEXT – малоизвестная итальянская группа 90-х годов, состоящая по сути из одного музыканта - Риккардо Мацца, сочинившего все композиции и придумавшего их аранжировки. Он также сыграл на клавишных, ударных, спел, спрограммировал все эффекты на единственном альбоме «The Virtual Cage» (Виртуальная клетка), записанном в туринской «The Synergy Studios», инженером которой служил уже знакомый нам Беппе Кровелла, он же выступил и продюсером релиза. Внешняя помощь маэстро Мацца при записи альбома пришла в лице Людовико Ваньоне и Роберто Демо на электрической и акустической гитарах, соответственно, Пьеро Понцо на саксофоне и Луки Агмемо на бэк-вокале. Альбом выпущен в 1994 году на миланском лейбле «Vinyl Magic».
Более или менее это есть попытка лирического нео-прога с намёками на сольные работы Питера Гэбриэля и саундсайтами из музыки британских же ансамблей CYAN и MARILLION, а в целом довольно легко слушаемый материал, хорошо аранжированный, с красивыми мелодиями на отдельных произведениях, но также и с некоторыми очевидными недостатками, учитывая, что всё записано фактически в одиночку, в 90-х и без особой посторонней технической помощи.
Мацца украшает свои композиции классическими прелюдиями, типичными синтезаторными текстурами с нео-привкусом и плавными гитарными партиями, в особенности хороша первая половина альбома, как, например, лирическая композиция «Until The End», с прекрасным соло на саксофоне, ну а кульминацией является 11-ти минутная «Now... (Outside The Cage)», которая могла бы стать действительно великолепной, если бы её исполняла полноценная группа.
В принципе, вполне достойный альбом, подходящий для фанатов, которые не возражают против программирования экспериментального звука в их стандартном меню стиля Neo Prog. Что-то среднее между работами упомянутых Гэбриэля и CYAN, лёгкая, синтетическая музыка, правда, порой страдающая от развития цифровых технологий.
Очередная малоизвестная итальянская нео-прог группа OVERDRIVE из Милана, по общему мнению, основана в середине 80-х годов прошлого века ядром музыкантов, в которое входили клавишник Доменико Дель Синьор, барабанщик Джо Торелли, басист/вокалист Мауро Капути и гитарист Джимми А. Судя по всему, далее данный состав был расширен до пяти исполнителей, но не без потерь, поскольку Капути и Джимми А. ушли, а их заменили Пино Федерикони (вокал), Милтон Дамиа (гитара) и Марко Марчелли (бас).
Их единственный альбом «The Human Machine» записан и смикширован в «Campolungo Studio» города Витербо с мая по октябрь 1990 года, в процессе записи также участвовали Ева Пьетрони на флейте, Макс Карлаччини на саксофоне, вокалистка Мануэла Кьяриелло и гитарист Вито Ларучча из римской прогрессивной группы EZRA WINSTON. Релиз выпущен в том же году на знаковом французском прог-рок лейбле «Musea», ещё один участник Ezra Winston, клавишник Мауро Ди Донато, выступил продюсером и аранжировщиком.
Материал работы довольно приличный, демонстрирует гармоническое и инструментальное богатство. Особое внимание уделяется партиям гитары и доминирующим клавишным (синтезаторы, фортепиано). Вокал часто дублируется, как это делали британцы GENTLE GIANT, а приглашённые гости не портят общую картину. Такого рода эмоциональная музыка напоминает творения лучших итальянских групп 70-х, к примеру QUELLA VECCHIA LOCANDA, BANCO DEL MUTUO SOCCORSO или PREMIATA FORNERIA MARCONI.
Ну, тогда и я продолжу...
Итальянская компания TALE - это творческое средство некоего Микеле Тале (полные ФИО – Микеле Тале Ди Белла), о котором и сегодня мало что известно. Для записи одного альбома, выпущенного под этим псевдонимом, Микеле привёл с собой в туринскую «Minirec Studio» нескольких музыкальных компаньонов. Большинство из них играли в итальянской (из того же Турина) прог-рок группе ZAUBER, участником которой некоторое время был и сам Тале.
Из-за данного обстоятельства многие рецензенты считают единственное произведение TALE неизвестной и неопубликованной в своё время частью дискографии группы ZAUBER, даже если стилистически музыкальный материал работы имеет более сильное сходство с усилиями таких артистов, как британская прогрессивная команда CAMEL и Энтони Филипс, известный как первый гитарист ещё одних знаменитых англичан GENESIS.
Итак, единственная продукция итальянского проекта TALE, под названием «Senza Frontiere», была выпущена в 1994 году на отечественном лейбле «Kaliphonia Records».
Да, такой вариант у меня есть тоже, но уж больно некачественный... Будем искать...
Ещё одна часть итальянского пазла из стилей Neo-Prog/Sympho начала 90-х, группа Tale Cue, сформирована в Милане в 1987 году певицей Лаурой Басла, гитаристом Сильвио Масанотти и клавишником Джованни Порпора, а стартовый репертуар коллектива состоял исключительно из каверов. Вскоре после этого к троице присоединились новые участники: Энрико Аббьяти на басу и Филиппо Оггони на барабанах, и в таком составе они записали демо-кассету «Four Tales» (1989).
Далее Аббьяти заменил Давиде Веккьоне и следующим шагом для группы стало сочинение, помимо четырёх песен для рекламных целей, более значимого материала, к тому же французский прог-лейбл «Musea Records» решил взять их под своё крыло. В итоге за авторством выступивших в качестве основных композиторов Порпора и Масанотти в 1990 году записан полнометражный альбом «Voices Beyond My Curtain» (Голоса за моей занавеской), выпущенный в следующем, 1991-м.
Tale Cue была довольно амбициозной группой, о чём свидетельствуют шесть длинных треков их дебюта, ни один из которых не занимает меньше 7-ми минут времени, стилистически близких к работам соотечественников MOONGARDEN, THEATRE, GALLANT FARM или ERIS PLUVIA, но, возможно, с более ретро-звучанием, чем у большинства вышеупомянутых групп, а напыщенные клавишные партии напоминают о ещё одних земляках NUOVA ERA.
Хороший, интеллектуальный и очень сложный нео/симфонический прог с постоянным драматическим окружением, представленный в расширенных частях с несколькими движениями, где лирические моменты ближе к основам неопрога в духе саунда британцев MARILLION и опять же итальянцев ASGARD, но инструментальные темы определённо следуют сложной разновидности симфонического рока.
Очередной одноальбомный проект нашего старого знакомого, клавишника из группы Arti E Mestrieri Беппе (Джузеппе) Кровелла. Скооперировавшись с туринским барабанщиком Элио Ривагли и джазовой вокалисткой Паолой Мэй, назвав образовавшееся трио Tower, он записывает в 1994 году альбом «Tales From A Book Of Yestermorrow» (Yestermorrow – игра слов, объединяющая «вчера» и «сегодня»), вышедший в том же году на миланском специализированном лейбле «Vinyl Magic».
Основной упор, понятное дело, ложится на клавишные: используя различные инструменты, от меллотрона и фортепиано до синтезаторов и органа Hammond, Кровелла делает звучание композиций весьма разнообразным. Барабанщик Элио Ривагли обеспечивает при этом чёткий ритм, но порой кажется, что его слишком много. Впрочем, это вина в первую очередь звукорежиссёра, не догадавшегося приглушить звук барабанов при сведении. Очень часто вы можете ловить себя на мысли, что в составе Tower есть и третий музыкант – бас-гитарист, но скорее всего этот эффект возникает благодаря мастерской игре Кровелла на синтезаторе. Теперь немного о даме. Паола Мэй певица с сильным высоким голосом, но при наличии отличных вокальных данных, именно её пение и снижает серьёзность музыки, уводя её в сторону попсовости. Правда Паоле помогает маэстро Кровелла, добавляя в композиции синтезаторный хорал.
Цель Корвелла в рамках данного проекта интерпретируется как то, что пытались сделать большинство прог-рок групп между серединой 80-х и началом 90-х годов: объединить несколько сложных инструментальных проговых пассажей с довольно коммерчески звучащими припевами и структурами. Результат на этот раз получился вполне достойный, но он даже близко не соответствует смыслу настоящего прогрессивного рока. В любом случае, этот релиз рекомендуется любителям нео/симфо-рока с сильными намёками на коммерческую поп-музыку.
Итак, вот и подобрались мы к одному из моих любимейших (с давних пор) альбомов в итальянском проге, но сразу оговорюсь, что эту мою любовь разделяют далеко немногие соратники по увлечению рок-музыкой, а некоторые из них даже недоумевают, мол, что тут можно найти эдакого особенного? Что поделать, на вкус и цвет, как говорится… Ну, нравятся мне подобные необычные, экстравагантные вещицы и всё тут! Недаром, ещё с юношества фанатея от творений моих фаворитов в роке в целом, группы PINK FLOYD и её участников, наряду с «The Dark Side…» и «Wish You Were Here», я не устаю восхищаться не столь известной работой Роджера Уотерса и Рона Гизина «Music From The Body».
Причудливый концептуальный альбом 1975 года о коме после автокатастрофы и обо всех беспорядочных мечтах/воспоминаниях, которые могут возникнуть в такой ситуации. Песни, звуковые ландшафты и полевые записи смешиваются в бредовом тумане, пока наш главный герой пытается прийти в себя. По отдельности песни, которые варьируются по стилю от тем автора-исполнителя до рока, изысканного фолка, пародий на Элвиса и песнопений в стиле Дракулы, не особенно запоминаются. Но в целом всё это сливается в восхитительный поток «связной несогласованности», а после многократного прослушивания «Ultima Spiaggia (Disco Dell´Angoscia)» становится, пожалуй, самой необычной пластинкой на всей итальянской рок-сцене.
Записавшая альбом команда музыкантов ULTIMA SPIAGGIA, как говорят, и не совсем группа. Это название пластинки, положившей начало одноимённому лейблу, созданному гитаристом и вокалистом Рики Джанко (урождённым как Риккардо Санна 18 февраля 1943 года), известным рокером 60-х годов в Италии, который таким же образом основал лейбл/группу Intingo. Можно даже сказать (но не утверждая), что это сольный альбом Рикки, так как вся заслуга в записи принадлежит ему.
Итальянскую, из столицы страны Рима, прогрессивную группу VENUS TEBLA основали в начале 90-х Альберто Тебальди (гитара, стик Чапмана), Массимилиано Анджелотти (бас), Симоне Анджелотти (барабаны, перкуссия) и Франческо Росси (фортепиано, клавишные). Самостоятельным образом (без участия какого-либо лейбла) они выпустили свой единственный, концептуальный альбом «Obliquo» в 1998 году и распались два года спустя, в 2000-м.
Скромная работа этого римского квартета находится прямо в фарватере произведений великих мастеров джаз-рока 70-х, таких как, к примеру, британские пионеры стиля Nucleus. Правда, на диске практически нет симфонического рока и все 9 треков хорошей, одухотворённой и воодушевляющей музыки, излучающей энтузиазм и высокую технику исполнения.
Все песни инструментальные, кроме одной, в которой на несколько секунд появляется голос приглашённой вокалистки Эмануэлы Чирикосты, возможно, было бы уместно увеличить количество этих секунд, даже если музыку VENUS TEBLA можно считать завершённой в инструментальном плане. Также нет моментов, когда музыка решает набрать высоту, удерживая её постоянно на достаточно спокойных тонах, без ускорений и переливов; не то чтобы это недостаток, но немного создаётся впечатление, что группа ограничивает свои возможности.
В любом случае, как сказано в одном из обзоров музыкальных критиков, «…их звуковая вселенная весьма богата, является многообразной и разносторонней. …Сегодня трудно найти группы, обладающие подобной страстью к импровизации и с таким же вкусом к исследованиям, вопреки моде и тенденциям, но при этом не забывающие о современности и необходимости качественно выступать перед публикой…».
Крайне малоизвестная итальянская группа, глубоко погребённая под пеплом времени. По общему мнению, CONDOR происходили из городка Калитри (регион Кампания) провинции Авеллино, что в Южной Италии. Возглавляли группу гитарист Алессандро Альтьери и клавишник Крешенцо Мартинелло, которые сочинили весь материал их единственного LP «Viaggio», изданного самостоятельным образом в 1985 году. На самом деле это мелодичный альбом в стиле Prog/Soft Rock, с лёгкими симфоническими влияниями, но вся работа, безусловно, хорошо продумана и имеет достойный продакшн, несмотря на частный выпуск. Большинство треков представляет собой нечто среднее между поп-роком 80-х и мягким итальянским симфоническим роком, во многом в духе творений соотечественников Aton's, Notturno Concertante или Abissi Infiniti.
Композиции содержат очень интересный и выразительный вокал солиста Джованни Бульдо и изрядную дозу музыкальной гибкости, от плавных клавишных симфонических пассажей до акустических тем и от запоминающихся роковых грувов до оркестровых прелюдий. Треки довольно короткие, но чрезвычайно мелодичные, плотные и качественно исполненные, часто с очень хорошей напыщенной атмосферой, даже если большинству проггеров они покажутся более чем простыми и доступными для восприятия. В вокале чувствуется великолепный итальянский романтический вкус, а у Алтьери присутствует прекрасное гитарное чутьё, как в риффах, так и в соло, в сопровождении мечтательной клавишной игры Мартинелло. Мега-редкий LP группы, которая пришла и пропала как яркая вспышка. Итальянские последователи прога или любой, кого не беспокоят и не раздражают его стили 80-х годов, должны обязательно попытаться разыскать хотя бы копию данного релиза.