Сломанные побеги
Без творений американского режиссера Гриффита мировой кинематограф никогда не стал бы таким, как сейчас – «Сломанные побеги»
СЛОМАННЫЕ ПОБЕГИ (1919)
BROKEN BLOSSOMS
США 1830 м пленки, немой, черно-белый (раскрашенный)
Режиссер: Д.У. Гриффит
Продюсер: Д.У. м
Авторы сценария: Томас Бёрк, Д.У. Гриффит
Оператор: Дж.У. Битцер
Композитор: Д.У. Гриффит
В ролях: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмес, Дональд Крисп, Артур Говард, Эдвард Пайл Ст., Джордж Беренджер, Норман Селби
Репутация Д.У. Гриффита в киноискусстве, может быть, слегка завышена, но все же безукоризненна. Без многих его творений американский (да и мировой) кинематограф никогда не стал бы таким, как сейчас. Наибольшую славу ему справедливо принесли «Рождение нации» и «Нетерпимость», запомнившиеся благодаря впечатляющим манипуляциям с сюжетом и монтажом. И все же среди лучших картин этого режиссера выделяются «Сломанные побеги» (1919). Это, безусловно, самый красивый фильм.
Наряду с картиной Воробьи, в лучшем виде представившей прекрасную Мэри Пикфорд, «Сломанные побеги» — пример того, что в Голливуде называли «мягким стилем». Его источником стала гламурная фотография: кинематографисты использовали всевозможные виды корректирующего макияжа, специальные средства подсветки, смазку для объективов и даже необъятные лоскуты прозрачного газовой ткани, свисающей с самого потолка студии, — все, чтобы смягчить недостатки, подчеркнуть и любым образом усилить красоту своих звезд. В «Сломанных побегах» лицо бессмертной Лиллиан Гиш буквально излучает яркий неземной свет, затмевая все остальное на экране.
Красоту Сломанных побегов нужно прочувствовать самому — она действительно ошеломляет. Гиш и ее партнер по фильму, превосходный Ричард Бартелмес, призрачно скользят по лондонскому пейзажу, создаваемому с помощью дыма, тусклых фонарей вдоль переулков и загадочных «восточных» декораций. Простой сюжет фильма, рассказывающий о запретной любви, великолепно дополняется изысканностью и загадочностью обстановки, созданной Джозефом Стрингером. Фильм «Сломанные побеги» не похож ни на один другой фильм.
Американский кинорежиссёр Дэвид Уорк Гриффит использовал рассказ Берка «Китаец и девочка» из сборника «Ночи Лаймхауса» в качестве основы сценария немого фильма «Сломанные побеги» (1919). Для своего времени по длительности, стилю и значимости этот фильм был эквивалентом современных блокбастеров. Гриффит заплатил тысячу фунтов за права на сюжет, что являлось для того времени огромной суммой. Фильм повысил осведомленность общественности о районе Лаймхаус и лондонской нищете.
Совместная работа Гиш и Гриффита оказалась одной из самых плодотворных в американском кинематографе: они работали вместе в «Нетерпимости», «Рождении Нации», «Сиротках бури» и «Пути на Восток», не говоря уже о десятках короткометражных лент. Это сотрудничество режиссера и актрисы сравнимо с такими союзами, как Скорсезе и Де Ниро, Куросава и Мифунэ, Леоне и Иствуд, — это эталон, по которому оценивают всех остальных.
Гриффит великолепно сочетает сюжет о чистых человеческих отношениях с сомнительной, нездоровой обстановкой (большая часть действия проходит в опиумных и портовых притонах). Чтобы справиться с таким разделением формы и содержания, нужен умелый и уверенный в себе режиссер. Гриффит здесь оказался на вершине своих способностей. Напряженность, возникающая между будничным и необычным, держится на протяжении всего фильма. Сломанные побеги занимают значительное место в истории кино.
Смотрите Дэвид Гриффит - Сломанные Побеги (1919)